Именем Российской Федерации Г. Самара «25» мая 2012 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе: председательствующего Макогон Л.А., при секретаре Бородиной И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Овчинникова Р.К., Овчинниковой И.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего О., к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма, У с т а н о в и л: Овчинниковы обратились в суд с иском о признании за ними права пользования двухкомнатной квартирой № в доме № по <адрес> и заключении с ними договора социального найма на указанное жилое помещение. В судебном заседании Овчинников Р.К. заявленные требования поддержал и пояснил, что он является военнослужащим МО РФ с 1994 года. Проходит военную службу в в\ч №, состоит в звании майора. С 2003 года состоит в списке очередников, нуждающихся в жилой площади. В декабре 2011 года его пригласили в ФГУ «Центррегионжилье» и предложили для заселения вторичное жилье – квартиру № в доме <адрес>. Поскольку ему предстоит увольнение из Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья, он согласился. В январе 2012 года ему передали ключи от указанной квартиры, где он начал на свои средства осуществлять ремонт. Решением от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было официально предоставлено ему и членам его семьи от МО РФ. В настоящее время он отремонтировал в квартире две комнаты, поменял входную дверь, установил сантехнику и готовится к заселению. Однако, Департамент управления имуществом городского округа Самара отказал ему в заключении договора социального найма на указанное жилое помещение со ссылкой на то, что квартира является муниципальной собственностью. С данным отказом он не согласен. Изначально дом строился военнослужащими, и спорная квартира находилась в оперативном управлении Кряжской КЭЧ района. Ранее в указанной квартире проживал военнослужащий Н. со своей семьей, затем военнослужащий А. В январе 2012 года квартира передана ему по акту приема-передачи. Другого жилья он не имеет. Просит иск удовлетворить. Овчинникова И.В. в судебное заседание не явилась, предоставила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 41). Представитель истца – С., действующая на основании доверенности (л.д. 9), позицию своего доверителя поддержала. К правоотношениям просила применить ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Представитель ответчика - Департамента управления имуществом городского округа Самара А.Я., действующая на основании доверенности (л.д. 58), иск не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 59-60). В частности, сослалась на то, что спорная квартира находится в муниципальной собственности и предоставление ее военнослужащему является незаконным. Представитель ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Неоднократные письменные запросы суда проигнорировал. Посредством телефонной связи сообщил, что не имеет полномочий на участие в судебных разбирательствах от имени МО РФ. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск Овчинниковых обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 59 и 71 Конституции РФ и в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», военная служба представляет собой особый вид Федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Жилищный фонд специального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Судом установлено, что Овчинников Р.К. является военнослужащим МО РФ с 1994 года. С 2003 года состоит в списке очередников на получение жилого помещения в составе семьи три человека: он, супруга Овчинникова И.В. и несовершеннолетний сын О. (л.д. 21-23). Истец и члены его семьи зарегистрированы в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 14). Решением Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ майору Овчинникову Р.К. и членам его семьи распределено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 31). Указанное жилое помещение передано истцу по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ за выездом военнослужащего А. (л.д. 32). В период с 2005 по 2007 год в указанной квартире проживал военнослужащий Н. со своей семьей (л.д. 30). Заместитель руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал Овчинникову Р.К. в заключении с ним договора социального найма на указанное жилое помещение со ссылкой на то, что указанное жилое помещение является муниципальной собственностью, и распределение ее военнослужащему является незаконным (л.д. 12-13). Согласно предоставленным документам, в частности, Акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, генеральным подрядчиком по строительству жилого <адрес> являлась войсковая часть №. Квартирно-эксплуатационное управление Приволжского военного округа выступало в качестве дольщика в строительстве указанного дома. По окончании строительства дом действительно был передан в оперативное управление Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации <адрес>, а Распоряжением Главы администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № включен в реестр муниципальной собственности (л.д. 47-52, 75). Однако, часть квартир по списку № была передана в оперативное управление Квартирно-эксплуатационному управлению Приволжского военного округа для распределения военнослужащим (л.д. 79-81). Данное обстоятельство подтверждается также и выпиской из приказа начальника Самарской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ об отнесении квартиры к специализированному жилищному фонду (л.д. 45). Несмотря на то, что в настоящее время спорная квартира передана в муниципальную собственность, вопросы обеспечения жильем военнослужащих как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, должны решаться совместно государственными и муниципальными органами, поскольку имеют не только местное, но и общегосударственное значение. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя. В соответствии со ст. 49 п. 3, 4 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. Пункт 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Таким образом, до наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договорам социального найма, юридическим основанием для применения п. 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» являются факт освобождения военнослужащим жилого помещения муниципального фонда и обращения уполномоченного квартирного органа Министерства обороны в орган местного самоуправления о повторном заселении по договору социального найма жилого помещения военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением в органы местного самоуправления соответствующих документов. Из представленных документов усматривается, что ранее в <адрес> проживал военнослужащий Н. с членами семьи, который освободил жилое помещение в связи с выездом на иное место службы. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было распределено военнослужащему А. (л.д. 46). Последний также обращался в суд <адрес> с исковым заявлением о признании права пользования квартирой 6 в <адрес>. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ иск оставлен без рассмотрения (л.д. 42, 53). В 2012 году спорная квартира предоставлена военнослужащему Овчинникову Р.К. Начальник 1 отдела ФГУ «Центррегионжилье» МО РФ обращался с соответствующим письмом в Департамент управления имуществом городского округа Самара по вопросу заселения военнослужащего в указанную квартиру (л.д. 11). Таким образом, все условия, предусмотренные ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», были выполнены. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара не имел законных оснований к отказу в заключении с Овчинниковым Р.К. договора социального найма. В настоящее время в квартире № дома <адрес> никто не зарегистрирован, лицевой счет закрыт в связи с выездом из жилого помещения прежнего нанимателя (л.д. 55). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Иск удовлетворить. Признать за Овчинниковым Р.К., Овчинниковой И.В., О. право пользования жилым помещением - двухкомнатной квартирой № дома <адрес> и обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ними договор социального найма на указанное жилое помещение. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено «30» мая 2012 года. Председательствующий: Л.А. Макогон