Удовлетворены исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Плисяковой О.О.

при секретаре Назаровой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Савельева В.И. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

УСТАНОВИЛ:

Истец Савельев В.И. в лице своего представителя Сидоровой И.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с иском о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Сидорова И.В., действующая на основании доверенностей (л.д. 26-27), исковые требования поддержала и пояснила, что истец зарегистрирован и постоянно проживает в комнате <адрес>, общей площадью <...> кв.м., жилой площадью 13,3 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение было предоставлено истцу ОАО «<...>», где он работает и в настоящее время. Между Комитетом ЖКХиОН Куйбышевского района г. Самары и Савельевым В.И. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма общежития по адресу: <адрес> На его имя открыт финансово-лицевой счет, по которому он производит оплату за жилье и коммунальные услуги. В 2009 г. он обратился к ответчику по вопросу приватизации занимаемого им жилого помещения. Однако, ответом Департамента имущественных отношений г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его заявления было отказано с указанием на то, что занимаемое им жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и приватизации не подлежит. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о. Самара Пашко Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61), в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что комната <адрес> включена в реестр муниципального имущества на основании Решения Комитета по управлению имуществом г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени данное жилое помещение находится в муниципальной собственности г.о. Самара и входит в состав специализированного жилищного фонда. В силу действующего законодательства занимаемого истцами жилое помещение приватизации не подлежит. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не предоставил.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ч. 3 ГПК РФ решил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом или иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Как было установлено при рассмотрении дела, истец Савельев В.И. зарегистрирована в жилом помещении – комнате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ постоянно. До настоящего времени истец проживает в данном жилом помещении. На имя Савельева В.И. открыт финансово-лицевой счет , по которому он вносит плату за жилье и коммунальные услуги. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду копией лицевого счета, справкой о составе семьи, представленными МП г.о.Самара «ЕИРЦ», а также сведений о регистрации, согласно данных паспорта (л.д. 16, 17, 32-34).

Согласно технического паспорта, выполненного Самарским филиалом ФФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, комната <адрес> имеет общую площадь <...> кв.м., жилую – 13,3 кв.м.. (л.д. 5-9).

В 2009 года истец обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара по вопросу приватизации занимаемого ими жилого помещения.

По результатам обращения истца в Департаментом управления имуществом г.о.Самара, было разъяснено, что испрашиваемое жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду и в силу действующего законодательства приватизации не подлежит (л.д. 24).

В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 № 4199-1), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

Как было установлено при рассмотрении дела, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находилось в ведении государственного предприятия – Государственное предприятие Самарский долотный завод.

На основании Указа Президента РФ «Об особенностях приватизации и преобразования в Акционерные Общества государственных предприятий, производственных и научной производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ , постановления Администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ , Государственное предприятие Самарский долотный завод был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Волгабурмаш» (л.д. 44).

На основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ, фондом имущества Самарской области АООТ «<...>» передано в собственность государственное имущество, в том числе и <адрес> (л.д. 45).

Согласно Решения Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объекты жилищного фонда, передаваемые ОАО «<...>», в том числе и общежитие, расположенное по адресу: <адрес> приняты в муниципальную собственность (л.д. 50).

На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, объекты жилого фонда с баланса ОАО «<...>» были переданы на баланс Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации <...> (л.д. 51).

Согласно ст.7 Федерального Закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Согласно п.2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к указанному постановлению ВС РФ, предусматривает, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

По смыслу выше приведенных правовых норм, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Принимая во внимание, что по утратил статус общежития в силу закона, истец, который занимает жилое помещение в указанном доме, вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации в порядке ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

При рассмотрении дела также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения <адрес> и Савельевым В.И. был заключен договор найма общежития – комнаты <адрес>. (л.д.30-31), а приказом от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и истцом также был заключен договор найма спорной комнаты на время трудовых отношений. (л.д.37) Кроме того, судом бесспорно установлено, что истец Савельев В.И. является нанимателем спорного жилого помещения на основании финансово-лицевого счета, открытого на его имя, где он зарегистрирован и постоянно проживает, несет расходы по его содержанию, производит оплату коммунальных услуг.

Доводы представителя ответчика о том, что по <адрес> имеет статус общежития, относится к специализированному жилому фонду и приватизации не подлежит, не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их ра6оты, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовывается мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Доказательств, подтверждающих, что после передачи дома по <адрес> от ОАО «<...>» в муниципальную собственность, в установленном законом порядке принималось решение о его включении в специализированный жилой фонд, ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено. В связи с указанными обстоятельствами, дом по <адрес>, после передачи в муниципальную собственность, утратил статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договорам социального найма.

Решение Комитета по управлению имуществом г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, не подтверждает факт принятия органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом в установленном законом порядке решения о включении жилого дома, расположенного по указанному выше адресу, в специализированный жилищный фонд, поскольку лишь свидетельствует о передаче этого объекта недвижимости в муниципальную собственность.

Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает требования истца о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации обоснованным, поскольку все необходимые условия, предусмотренные Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» выполнены, право на приватизацию истцом не использовано. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду сведениями Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же сведениями, предоставленными Администрацией сельского поселения <адрес>, где Савельев В.И. был зарегистрирован и проживал до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых истец на территории Самарской области не проводил приватизацию жилого фонда (л.д.18, 19, 20, 58-60).

Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования - удовлетворить.

Признать за Савельевым В.И. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату , общей площадью 13,3 кв.м., жилой – 13,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

Судья: подпись Плисякова О.О.