о признании решения Управления ПФР РФ в Кукморском районе РТ незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности



дело № 2-173/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 марта 2012 года пгт. Кукмор РТ

Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Тимофеева А.В.,

при секретаре Зиганшиной Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вафина М.К. к Управлению пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ о признании решения Управления ПФР РФ в Кукморском районе РТ незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности,

у с т а н о в и л:

Вафин М.К. (далее – истец) обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ (далее ответчик) о признании решения Управления ПФР РФ в Кукморском районе РТ незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности на том основании, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью 25-летнего педагогического стажа, исключив из специального стажа периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 15 дней) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней) из-за отсутствия педагогической деятельности.

По расчетам ответчика на дату его обращения его специальный стаж составляет 24 года 02 месяца 23 дня. Считая данный отказ незаконным просил указанное решение ответчика признать незаконным, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности; признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет, обязать включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию вышеспорные периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР и нахождения на курсах повышения квалификации, зачесть 4 года 4 месяцев в порядке социальной поддержки ветерана боевых действий в специальный стаж в качестве социальной поддержки, обязав ответчика назначить ему пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ и возвратить уплаченную госпошлину.

В судебном заседании истец и его представитель по заявлению Шарифуллин Г.Ш. уменьшили первичные исковые требования, поддержав его только в части, касающейся об обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР и нахождения на курсах повышения квалификации, также назначить ему пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения к ответчику, возврата госпошлины и признать частично незаконным оспариваемое решение ответчика.

Представитель ответчика по доверенности Мамаев М.Е. исковые требования истца не признал, просил суд в иске отказать.

Заслушав показания сторон, изучив и исследовав представленные суду материалы дела, суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из нижеследующего.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.

Судом установлено, что оспариваемым решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в связи с недостаточностью 25-летнего педагогического стажа, исключив из специального стажа периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 15 дней) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней).

Представитель ответчика Мамаев М.Е., возражая против заявленных требований истца, пояснил суду, что действительно истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ним с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет в связи с достижением 25 лет специального стажа. Управлением проведена проверка деятельности заявителя. Выяснилось, что для назначения досрочной трудовой пенсии у него не хватает специального трудового стажа. После проведенной проверки отказано во включении в специальный трудовой стаж периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР и нахождения на курсах повышения квалификации по тем основаниям, что время службы в рядах Вооруженных Сил СССР возможно включить в специальный стаж лишь при условии, что не менее 2/3 стажа или 25 летний педагогический стаж, требуемые для назначения пенсии приходятся на работу в учреждениях и должностях, указанных в Постановлении Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, не включаются периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Просил в удовлетворении иска отказать.

Как усматривается из оспариваемого решения, специальный стаж истца по состоянию на дату обращения составляет 24 года 02 месяца 23 дня. При этом в специальный стаж не включены периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 15 дней) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней).

В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как усматривается из трудовой книжки, истец с ДД.ММ.ГГГГ начал педагогическую деятельность учителем производственного обучения в <данные изъяты> и спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней) приходятся в периоды его работы по педагогической деятельности.

Военным билетом серии подтверждается факт службы истца в составе Вооруженных Сил СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 15 дней) годы.

В соответствии со ст.27 п.1 п.п.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного законом, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Согласно Положению «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за №1397 (далее Положение) учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается: г) служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» в пункте 11 в абзаце разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В период службы истца в армии действовало вышеуказанное Положение и на основании действовавшего в тот период времени законодательства истец имел право и основания полагать, что указанные периоды времени будут включены в его специальный трудовой стаж.

Доводы представителя ответчика о том, что применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 №1397 могло бы иметь место, если бы до конца его действия истец отработал бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, суд находит ошибочными и основанными на неправильном толковании правовых норм. Названный нормативный акт содержал условие о том, что период прохождения службы в Вооруженных Силах может быть включен в педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что эти 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения оспариваемых периодов работы в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Кроме того, некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11 июля 2002 года.

В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации истца подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как они были непосредственно связаны и обусловлены с трудовой и профессиональной деятельностью истца.

При изложенных обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить требования истца.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы….

Истцом государственная пошлина уплачена в размере 200 рублей. Уплаченная государственная пошлина в соответствии со ст.88 ч.1 ГПК РФ является судебными расходами, которая подлежит взысканию с ответчика.

Таким образом, иск является обоснованным и основанным на законе и подлежит удовлетворению. Понесенные истцом судебные расходы документально подтверждены.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Вафина М.К. к Управлению пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ о признании решения Управления ПФР РФ в Кукморском районе РТ незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности удовлетворить.

Решение Управления пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ от ДД.ММ.ГГГГ признать частично недействительным.

Признать за Вафиным М.К. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ зачесть Вафину М.К. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 15 дней) годы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней).

Назначить Вафину М.К. пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ в пользу Вафина М.К. 200 рублей в счет возмещения судебных издержек.

Решение в месячный срок может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через районный суд.

Судья: А.В. Тимофеев