Дело №2-244/2011
Поступило в суд 09.02.2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2011 годаг. Куйбышев, НСО
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьиГолосуцкой Т.П.,
с участием прокурора Чолий О.А.,
при секретареКочергиной Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пономарева Сергея Анатольевича о защите избирательных прав,
суд
У С Т А Н О В И Л:
Решением пятьдесят седьмой сессии Совета депутатов города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области второго созыва от 13.12.2010г. №178 «О назначении выборов главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области» выборы главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области назначены на 13 марта 2011г.
Решением избирательной комиссии муниципального образования города Куйбышева от 06.02.2011г. №16/154 Пономареву С.А. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области.
Заявитель Пономарев С.А. считает незаконным данное решение и просит обязать избирательную комиссию Муниципального образования города Куйбышева Новосибирской области зарегистрировать его на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области по следующим основаниям.
28.01.2011 года Пономаревым С.А. были представлены избирательные документы для регистрации его кандидатом на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области в избирательную комиссию муниципального образования города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области. Он был извещен о том, что проверка подписных листов, представленных им, будет производиться 03.02.2011 года в 17-15 часов. 03.02.2011 года им получен итоговый протокол проверки подписных листов, в котором было указано, что из общего числа проверенных подписей 373, количество недостоверных (недействительных) подписей составляет 373, то есть 100%. В протоколе рабочей группы указывалось, что усматриваются основания для отказа Пономареву С.А. в регистрации кандидатом на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района по п. 7 ч.7 ст.34 Закона Новосибирской области от 20.04.2007 года «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» - недостаточное количество представленных для регистрации достоверных подписей избирателей.
Пономарев С.А. считает, что в нарушение требований ст. 33 Закона Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» и сведений, содержащихся в итоговом протоколе, проверка подписных листов, представленных им в избирательную комиссию, проведена до назначенной даты проверки, о которой он был извещен. Кроме того, Пономарев С.А. не был ознакомлен, и на заседании рабочей группы не были оглашены результаты проверки подписных листов Отделением УФМС, которые на момент заседания рабочей группы, как следует из приведенных документов, уже были в распоряжении рабочей группы.
Пономарев С.А. считает незаконными и несостоятельными выводы избирательной комиссии муниципального образования г. Куйбышева о том, что все подписи в подписных листах, представленных им в избирательную комиссию, являются недействительными, так как в графе «адрес места жительства» у всех избирателей и лиц, осуществлявших сбор подписей не указано наименование района. Согласно п. 7 ст. 31 Закона Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» избиратель собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Он действовал в строгом соответствии с законом. Так, в подписном листе №6 под №8 указана избиратель Гавенко Надежда Владимировна, ее адрес указан: <адрес>. Из Справки Администрации г. Куйбышева Новосибирской области от 04.02.2011 года ее адрес указан аналогично, без указания «Куйбышевский район». В подписном листе 12 под №8 указан избиратель Абаева Лидия Михайловна и указан ее адрес: <адрес>. Согласно справке из ООО «Управляющая компания «Жилтрест» данный избиратель зарегистрирован именно по указанному адресу, без указания района. В подписном листе №38 место жительства, указанное в отношении избирателей Кормишиной и Ивкиной полностью совпадает с местом их жительства, указанных в справках ООО «Управляющая компания ЖКХ». Из письма начальника Отделения УФМС России по Новосибирской области в Куйбышевском районе от 03.02.2011 года следует, что при регистрации жителей г. Куйбышева в штампе «Зарегистрирован» не указывается наименование района. Наименование района указывается только для сельских населенных пунктов. Тот факт, что адрес лиц, осуществляющих сбор подписей, также указан в соответствии с паспортными данными подтверждается нотариально удостоверенным списком этих лиц. Как указано нотариусом, личность лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, их гражданство установлены ею.Таким образом, следует, что местом жительства избирателей и лиц, осуществлявших сбор подписей, является Новосибирская область, город Куйбышев, в соответствии с паспортными данными. Также и избирательная Комиссия именует себя избирательной комиссией Муниципального образования г. Куйбышева, в справке о месте регистрации сборщика подписей Васильевой Л.Н. указано, что справка выдана Администрацией г. Куйбышева Новосибирской области, без указания района. В ее же паспорте в графе место жительства указано: <адрес>. В уведомлении Председателя ИК о месте работы рабочей группы также указан <адрес> без указания района. В Решении избирательной комиссии «Об отказе Пономареву С.А. в регистрации кандидатом на должность главы <адрес>» по мотиву неуказания в подписных листах «Куйбышевский район», указано, что отказано Пономареву Сергею Анатольевичу, 1955 года рождения, проживающему в городе Куйбышеве, без района.
