о признании право пользования жилым помещением



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Самара «24» февраля 2011 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Макогон Л.А.,

при секретаре Денисовой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сашина Олега Ивановича, Сашиной Натальи Александровны, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Сашиной Анастасии Олеговны, Сашиной Анны Олеговны, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,

У с т а н о в и л:

Сашин О.И. в лице своего представителя Товбина А.Л., действующего на основании доверенности (л.д. 5), Сашина Н.А. обратились в суд с иском о признании за ними и их несовершеннолетними детьми права пользования квартирой 9 <адрес> и заключении договора социального найма на указанное жилое помещение.

В судебном заседании Товбин А.Л. заявленные требования поддержал и показал, что Сашин О.И. является военнослужащим МО РФ с 1996 года. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в в\ч 32755. С ДД.ММ.ГГГГ состоял на очереди нуждающихся в жилой площади. На заседании жилищной комиссии при в\ч 31601 от ДД.ММ.ГГГГ ему была распределена двухкомнатная <адрес> в связи с выездом из указанной квартиры военнослужащего Емелина Ю.Ю. С указанного времени Сашины с детьми вселились в указанную квартиру, осуществили текущий ремонт, проживают в ней постоянно и оплачивают квартплату и коммунальные платежи. Ранее <адрес> являлся федеральной собственностью и находился в оперативном управлении Кряжской КЭЧ, а в 2005 году передан в муниципальную собственность г. Самары. В связи с этим Департамент управления имуществом г.о. Самара отказался заключать с истцами договор социального найма на занимаемое жилое помещение, ссылаясь, что спорная квартира передана в муниципальную собственность без каких-либо обременений. Считает данный отказ незаконным и просит признать за истцами и их несовершеннолетними детьми право пользования указанным жилым помещением и заключить с ними договор социального найма.

Истец Сашина Н.А. в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик – представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара Воробьева Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорная квартира передана в муниципальную собственность без каких-либо обременений, сашин не состоял в списке очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих должно осуществляться за счет средств Министерства обороны РФ. Распределение Сашину спорной квартиры жилищной комиссией войсковой части считает неправомерным.

Представитель третьего лица ФГУ «Кряжская КЭЧ района» в судебное заседание также не явился, предоставил письменный отзыв об обоснованности заявленных Сашиными требований и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 93).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд находит иск Сашиных обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 59 и 71 Конституции РФ и в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», военная служба представляет собой особый вид Федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Жилищный фонд специального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Судом установлено, что Сашин О.И. является военнослужащим МО РФ с 1996 года по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в в\ч 32755. С ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди нуждающихся в жилых помещениях. Ранее жилой площадью по линии МО РФ не обеспечивался, Государственный жилищный сертификат не получал. Зарегистрирован при войсковой части (л.д. 12, 98, 103-107, 116).

Решением жилищной комиссии в\ч 31601 от ДД.ММ.ГГГГ капитану Сашину О.И. распределена двухкомнатная <адрес> на семью из трех человек в связи с выездом из указанного жилого помещения военнослужащего Емелина Ю.Ю. (л.д. 6).

В октябре 2010 Сашин О.И. обратился к руководителю Департамента управления имуществом г.о. Самара с ходатайством о заключении с ним договора социального найма на указанное жилое помещение (л.д. 7).

Руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара отказал Сашину О.И. в заключении с ним договора социального найма со ссылкой на то, что <адрес> передана в муниципальную собственность без каких-либо обременений (л.д. 8-9).

Ранее спорное жилое помещение являлось федеральной собственностью, правом оперативного управления которой обладала Кряжская КЭЧ района. Несмотря на то, что в настоящее время жилой фонд, находившийся в федеральной собственности, и предназначенный для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, передан в муниципальную собственность, вопросы обеспечения жильем военнослужащих как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, должны решаться совместно государственными и муниципальными органами, поскольку имеют не только местное, но и общегосударственное значение. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

В соответствии со ст. 49 п. 3, 4 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Таким образом, до наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договорам социального найма, юридическим основанием для применения п. 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» являются факт освобождения военнослужащим жилого помещения муниципального фонда и обращения уполномоченного квартирного органа Министерства обороны в орган местного самоуправления о повторном заселении по договору социального найма жилого помещения военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением в органы местного самоуправления соответствующих документов.

Поскольку Сашин О.И. состоял в списке нуждающихся в жилье с 2001 года, ранее жилыми помещениями за счет МО РФ не обеспечивался, предоставил в Департамент управления имуществом г.о. Самары все необходимые документы для заключения с ним договора социального найма на спорную квартиру, которая была освобождена военнослужащим Емелиным Ю.Ю., суд приходит к выводу, что представитель муниципального образования не имел законных оснований к отказу в заключении с истцами договора социального найма на распределенное им жилищной комиссией в\ч 31601 жилое помещение. Сашины вселились в <адрес> в 2002 году, осуществили текущий ремонт, завезли мебель, несут обязанности по содержанию жилья, оплачивают квартплату и коммунальные платежи. Данное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели Кириленко Н. и Желтухина С.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что требования истцов о признании за ними права пользования указанным жилым помещением и заключении с ними договора социального найма являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Признать за Сашиным Олегом Ивановичем, Сашиной Натальей Александровной, Сашиной Анастасией Олеговной, Сашиной Анной Олеговной право пользования двухкомнатной квартирой 9 <адрес> и обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ними договор социального найма на указанное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Л.А. Макогон