О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 июля 2011 г. г. Куйбышев
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Голосуцкой Т.П.
при секретаре Кочергиной Л.Ю.,
с участием прокурора Чолий О. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куйбышевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа» о приостановлении образовательной деятельности, суд
У С Т А Н О В И Л :
Куйбышевского межрайонного прокурор обратился в суд с иском к МБУОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа» о приостановлении образовательной деятельности в обоснование иска указывает, что была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни здоровья несовершеннолетних граждан в МБОУ «Зоновская основная общеобразовательная школа». В ходе проверки установлено следующее.
06.12.2010года принято постановление главы администрации Куйбышевского района за № 1451 «Об открытии дошкольных групп в МБОУ Зоновской ООШ 15.04.2011».
Таким образом, на основании вышеуказанного постановления и согласно п.4.13 Устава МБОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа» в данном образовательном учреждении действует разновозрастная дошкольная группа «Ладушки» для детей от 3 до 7 лет, в которой воспитывается 24 ребенка.
В соответствии с п.5 ст. 12 Закона Российской Федерации от10.07.1992года № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011) деятельностьмуниципальных образовательных учреждений регулируется типовымположением об образовательных учреждениях соответствующих типов ивидов.
Во исполнение данной нормы закона постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 принято типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
В силу п.4 Типового положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются (п.5 Типового положения):
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
В соответствии с подп. 3, 4 п. 3 ст.32 Закона РФ «Об образовании», п.12Типового положения образовательное учреждение несет в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизньи здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательногопроцесса.
В соответствии с п. 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» (ред.02.02.2011) лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Пункт 1 статьи 33.2 указанного Закона определил: государственнаяаккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всехтипов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений),реализующих образовательные программы, к которым установленыфедеральные государственные образовательные стандарты или федеральныегосударственные требования (за исключением основной
общеобразовательной программы дошкольного образования),
образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.
Однако, в МБОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа», расположенная по адресу НСО Куйбышевский район, с.Зоново, ул.Новая, 59 отсутствуют специальное разрешение (лицензия) на образовательную деятельность дошкольной группы «Ладушки» и свидетельство о государственной аккредитации.
В нарушение п. 11.8 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях» в данном образовательном учреждении не соблюдаются санитарные правила. Не проведен ремонт пищеблока, нет в пищеблоке канализации.
В соответствии с п.1.10.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях» для дошкольного возраста детей 3-7 лет должно быть в не более 20 человек в группе, а при разновозрастной группе не более 10 человек. Однако в дошкольной группе при Зоновской общеобразовательной школе на момент проверки находилось 24 воспитанника разного возраста.
Таким образом, дошкольная группа «Ладушки» не соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях», не выполняются п. 1.10.2, и п. 11.8 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях», соответственно открытие группы является нарушением указанного законодательства.
Из заключения филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Новосибирской области в Барабинском районе» от И.02.2011 года, усматривается, что дошкольная группа «Ладушки» МБОУ «Зоновская основная общеобразовательная школа» не соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях», данный факт подтверждается объяснениями заместителя главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Новосибирской области в Барабинском районе» В.С. Щедловской.
Кроме того, в дошкольной группе МБОУ «Зоновская основнаяобщеобразовательная школа» отсутствует какая-либо проектная
документация на реконструкцию здания, расположенного по вышеуказанному адресу. Данный факт подтверждается объяснениями директора МБОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа».
В настоящее время, дошкольная группа «Ладушки» МБОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа» функционирует, тем самым нарушаются требования указанного законодательства.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. (далее Закон) установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Закона безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение
всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 6 Закона правительство РоссийскойФедерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил(частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которыхна обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящегоФедерального закона.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для, применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
В соответствии со ст. 7 Закона строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде,, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей.2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
деформации недопустимой величины строительных конструкций,основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающейтерритории;
повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспеченияв результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущихстроительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В настоящее время в связи с тем, что отсутствует проектная документация по реконструкции здания невозможно сделать вывод о безопасности нахождения несовершеннолетних граждан в дошкольной группе «Ладушки» МБОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа».
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 36 Закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 38 Закона оценка соответствия зданий исооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессовпроектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется, в том числе, в целяхпериодического удостоверения соответствия характеристик
эксплуатируемого здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения.