Практика рассмотрения аналогичных споров судами вышестоящей инстанции показывает незаконность действий избирательной комиссии. Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 18.10.2004 года указано, что отсутствие указания о наименовании района в подписных листах не может быть расценено как грубое нарушение избирательного законодательства, поскольку избиратели и сборщики подписей, не указавшие «Сергиево-Посадский район», проживают в г. Сергиеве- Посаде, на что сослались в подписных листах. Город Сергиев-Посад является административным центром района, в других районах Московской области города с таким же названием не имеется.Эти доводы Верховного Суда, признавшего незаконными действия избирательной комиссии, подтверждают и незаконность решения ИК МО г. Куйбышева №16/154 от 06.02.2011 года, поскольку избиратели указали место своего жительства – город Куйбышев Новосибирской области. Других городов с таким же названием в Новосибирской области нет.
В судебном заседании заявитель Пономарев С.А. и его представитель Мацкевич А.А. уточнили требования, просят обязать избирательную комиссию Муниципального образования города Куйбышева Новосибирской области зарегистрировать Пономарева Сергея Анатольевича кандидатом на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области по изложенным выше основаниям.
Представитель избирательной комиссии Муниципального образования города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области Петрищев В.В., действующий по доверенности от 05.02.2011г. с заявленными требованиями не согласился, указав, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства и просил отказать в удовлетворении заявления Пономарева С.А.
Прокурор Чолий О.А. полагает, что следует удовлетворить требования Пономарева С.А.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, суд приходит к выводу, что требования заявителя Пономарева С.А. удовлетворению не подлежат, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ, ч. 2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Срок для обжалования решения избирательной комиссии Муниципального образования г. Куйбышева от 06.02.2011г. заканчивался 15.02.2011г., заявление Пономаревым С.А. было подано в установленный срок – 09.02.2011г. (л.д.3).
В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 28,29 Закона Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» 28.01.2011 года Пономаревым С.А. были представлены избирательные документы для регистрации его кандидатом в порядке самовыдвижения на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области в избирательную комиссию муниципального образования города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области.
Решением избирательной комиссии муниципального образования города Куйбышева от 25.01.2011г. №7/39 была утверждена рабочая группа по проведению проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей, содержащихся в подписных листах (л.д.13).
02.02.2011г. Пономарев С.А. был уведомлен избирательной комиссией муниципального образования города Куйбышева о проверке подписных листов Рабочей группой 03.02.2011. в 17-15 часов (л.д.9).
Избирательная комиссия муниципального образования города Куйбышева в своем решении от 06.02.2011г. №16/154 пришла к выводу, что по результатам проверки оформления представленных Пономаревым С.А. подписных листов 373 (100%) подписи избирателей были признаны недействительными в соответствии с пунктами 3 и 4 части 8 статьи 33 Закона Новосибирской области №99-ОЗ., а именно: указание неполного адреса места жительства избирателей, в данном случае, наименование района, а также указание неполного адреса места жительства, в данном случае, наименование района, лицом, осуществляющим сбор подписей. Таким образом, количество достоверных подписей избирателей, предоставленных Пономаревым С.А. для своей регистрации, является недостаточным для регистрации кандидатом на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области (л.д.10-12).
Подпункт «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ к основаниям для отказа в регистрации в качестве кандидата относит – недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичное основание к отказу в регистрации кандидата установлено п.7 ч.7 ст. 34 Закона Новосибирской области от 20.04.2007г. №99-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области».
