О выселении без предоставления другого жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

3 ноября 2010 года Куйбышевский районный суд гор. Самары в составе:

председательствующего - Бережковой С.Ю.

прокурора - Бобровской Л.В.

при секретаре - Морозовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Самаре гражданское дело № 2-1625 по иску Департамента Управления имуществом городского округа Самара к Егорову Антону Борисовичу, Желтухиным Светлане Витальевне, Любови Олеговне и Виктории Олеговне о выселении и встречному иску Егорова Антона Борисовича, Желтухиных Светланы Витальевны, Любови Олеговны и Виктории Олеговны к Департаменту Управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит выселить Егорова А.Б. и Желтухиных С.В., Л.О., В.О. из <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Егоров А.Б. и Желтухина С.В., действующая за себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей, предъявили встречный иск, в котором просят признать за их семьей право пользования жилым помещением - квартирой № <адрес> и заключить с ними договор социального найма указанного жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца-ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара Воробьева Е.И., действующая на основании доверенности (л.д. 154), исковые требования Департамента поддержала, встречный иск не признала. Суду показала, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 28.09.05г. № 1522-р «О передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Кряжской КЭЧ района, расположенных в <адрес>», <адрес> был передан в муниципальную собственность без каких либо обременений. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются заявителям и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в муниципальных жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. У Егорова А.Б. и Желтухиных С.В., Л.О. и В.О. не было законных оснований вселяться в <адрес> указанного дома. Они не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и не состоят на учете в качестве нуждающихся в муниципальных жилых помещениях. ФИО1 и ФИО2, Л.О. и В.О. самовольно заняли <адрес>, и ФГУ «Кряжская КЭЧ района» не имела полномочий предоставлять им указанное жилое помещение. Эта квартира могла распределяться только ее собственником, а именно Департаментом управления имуществом г.о. Самара, лицам, признанным нуждающимися в предоставлении жилого помещения или улучшении жилищных условий. Кроме того, после выезда из спорной квартиры семьи военнослужащего ФИО8, туда вселялась и проживала семья <...>, который военнослужащим не являлся. После выселения <...> квартиру заняла семья Егорова. Поэтому она считает, что <адрес> семьей Егорова А.Б. занята самовольно, и, следовательно, он вместе с женой и детьми подлежит выселению из нее без предоставления другого жилого помещения. Она также считает, что в удовлетворении встречных исковых требований должно быть отказано.

Ответчик-истец Егоров А.Б. исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара не признал, свои исковые требования поддержал. Суду показал, что с 1999 года он состоит на службе в рядах Российской Армии, в в/ч №, а в настоящее время в в/ч №. В 2007 году он зарегистрировал брак с Желтухиной С.В.. Она от первого брака имеет двух дочерей, которых он признает членами своей семьи и которые, как члены семьи, вписаны в его личное дело. Своего жилья в г. Самаре он не имеет, вместе с женой и дочерьми прописан и проживал на территории военного городка, в клубе, при в/ч №. С момента начала военной службы он встал на очередь на получение жилья. 23.02.09г. решением жилищной комиссии в/ч № ему на семью из четырех человек была распределена квартира, расположенная по адресу: <адрес> Квартира нуждалась в капитальном ремонте. В ней не было смесителей, электропроводка была в неисправном состоянии, канализационные трубы сгнили, сантехника требовала замены, в полах и окнах были огромные щели, водопроводные трубы ржавые. В феврале 2009 года они вселились в спорную квартиру, сделали в ней ремонт. Он имел намерение оплачивать все расходы по содержанию квартиры и для этого получил в ФГУ «Кряжская КЭЧ района» квитанцию на оплату квартплаты и коммунальных услуг. Однако оплату в сберкассе у него не приняли, пояснив, что лицевой счет на квартиру закрыт. Квартира № <адрес> принадлежала Министерству Обороны РФ. Ранее в данной квартире проживала семья военнослужащего <адрес>, которым выделили новую квартиру, а спорное жилое помещение распределили им. Кроме того, приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была включена в состав муниципального специализированного жилищного фонда и считалась жилым помещением маневренного фонда. Они с женой обжаловали этот приказ. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 16.07.10г. приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара № 2398 от 22.12.08г. о включении <адрес> в состав муниципального специализированного жилищного фонда признан незаконным и недействующим с момента его издания. Решение Ленинского районного суда Судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда от 03.09.10г. оставлено без изменения и вступило в законную силу. Он считает, что его семья вселилась в спорную квартиру не самовольно, а по решению жилищной комиссии военной части, в которой он проходил службу. Поэтому просит признать за ним и Желтухиными С.В., Л.О. и В.О. право пользования квартирой № в <адрес> и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения. Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара просил оставить без удовлетворения.

