РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Самара «25» ноября 2011 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе: председательствующего – Шутовой Н.З., с участием адвоката – С., при секретаре – Сатдаровой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Артамоновой С.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Артамонова С.А., в лице своего представителя по доверенности – С., обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату №, общей и жилой площадью <...> кв. метра, расположенную в доме <адрес>. В судебном заседании представитель истца – адвокат С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 34), поддержала исковые требования и пояснила, что Артамонова С.А. зарегистрирована и постоянно проживает в комнате № в доме <адрес>, общей и жилой площадью <...> кв. метра, в которой занимает одно койко-место. Данное койко-место было предоставлено истице в <...> году от ОАО <...>, где она тогда работала и продолжает работать по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ Артамонова была зарегистрирована в указанном жилом помещении временно, а с ДД.ММ.ГГГГ – постоянно. В <...> году Департамент управления имуществом городского округа Самара перезаключил с истицей договор найма койко-места в данной комнате. На имя Артамоновой открыт финансово-лицевой счет, по которому она производит оплату за жилье и коммунальные услуги. Её доверительнице было предоставлено только койко-место в комнате, однако фактически она длительное время проживает в жилом помещении одна и занимает всю комнату. В <...> году Артамонова обратилась к ответчику по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения. Однако в удовлетворении заявления истице было отказано с указанием на то, что занимаемое ею жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и приватизации не подлежит. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству. Просила исковые требования удовлетворить и признать за Артамоновой С.А. право собственности в порядке приватизации на комнату № в доме <адрес>. Представитель ответчика – Департамента управления имуществом городского округа Самара П. действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42), в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что комната № в доме <адрес>, включена в реестр муниципального имущества на основании Постановления Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени данное жилое помещение находится в муниципальной собственности городского округа Самара и входит в состав специализированного жилищного фонда. Таким образом, в силу действующего законодательства занимаемое истицей жилое помещение приватизации не подлежит. Просила в удовлетворении иска отказать. Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность. Судом установлено, что по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО <...> и Артамоновой С.А., истице в связи с трудовыми отношениями предоставлено в возмездное пользование одно койко-место в общежитии в доме <адрес> (л.д. 32, 40 – 41). Она зарегистрирована в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ – временно, а с ДД.ММ.ГГГГ – постоянно (л.д. 7 – 11, 12, 39, 50). Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом городского округа Самара заключил с истицей договор найма жилого помещения в общежитии – койко-места жилой площадью <...> кв. метров в комнате № в доме <адрес> (л.д. 31, 33). На имя Артамоновой С.А. открыт финансово-лицевой счет №, по которому она вносит плату за жилье и коммунальные услуги (л.д. 13). Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, комната № в доме <адрес> имеет общую площадь <...> кв. метра, жилую – <...> кв. метра (л.д. 14 – 17). Данная комната ДД.ММ.ГГГГ поставлена на кадастровый учет в Управлении Росреестра по Самарской области и ей присвоен кадастровый номер <...>. Вид жилого помещения: комната в многоквартирном доме (л.д. 18 – 19). В <...> году Артамонова С.А. обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара по вопросу приватизации занимаемого ею жилого помещения. По результатам рассмотрения обращения истицы Департамент разъяснил, что испрашиваемое ею жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду и в силу действующего законодательства приватизации не подлежит (л.д. 26). Согласно выпискам из реестра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, представленным Департаментом управления имуществом городского округа Самара, объект недвижимости комната №, расположенный <адрес>, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером <...> на основании Постановления Главы города Самары № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 54) Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года № 6), указывает, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий в том случае, если изменение формы собственности имело место до вступления в силу ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда. Законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, который лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого помещения. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции Закона РФ от 23.12.1992 года № 4199-1), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений. При рассмотрении дела установлено, что общежитие, расположенное <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находилось в ведении государственного предприятия – <...> (л.д. 68 – 69). Согласно Указу Президента РФ «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» от 17.11.1992 года № 1403, Постановления Администрации Куйбышевского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, <...> завод был преобразован в Акционерное общество открытого типа <...> (л.