В соответствии п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 40 Закона обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме, в том числе, эксплуатационного контроля.
В соответствии с ч. 2, 3, 4 ст.42 Закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.
В перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №1047-р) входит, в том числе, ГОСТ Р 53778- 2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 25.03.2010 г. № 37-ст).
В соответствии с ч. 1 ГОСТ Р №53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» настоящий стандарт распространяется на проведение работ, в том числе по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
В соответствии с п. 3.3, 3.4 ГОСТ Р №53778-20103.3 комплексное обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения).
Обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объект обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
В соответствии с п. 4.1, 4.2, 4.34 ГОСТ Р №53778-20103.3 обследование
и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводятся специализированными организациями, оснащенными современной приборной базой и имеющими в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет.
В соответствии с п. 1.1 Положения об организации и проведенииреконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий,объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р)(Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение оборганизации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "Ведомственными строительныминормами. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонтаи технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального исоциально-культурного назначения. ВСН 58-88 (р)")) (далее Положение)настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционированиясистемы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее- здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо отведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с п. 2.1, 2.2 Положения системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий (справочное Прил. 1), направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должнаобеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течениевсего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
В соответствии с п. 3.1, 3.2 Положения техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии с п. 3.9 Положения общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций.
Частичные осмотры зданий должны проводиться работниками жилищно-эксплуатационных организаций, а объектов коммунального и социально-культурного назначения - работниками службы эксплуатации соответствующей организации (учреждения).
Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
Так, в техническом паспорте на помещение детского сада, расположенного по адресу НСО, Куйбышевский район, с.Зоново, ул. Новая, 59 отсутствуют сведения о состоянии здания.
Кроме того, директор МБОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа» пояснила, что экспертизу технического состояния здания не проводили.
В соответствии с п. 5.16 Положения приемка жилых зданий послекапитального ремонта и реконструкции производится в порядке,установленном Правилами приемки в эксплуатацию законченныхкапитальным ремонтом жилых зданий и аналогичными правилами поприемке объектов коммунального и социально-культурного назначения.
На основании свидетельства о государственной регистрации права
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Новосибирской области 05.10.2010 года выдано
свидетельство о праве собственности на помещение, расположенное по
адресу НСО, Куйбышевский район с. Зоново, ул.Новая, 59, собственником которого является Куйбышевский район.
В МБОУ «Зоновская основная общеобразовательная школа» документы, подтверждающие проектную документацию, в том числе документы на реконструкцию здания, документы периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также, текущих и капитальных ремонтов здания отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что без документов, подтверждающих безопасность состояния здания создает реальную угрозупричинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних граждан.
Ведение образовательной деятельности без экспертного заключения филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Новосибирской области в Барабинском районе», без соответствующего разрешения (лицензии) на образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации свидетельствует о невозможности ведения образовательной деятельности в дошкольной группе «Ладушки» МБОУ «Зоновская основная общеобразовательная школа».
Просит прекратить образовательную деятельность в дошкольной группе «Ладушки» МБОУ «Зоновская основная общеобразовательная школа» расположенной по адресу: НСО, Куйбышевский район, с. Зоново, ул.Новая, 59 до проведения обследования (экспертизы) и мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания специализированной организацией, до выдачи, соответствующего экспертного заключения, свидетельства государственной аккредитации и лицензии на образовательную деятельность.
Представитель ответчика администрации Куйбышевского района Новосибирской области Журавлева Т. В. заявила ходатайство о прекращении гражданского дела, т.к. в данном случае нет спора о праве, данный вопрос должен рассматриваться в административном порядке.
В судебном заседании прокурор Чолий О. А. не возражает в удовлетворении ходатайства.
Ответчик представитель МБУОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, прислал заявление, где просит рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ч. 1 ст. 134 ГПК РФ т.е. заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. В данном случае нет спора о праве, данный вопрос должен рассматриваться в административном порядке.
Суд приходит к выводу, что на основании выше изложенного следует производство по делу прекратить.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 134, 220 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по гражданскому делу по Куйбышевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУОУ Куйбышевского района «Зоновская основная общеобразовательная школа» о приостановлении образовательной деятельности - прекратить.
Определение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
П.п. председательствующий судья (подпись)
Копия верна: судья Т.П. Голосуцкая