Дело № 2-406/2010.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2010 года. с. Ермолаево.
Куюргазинский районный суд РБ в составе
председательствующего судьи Валитова А.Ш.,
при секретаре Филатовой В.Н.,
с участием: истицы Сафоновой <данные изъяты>
представителя ответчика Пикалевой <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой <данные изъяты> к <адрес> о перерасчете размера пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о перерасчете размера пенсии, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>). С ДД.ММ.ГГГГ работала там в должности фельдшера, с ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность <данные изъяты>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ.
В 2001 году по достижению 55 лет была назначена пенсия, расчет который был произведен на основании заработной платы, взятый за период 1987 – 1992 годы.
Решив, что размер пенсии с учетом заработной платы, взятой за период с 1977 года по 1982 год значительно больше, обратилась в <адрес> <адрес> с заявлением о выдаче справки о заработной плате за указанные выше периоды. Справку с указанием размера заработной платы ей выдали, однако, в ней отсутствует указание на размер зарплаты за период с октября 1977 года по декабрь 1980 года.
Тогда обратилась в <адрес> В Архивной справке, выданной оттуда указано, что раздаточные ведомости на выплату зарплаты рабочим и служащим <адрес> за 1977-1982 годы на хранение в <адрес> не поступали.
Тогда обратилась в <адрес> с просьбой выдать ей сведения о заработной плате по аналогичной должности в РФ. Ей направили справку, в которой указали, что среднемесячный заработок по аналогичной должности (<данные изъяты>) в РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
Считает, что ответчик нарушает ее Конституционное право на справедливое пенсионное обеспечение, чем нарушается принцип социальной справедливости, поскольку при выполнении одной и той же работы, в равных условиях, работники, чьи документы о заработной плате сохранились, получают пенсию гораздо больше, чем она.
При обращении к ответчику, ей пояснили, что на основании косвенных документов могут произвести перерасчет размера пенсии только при получении решения суда, поэтому вынуждена обратиться в суд.
Согласно справке, выданной <адрес> по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, она была направлена вместе с мужем в октябре 1975 года на работу в группу <адрес> и работала в войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
Согласно справке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, она работала за <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в
<данные изъяты> и среднемесячный заработок по аналогичной должности в РФ
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты>.
Истица просит обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с учетом средней заработной платы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
В дальнейшем истица увеличила свои исковые требования и просила отменить решение ответчика об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии согласно поданному заявлению о перерасчете пенсии в сторону увеличения.
В судебном заседании истица иск поддержала.
Представитель ответчика Пикалева Т.В. иск не признала, свое непризнание иска обосновала тем, что истица работала в войсковой части в <данные изъяты> и обратилась в суд о признании за ней права на перерасчет пенсии с учетом средней заработной платы, по аналогичной должности в РФ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со справкой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком в соответствии с заявлением истицы был сделан запрос в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> поступил ответ о среднемесячном заработке по аналогичной должности в РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с поступившей справкой ответчик не может произвести перерасчет пенсии истицы по следующим основаниям:
- согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц принимается порядок исчисления и подтверждения трудового стажа (а в необходимых случаях заработка), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовало до 1 января 2002 года. В части норм, предусмотренных ст. 105.1 ранее действовавшего закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 позволяли производить исчисление среднемесячного заработка, исходя из размера среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующих профессий и квалификации в СССР, установленного ко времени назначения пенсии. Однако данное положение распространялось только на граждан, направленных на работу в учреждения и организации бывшего СССР и РФ, расположенные за границей. Документально факт направления истицы на работу за границу в учреждение (организацию) бывшего СССР не подтвержден. Правила от 25 декабря 1974 года № 365 регулировали трудовые отношения советских граждан, направленных из СССР или принятых на работу за границей, и не содержали положений по вопросам пенсионного обеспечения. Закон от 20 ноября 1990 года № 340-1 также не содержал положений, устанавливающих взаимосвязь вышеуказанных правил с действующим законодательством и возможность применения предусмотренных в них норм для целей пенсионного обеспечения граждан.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, иск подлежит удовлетворению полностью.
Из материалов дела видно, что Сафонова З.И. в октябре 1975 года была направлена вместе с мужем военнослужащим ФИО5 на работу в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на работу на должность <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> <данные изъяты> приказом
№ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она уволилась с данной должности по собственному желанию (<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ). Документы <данные изъяты> за 1977 – 1982 годы, в том числе раздаточные ведомости на выплату заработной платы рабочим и служащим на хранении в <адрес> нет, также их нет на хранении в архиве <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком <адрес> в
<адрес> по РБ истице Сафоновой З.И. назначена по достижению 55 летнего
возраста пенсия по старости.
