№ 2-457/2012.Иск прокурора Куюргазинского района Республики Башкортостан к администрации муниципального района Куюргазинский район об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.



2-457/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ермолаево                                                                          10 октября 2012 года

Куюргазинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Ф.М.Сафарова,

с участием заместителя прокурора Куюргазинского района РБ Гареева Ф.Б.,

представителя ответчика - органа опеки и попечительства для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних администрации муниципального района Куюргазинский район РБ Ряхина А.В.

при секретаре Аминевой З.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Куюргазинского района РБ к администрации муниципального района Куюргазинский район РБ, органу опеки и попечительства для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних отдела образования администрации муниципального района Куюргазинский район о признании незаконным п.1 постановления главы администрации муниципального района Куюргазинский район РБ от 28.02.2002 года № 88 и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

        И.о. прокурора Куюргазинского района РБ обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Куюргазинский район РБ, органу опеки и попечительства для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних отдела образования администрации муниципального района Куюргазинский район об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В последующем от и.о. прокурора Куюргазинского района РБ Гареева Ф.М. поступило измененное в порядке ст.39 ГПК РФ исковое заявление, в котором указано, что прокуратурой Куюргазинского района РБ в порядке рассмотрения жалобы гр.Тухватуллиной Л.Р. проведена проверка соблюдения законодательства о несовершеннолетних и молодёжи в деятельности администрации муниципального района Куюргазинский район РБ. Проведённой проверкой установлено, что мать Тухватуллиной <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - Тухватуллина <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Тухватуллин <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы администрации Кумертауского района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Тухватуллиной Л.Р установлена опека, опекуном назначена ФИО3.

Пунктом 1 постановления главы администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за малолетней Тухватуллиной Л.Р закреплено право на жилье опекуна Ионовой <данные изъяты>, расположенное по адресу: РБ, <адрес>, р.<адрес>. Пункт 1 постановления является незаконным, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, р.<адрес>, принадлежит ФИО3 на праве собственности.Просит признать незаконным пункт 1 постановления главы администрации муниципального района Куюргазинский район РБ от 28.02.2002 года № 88 о закреплении за Тухватуллиной Л.Р жилья, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, р.<адрес> Республики Башкортостан и орган опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального района Куюргазинский район РБ поставить Тухватуллину <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на регистрационный учёт детей-сирот, нуждающихся в жилыхпомещениях.

       В судебном заседании заместитель прокурора Куюргазинского района РБ Гареев Ф.Б. иск поддержал по основаниям изложенным в нем, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

      От представителя ответчика - главы администрации муниципального района Куюргазинский район РБ А.Я.Кутлуахметова поступил отзыв в котором он просит рассмотреть дело без участия представителя администрации, считают требования прокурора Куюргазинского района РБ удовлетворению не подлежат, так как за Тухватуллиной Л.Р. закреплено жилье по адресу: р.<адрес>, в связи с чем, оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением вне очереди по договору социального найма не имеется.

       Представитель ответчика - органа опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального района Куюргазинский район РБ Ряхин А.В. иск и.о. прокурора Куюргазинского района признал полностью.

            

       Представитель 3-го лица - Правительства Республики Башкортостан, извещенное о дне судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, по неизвестной суду причине.

        Суд, выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление и.о. прокурора Куюргазинского района РБ подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Мать Тухватуллиной <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - Тухватуллина ФИО13 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Тухватуллин <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы администрации <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Тухватуллиной Л.Р установлена опека, опекуном назначена Ионова <данные изъяты>. ( л.д.27)

Пунктом 1 постановления главы администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за малолетней ФИО5 закреплено право на жилье опекуна Ионовой <данные изъяты>, расположенное по адресу: РБ, <адрес>, р.<адрес>. ( л.д.27)

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Жилой дом, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, р.<адрес>, государственной или муниципальной собственностью не являлся. Несмотря на это было незаконно принято решение о закреплении за несовершеннолетней Тухватуллиной Л.Р жилой площади, не являющейся муниципальной собственностью.

Кроме того, в нарушение ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрация муниципального района Куюргазинский район РБ лишила Тухватуллину Л.Р гарантированного права на получение во внеочередном порядке жилого помещения, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.3 ст.14 Жилищного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть на очередность лиц равной категории.

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно послевозникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные требования установлены ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ст. 5 Закона РБ от 27.10.1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан.

В силу п. 2 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения.

Перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:

- распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

- заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;

- документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

Пунктом 4 названного Постановления Правительство Республики Башкортостан постановило Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. для одиноко проживающих детей-сирот.

В соответствии с Порядком постановки на регистрационный учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утверждённого постановлением Правительства РБ от 21.01.2011 года № 7, учёт детей-сирот осуществляется органами опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов РБ как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.

До введения в действие данного порядка, то есть до 21.01.2011 года, учёт детей указанной категории осуществляли администрации муниципальных районов и городских округов.

Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на внеочередное получение жилья имеют только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья.

Таким образом, администрация муниципального района Куюргазинский район РБ, незаконно закрепив за ФИО5 жилую площадь, не являющуюся муниципальной собственностью, фактически создала условия к тому, что после прекращения опеки ФИО4 лишилась возможности распоряжаться и пользоваться жилым помещением, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, р.<адрес>.

Таким образом, нарушены права и законные интересы Тухватуллиной Л.Р, как лица, являющегося сиротой и оставшегося без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилой площадью по месту его первичного выявления.

В настоящее время Тухватуллина Л.Р на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Тухватуллиной Л.Р, как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней попечительства возникло в соответствии с указанной правовой нормой право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и, как имеющей право на внеочередное получение жилого помещения, она подлежала постановке на учет в льготную очередь на получение жилья.

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 4 вышеназванного ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. С 2006 г. по 2009 г. Тухватуллина Л.Р обучалась в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Стерлитамакском медицинском колледже.( л.д.9,10,11).

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона Тухватуллина Л.В., оставшаяся без попечения родителей, до настоящего времени на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма не поставлена, в связи с чем, в нарушение требований ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по окончании обучения в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Стерлитамакский медицинский колледж, то есть с 2009 года, жилым помещением не обеспечена.

В связи с изложенным пункт 1 постановления главы администрации муниципального района Куюргазинский район РБ от 28.02.2002 года № 88 о закреплении за малолетней Тухватуллиной Л.Р. право на жилье опекуна Ионовой <данные изъяты>, расположенное по адресу: РБ, <адрес>, р.<адрес>, является незаконным и подлежит отмене, а администрацию муниципального района Куюргазинский район РБ необходимо обязать поставить Тухватуллину Л.Р. на регистрационный учёт детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях.

               Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          

Иск и.о. прокурора Куюргазинского района Республики Башкортостан удовлетворить полностью.

1. Признать незаконным пункт 1 постановления главы администрации муниципального района Куюргазинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за Тухватуллиной <данные изъяты> жилья, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, р.<адрес>.

2.Обязать администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан и орган опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального района Куюргазиснкий район РБ поставить Тухватуллину <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на регистрационный учёт детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях.

.       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в Верховный Суд РБ, через Куюргазинский районный суд РБ.

Председательствующий. Сафаров Ф.М.

Решение суда не вступило в законную силу.

Судья Куюргазинского

районного суда РБ Сафаров Ф.М.