о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, установлении факта прина



Копия, дело №2-122/2010РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2010 года пос. Кукмор РТ

Кукморский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Кадырова И.К., при секретаре Гарифзяновой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиева Ф.А., Валиев И.В. к Манзарасскому сельскому исполнительному комитету Кукморского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа,

установил:

Истцы Валиева Ф.А. и Валиев И.В. обратились в суд с иском к Манзарасскому сельскому исполнительному комитету Кукморского муниципального района РТ о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, установления факта принадлежности правоустанавливающего документа.

Свое заявление мотивировали тем, что *** года умер ФИО2. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: РТ, ***, ***, ***, ***. Наследниками на открывшееся наследство по закону являются истцы. При обращении с заявлением в нотариальный орган, в установленный законом срок, о выдаче свидетельства о праве на наследство, им в выдаче документа отказали и предложили обратиться в суд. Валиева Ф.А. и Валиев И.В. считают, что они фактически приняли наследство после смерти ФИО2, владели и пользовались вышеуказанным жилым домом с надворными постройками. В связи, с чем они полагают, что за ними должно быть признано право собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: РТ, ***, ***, ***, ***. Кроме того, свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выдан Манзарасским сельским Советом *** года на имя умершего супруга ФИО2, а не ФИО2 как указано по свидетельству о его смерти.

На основании изложенного, истцы просят суд признать за ними право собственности на вышеуказанный жилой дом и установить факт принадлежности вышеуказанного свидетельства, умершему *** года ФИО2

В ходе судебного заседания истцы Валиева Ф.А. и Валиев И.В., иск поддержали и показали, что после смерти ФИО2, умершего *** года, открылось наследство в виде жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: РТ, ***, ***, ***, ***, который является самовольной постройкой. Наследниками первой очереди, фактически принявшие наследство, являются супруга умершего ФИО2 - Валиева Ф.А. и его сын - Валиев И.В. При обращении с заявлением в нотариальный орган о выдаче свидетельства о праве на наследство, им в выдаче документа отказали и предложили обратиться в суд. ФИО2, умерший *** года, с момента постройки и по день своей смерти постоянно проживал с ней и со своим сыном по адресу: РТ, ***, ***, ***, ***, владел и пользовался всем своим имуществом на праве собственности. После смерти ФИО2 они фактически приняли наследство, остались проживать по вышеуказанному адресу, владеют и пользуются жилым вышеуказанным домом с надворными постройками, несут расходы по содержанию имущества. Кроме того, истцы не могут реализовать свое право на наследство, поскольку в свидетельстве *** на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного Манзарасским сельским Советом *** года, отчество ФИО2 в вышеуказанном документе не указано.

Представитель ответчика - Исполнительный комитет Манзарасского сельского поселения Кукморского муниципального района РТ не возражал против удовлетворения иска.

Третьи лица – ФИО3 и ФИО1 извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, своими заявлениями просили рассмотреть гражданское дело без их участия, против удовлетворения иска не возражали, указав, что отказываются от своих долей в наследстве.

Выслушав стороны и исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Согласно ст. 218 ч.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

На основании ст. 1152 п. 4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита права осуществляется, в том числе, и путем его признания.

Согласно ст. 264 ч.2 п.5 ГПК РФ, суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

Судом установлено, что Валиева Ф.А. и Валиев И.В. приняли наследство как наследники первой очереди, открывшееся после смерти ФИО2, умершего *** года, в виде жилого дома с надворными постройками площадью всех частей здания 77,4 кв.м., общей площадью 62,8 кв.м., в том числе жилой площадью 49,5 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Кукморский муниципальный район, ***, ***, ***. Спорный жилой дом, который является самовольной постройкой, расположенный по вышеуказанному адресу признается принадлежащим им со дня открытия наследства независимо от отсутствия государственной регистрации их прав на наследственное имущество. Доля Валиева Ф.А. составляет ? доли жилого дома, и доля Валиев И.В. составляет 1/4 доли в праве общей собственности на наследственное имущество. Кроме того, судом установлено, что ФИО2 Манзарасским сельским Советом *** года выдано свидетельство *** на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей. При выдачи свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей не указали отчество умершего, где он значится как «ФИО2», что не соответствует свидетельству о смерти, где он записан как « ФИО2».

Данные выводы суда подтверждаются следующими доказательствами:

-показаниями свидетелей ФИО4 и ФИО5, которые в ходе судебного заседания показали, что ФИО2 знают на протяжении многих лет, с момента постройки и по день смерти ФИО2 проживал в вышеуказанном доме, владел и пользовался всем своим имуществом на праве собственности, нес расходы по содержанию данного дома, вел свое хозяйство. После его смерти истцы фактически приняли наследство. Кроме того, вышеуказанное свидетельство на землю ФИО2 было предоставлено местными органами власти;

- факт смерти ФИО2 установлен на основании свидетельства о смерти;

-справками Манзарасского сельского исполкома Кукморского муниципального района РТ *** от *** года и *** от *** года, согласно которым ФИО2 проживал с женой и сыном по адресу: РТ, ***, ***, ***, ***; по вышеуказанному адресу на имя ФИО2 имеется жилой дом, расположенный по адресу: РТ, ***, ***, ***;

- на основании справки Кукморского участка МРФ *** РГУП БТИ МСАЖКХ РТ за *** от ***г., согласно которой жилой бревенчатый дом, расположенный по адресу: РТ, ***, ***, ***, *** имеет общую площадь всех частей здания 77,4 кв. метров, общую площадь 62,8 кв. метров, в том числе жилую площадь 49,5 кв. метров;

-свидетельством о заключении брака, где отчество умершего записано как «ФИО2»;

-свидетельством о рождении Валиев И.В., в графе отец указан «ФИО2»;

-копией свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей за ***, выданной на имя ФИО2.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истцов.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Валиева Ф.А., Валиев И.В. к Манзарасскому сельскому исполнительному комитету Кукморского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа удовлетворить.

Признать за Валиева Ф.А. право собственности в порядке наследования на ? долю жилого дома и за Валиев И.В. на ? долю жилого дома общей площадью всех частей здания размером 77,4 кв.м., общей площадью 62,8 кв.м., в том числе жилой площадью 49,5 кв.м. с надворными постройками, расположенного по адресу: РТ, ***, ***, ***, ***, в порядке принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ***года.

Установить факт принадлежности свидетельства *** на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного *** года Манзарасским сельским Советом Кукморского района РТ на имя ФИО2 – ФИО2, умершему *** года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Верховный Суд РТ в течение 10 дней со дня его вынесения через районный суд.

Судья подпись И.К.Кадыров

Копия верна. Судья И.К.Кадыров

Решение вступило в законную силу _________________________

Судья И.К.Кадыров