Ответчик-истец Желтухина С.В. исковые требования Департамента по управлению имуществом г.о. Самара не признала и просила оставить их без удовлетворения. Свои исковые требования поддержала, просила их удовлетворить и подтвердила показания своего мужа.

Представитель 3-его лица отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в их отсутствие. Суду доверяют. Исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самара просили оставить без удовлетворения, исковые требования Егорова А.Б. и Желтухиных С.В., Л.О. и В.О. удовлетворить и признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>л.д. 151-152).

Представитель 3-го лица ФГУ «Кряжская КЭЧ района» в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУ «Кряжская КЭЧ района».

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что нет оснований для выселения семьи Егорова А.Б. и Желтухиных С.В., Л.О. и В.О. из <адрес>, и за ними следует признать право пользования указанным жилым помещением, суд считает, что исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара удовлетворению не подлежат. Встречный иск Егорова А.Б. и Желтухиных С.В., Л.О. и В.О. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

До 01.02.06г. <адрес>, в том числе и <адрес>, состоял на балансе Кряжской КЭЧ, а затем был передан в муниципальную собственность и на баланс КЖКХ и ОН администрации <адрес> г.о. Самара (л.д. 77-80). Указанная квартира включена в реестр муниципального имущества г.о. Самара (л.д. 17).

Егоров А.Б. является военнослужащим Российской Армии и проходит военную службу в в/ч № – ныне в/ч № (л.д. 40).

20.11.07г. Егоров А.Б. вступил в брак с Желтухиной С.В. (л.д. 37). От первого брака она имеет двух дочерей: Викторию, 24.04.2003 г.р., и Любовь, 04.08.2004 г.р. (л.д. 38-39, 58-59). Девочки проживают совместно с Егоровым А.Б., находятся на его иждивении, и он признает их членами своей семьи. Кроме того, девочки включены в личное дело Егорова А.Б. в качестве дочерей и членов его семьи (л.д. 57).

Семья Егорова А.Б. своего жилья не имела (л.д. 41-48), до настоящего времени они зарегистрированы при воинской части, на территории которой проживали (л.д. 35-36, 76).

По смыслу ст. ст. 59 и 71 п. «г» Конституции РФ, и в соответствии с Законом от 27.05.03г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» военная служба представляет собой особый вид Федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Статьей 15 Федерального закона от 27.05.98г. № 76-ФЗ (в ред. от 06.01.07г.) «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Пункт 5 ст. 15 ФЗ от 27.05.98г. № 76-ФЗ (в ред. от 06.01.07г.) «О статусе военнослужащих» устанавливает, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Ранее спорное жилое помещение являлось федеральной собственностью, правом оперативного управления которой обладала Кряжская КЭЧ. Несмотря на то, что в настоящее время жилой фонд, находившийся в федеральной собственности, и предназначенный для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, передан в муниципальную собственность, вопросы обеспечения жильем военнослужащих, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, должны решаться совместно государственными и муниципальными органами, поскольку имеют не только местное, но и общегосударственное значение. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

В соответствии со ст. 49 ч. ч. 3, 4 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Таким образом, до наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договорам социального найма, юридическим основанием для применения п. 5 статьи 5 ФЗ «О статусе военнослужащих» являются факт освобождения военнослужащим жилого помещения муниципального фонда и обращения уполномоченного квартирного органа Министерства Обороны в орган местного самоуправления о повторном заселении по договору социального найма жилого помещения военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма до 01.03.05г. с предоставлением в органы местного самоуправления документов.

Как нуждающаяся в жилом помещении семья Егорова - Желтухиных стояла в очереди на получение квартиры. Решением жилищно-бытовой комиссии в/ч 61918 от 23.01.09г. семье Егорова А.Б. была выделена <адрес> (л.д. 49, 60).

С февраля 2009г. они вселились и до настоящего времени проживают в указанной квартире, сделали в ней ремонт.

Указанные обстоятельства подтверждены объяснениями ответчиков-истцов Егорова А.Б. и Желтухиной С.В., актом обследования спорного жилого помещения (л.д. 62), показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7 (л.д. 89об.-90).

ФГУ «Кряжская КЭЧ района» 15.06.09г. обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с ходатайством о повторном заселении <адрес> (л.д. 14).

В этом КЭЧ было отказано со ссылкой на то, что указанное жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда и считается жилым помещением маневренного фонда (л.д. 12-13).

Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара № 2398 от 22.12.08г. спорная квартира была включена в состав муниципального специализированного жилищного фонда и считалась жилым помещением маневренного фонда (л.д. 72).

Однако, решением Ленинского районного суда г. Самары от 16.07.10г. приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара № 2398 от 22.12.08г. о включении <адрес> в состав муниципального специализированного жилищного фонда (жилое помещение маневренного фонда) признан незаконным и недействующим с момента его издания (л.д. 138-139).

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.09.10г. указанное решение Ленинского районного суда г. Самары оставлено без изменения и вступило в законную силу (л.д. 140-143).

Поддерживая исковые требования о выселении Егорова А.Б. и Желтухиных С.В., Л.О. и В.О. и не признавая их исковые требования, Департамент управления имуществом городского округа Самара в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств в подтверждении своих требований и возражений.

Суд не принимает во внимание доводы представителя Департамента управления имуществом о том, что после выезда из спорной квартиры семьи военнослужащего ФИО8, туда вселялась и проживала семья ФИО10, который военнослужащим не был. Эти доводы не являются основанием для удовлетворения первоначального иска и отказа в удовлетворении встречных исковых требований.

Ранее в <адрес> проживала семья военнослужащего ФИО8, которому было выделено новое жилое помещение (л.д. 81-84).

После выезда ФИО8, в указанное жилое помещение самовольно вселилась семья ФИО10. Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 26.06.08г. ФИО10. Встречный иск Департамента управления имуществом городского округа Самара был удовлетворен, и ФИО10 выселены из <адрес> без предоставления другого жилого помещения (л.д. 6-10).

В спорной квартире до настоящего времени никто не зарегистрирован, финансово-лицевой счет на жилое помещение закрыт (л.д. 5. 11, 74-75).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Егоров А.Б. и члены его семьи приобрели право пользования спорной квартирой и с ними должен быть заключен договор социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 ч.1, 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самара к Егорову Антону Борисовичу, Желтухиным Светлане Витальевне, Любови Олеговне и Виктории Олеговне о выселении оставить без удовлетворения.

Встречный иск Егорова А.Б., Желтухиных С.В., Л.О. и В.О. удовлетворить.

Признать за Егоровым Антоном Борисовичем, Желтухиными Светланой Витальевной, Любовью Олеговной и Викторией Олеговной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, обязав Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ними договор социального найма.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья подпись.

Мотивированное решение изготовлено 08.11.10г.

Судья подпись.

Копия верна:

Судья –

Секретарь –