Гражданское дело № 2-19/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кулебаки Нижегородской области <ДД.ММ.ГГГГ>
Кулебакский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Марцева А.А., с участием представителя Садкова А.А. по доверенности Козлова Ю.Н., представителя ответчика Администрации Кулебакского района Нижегородской области по доверенности Захаровой Л.В., при секретаре Мысягиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кузьминой Татьяны Алексеевны, действующей в интересах Садкова Анатолия Алексеевича, к Администрации Кулебакского <адрес>, Министерству социальной политики <адрес> о признании обоснованным признание Садкова Анатолия Алексеевича нуждающимся в улучшении жилищных условий, включение его постановлением Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> в список ветеранов Великой Отечественной войны; признание незаконным постановление Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> в части снятия Садкова Анатолия Алексеевича с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения и отмене в этой части постановления Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****>,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» (пункты 1 и 1.2) Садков Анатолий Алексеевич, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, с <ДД.ММ.ГГГГ> признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (ст. 51 ч. 1 п. 1 ЖК РФ).
Постановлением Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения» (пункты 1, 1.1 и 2) Садков Анатолий Алексеевич, поставленный ранее на учет нуждающихся как ветеран Великой Отечественный войны, признан не имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения; пункт 1.2 постановления Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий», касающийся Садкова А.А., в этой связи отменен.
Кузьмина Татьяна Алексеевна в интересах Садкова А.А., являющегося инвалидом первой группы, первоначально обратилась в суд с иском о признании обоснованным признание Садкова А.А. постановлением Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его в списки ветеранов Великой Отечественной войны.
После частичной отмены данного постановления в ходе рассмотрения гражданского дела в суде, стороной истца оспаривается и Постановление Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>, в части, касающейся Садкова А.А.
Обоснованием иска являются следующие обстоятельства:
Садков А.А. имеет право на льготы, установленные ст.ст. 14, 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», как инвалид первой группы с детства, в связи с тем, что получает пенсию по случаю потери кормильца за умершего отца [ФИО]1, который был участников Великой Отечественный войны, что подтверждается соответствующими справками. Так как Садков А.А. является инвалидом первой группы с детства и недееспособным, постановлением <адрес> <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> его опекуном была назначена Кузьмина Т.А. В связи с отсутствием у Садкова А.А. собственного жилья, постановлением <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, включен в очередь ветеранов Великой Отечественный войны по<адрес> <ДД.ММ.ГГГГ>, однако в нарушения требований действующего законодательства <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> Садкову А.А. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома) в рамках Федерального закона «О ветеранах», т.к. письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> Министерства социальной политики <адрес> было признано незаконным включение Садкова А.А. в списки лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья по Указу Президента № 714, администрации Кулебакского <адрес> было предложено снять его с очереди на получение выплаты, в связи с чем <ДД.ММ.ГГГГ> администрацией Кулебакского <адрес> было издано оспариваемое постановление <№*****>, которое ущемляет права и законные интересы Садкова А.А..
Кузьмина Т.А., действующая в интересах недееспособного истца Садкова А.А., в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела. В соответствии с объяснениями Кузьминой Т.А. в суде от <ДД.ММ.ГГГГ> Садков А.А. членом ее семьи не является. Дом, где они проживают – ее наследственное имущество, Садков А.А. прав на этот дом не имеет, своего жилья также не имеет.
Представитель Садкова А.А. по доверенности Козлова Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования поддерживает и просит их удовлетворить, т.к. Садков А.А. имеет права на льготы, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны. Доводы о том, что Садков А.А. член семьи Кузьминой Т.А., не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, площадь жилого помещения Кузьминой Т.А. больше учетной нормы, необоснованны, т.к. Кузьмина - опекун Садкова А.А., проживание Садкова совместно с Кузьминой вызвано требованиями законодательства, что не свидетельствует о том, что Садков является членом ее семьи, имеет права на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Кузьминой, не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Представитель Администрации Кулебакского района Нижегородской области по доверенности – Захарова Л.В. заявленный иск не признала и показала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Садков Анатолий Алексеевич в соответствии с рекомендацией жилищной комиссии от <ДД.ММ.ГГГГ> на основании постановления <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения
и включен в список ветеранов Великой Отечественной войны на получение социальной выплаты на приобретение жилья из федерального бюджета в рамках Указа президента РФ от 07.05.2008 года, однако письмом Министерства социальной политики <адрес> № 318-19-8503/11 на основании протокола заседания межведомственной комиссии по реализации на территории <адрес> мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от 24.06.2011 года №8, во избежание нецелевого расходования средств федерального бюджета администрациям муниципальных районов <адрес> было рекомендовано рассмотреть вопрос о снятии с учета ряда граждан, в том числе, и Садкова А.А., по следующим основаниям: Садков А.А. является членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны, инвали<адрес>-й группы и получателем пенсии по случаю потери кормильца за умершего отца - ветерана Великой Отечественной войны. Садков А.А. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, принадлежащем на праве собственности его сестре Кузьминой Т.А., являющейся его опекуном. В силу ст.31 ЖК РФ Садков является членом семьи собственника жилого помещения Кузьминой Т.А. Обеспеченность общей площадью на 1 <№*****> кв.метров, что больше учетной нормы общей площади <№*****> кв.метров, установленной решением Земского собрания Кулебакского <адрес>. Следовательно, Садков подлежит снятию с очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения, т.к. не является нуждающимся в обеспечении жилым помещением, в связи с чем и было издано Постановлением администрации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****>.
