№5-23/2011 постановление об административном правонарушении



№ 5-23/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об административном правонарушении.

17 ноября 2011 года.                                                                    с.Ермолаево РБ.                          

Судья Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан Гибадуллина Л.Г.,

с участием правонарушителя, в отношении которого ведется административное производство, Холмирзаева З.И.,

и.о.начальника ОУФМС России по Республике Башкортостан в Куюргазинском районе Кадырбаева Р.В.,

при секретаре Филатовой В.Н.,

рассмотрев административный материал в отношении Холмирзаева <данные изъяты>, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.8 КоАП РФ,

у с т а н о в и л а:

Холмирзаев З.И., являясь гражданином Республики Узбекистан, с 2005 года проживает на территории Республики Башкортостан без регистрации, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 18.8 ч.1 КоАП РФ.

В судебном заседании правонарушитель Холмирзаев З.И. факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, признал и показал:

Впервые в Республику Башкортостан он приехал с матерью в 1998 году. Сначала жили в Кировском районе г.<адрес>, в городе <адрес>, затем он приехал в с.<адрес>. Здесь вступил в фактические брачные отношения с гр.С.З.Р., у них имеется совместный сын Т., которому 2 года 4 месяца, в марте месяце 2012 года у них родится еще ребенок. Первый ребенок - дочь В. умерла в 2010 году. Когда ему было 14 лет, мать съездила в г.Ташкент и получила за него узбекский паспорт. Впоследствии паспорт изъяли сотрудники паспортного стола в г.Кумертау, но когда он обратился с просьбой вернуть, ему пояснили, что его паспорт утерян. Где сейчас его мать, он не знает, четыре года тому назад он потерял с ней всякую связь. Чтобы прокормить свою семью, подрабатывает на строительных объектах. Просит не выдворять его из России, чтобы сохранить его семью, поскольку он является единственным кормильцем. Обязуется в ближайшее время заняться оформлением документов.

И.о. начальника ТП УФМС России по РБ в Куюргазинском районе Кадырбаев Р.В. в судебном заседании показал, что Холмирзаев З.И. изначально назвался С.З.И.. Он делал запрос в Республиканское адресное бюро, в базе данных ОАСР УФМС РФ по РБ С.З.И. не значится. Как С.З.И.. его неоднократно привлекали к административной ответственности за нарушение режима (пребывания) проживания в Российской Федерации. Затем выяснилось, что настоящая фамилия его Холмирзаев З.И. Несмотря на его неоднократные предупреждения и разъяснении о необходимости съездить в посольство, Холмирзаев З.И. до настоящего времени документы не оформил. Просит привлечь Холмирзаева З.И. к административной ответственности, наложить штраф и выдворить за пределы Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Холмирзаевым З.И. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, а именно, нарушены правила въезда в Российскую Федерацию, режим (пребывания) проживания в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил, а также в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, что не отрицает и сам правонарушитель.

Согласно ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.34 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в редакции от 18 июля 2006 года).

Данной норме корреспондирует ст. 18.8 (частей 1 и 2) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции от 05 ноября 2006 года, устанавливающая административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Санкция ч. 1 ст. 18.8 Кодекса в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Вместе с тем исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.

В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 4 ноября 1950 года), вступившей в силу для России 05 мая 1998 года, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 года, в пункте 1 провозгласила, что государства - участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

В статье девятой указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п.1 ст.8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут «бремя ответственности» за несовершенное правонарушение.

На этом основании представляется, что, по смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).

Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что Холмирзаев З.И. проживает в фактических брачных отношениях с жительницей с.<адрес> гр.С.З.Р., у них имеется совместный сын Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Была еще совместная дочь С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая в 2010 году умерла. В настоящее время ожидают третьего ребенка. Поэтому суд, в интересах малолетнего ребенка, полагает, что назначение Холмирзаеву З.И. дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений Холмирзаевым З.И. является нецелесообразным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.8, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Гр-на Холмирзаева <данные изъяты> подвергнуть административному штрафу в размере 20 МРОТ - 2000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его вынесения через Куюргазинский районный суд Республики Башкортостан.

Судья                                                                                    Л.Г.Гибадуллина.

Постановление в законную силу не вступило.

Судья                                                                                   Л.Г.Гибадуллина