2-523/2010 о признании права на льготную пенсию



Дело № 2-523/2010.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года. с. Ермолаево.

Куюргазинский районный суд РБ в составе

председательствующего судьи Валитова А.Ш.,

при секретаре Филатовой В.Н.,

с участием: истца Гумерова ...,

представителя ответчика Пикалевой ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гумерова ... к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ в Куюргазинском районе о признании права на льготную пенсию,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права на льготную пенсию, указав, что ответчик 19 апреля 2010 года отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В решении об отказе в назначении пенсии указано, что период прохождения военной службы с 21 мая 1977 года по 21 июня 1979 года (2 года 1 месяц) не засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также в педагогический стаж не засчитаны периоды работы в должности преподавателя в училище с 1 ноября 1999 года по 8 апреля 2001 года, с 15 апреля 2001 года по 12 февраля 2003 года, с 23 февраля 2003 года по 13 января 2008 года, с 20 января 2008 года по 8 апреля 2010 года (10 лет 4 месяца 12 дней), поскольку в училище обучается менее 50% детей до 18 лет.

В решении об отказе в назначении пенсии указано, что стаж педагогической деятельности на момент обращения, то есть на 9 апреля 2010 года, составил 13 лет 8 месяцев 14 дней, то есть для требуемых 25 лет специального трудового стажа ему не хватило менее 12 лет.

Считает, что действия должностных лиц нарушают его конституционные права и интересы, противоречит действующему пенсионному законодательству.

1. В момент прохождения им службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность включения такой деятельности в специальный стаж как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в льготный стаж как один день военной службы за два дня работы. В период с 21 мая 1977 года по 21 июня 1979 года (2 года 1 месяц) он проходил военную службу по призыву, поэтому указанный период следует исчислять из расчета один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, в льготный стаж ему должно быть засчитано 4 года 2 месяца.

2. Ответчик не засчитал ему в льготный стаж период его работы в должности преподавателя в училище с 1 ноября 1999 года по 8 апреля 2001 года, с 15 апреля 2001 года по 12 февраля 2003 года, с 23 февраля 2003 года по 13 января 2008 года, с 20 января 2008 года по 8 апреля 2010 года (10 лет 4 мес. 12 дней), поскольку в училище обучается менее 50% детей до 18 лет.

Однако, согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготный пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе № 31 от 14 мая 2010 года, в период с 24 ноября 1998 года по 31 августа 2008 года в их учебном заведении обучалось студентов моложе 18 лет более 50%.

Таким образом, период его работы с 1 ноября 1999 года по 31 августа 2008 года (8 лет 10

- 2 -

месяцев) должен засчитываться в льготный стаж.

Всего в льготный стаж ему должно быть засчитано 4 года 2 мес. + 8 лет 10 мес. = 13 лет.

В связи с этим, считает, что он имеет право на назначение льготной трудовой пенсии как лицо, 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность для детей.

Истец просит признать незаконным отказ ответчика от 19 апреля 2010 года об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать за ним право на назначение льготной трудовой пенсии как лицу, 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, включив в льготный стаж период работы в должности преподавателя в училище с 24 ноября 1998 года по 31 августа 2008 года и период прохождения военной службы по призыву с 21 мая 1977 года по 21 июня 1979 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куюргазинском районе по РБ назначить ему досрочную пенсию по старости как лицу, 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей с 9 апреля 2010 года.

В судебном заседании от 17 июня 2010 года истец увеличил исковые требования, просил включить в стаж педагогической деятельности периоды с 9 апреля 2001 года по 14 апреля 2001 года, с 13 февраля 2003 года по 22 февраля 2003 года, с 14 января 2008 года по 19 января 2008 года - нахождения на курсах повышения квалификации (19 дней) и показал, что в стаж педагогической деятельности должны быть засчитаны период работы с 1 сентября 2008 года по 8 апреля 2010 года в должности преподавателя в училище, поскольку, согласно тарификации на 2008-2009 учебный год и 2009-2010 учебный год количество учащихся в ПУ № 100 в учебных группах 1 и 2 курса моложе 18 лет более 50%, что подтверждается справкой, выданной директором ПУ Номер обезличен от Дата обезличена года Номер обезличен.

Решением Куюргазинского районного суда РБ от 17 июня 2010 года иск был удовлетворен частично, отменено решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куюргазинском районе по РБ об отказе в установлении пенсии от 19 апреля 2010 года № 7.

Суд обязал ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куюргазинском районе по РБ включить в трудовой стаж Гумерова Р.З., дающий право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей периоды:

- нахождения на курсах повышения квалификации с 9 апреля 2001 года по 14 апреля 2001

года, с 13 февраля 2003 года по 22 февраля 2003 года, с 14 января 2008 года по 19 января 2008 года (19 (девятнадцать) дней);

- прохождения военной службы по призыву с 21 мая 1977 года по 21 июня 1979 года (2 (два) года 1 (один) месяц).

В удовлетворении иска в части признания за Гумеровым Р.З. о признании права на льготную пенсию и об обязании ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куюргазинском районе по РБ о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, с 9 апреля 2010 года отказано в связи с отсутствием 25 летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждения для детей, необходимых для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Решение не было обжаловано и вступило в законную силу 29 июня 2010 года.

5 августа 2010 года истец Гумеров Р.З. обратился в Куюргазинский районный суд РБ с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 17 июня 2010 года указав, что в его трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не включен период работы с 1 сентября 2008 года по 8 апреля 2010 года в должности преподавателя в училище, так как

согласно справке, представленной директором ПУ Номер обезличен от Дата обезличена года Номер обезличен, видно,

- 3 -

что согласно тарификации на 2008-2009 учебный год и 2009-2010 учебный год количество учащихся в ПУ Номер обезличен в учебных группах 1 и 2 курсов моложе 10 лет более 50%.

Определением Куюргазинского районного суда от 23 августа 2010 года в соответствии с ч. 2 ст. 392 ГПК РФ решение Куюргазинского районного суда РБ от 17 июня 2010 года отменено и назначено судебное разбирательство по делу.

В судебном заседании истец иск поддержал и просил включить в его трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период работы с 1 сентября 2008 года по 8 апреля 2010 года в должности преподавателя в ПУ Номер обезличен, так как 2008-2009 учебный год и 2009-2010 учебный год количество учащихся в учебных группах 1 и 2 курса моложе 18 лет более 50%.

Представитель ответчика Пикалева Т.В. иск не признала, свое непризнание иска обосновала тем, что истец, при подаче заявления 9 апреля 2010 года, к своему заявлению не приложил справку о количестве учащихся в училище, из них моложе 18 лет более 50%, поэтому в решении об отказе в установлении пенсии от 19 апреля 2010 года № 7 в стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей не были засчитаны периоды работы истца в училище с 1 ноября 1999 года по 8 апреля 2001 года, с 15 апреля 2001 года по 12 февраля 2003 года, с 23 февраля 2003 года по 13 января 2008 года, с 20 января 2008 года по 8 апреля 2010 года - период работы в должности преподавателя в училище при условии, что в училище обучается менее 50% детей до 18 лет. В дальнейшем истец предоставил такую справку и в решение от 19 апреля 2010 года № 7 были внесены изменения. В стаж педагогической деятельности истца в государственных и муниципальных учреждениях для детей были засчитаны периоды трудовой деятельности истца: с 18 октября 1983 года по 10 ноября 1983 года, с 21 ноября 1983 года по 12 апреля 1984 года, с 15 октября 1984 года по 15 ноября 1984 года, с 12 сентября 1986 года по 26 августа 1987 года, с 31 августа 1987 года по 20 августа 1990 года, с 27 августа 1990 года по 8 апреля 2001 года, с 15 апреля 2001 года по 12 февраля 2003 года, с 23 февраля 2003 года по 13 января 2008 года, с 20 января 2008 года по 31 августа 2008 года - работа в должности учителя, преподавателя, директора, военного руководителя (22 года 4 месяца 20 дней).

В стаж педагогической деятельности не засчитан период работы с 1 сентября 2008 года по 8 апреля 2010 года в должности преподавателя в училище, поскольку истец не предоставил доказательства об обучении в этот период в училище более 50% детей до 18 лет.

В стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях

для детей не засчитан с 21 мая 197 года по 21 июня 1979 года - период прохождения военной службы.

Пенсионное законодательство РФ наряду с установлением общих условий назначения пенсий, определяет особенности приобретения права на пенсию некоторым категориям граждан. При этом льготные условия назначения трудовой пенсии находятся в зависимости

от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность, в

частности от выполнения характеризующейся вредностью работы с полной нагрузкой.

В частности, включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в армии, должны быть прямо предусмотрены положениями пенсионного законодательства РФ. Ни одним из законодательств, включение в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, служба в армии не предусматривается.

Ответчиком при подсчете страхового стажа период прохождения военной службы был включен в страховой стаж, но не в стаж работы по специальности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая льготный характер вида пенсии, в специальный стаж для назначения досрочной

трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельность может быть засчитана

- 4 -

не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками должностей в учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Таким образом, специальный стаж истца на момент его обращения за назначением пенсии составлял 22 года 4 месяца 20 дней, вместо требуемых 25 лет, необходимых для назначения пенсии в соответствии подп. 19 п. 1 и п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с тем, что истец предоставил суду доказательства, что с 1 апреля по 30 июня 2009 года и с 1 апреля по 30 июня 20010 года в ПУ № 100 обучались более 50% детей до 18 лет, где он работал преподавателем, даже в этом случае специальный стаж истца на момент рассмотрения дела составляет 22 года 10 месяцев 20 дней, вместо требуемых 25 лет.

Выслушав истца, представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, из материалов дела видно, что истец в период:

- с 9 апреля 2001 года по 14 апреля 2001 года, с 13 февраля 2003 года по 22 февраля 2003 года, с 14 января 2008 года по 19 января 2008 года находился на курсах повышения квалификации (19 дней);

- с 21 мая 1977 года по 21 июня 1979 года проходил военную службу по призыву (2 года 1 месяц);

- с 1 апреля по 30 июня 2009 года и с 1 апреля по 30 июня 2010 года работал в должности преподавателя в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище Номер обезличен ...

... в этот период в училище обучались более 50% детей до 18 лет. Так, во 2-м квартале 2009 года (с 1 апреля по Дата обезличена года) в ПУ Номер обезличен всего обучались 40 учащихся, из них моложе 18 лет - 36 учащихся, более 50%, во 2-м квартале 2010 года (с 1 апреля по Дата обезличена года) в ПУ Номер обезличен всего обучались 58 учащихся, из них моложе 18 лет - 35 учащихся более 50% (всего 6 месяцев).

С четом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, период нахождения истца на курсах повышения квалификации (19 дней) подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку в соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения

работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом

работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен

производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (19 дней).

О необходимости включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в

- 5 -

стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, указывает Верховный Суд РФ

(«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 года»,

утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года).

Также подлежит включению в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной

трудовой пенсии по старости период военной службы истца по призыву с 21 мая 1977 года по 21 июня 1979 года (2 года 1 месяц), поскольку в указанный период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

В соответствии с п. 1 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 признано утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

Положения ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст.ст. 18, 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

О необходимости включения в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости указывает и Верховный Суд РФ в своём определении от 25 июля 2008 года № 2-В08-7, что период службы подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Суд не может принять доводы истца, что в соответствии с абзацем 1 п. 3 ст. 10

Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время

нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в льготны стаж как

один день военной службы за два дня работы, поскольку в абзаце 1 п. 3 ст. 10 данного Закона предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Абзац 2 п. 3 ст. 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает, время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за

выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни,

утвержденные Правительством Российской Федерации.

Однако истец не предоставил суду доказательства, что его военная служба по призыву

- 6 -

была связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья, его занимаемая должность в

период прохождения службы по призыву включена в соответствующие перечни,

утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941.

На этом основании период военной службы истца следует зачесть в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Также следует зачесть в стаж работы истца по специальности период с 1 апреля по 30 июня 2009 года и с 1 апреля по 30 июня 20010 года работа в должности преподавателя в ПУ Номер обезличен, поскольку в этот период в училище обучались более 50% детей до 18 лет (6 месяцев).

Из вышеизложенного следует, что на день обращения (9 апреля 2010 года) с заявлением истца о назначении ему указанной пенсии его стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждения для детей (с учетом работы в период с 1 апреля по 30 июня 2009 года и с 1 по 9 апреля 2010 года) составляет 24 года 9 месяцев 18 дней (22 года 4 месяца 20 дней + 2 года 1 месяц + 19 дней + 3 месяца 18 дней = 24 года 9 месяцев 18 дней), вместо требуемых 25 лет, необходимых для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года

№ 173-ФЗ.

На этом основании в удовлетворении иска в части признания за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и об обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления, то есть с 9 апреля 2010 года следует отказать, поскольку при условии включения в специальный стаж в календарном порядке периодов нахождения на курсах повышения квалификации (19 дней), военную службу (2 года 1 месяц), работу в должности преподавателя в ПУ Номер обезличен ... с 1 апреля по 30 июня 2009 года и с 1 по 9 апреля 2010 года на день подачи заявления истец выработал 24 года 9 месяцев 18 дней, вместо необходимых 25 лет.

Статья 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, возникает с 1 июля 2010 года, так как этот день истец выработал 25-тилетний стаж, необходимый для назначения пенсии, и с этого дня ему должна быть назначена трудовая пенсия по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить полностью.

Отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда

Российской Федерации в Куюргазинском районе по Республике Башкортостан об отказе в установлении пенсии от 19 апреля 2010 года № 7.

Обязать Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куюргазинском районе по Республике Башкортостан включить в трудовой стаж

Гумерова ..., дающий право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей периоды:

- нахождения на курсах повышения квалификации с 9 апреля 2001 года по 14 апреля 2001

года, с 13 февраля 2003 года по 22 февраля 2003 года, с 14 января 2008 года по 19 января 2008 года (19 (девятнадцать) дней);

- прохождения военной службы по призыву с 21 мая 1977 года по 21 июня 1979 года (2

- 7 -

(два) года 1 (один) месяц);

- работу в должности преподавателя в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище Номер обезличен ... ... РБ» с 1 апреля по 30 июня 2009 года и с 1 апреля по 30 июня 2010 года (6 (шесть) месяцев).

Признать за Гумеровым ... право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куюргазинском районе по Республике Башкортостан назначить Гумерову ... досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года

№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 (первого) июля 2010 (две тысячи десятого) года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесения через Куюргазинский районный суд.

Председательствующий подпись.

Решение обжаловано, вступило в законную силу 26 октября 2010 года

Судья А.Ш. Валитов