Исковые требования о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма - удовлетворены.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара «28» сентября 2011 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Гараевой Р.Р.,

при секретаре Романовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колядина П.Г., Колядиной Е.И., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.Г.П. и К.А.П., к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Колядин П.Г., Колядина Е.И., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К.Г.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.П.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, , и возложении обязанности заключить договор социального найма на указанное помещение.

В судебном заседании представитель истцов Стенина Л.В., действующая на основании доверенностей (л.д. 19-21) заявленные требования поддержала и показала, что ДД.ММ.ГГГГ Колядину П.Г. как военнослужащему военной части , была выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, д. кв. , общей площадью <...> кв.м. Указанная квартира ранее состояла на балансе Кряжской КЭЧ района и была распределена на основании списков распределения жилья. Истцы в указанную квартиру были вселены в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истцы проживают в спорной квартире, оплачивают расходы по ее содержанию. Колядин П.Г. состоит на учете в списках нуждающихся в обеспечении жилой площадью при войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ год. Ранее дом по <адрес> являлся федеральной собственностью и находился в оперативном управлении Кряжской КЭЧ, а в ДД.ММ.ГГГГ передан в муниципальную собственность г. Самары. Департамент управления имуществом г.о. Самара отказался заключать с истцами договор социального найма на занимаемое жилое помещение, ссылаясь на то, что спорная квартира передана в муниципальную собственность без каких-либо обременений. Считает данный отказ незаконным и просит признать за истцами право пользования указанным жилым помещением и обязать ответчика заключить с истцами договор социального найма.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара Билецкая М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорная квартира передана в муниципальную собственность без каких-либо обременений, ни Колядин П.Г., ни члены его семьи не состояли в списке очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих должно осуществляться за счет средств Министерства обороны РФ.

Представитель третьего лица Кряжской КЭЧ района в судебное заседание не явился, по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Третьи лица Бачурины С.В., Н.А. и А.С. в судебное заседание не явились, в суд вернулся конверт с обратным уведомлением и отметкой «истек срок хранения».

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля Я.Н.Н., изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (в ред. от 06.01.2007 года)
«О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

По смыслу ст. ст. 59 и 71 Конституции РФ и в соответствии с Законом от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», военная служба представляет собой особый вид Федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Жилищный фонд специального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Судом установлено, что Колядин П.Г. является военнослужащим МО РФ и по настоящее время проходит службу в войсковой части ПУрВО в должности начальника ПВО в/ч (л.д. 13).

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии в/ч военнослужащий Колядин П.Г. признан нуждающимся в получении постоянной жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Ранее жилой площадью по линии МО РФ не обеспечивался, Государственный жилищный сертификат не получал. Истец и члены его семьи зарегистрированы при войсковой части (л.д. 10, 16-18).

Решением жилищной комиссии в/ч от ДД.ММ.ГГГГ подполковнику Колядину П.Г. распределена трехкомнатная квартира в доме по <адрес> на состав семьи 4 человека в связи с выездом из указанного жилого помещения военнослужащего Б.С.В. (л.д. 9).

Колядин П.Г. обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о заключении с ним договора социального найма на указанное жилое помещение.

Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу Колядину П.Г. в заключении договора социального найма со ссылкой на то, что на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по городскому округу Самара, ни Колядин П.Г, ни члены его семьи не состоят и рекомендовал истцу предоставить пакет документов необходимый для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 12).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ранее спорное жилое помещение являлось федеральной собственностью, правом оперативного управления которой обладала Кряжская КЭЧ района. Несмотря на то, что в настоящее время жилой фонд, находившийся в федеральной собственности, и предназначенный для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, передан в муниципальную собственность, вопросы обеспечения жильем военнослужащих как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, должны решаться совместно государственными и муниципальными органами, поскольку имеют не только местное, но и общегосударственное значение. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

В соответствии со ст. 49 п. 3, 4 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Таким образом, до наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договорам социального найма, юридическим основанием для применения п. 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» являются факт освобождения военнослужащим жилого помещения муниципального фонда и обращения уполномоченного квартирного органа Министерства обороны в орган местного самоуправления о повторном заселении по договору социального найма жилого помещения военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма с предоставлением в органы местного самоуправления соответствующих документов.

Поскольку Колядин П.Г. состоял в списке нуждающихся в жилье ДД.ММ.ГГГГ, ранее жилыми помещениями за счет МО РФ не обеспечивался, предоставил в Департамент управления имуществом г.о. Самары все необходимые документы для заключения с ним договора социального найма на спорную квартиру, которая была освобождена военнослужащим Б.С.В. и членами его семьи (л.д. 24-28), суд приходит к выводу, что представитель муниципального образования не имел законных оснований к отказу в заключении с истцом договора социального найма на распределенное ему жилищной комиссией в/ч жилое помещение. Квартира свободна от прав третьих лиц. Б.С.В. сняты с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. Колядины вселились в квартиру дома по <адрес>, произвели в ней капитальный ремонт, несут обязанности по содержанию жилья, оплачивают квартплату и коммунальные услуги (л.д. 34-39), в связи с чем, их требование о признании за ними права пользования указанным жилым помещением и заключении договора социального найма является законным и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Колядина П.Г., Колядиной Е.И., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.Г.П. и К.П.П. удовлетворить.

Признать за Колядиным П.Г., Колядиной Е.И., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.Г.П. и К.П.П., право пользования трехкомнатной квартирой дома по <адрес> и обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ними договор социального найма на указанное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента вынесения решения в мотивировочной форме.

Решение в мотивировочной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: (подпись) Р.Р. Гараева

Копия верна:

<...>

Судья:

Секретарь: