2-140/2012 по заявлению Кочетова Е.А. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-140/2012.                                                                                                                                                                                                                                              

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2012 года.                                                                                              с. Ермолаево.                                                                                                

Куюргазинский районный суд РБ в составе

председательствующего судьи Валитова А.Ш.,

при секретаре Петровой Е.В.,

с участием: заявителя Кочетова <данные изъяты>

представителя заявителя Рафиковой <данные изъяты>

представителя заинтересованного лица Бикмухаметовой <данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кочетова <данные изъяты> об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

    Кочетов Е.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию муниципального района Куюргазинский район с заявлением о проведении технического обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и признании жилого помещения: <адрес> этого дома непригодным для проживания.

    Мотивировал свою просьбу тем, что он родился в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, его родителям в феврале ДД.ММ.ГГГГ года была выделена в <адрес> года постройки, расположенном по адресу: <адрес>.

    Квартира была выделена на семью из 3-х человек: отцу, матери и ему, то есть в ордер на получение квартиры он был включен. В этой же квартире он зарегистрирован с момента рождения, остается зарегистрированным в этой квартире по сию пору.

    Однако проживать в своей квартире он не имеет возможности, так как в связи с тем, что в 2002 году, когда дом начал разрушаться, его родители (как и все другие жильцы дома), вынуждены были со всеми своими семьями перебраться кто куда. Тем более, он заболел. Сначала был просто кашель, бронхит, затем все это усугубилось и перешло в бронхиальную астму.

    В то время ДД.ММ.ГГГГ) ему было около <данные изъяты> лет, то есть он был ребенком и не мог сам распоряжаться своей судьбой: куда родители переехали, туда и он с ними.

    В настоящее время женат, временно проживает с женой у своей бабушки по адресу: <адрес>.

    По месту регистрации (<адрес>) проживать не имеет возможности, так как этот дом аварийный, не пригоден для проживания. Но заключения об аварийности дома не имеется. Не имеется и решения органа местного самоуправления о том, подлежит ли он ремонту или реконструкции, либо сносу.

    В случае если жилье не пригодно для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции он, на основании ст. 57 ч. 1 п. 1 ЖК РФ, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

    Однако для того, чтобы мог реализовать свое право на внеочередное получение жилья, его жилье должно быть признано непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции в установленном порядке.

    ДД.ММ.ГГГГ на свое заявление с вышеуказанной просьбой в Администрацию муниципального района Куюргазинский район он получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему было отказано в удовлетворении этой просьбы. Суть отказа заключается в том, что он якобы должен был обратиться не непосредственно в Администрацию муниципального района Куюргазинский район, а межведомственную комиссию по оценке жилых помещений при Администрации муниципального района Куюргазинский район (далее Комиссия).

    Он не согласен с таким ответом, считает, что Администрация муниципального района Куюргазинский район тем самым создает препятствия к осуществлению ему его жилищных прав, так как ст. 14 ЖК РФ, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, устанавливает ч. 1 п. 8 компетенцию именно органов местного самоуправления по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

    В Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (далее «Положение», не говорится о том, что гражданин должен обратиться непосредственно в Комиссию, в п. 42 Положения сказано лишь, что Комиссия на основании заявления… признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Он такое заявление написал. А поскольку Комиссия создается органом местного самоуправления, то есть в данном случае функционирует при Администрации муниципального района Куюргазинский район, то направленное его заявление в Администрацию муниципального района Куюргазинский район означает, что им создана процедура по порядку признания помещения непригодным для проживания: он обратился с заявлением.

    Помимо этого, Положение предусматривает, что Комиссия лишь составляет соответствующее заключение.

    Решение и распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ может принимать только орган местного самоуправления.

    Предложение в этом же ответе ( от ДД.ММ.ГГГГ) обратиться ему в Администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет с заявлением для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, тоже свидетельствует о создании препятствий к осуществлению ему своих жилищных прав. Поскольку если бы Администрацией муниципального района Куюргазинский район ему не было отказано в признании жилого помещения непригодным для проживания, то он, на основании ст. 57 ч. 1 п. 1 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

    Заявитель просит обязать Администрацию муниципального района Куюргазинский район РБ, как орган местного самоуправления, устранить в полном объеме создание препятствие к осуществлению ему его жилищных прав, для чего обязать Администрацию муниципального района Куюргазинский район произвести техническое обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, признать жилое помещение: <адрес> этого дома непригодным для проживании, дом не подлежащим ремонту или реконструкции.

