О признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма



РЕШЕНИЕ.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

г. Самара 22 марта 2011 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего: Назинкиной Н.В.

при секретаре: Святковской Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иголкина П.Ф., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Иголкиной О.П. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Иголкиной О.П., обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, в котором просил признать за ним и его дочерью Иголкиной О.П. право пользования жилым помещением - квартирой дома по ул.<адрес> в г.Самаре, обязав Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ним договор социального найма жилого помещения.

В судебном заседании истец Иголкин А.Ф. поддержал исковые требования и пояснил, что решением жилищной комиссии Самарского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ ему, как очереднику, на состав семьи из 2-х человек была распределена освободившаяся двухкомнатная квартира по адресу: г.Самара, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список распределения жилья по Самарскому гарнизону, им были сданы все необходимые документы в Кряжскую КЭЧ района. Поскольку на момент распределения квартиры, дом, в котором она расположена, был передан в муниципальную собственность, он обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения. Однако ему было отказано. В спорной квартире он с семьей проживает с августа-сентября ДД.ММ.ГГГГ года, произвел косметический ремонт, оплатил коммунальные услуги по лицевому счету, открытому на имя прежнего нанимателя за сентябрь ДД.ММ.ГГГГ г. Ранее эту квартиру занимал военнослужащий Г.Ю.Г., который в настоящий момент убыл к новому месту службы. Настаивает на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика – Департамента управления имуществом городского округа Самара Воробьева Е.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 28.09.2005г. № 1522-р "О передаче в муниципальную собственность г.Самары находящихся в федеральной собственности объектов Кряжской КЭЧ района, расположенных в г.Самаре" дом по ул.<адрес> был передан в муниципальную собственность. Тем самым, Министерство обороны РФ и Кряжская КЭЧ района утратили право распоряжаться данным имуществом. В компетенцию же органов местного самоуправления не входит обеспечение военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями. Решение ФГУ «КЭЧ района» о распределении Иголкину П.Ф. жилого помещения является недействительным. Считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель 3-его лица – Кряжской КЭЧ района Стенина Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, считает, что поскольку п.5 ст.15 ФЗ от 27.05.1998г. "О статусе военнослужащих" закрепляет право за военнослужащими и членами их семей на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за из выездом, независимо от их принадлежности к государственному жилому фонду, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Иголкина В.Ф. подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что майор Иголкин В.Ф. признан нуждающимся в предоставлении жилой площади и решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему на состав семьи из 2-х человек была распределена двухкомнатная квартира в доме по <адрес> освобождаемая за выездом военнослужащего. ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список распределения жилья по Самарскому гарнизону (л.д.6, 9).

Ранее Иголкин П.Ф. с семьей проживал в служебной квартире, расположенной по адресу: г. <адрес>, , которая была им сдана в связи с распределением ему спорной квартиры (л.д.17-18).

Переехав в августе-сентябре ДД.ММ.ГГГГ г. в спорное жилое помещение, Иголкин П.Ф. оплатил задолженность по квартплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, из собственных средств произвел косметический ремонт спорного жилого помещения (л.д. 52-58).

Сообщением руководителя управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом городского округа Самара Иголкину П.Ф. в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, <адрес> д. кв. было отказано, поскольку указанный договор заключается на основании решения собственника (Департамента), которое в отношении его не принималось. Кроме того, Иголкин П.Ф. и члены его семьи на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по городскому округа Самара не состоят (л.д.19-20).

Между тем, военная служба, по смыслу ст. 59 и 71 п. «г» Конституции РФ, и в соответствии с Законом от 27.05.03 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» представляет собой особый вид Федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ в ред. От 06.01.2007 г. «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Так, п. 5 статьи 15 ФЗ от 27.05.98 г. № 76-ФЗ в ред. от 06.01.07 г. «О статусе военнослужащих» устанавливает, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Ранее спорное жилое помещение являлось федеральной собственностью, правом оперативного управления которой обладала Кряжская КЭЧ района.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 28.09.2005г. № 1522-р "О передаче в муниципальную собственность г.Самары находящихся в федеральной собственности объектов Кряжской КЭЧ района, расположенных в г.Самаре" дом по ул.<адрес> был передан в муниципальную собственность (л.д.48).

Несмотря на то, что в настоящее время жилой фонд, находившийся в федеральной собственности, и предназначенный для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, передан в муниципальную собственность, вопросы обеспечения жильем военнослужащих как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, должны решаться совместно государственными и муниципальными органами, поскольку имеют не только местное, но и общегосударственное значение. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

В соответствии со ст. 49 п. 3,4 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Таким образом, до наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению военнослужащим жилыми помещениями по договорам социального найма, юридическим основанием для применения п. 5 статьи 5 ФЗ «О статусе военнослужащих» является факт освобождения военнослужащим жилого помещения муниципального фонда.

Судом установлено, что ранее в спорной квартире, расположенной по адресу: г.Самара, ул.<адрес>, , проживала семья военнослужащего – Г.Ю.Г. (л.д. 40-42).

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Иголкиным П.Ф., Иголкиной О.П. право пользования квартирой дома по ул.<адрес> в г.Самаре, обязав Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ними договор социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения.

Председательствующий подпись. Назинкина Н.В.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: