Гражданское дело № 2-193/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кулебаки Нижегородская область <ДД.ММ.ГГГГ>
Кулебакский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Марцева А.А., с участием помощника Кулебакского городского прокурора Трусовой П.Г., представителя ответчика администрации р.п. Гремячево Кулебакского района Нижегородской области по доверенности Лютиной Л.Г., при секретаре Мысягиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулебакского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации р.п. Гремячево Кулебакского района Нижегородской области о возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Кулебакский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации р.п. Гремячево Кулебакского района о возложении обязанности совершить действия, указывая, что Кулебакской городской прокуратурой в декабре 2011 г. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, организациями ЖКХ, иными субъектами обязанностей по своевременной уборке и вывозу снега в условиях сезонных природных осадков на территории <адрес>. В ходе проверки было установлено следующее.
Хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды»).
Частью 1 ст. 7 указанного закона определено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. И ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
На территории <адрес> приняты и действуют Правила благоустройства, санитарного содержания территорий, организация уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования <адрес> (в ред. от 02.10.2009 г № 151 - далее Правила).
В соответствии с главой 16 указанных Правил контроль за санитарным содержанием территорий, организацией уборки и обеспечением чистоты и порядка на территории муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования. Основными объектами контроля являются: содержание проезжей части улиц и тротуаров, в том числе посадочных площадок на конечных остановках.
На основании п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относится - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 6, п.5 ст. 36 Устава <адрес> к вопросам местного значения сельсовета и полномочиям администрации поселения отнесены содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального строительства.
Статьей 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 г № 144- 3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории <адрес>» определены требования к проведению уборочных работ в зимний период.
В силу ч. 2 ст. 10 Закона до 1 октября текущего года органами местного самоуправления и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега). Территории для временного хранения снега определяются органом местного самоуправления с учетом требований настоящего Закона.
В соответствии с п. 10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2011 года № 137 ФЗ - распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Установлено, что администрацией <адрес> указанные требования закона нарушаются. До настоящего времени администрацией <адрес> не установлены места для приема снега (снегосвалки), площадки для вывоза и временного складирования снега. Складирование снега происходит на обочинах проезжей части автодорог либо на перекрестках.
Выявленное нарушение действующего законодательства приводит к нарушению природоохранного законодательства. Так, подрядной организацией в ходе содержания автомобильных дорог проезжая часть обрабатывается химическими реагентами, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Данные реагенты при складировании снега на обочинах дорог приводят к загрязнению прилегающих к дорогам почв, водных объектов и т.д. В результате нарушаются права граждан на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Также, выявленные нарушения приводят к затруднению движения автотранспорта и пешеходов, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения, является одной из причин совершения дорожно-транспортных происшествий, что как следствие нарушает права неопределенного круга лиц участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
В качестве способа защиты нарушенных прав, статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита.
В данном случае прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права, подлежат судебной защите не представляется возможным: количество владельцев автотранспорта и участников дорожного движения постоянно изменяется.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, в соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределённого круга лиц.
Просят обязать администрацию р.п. Гремячево Кулебакского района Нижегородской области в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> определить и подготовить места для приема и временного хранения снега (снегосвалки, площадки для временного складирования снега) в соответствии с требованиями <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об обеспечении чистоты и порядка на территории <адрес>».
Участвующий в рассмотрении дела помощник Кулебакского городского прокурора Трусова П.Г. в судебном заседании полностью поддержала заявленные.
Представитель ответчика администрации р.<адрес> <адрес> Лютина Л.Г. в судебном заседании исковые требования признала, просила установить срок совершения действий - <ДД.ММ.ГГГГ>.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в , , , <адрес>х в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды»).
Частью 1 ст. 7 указанного закона определено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. И ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
На территории <адрес> приняты и действуют Правила благоустройства, санитарного содержания территорий, организация уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования <адрес> (в ред. от 02.10.2009 г № 151 - далее Правила).
В соответствии с главой 16 указанных Правил контроль за санитарным содержанием территорий, организацией уборки и обеспечением чистоты и порядка на территории муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования. Основными объектами контроля являются: содержание проезжей части улиц и тротуаров, в том числе посадочных площадок на конечных остановках.
На основании п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относится - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 6, п.5 ст. 36 Устава <адрес> к вопросам местного значения сельсовета и полномочиям администрации поселения отнесены содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального строительства.
Статьей 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 г № 144- 3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории <адрес>» определены требования к проведению уборочных работ в зимний период.
В силу ч. 2 ст. 10 Закона до 1 октября текущего года органами местного самоуправления и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега). Территории для временного хранения снега определяются органом местного самоуправления с учетом требований настоящего Закона.
В соответствии с п. 10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2011 года № 137 ФЗ - распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
На основании вышеизложенного, установлено, что администрацией <адрес> указанные требования закона нарушаются. До настоящего времени администрацией <адрес> не установлены места для приема снега (снегосвалки), площадки для вывоза и временного складирования снега. Складирование снега происходит на обочинах проезжей части автодорог либо на перекрестках.
Выявленное нарушение действующего законодательства приводит к нарушению природоохранного законодательства. Так, подрядной организацией в ходе содержания автомобильных дорог проезжая часть обрабатывается химическими реагентами, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Данные реагенты при складировании снега на обочинах дорог приводят к загрязнению прилегающих к дорогам почв, водных объектов и т.д. В результате нарушаются права граждан на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Также, выявленные нарушения приводят к затруднению движения автотранспорта и пешеходов, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения, является одной из причин совершения дорожно-транспортных происшествий, что как следствие нарушает права неопределенного круга лиц участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
Суд также считает, что в соответствии со статьями 204, 206 ГПК РФ необходимо, учитывая конкретные обстоятельства дела, установить срок совершения указанных действий – <ДД.ММ.ГГГГ>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
заявленный Кулебакским городским прокурором иск удовлетворить:
Обязать Администрацию р.<адрес> <адрес> в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> определить и подготовить места для приема и временного хранения снега (снегосвалки, площадки для временного складирования снега) в соответствии с требованиями Закона Нижегородской области № 144-З от 10.09.2010 г «Об обеспечении чистоты и порядка на территории <адрес>».
Копию решения направить лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании.
Срок обжалования решения 1 месяц в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через городской суд г. Кулебаки.
Судья: А.А.Марцев.