Представитель привлеченного для участия в деле в качестве ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности – Габелева Э.А. в своем заявлении в суд просит рассмотреть дело в отсутствие представителя данного министерства. В возражениях по иску указывается, что Садков А.А. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Постановлением администрации Кулебакского <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> Садков А.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между тем, нуждающимся в улучшении жилищных условий Садков А.А. признан в нарушение норм действующего законодательства. Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Садков А.А. совместно с опекуном Кузьминой Т.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в собственности Кузьминой Т.А., и имеющим общую площадь <№*****> кв.метра. Статьей 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Истцом не представлено доказательств того, что Садков А.А. вселялся в жилое помещение, принадлежащее Кузьминой Т.А., не как член ее семьи и ведет с ней раздельное хозяйство. Напротив, учитывая, что Кузьмина Т.А. является опекуном Садкова А.А., а сам Садков А.А. является инвалидом 1 группы с детства и недееспособным, их взаимоотношения не могут характеризоваться отсутствием ухода, заботы и ведением раздельного хозяйства. Таким образом, Садков А.А. является членом семьи Кузьминой Т.А. Постановлением Земского Собрания Кулебакского <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> на территории Кулебакского района установлена учетная норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде, в размере <№*****> кв.метров общей площади на 1 человека. Таким образом, на каждого проживающего в вышеуказанном жилом помещении приходится <№*****> кв.м., что значительно превышает учетную норму. Соответственно, Садков А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий не является. Доказательств, подтверждающих право Садкова А.А. состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по другим основаниям, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ, не представлено. При таких обстоятельствах, довод истца об отсутствии у Садкова А.А. собственного жилья, не может быть принят во внимание.
Представитель привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) по доверенности – Нечаев М.В. в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указывает, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также порядок принятия на учет и порядок снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 51 ЖК РФ). Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Минрегион России не наделен полномочиями по принятию на учет и снятию с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40, Минрегион России не наделен полномочиями давать правовую оценку действиям должностных лиц, нормативным правовым актам, принимаемым государственными органами Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также совершать какие-либо действия, направленные на отмену или изменение данных актов или принимаемых решений. Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.12.2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2011 года № 352-р во исполнение Федерального закона «О ветеранах» Нижегородской области платежным поручением от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> перечислена субвенция в размере <№*****> рублей. На основании приложения 30 (таблица 38) Федерального закона от 13.12.2010 года №357-ФЗ (ред. от 1 июня 2011 года №105-ФЗ) Нижегородской области платежным поручением от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> перечислена субвенция в размере <№*****> рублей. Согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О ветеранах», Положению о Минрегионе России в компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах». Учитывая вышеизложенное, Минрегион России свои обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в части предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Федеральных законом «О ветеранах», в том числе и <адрес>, исполнил в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие вышеуказанных представителей участников судебного разбирательства, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, от которых не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям:
Указом Президента Российской Федерации года № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах»; высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов исполнительной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем вышеназванных лиц.
В судебном заседании установлено, что умерший отец Садкова Анатолия Алексеевича – [ФИО]1 являлся участником Великой Отечественной войны.
Садков А.А. являлся членом семьи умершего Садкова А.С., будучи инвалидом первой группы с детства, получает пенсию по случаю потери кормильца за умершего отца Садкова А.С., что подтверждается соответствующими справками, представленными в материалы дела, и не оспаривается лицами, участвующими в рассмотрении дела.
Садков А.А. имеет право на меры социальной поддержки, установленные, ст.ст. 14, 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются также следующие меры социальной поддержки (пункт 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»):
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <ДД.ММ.ГГГГ>, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после <ДД.ММ.ГГГГ>, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Так как Садков А.А. является инвалидом первой группы с детства и недееспособным, его опекуном постановлением <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> была назначена Кузьмина Татьяна Алексеевна.
<адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» (пункты 1 и 1.2) Садков Анатолий Алексеевич, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, с <ДД.ММ.ГГГГ> обоснованно был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (ст. 51 ч. 1 п. 1 ЖК РФ), однако <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения» (пункты 1, 1.1 и 2) Садков Анатолий Алексеевич признан не имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****>, снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения; пункт 1.2 постановления Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий», касающийся Садкова А.А., в этой связи, отменен.
Обоснованием этого являются рекомендации Министерства социальной политики <адрес>, содержащиеся в письме за <№*****>, основанном на протоколе заседания межведомственной комиссии по реализации на территории <адрес> мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****>.
Таким образом, основанием для снятия Садкова А.А. с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения и признание за ним права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 является то, что он член семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, - Кузьминой Т.А., площадь жилого помещения которой на каждого члена семьи больше учетной нормы, установленной решением Земского собрания Кулебакского <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающихся, в связи с чем Садков А.А. не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения и обеспечении жилым помещением в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом «О ветеранах».
Данная позиция не основана на законе.
В соответствии со статьями 31, 32, 35, 36, 39 и 40 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным Гражданским кодексом РФ, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Как следует из норм ст.ст. 16, 17, 18 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству могут исполняться на возмездной основе. Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат; имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия; опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах.
На основании ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
На основании вышеизложенного, в судебном заседании установлено, что местом жительства Садкова А.А. является <адрес> – место жительства его опекуна Кузьминой Т.А., т.к. он в силу тяжести заболевания жить самостоятельно не может (справка об инвалидности, постановление <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> об установлении опеки, объяснения Кузиной Т.А. в суде от <ДД.ММ.ГГГГ>). Членом семьи Кузьминой Т.А. он не является и проживание по данному месту жительства Садкова А.А. вызваны правоотношениями, вытекающими из законодательства об опеке и попечительстве.
Садков А.А., кроме того, своего жилья не имеет. Указанный жилой дом не является совместной собственностью Садкова А.А. и Кузьминой Т.А., согласия Кузьминой Т.А. на то, чтобы за Садковым А.А. было признано право собственности на ее имущество, не имеется. Не имеет Садков А.А. прав на данное жилое помещение и в силу наследственных правоотношений (жилой <адрес> принадлежит Кузьминой Т.А. на праве собственности на основании свидетельства о праве собственности на наследство по закону от <ДД.ММ.ГГГГ>, реестровый <№*****>, после смерти своего мужа Кузьмина Н.А.).
В этой связи доводы ответчиков по иску о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 31 Жилищного кодекса РФ, необоснованны, т.к. проживание Садкова А.А. в жилом помещении вызвано предусмотренными законом основаниями, не свидетельствующими о волеизъявлении собственника жилого помещение на вселение Садкова А.А. в жилое помещение в качестве члена своей семьи.
На основании изложенного, <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» (пункты 1 и 1.2) в отношении Садкова Анатолия Алексеевича соответствовало требованиям жилищного законодательства (ст. 51 ЖК РФ), правоотношениям, связанным с реализацией прав на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации года <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
В то же время, Постановление Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения» (пункты 1, 1.1 и 2) в отношении Садкова А.А. не соответствует данным требованиям, существенно нарушает его права и законные интересы, в силу чего все заявленные требования являются обоснованными.
Рассмотрев заявление о взыскании расходов на оплате услуг представителя истца в сумме <№*****> рублей, суд исходит из того, что в соответствии со статьями 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся и расходы по оплате услуг представителя.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В этой связи судом учитываются обстоятельства и сложность дела, обоснованность заявленных и удовлетворенных судом требований, а также то, что установление размера и порядка оплаты услуг представителя относятся к сфере усмотрения доверителя и поверенного, в силу чего данные расходы понесены реально. С учетом требований разумности, справедливости и соразмерности, суд взыскивает в пользу стороны истца указанные расходы в полном объеме, считая их вызванными необходимостью и справедливыми по сумме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
удовлетворить заявленные исковые требования в интересах Садкова Анатолия Алексеевича:
1. Признать обоснованным признание Садкова Анатолия Алексеевича нуждающимся в улучшении жилищных условий и его включение <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» (пункты 1 и 1.2) в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с <ДД.ММ.ГГГГ>.
2. Признать незаконным <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения» (пункты 1, 1.1 и 2) о снятии Садкова Анатолия Алексеевича с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения и отмене в этой части постановления Администрации Кулебакского <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****>.
Взыскать с <адрес> в пользу Садкова Анатолия Алексеевича расходы по оплате услуг представителя - <№*****> рублей; взыскать с Министерства социальной политики <адрес> в пользу Садкова Анатолия Алексеевича расходы по оплате услуг представителя - <№*****> рублей.
Копию решения суда направить лицам, участвующим в рассмотрении дела, не присутствовавшим в судебном заседании
Срок обжалования решения 1 месяц в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд.
Судья: А.А. Марцев