В соответствии с п.44 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ недействительная подпись – это подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
Основания, по которым подписи избирателей считаются недействительными, установлены ч. 8 ст. 33 Закона Новосибирской области от 20.04.2007г. №99-ОЗ. Такими основаниями являются:
- подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (п.3 ч.8 ст.33 Закона №99-ОЗ);
- все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен в соответствии с требованиями настоящего Закона собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, и (или) кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно (п.4 ч.8 ст.33 Закона №99-ОЗ);
В соответствии с ч.7 ст. 31 Закона Новосибирской области №99-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Часть 9 ст. 31 Закона Новосибирской области №99-ОЗ устанавливает, что подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено понятие «адрес места жительства» - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Часть 2 ст. 1 Закона Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» определяет, что основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12.06.2002г. №67-ФЗ.
Кроме этого, в соответствии с п.5 ст. 3 Закона Новосибирской области «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» от 02.06.2004г. №200-ОЗ наделен статусом городского поселения и утверждено картографическое описание его границ в соответствии с границами, утвержденными Законом Новосибирской области «Об утверждении границ муниципальных образований Новосибирской области», согласно приложению 3 к настоящему Закону, муниципальное образование в Куйбышевском районе: город Куйбышев, в состав территории которого входит населенный пункт город Куйбышев.
Уставом города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, принятого решением первой сессии Совета депутатов города Куйбышева Новосибирской области первого созыва от 18.12.2002г. с последующими изменениями, определено наименование муниципального образования – город Куйбышев Куйбышевского района Новосибирской области (далее по тексту – город Куйбышев или поселение) (л.д.91-113).
Доводы заявителя о том, что в Уставе, решении избирательной комиссии не указывается наименование района, не могут быть приняты судом, поскольку в данном случае имеет место допустимое сокращение данных.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что неуказание в подписном листе в адресе места жительства избирателей и лиц, осуществляющих сбор подписей, района, свидетельствует об отсутствии этих данных, а не их сокращении, что является нарушением закона, и по этому основанию подлежат признанию недействительными по пункту 3,4 ч.8 ст. 33 Закона Новосибирской области от 20.04.2007г. №99-ОЗ все 373 подписи избирателей (л.д. 20-64). А, следовательно, количество достоверных подписей избирателей, предоставленных Пономаревым С.А. для своей регистрации, является недостаточным для регистрации кандидатом на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области.
Доводы заявителя Пономарева С.А. и его представителя о том, что в паспортах жителей г. Куйбышева Новосибирской области, справках Администрации г. Куйбышева Новосибирской области, ООО «Управляющая компания ЖКХ», ООО «Управляющая компания «Жилтрест» и других документах не указывается в адресе места жительства район, а также что по информации начальника Отделения УФМС России по Новосибирской области в Куйбышевском районе при регистрации жителей г. Куйбышева в штампе «Зарегистрирован» не указывается наименование района, не могут быть судом приняты во внимание, так как понятие «адреса», а именно: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, предусмотрено специальной нормой Федерального закона №67-ФЗ, который подлежит применению в целях данного закона,
Также доводы заявителя о том, что проверка всех представленных Пономаревым С.А. подписных листов была проведена избирательной комиссией до 03.02.2011г. (официально установленной избирательной комиссией даты проверки подписных листов), о чем он не был извещен, следовательно, его права были нарушены, суд находит необоснованными.
Исходя из большого объема проверки подписных листов всех кандидатов и ограниченного времени, избирательной комиссией были направлены на проверку все подписные листы всех кандидатов на должность главы муниципального образования до даты, назначенной избирательной комиссией для проверки подписных листов – 3 февраля 2011г.
Что касается практики рассмотрения аналогичных споров судами вышестоящей инстанции, то мнение Верховного суда по вопросу указания района в адресе места жительства избирателей и лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, в подписных листах с 2004 года изменилось. Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2009г. №1-Г09-4 установлено, что «Утверждения заявителя о том, что указывать в адресе места жительства избирателей наименование муниципального района не обязательно, основано на неверном толковании норм материального права».
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что существенных нарушений избирательных прав Пономарева С.А. не установлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение избирательной комиссии муниципального образования города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области от 06.02.2011г. №16/154 «Об отказе Пономареву Сергею Анатольевичу в регистрации кандидатом на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области» является законным.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Пономарева Сергея Анатольевича о возложении обязанности на избирательную комиссию муниципального образования города Куйбышева Новосибирской области зарегистрировать его кандидатом на должность главы города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский облсуд в течение пяти дней.
П.п. председательствующий судья (подпись)
Копия верна: судьяТ.П. Голосуцкая