о возмещении ущерба



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

16 июня 2011 г. Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего - Бережковой С.Ю.

при секретаре - Ахундовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Самаре гражданское дело по иску Дорожного агентства Республики Коми к Яковлеву Андрею Александровичу о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования,

УС Т А Н О В И Л:

В исковом заявлении, адресованном суду, Дорожное агентство Республики Коми просит взыскать с Яковлева А.А. ущерб, причиненный транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, в сумме 67671,21 руб.

В судебном заседании представитель истца Платто А.И., действующая на основании доверенности (л.д. 67), поддержала исковые требования. Суду показала, что Дорожное агентство Р. Коми создано в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми № 16 от 07.02.05г. «Об утверждении Положения в Дорожном агентстве Республики Коми» и является органом исполнительной власти Республики. В пределах своей компетенции Дорожное агентство осуществляет функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми. В целях осуществления весового контроля транспортных средств на автодорогах Республики созданы стационарные посты весового контроля, а также передвижные посты весового контроля. В результате проведения весового контроля на передвижном посту весового контроля автодороги Сыктывкар – Ухта (132 км), 17.05.10г. был установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом, принадлежащим Яковлеву А.А., под его же управлением, с нарушением требований нормативно-правовых актов. А именно: перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств. Нарушение правил перевозки тяжеловесного груза было допущено в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, введенного приказом Дорожного агентства Республики Коми от 23.03.10г. Данные ограничения были введены в связи с природными климатическими условиями, на период с 22 апреля по 22 мая 2010г. Акт контрольного взвешивания составлялся в присутствии ответчика, который отразил в акте, что не согласен с ним. Однако не попросил произвести контрольное перевешивание. На основании данного акта был произведен расчет суммы оплаты за провоз тяжеловесного груза, которая составила 67671,21 руб. Ущерб до настоящего времени ответчик не возместил. Поэтому они просят взыскать с Яковлева А.А. в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, 67671,21 руб.

Ответчик Яковлев А.А. исковые требования не признал. Суду показал, что он на праве собственности имеет автотранспортное средство – тягач Ivekoeurostar LD440E4 регистрационный знак K 501 BT. На данной автомашине он занимается грузоперевозками. 15.05.10г. он вез металлоконструкции весом 9248 кг из г. Уфы в г. Вуктыл Республики Коми. На территории Республики Коми он ехал по автодороге Сыктывкар-Ухта. На стационарном посту в г. Сыктывкаре его машина была взвешена на стационарном посту, претензий к нему никаких не было. ДД.ММ.ГГГГ он был остановлен на 132 км автодороги Сыктывкар – Ухта, на передвижном пункте весового контроля, где его автомашина была взвешена. По результатам взвешивания было обнаружено превышение осевой массы транспортного средства на 2-ой оси. Но превышения полной массы транспортного средства не было. По результатам взвешивания был составлен акт контроля весовых параметров, в котором он указал, что не согласен с данным актом, и устно потребовал перевеса. Считает, что взвешивание было проведено с нарушением установленных правил и инструкций, так как весы были установлены посередине автодороги, на неровной поверхности. Кроме того, никакой доступной информации о введении ограничений на перевозку тяжеловесных грузов, а также знаков об этом, истцом размещено не было. Поэтому просил в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетеля ФИО4 суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.А. в г. Уфе получил металлоконструкции весом 9428 кг для перевозки их в г. Вуктыл Р.Коми (л.д. 23-24).

Перевозку указанных металлоконструкций он осуществлял по автодороге Сыктывкар-Ухта на принадлежащем ему тягаче Ivekoeurostar LD440E4 регистрационный знак K 501 BT 163 RUS и прицепе марки Vanhool регистрационнй знак АO 3752 63 RUS (л.д. 21-22).

В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 2 данных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

В соответствии с п. 3 Правил возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, осуществление расчета, начисления и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 вышеуказанных Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Правительством РФ, значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

Пункт 2 ч. 9 ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах…» устанавливает, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Согласно п. 7 ст. 12 названного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Дорожное агентство Республики Коми создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми № 16 от 07.02.05г. «Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми» и является органом исполнительной власти Республики Коми (л.д. 13-19).

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определен постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.09г. № 295.

В соответствии с п. 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.96г., контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Согласно п. 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Минюсте РФ 08.08.96г. № 1146, тяжеловесный груз трактуется как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров: нагрузка на одиночную ось не должна превышать 10 т., сдвоенную, строенную оси в зависимости от межосевого расстояния, полные массы АТС не должны превышать значений, приведенных в вышеназванной инструкции.

17.05.10г. при проведении весового контроля на ППВК автодороги Сыктывкар-Ухта (132 км) установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Ivekoeurostar LD440E4 регистрационный знак K 501 BT 163 RUS и прицепом марки Vanhool регистрационнй знак АO 3752 63 RUS, под управлением Яковлева А.А., с нарушением требований нормативно - правовых актов: перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств.

Нарушение правил перевозки тяжеловесного груза было произведено в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, введенного приказом Дорожного агентства Республики Коми от 23.03.10г. № 86. В соответствии с данным приказом нагрузка на одиночную ось при перевозке тяжеловесных грузов в период с 23.04. по 22.05.2010г. не должна превышать 6 тонн (л.д. 9-10).

По факту нарушения были составлены протокол весового контроля и акт от 17.05.10г. № 2 (л.д. 28-29). На основании этих документов произведен расчет суммы платы за провоз тяжеловесного груза, который составляет 65117,79 руб. (л.д. 30).

В соответствии с разъяснениями по протяженности маршрута и обоснованием суммы иска, оплата за провоз тяжеловесного груза по акту № 2 от 17.05.10г., с учетом базового компенсационного индекса года, составила 67671,21 руб. (л.д. 42, 79-81).

Именно эта сумма, по мнению суда, и подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Однако, в нарушение данной статьи ответчиком не представлено доказательств в обоснование своих возражений против иска.

Яковлев А.А. утверждал, что весы были установлены с нарушением Руководства по их эксплуатации, не на стационарном, а на непонятно кем установленном посту.

По ходатайству ответчика был допрошен свидетель ФИО4, который показал, что взвешивание автомашины и прицепа Яковлева А.А. было проведено на неправильно установленных весах, с нарушением правил и инструкций. Ранее в г. Сыктывкаре их машины были взвешены, никаких перевесов у автомашины Яковлева А.А. не установлено.

Однако суд критически относится к показаниям ответчика и данного свидетеля и считает, что эти показания не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку противоречат другим исследованным судом доказательствам.

Факт нарушения ответчиком требований к перевозке тяжеловесных грузов установлен при взвешивании на весах автомобильных ВА-15С заводской № 890, принадлежащих ГУ РК «Дорожный контроль», прошедших проверку 30.09.09г., свидетельство о поверке № 104592 от 30.09.09г., действительных до 30.09.10г., имеющих сертификат (л.д. 25, 26-27).

Передвижной пост весового контроля (ППВК) был установлен согласно графику, утвержденного Дорожным агентством, начальником Управления ГИБДД МВД и зам. Министра МВД Республики Коми (л.д. 78). Работа ППВК отражена в отчете (л.д. 72-73).

Необоснованными и голословными являются доводы Яковлева А.А. о том, что истцом не были предприняты меры по информированию пользователей автомобильными дорогами о введенных ограничениях, об отсутствии об этом дорожных знаков. Эти доводы опровергаются актом по установке временных дорожных знаков 3.12 «Ограничение нагрузки на ост 6тс и 1,5тс», а также газетными публикациями и сообщениями на сайте (л.д. 75-77).

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 ч.1, 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Яковлева Андрея Александровича в пользу Дорожного агентства Республики Коми 67671,21 руб.

Взыскать с Яковлева Андрея Александровича гос. пошлину в доход государства в сумме 2230,13 руб.,

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья подпись.

Мотивированное решение изготовлено 21.06.11г.

Судья подпись.

Копия верна:

Судья –

Секретарь -