Согласно справке <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ №, среднемесячный заработок по аналогичной должности <данные изъяты>) в Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил – <данные изъяты>.
Таким образом, работа Сафоновой З.И. в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № справкой начальника <адрес> <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (№); копией трудовой книжки истицы Сафоновой З.И. № архивной справкой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (№
Суд не может принять доводы представителя ответчика, что документально факт направления истицы на работу за границу в учреждение (организацию) бывшего СССР не подтвержден, поскольку муж истицы был военнослужащим Советской Армии и был направлен для дальнейшего прохождения службы в <данные изъяты>, общеизвестно, что офицеры Советской Армии в войсковые части, расквартированные за пределами СССР, убывали вместе с семьей. Направление истицы вместе с мужем в <данные изъяты> подтверждается документально.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска также доводы представителя ответчика, что Правила от ДД.ММ.ГГГГ № регулировали трудовые отношения советских граждан, направленных из СССР или принятых на работу за границей, и не содержали положений по вопросам пенсионного обеспечения.
Правила об условиях труда советских работников за границей, утвержденные Постановлением государственного Комитета Совета Министров СССР от 25 декабря 1974 года № 365, регулировали вопросы труда и заработной платы, а не пенсионное обеспечение, Правила были введены в действие с 1 января 1975 года и распространялись на советских работников, направленных из СССР или принятых за границей из числа членов семей этих работников на штатные должности в учреждения СССР за границей.
Таким образом, Сафонова З.И., будучи членом семьи военнослужащего <данные изъяты>, направленного для дальнейшего прохождения службы в <данные изъяты>, была принята на работу на штатную должность <данные изъяты>, расквартированной в <данные изъяты>, приказом командира этой войсковой части.
В соответствии со ст. 105.1 Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1, действовавшего на день назначения пенсии по старости Сафоновой З.И., среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона.
Статья 105 данного Закона предусматривала, что пенсия советским гражданам - переселенцам из других стран, не работавшим в СССР, исчисляется из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии.
Из вышеизложенного вытекает, что ответчик обязан произвести перерасчет пенсии Сафоновой З.И. исходя из среднемесячного заработка по аналогичной должности в РФ <данные изъяты>) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
В своем письме <данные изъяты> № и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ разъяснили, что по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты
работодателями первичных документов о заработке работников, что органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству
документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
В данном случае, справку <данные изъяты> о среднемесячном заработке нельзя считать косвенно подтверждающим фактический заработок Сафоновой З.И., поскольку она получена официально и выдана государственным органом.
Перерасчет пенсии Сафоновой З.И. должен производиться со срока, определенного в
ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 173-ФЗ, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о проведении перерасчета размера пенсий в сторону увеличения (с 1 сентября 2010 года). Аналогичная норма была предусмотрена ранее действующим пенсионным законодательством (п. 158 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и ст. 121 Закона РФ от 20 ноября 1990
№ 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Отказ ответчика в перерасчете пенсии истице в сторону увеличения ставит ее в неравное положение с лицами, работавшими в аналогичных должностях и пенсия которым по старости назначена с учетом работы в должности начальника аптеки.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить полностью.
Отменить решение <адрес>
<адрес> <адрес> об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать <адрес> <адрес> произвести перерасчет пенсии по старости Сафоновой <данные изъяты> в сторону увеличения с учетом ее среднемесячного заработка в размере <данные изъяты> рублей за период с 31 (тридцать первого) октября 1977 (одна тысяча девятьсот семьдесят седьмого) года по 1 (первое) марта 1982 (одна тысяча девятьсот восемьдесят второго) года начиная с 1 (первого) сентября 2010 (две тысячи десятого) года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесения через Куюргазинский районный суд.
Председательствующий А.Ш. Валитов
Согласно кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 26 октября 2010 года решение Куюргаинского районного суда РБ от 14 сентября 2010 года отменено.
Вынесено новое решение: « Отказать Сафоновой <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к <адрес> об отмене решения <адрес> об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №; перерасчете пенсии по старости Сафоновой <данные изъяты> в сторону увеличения с учетом её среднемесячного заработка в размере <данные изъяты> за период с 31 октября 1977 года по 1 марта 1982 года, начиная с 1 сентября 2010 года».
Судья А.Ш. Валитов