о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда



дело №2-254/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2012 года пгт. Кукмор РТ

Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.В. Тимофеева,

при секретаре Л.Ф. Зиганшиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.И. Германовой к Управлению пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, признании решения УПФ РФ в Кукморском районе РТ в части незаконным и обязать включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию период отпуска по уходу за ребенком, и назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ РФ,

установил:

Л.И. Германова (далее – истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ (далее – ответчик) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, признании решения УПФ РФ в Кукморском районе РТ в части незаконным и обязать включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию период отпуска по уходу за ребенком, и назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ РФ на том основании, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25-ти лет. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении трудовой пенсии по старости ей отказано, исключив из специального стажа периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в административных отпусках; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в учебном отпуске. Считая данный отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости необоснованным и незаконным, просила:

- признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 №173-Фз «О трудовых пенсиях в РФ»;

- признать решение УПФ РФ в Кукморском районе РТ в части незаконным и обязать включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- назначить ей пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ РФ в Кукморском районе РТ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец полностью поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика по доверенности М.Е. Мамаев исковые требования не признал и просил суд в иске отказать. При этом пояснил суду, что отпуск по уходу за ребенком в соответствии с п.21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 №5, в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается только до 06.10.1992. Согласно вышеперечисленным расчетам, требуемого 25-ти лет педагогического стажа нет.

Заслушав показания сторон, изучив и исследовав представленные суду материалы дела, суд требования истца находит законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2011 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимо наличие стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Судом установлено, что оспариваемым решением ответчика истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа по педагогической деятельности 25 лет, исключив из специального стажа периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в административных отпусках; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в учебном отпуске.

В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как усматривается из трудовой книжки , истец начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по сегодняшний день занималась воспитанием детей в детских садах, а затем обучением детей в школьных учреждениях.

Из свидетельства о рождении серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО – сын истца, родился ДД.ММ.ГГГГ.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» в пункте 11 в абзаце разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации №3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ), то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающий истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, спорные периоды должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. И с учетом этих обстоятельств, специальный стаж по педагогической деятельности у истца составляет более 25 лет.

Таким образом, иск является обоснованным и основанным на законе и подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Л.И. Германовой к Управлению пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, признании решения УПФ РФ в Кукморском районе РТ в части незаконным и обязать включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию период отпуска по уходу за ребенком, и назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ РФ удовлетворить.

Признать право Л.И. Германовой на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 №173-Фз «О трудовых пенсиях в РФ».

Признать решение УПФ РФ в Кукморском районе РТ от ДД.ММ.ГГГГ в части незаконным и обязать УПФ РФ в Кукморском районе РТ включить в специальный трудовой Л.И. Германовой стаж, дающий право на досрочную пенсию период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Назначить Л.И. Германовой пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ РФ в Кукморском районе РТ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месячного срока со дня его вынесения через районный суд.

Судья А.В. Тимофеев