    В судебном заседании заявитель Кочетов Е.А. и его представитель уточнили заявленное требование, просят обязать Администрацию муниципального района Куюргазинский район РБ, как орган местного самоуправления, устранить в полном объеме создание препятствия к осуществлению ему его жилищных прав, для чего обязать Администрацию муниципального района Куюргазинский район произвести техническое обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и признать жилое помещение: <адрес> этого дома пригодным или не пригодным для проживания, подлежащим сносу или реконструкции.

    Представитель заявителя Рафикова Р.Х. обосновала заявленное требование тем, что в ответе на заявление Кочетова Е.А. Администрация муниципального района Куюргазинский район предлагает ему обратиться в Комиссию, при этом, приложив к заявлению: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом. Одновременно указывает, что <адрес> в муниципальном фонде сельского поселения <данные изъяты> сельсовет не числится и никогда там не состоял. У Кочетова Е.А. нет правоустанавливающих документов, так как жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, является самовольной постройкой, согласно ответу органа БТИ, никогда технический паспорт на этот жилой дом не изготавливался, также в органах Росреестра зарегистрированным не значится. Кочетов Е.А. и его родители могли бы только в судебном порядке признать право собственности на данную квартиру, однако, они лишены такой возможности, поскольку для признания за ними право собственности в судебном порядке, необходимо предоставить в суд заключение отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Куюргазинский район, но отдел архитектуры не вправе дать заключение, что квартира возведена в соответствии с правилами застройки сельских населенных пунктов и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как квартира находится в аварийном состоянии и не пригодна для жилья. Кроме того, по обращению Кочетова Е.А. БТИ не сможет изготовить технический паспорт данной квартиры, так как Кочетов Е.А. не является ее собственником. То, что <адрес> в муниципальном фонде сельского поселения <данные изъяты> сельсовет не числится и никогда там не состоял, в этом нет вины Кочетова Е.А. Ордер на вселение родителей Кочетова Е.А. и его самого выдан Исполкомом <данные изъяты> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, данный жилой дом принадлежал поссовет <адрес>.

    Из вышеизложенного следует, что Кочетов Е.А. при всем желании не сможет обратиться с заявлением в межведомственную комиссию по оценке жилых помещений при Администрации муниципального района Куюргазинский район РБ, даже при его обращении Комиссия не примет его заявления, так как Кочетов Е.А. не сможет приложить к своему заявлению: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом.

    Представитель заинтересованного лица Бикмухаметова Г.С. просила в удовлетворении заявленного требования отказать в связи с тем, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Поэтому заявителю необходимо было обратиться в Комиссию, так как только Комиссия проводит оценку помещения на основании заявления собственника или нанимателя помещения либо органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам отнесенным к их компетенции. К заявлению должны были быть приложены: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом. Кочетовым Е.А. необходимые документы для проведения оценки помещения не предоставлялись, в связи с чем невозможно было провести и саму оценку.

    Выслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица и исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и

подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.

    Суд не может принять доводы представителя заинтересованного лица, что заявителю необходимо было обратиться в Комиссию, так как только Комиссия проводит оценку помещения на основании заявления собственника или нанимателя помещения, поскольку Кочетов Е.А. не является собственником, даже не нанимателем жилого помещения.

    Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.

    В связи с тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по договору социального найма не передана заявителю во владение и в пользование для проживания в нем, нельзя признавать Кочетова Е.А. нанимателем жилого помещения.

    На основании ч. 1 ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

    В силу вышеуказанных норм ЖК РФ, Кочетов Е.А. не имеет возможностей для непосредственного обращения в Комиссию.

    Суд находит, доводы, указанные в ответе Администрации муниципального района Куюргазинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что <адрес> в муниципальном жилищном фонде сельского поселения <данные изъяты> сельсовет не числится и никогда там не состоял, не состоятельными, ибо спорная квартира была предоставлена семье ФИО3 на основании решения исполкома <данные изъяты> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , следовательно, жилой <адрес>, принадлежал исполкому <данные изъяты> Совета народных депутатов.

    В соответствии с п.п. 1, 8, 9, ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

    Вины Кочетова Е.А. нет в том, что Администрация сельского поселения <данные изъяты> сельсовет не взял на учет муниципального жилищного фонда <адрес>, также не осуществлял контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям.

    Суд находит, требование заявителя Кочетова Е.А. законное и обоснованное.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 206, 258 ГПК РФ,

                                                           Р Е Ш И Л :

    Заявленное требование удовлетворить полностью.

    Обязать Администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан устранить созданное препятствие к осуществлению Кочетовым <данные изъяты> жилищных прав.

    Обязать Администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостанпроизвести техническое обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>), и признать жилое помещение пригодным или не пригодным для проживания, подлежащим сносу или реконструкции.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Куюргазинский районный суд.

    Председательствующий А.Ш. Валитов

Решение не вступило в законную силу.

Судья А.Ш. Валитов