д. 59 – 63). На основании Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, Фонд имущества Самарской области передал АООТ <...> в собственность государственное имущество, в том числе и дом <адрес> (л.д. 64 – 67). По постановлению Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, объекты жилищного фонда, передаваемые ОАО <...>, в том числе и общежитие, расположенное <адрес>, приняты в муниципальную собственность (л.д. 70). Акт приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность подписан между ОАО <...> и Председателем Комитета по управлению имуществом г. Самары ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71). На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, объекты жилого фонда переданы с баланса ОАО <...> на баланс Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации Куйбышевского района г. Самары (л.д. 72). В настоящее время жилое помещение – комната № в доме <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию – городскому округу Самара, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22). В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Приложение № 3 к указанному постановлению Верховного Совета РФ, предусматривает, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. По смыслу вышеприведенных правовых норм, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из состава специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 11.04.2011 года № 4-П указал, что ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года распространяет правовой режим о договоре социального найма на жилые помещения в общежитиях, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий, переданных в муниципальную собственность, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (то есть как до, так и после 01.03.2005 года – даты введения в действие Жилищного кодекса РФ), при условии предоставления этих жилых помещений гражданам на законных основаниях, в том числе и в тех случаях, если оно имело место после 01.03.2005 года. Из материалов дела усматривается, что истица вселилась в комнату № в доме <адрес> на законных основаниях. Ей предоставлено только койко-место, жилой площадью <...> кв. метров в спорном жилом помещении, однако судом достоверно установлено, что Артамонова С.А. фактически занимает всю комнату, и длительное время проживает в ней одна без соседей. Согласно исследованным в судебном заседании поквартирным карточкам на спорное жилое помещение, а также их копиям (л.д. 51 – 52), в данной комнате также были зарегистрированы О., которые сняты с регистрационного учёта по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, и после этого в комнате № зарегистрирована только истица. Артамонова является нанимателем спорного жилого помещения на основании финансово-лицевого счёта, открытого на её имя, зарегистрирована и постоянно проживает в этом помещении, несёт расходы по его содержанию, производит оплату коммунальных услуг. Кроме того, на момент рассмотрения заявленных требований вопрос о выселении истицы из занимаемого ею жилого помещения, а также о незаконности её вселения в комнату, не ставился. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что дом <адрес> утратил статус общежития в силу закона, суд полагает, что истица, занимающая целое изолированное жилое помещение в указанном доме, вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Доводы представителя ответчика о том, что дом <адрес> имеет статус общежития, относится к специализированному жилому фонду и приватизации не подлежит, не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовывается мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Доказательств, подтверждающих, что после передачи дома <адрес> от ОАО <...> в муниципальную собственность, в установленном законом порядке принималось решение о его включении в специализированный жилой фонд, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. Кроме того, в материалах дела имеется копия письма руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором даётся разъяснение директору ООО <...>, являющемуся балансодержателем дома <адрес>, что переданные акционерными обществами в муниципальную собственность общежития утратили статус общежития в силу закона и относятся к муниципальному жилищному фонду социального использования (л.д. 57). В связи с указанными обстоятельствами, дом <адрес>, после передачи в муниципальную собственность, утратил статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договорам социального найма. Постановление Главы города Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 55 – 56), по мнению суда, не подтверждает факт принятия органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в установленном законом порядке решения о включении жилого дома, расположенного по указанному выше адресу, в специализированный жилищный фонд, поскольку лишь свидетельствует о передаче этого объекта недвижимости в муниципальную собственность. Учитывая в совокупности изложенные обстоятельства, суд считает, что требования Артамоновой С.А. о признании за ней права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации обоснованны, поскольку все необходимые условия, предусмотренные Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» выполнены. Кроме того, истица ранее не использовала право на приватизацию, что подтверждается справкой Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», и выпиской Управления Росреестра по Самарской области (л.д. 23, 24). Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Артамоновой С.А. удовлетворить. Признать за Артамоновой С.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату №, общей площадью <...> кв. метра, жилой площадью – <...> кв. метра, расположенную в доме <адрес>. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение 10 дней. <...> <...> <...> <...>