о признании отказа в предоставлении земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«08» июля 2011 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего Мельниковой О.А.,

при секретаре Лупановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Улендеева Алексея Викторовича к Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры г.о.Самара о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность,

у с т а н о в и л :

Улендеев А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка для использования под садоводство, площадью 942,0 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, СДТ «Кирпичник», массив «Кряж» Кирзавод №6, . Признать право истца на получение в собственность бесплатно указанного земельного участка. Обязать Министерство имущественных отношений предоставить ему испрашиваемый земельный участок в собственность бесплатно, под садоводство. Признать заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка незаконным, обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара утвердить схему расположения спорного земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Улендеева А.В. - Невский А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 942,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, СДТ "Кирпичник", массив "Кряж" Кирзавода , участок а, используемого под садоводство, предоставив при этом необходимый пакет документов. Министерством имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, спустя 2 месяца с момента подачи заявления, были направлены запросы в целях сбора информации об испрашиваемом земельном участке. Данные обстоятельства противоречат положениям п.2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74, предусматривающим, что указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области, спустя 4 месяца с момента подачи истцом заявки о предоставлении земельного участка, направило в адрес Департамента строительства и архитектуры городского, округа Самары обращение с просьбой утвердить схему расположения земельного участка. В нарушение сроков, установленных действующим законодательством, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары только ДД.ММ.ГГГГ предоставил заключение об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане со ссылкой на Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утверждённые Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен в зоне многоквартирной жилой застройки средней этажности (ЖЗ). Использование земельного участка, под садоводство, не соответствует основным видам использования в указанной зоне. В связи с указанными обстоятельствами, ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало истцу в предоставлении земельного участка. Считает отказ Министерства имущественных отношений Самарской области и заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары незаконными, поскольку ими при рассмотрении заявления Улендеева были нарушены сроки и порядок рассмотрения заявления. Кроме того, просит учесть, что решение Думы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о.Самара» признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика – Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары Бабкин В.А., действующий на основании доверенности, исковые требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду показал, что в соответствии с градостроительной документацией, на основании Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о.Самара, утвержденных Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, действовавших на момент рассмотрения обращения об утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемый Улендеевым А.В. земельный участок расположен в зоне многоквартирной жилой застройки средней этажности. По указанным основаниям Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара было подготовлено Заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для утверждения схемы расположения земельного участка, у Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара не имелось. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области, в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом. В материалы дела представлены возражения, согласно которых ответчик просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, в удовлетворении иска отказать (л.д.24-28).

Суд считает возможным в соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Стороны против этого не возражают.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

По смыслу указанной нормы, выделение земельных участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии, возможно с учетом мнения органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений по Самарской области.

В соответствии с п.2.1, 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка и необходимый пакет документов.

Установлено, что 16.12.2009 года Улендеев А.В., обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка а, площадью 942,0 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, СДТ «Кирпичник», массив «Кряж» Кирзавода , в собственность для ведения садоводства (л.д.6).

В соответствии с требованиями п.2.4. вышеуказанного Порядка предоставления земельных участков, Министерством имущественных отношений Самарской области, в связи с обращением Улендеева А.В. были направлены запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Согласно п.4 ст.34 ЗК РФ полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков наделены органы местного самоуправления.

Согласно постановления Главы городского округа Самара «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» от ДД.ММ.ГГГГ N 2340, уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.

В связи с обращением Улендеева А.В., Министерством имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, после получения запрашиваемой информации, было направлено соответствующее обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара (л.д.15-16).

В соответствии с п.4 ст.30 Градостроительного Кодекса РФ и п.5 ст.9 Правил, на карте градостроительного зонирования территории городского округа Самара устанавливаются границы территориальных зон, исходя из требования принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования

По результатам рассмотрения обращения Министерства имущественных отношений Самарской области, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара выдано заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, поскольку в соответствии с градостроительной документацией, на основании Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о.Самара, утвержденных Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, действовавших на момент рассмотрения обращения об утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемый Улендеевым А.В. земельный участок расположен в зоне многоквартирной жилой застройки средней этажности. Использование земельного участка под садоводство, не соответствует основным видам использования в указанной зоне (л.д.17).

При таких обстоятельствах, законных оснований для утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Улендеевым А.В., у Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара не имелось, в связи с чем исковые требования в части признания незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить схему расположения, удовлетворению не подлежат.

Согласно п.3.20 постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» министерство отказывает в дальнейшем осуществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений.

В связи с тем, что испрашиваемый Улендеевым А.В. земельный участок, находится в зоне многоквартирной жилой застройки средней этажности и использование земельного участка под садоводство, не соответствует основным видам использования в указанной зоне, Министерством имущественных отношений Самарской области 10.12.2010 года Улендееву А.В. обоснованно отказано в предоставлении выше указанного земельного участка.

Доводы истца Улендеева А.В. о нарушении ответчиками сроков рассмотрения его обращения по вопросу предоставления земельного участка, по мнению суда основанием для удовлетворения иска не являются, поскольку обращение Улендеева А.В. ответчиками по существу рассмотрено, бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области истец в установленном законом порядке не оспаривал.

Ссылка представителя истца на нарушение Министерством имущественных отношений Самарской области п.2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74, является необоснованной, поскольку предоставление заявителем документов, содержащих необходимую информацию о земельном участке, по мнению суда, не лишают права Министерство имущественных отношений Самарской области осуществить сбор необходимой информации об испрашиваемом земельном участке.

То обстоятельство, что определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Думы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о.Самара» признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия, по мнению суда, не может быть принято судом во внимание, поскольку на момент рассмотрения обращения Улендеева А.В. указанные Правила имели законную силу и подлежали применению в установленном порядке.

Суд также учитывает, что действующим законодательством не предусматривается безусловное право граждан на однократное предоставление земельного участка бесплатно в месте, выбранном гражданином. Земельный кодекс РФ предусматривает возможность выделения участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии и с учетом мнения самого органа местного самоуправления, в связи с чем Улендеев А.В. не лишен права повторно обратиться в Министерство имущественных отношений Самарской области по вопросу предоставления ему земельного участка в собственность.

Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области по вопросу предоставления испрашиваемого Улендеевым А.В. земельного участка соответствует требованиям закона, в связи с чем суд оснований для удовлетворения иска не усматривает.

Следовательно, оснований и для удовлетворения заявления в части возложения на Министерства имущественных отношений Самарской области обязанности по предоставлению Улендееву А.В. земельного участка под садоводство, площадью 942,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, СДТ «Кирпичник», массив «Кряж» Кирзавод №6, участок а, у суда нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении искового заявления Улендеева Алексея Викторовича к Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры г.о.Самара о признании отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья