Дело № 2- 700/2010 г.
Поступило 20.07.2010 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 марта 2011 года г. Куйбышев,
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Силкиной Р.И.
при секретаре Григорьевой В.А.
представителя истца Мацкевич В.И., Бирюкова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дочернего открытое акционерное общества «Северное хлебоприемное предприятие «ОАО «Новосибирскхлебопродукт» к Лялину Виктору Сергеевичу о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки,
установил:
ДОАО «Северное хлебоприемное предприятие» ОАО «Новосибирскхлебопродукт» обратилось в суд с иском к Лялину В.С. о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки.
В обоснование заявления истец указывает на то, что 28 августа 2008 года между ДОАО «Северное хлебоприемное предприятие» ОАО «Новосибирскхлебопродукт» и Лялиным В. С. был заключен договор купли-продажи, принадлежащего истцу на праве собственности здания конторы, находящегося по адресу НСО, <адрес> и земельного участка, расположенного под зданием конторы.
В соответствии с п. 2.1 Договора истец продал здание конторы за 449 359 рублей, а земельный участок, расположенный под зданием конторы за 641 рубль из расчета стоимости 188, 6 кв. м. земли, на котором расположено здание конторы, поскольку в соответствии со ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием и необходимый для его использования.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности <адрес> от 25.08. 2008 истцу принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 40 000 кв. м., кадастровой стоимостью 136 000 рублей, на котором располагалось, в том числе и здание проданной конторы на площади 188, 6 кв. м.
Ответчик, в нарушение условий договора от 23.08.2008 произвел государственную регистрацию права собственности как на здание приобретенной им конторы, так и на весь земельный участок, принадлежащий истцу, площадью 40 000 кв. м., а не площадью, занимаемой зданием конторы, как было предусмотрено условиями договора.
Согласно требований ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к каковым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные.
В соответствии со ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке, либо в составе другого недвижимого имущества.
В договоре от 28 августа 2008 года данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю отсутствуют.
В частности, в п.п. 1.1 Договора указано, что Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять в собственность и оплатить здание конторы и земельный участок, расположенный под зданием конторы. Далее в этом же пункте в качестве такового (земельного участка) указан земельный участок, на котором находятся иные объекты недвижимости, принадлежащие Продавцу на праве собственности. То есть местоположение здания конторы на земельном участке не определено. Более того, площадь земельного участка расположенного под зданием конторы не указана. То есть в договоре отсутствуют данные, позволяющие определенно установить объект недвижимости, подлежащий передаче Покупателю.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данное положение конкретизировано в ст. 556 ГК РФ, согласно которому передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Указанное условие при заключении договора купли-продажи от 28.08.2008 соблюдено не было.
В п.п. 3. 1 Договора имеется ссылка лишь на передачу Лялину В.С. здания конторы при подписании Договора, который по соглашению сторон имеет силу акта приема-передачи здания конторы. То есть земельный участок, на котором находится здание конторы, а тем более весь земельный участок площадью 40 000 кв. м. Лялину В.С. не передавался.
Таким образом, сделка, заключенная между истцом и ответчиком, в силу ст.168 ГК РФ, как несоответствующая требованиям закона, является ничтожной. Просит признать договор купли-продажи между ДОАО «Северное хлебоприемное предприятие» и Лялиным В. С. от 28 августа 2008 года недействительным в силу его ничтожности.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, то есть обязать каждую из сторон вернуть другой все полученное по сделке: передать истцу земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 40 000 кв. м., кадастровый номер № с расположенным на нем зданием конторы, передать ответчику 450 000 рублей.
Обязать УФРС по г. Куйбышеву и Куйбышевскому району исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер № за Лялиным Виктором Сергеевичем.
Признать за право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №, за Дочерним открытым акционерным обществом «Северное хлебоприемное предприятие» ОАО «Новосибирскхлебопродукт».
Представители истца Бирюков А.Н. и Мацкевич В.И. в судебном заседании от исковых требований о признании договора купли-продажи, заключенного между ДОАО «Северное хлебоприемное предприятие» и Лялиным В. С. от 28 августа 2008 года в части продажи здания конторы недействительным, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, то есть в возложении обязанности на каждую из сторон вернуть другой все полученное по сделке: передать истцу здание конторы, а ответчику передать 450 000 рублей, отказались и просили в этой части производство по делу прекратить.
Сторонам разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В соответствии со ст. 220 ГПК суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Суд приходит к выводу, что следует принять отказ истца от иска, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемые законом интересы других лиц, производство по иску в указанной части прекратить.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 173, 220, 221 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ ДОАО «Северное хлебоприемное предприятие» ОАО «Новосибирскхлебопродукт» от иска в части признания договора купли-продажи между ДОАО «Северное хлебоприемное предприятие» ОАО «Новосибирскхлебопродукт» и Лялиным В. С. от 28 августа 2008 года в части продажи здания конторы недействительным, и применения последствий недействительности ничтожной сделки, то есть в возложении обязанности на каждую из сторон вернуть другой все полученное по сделке: передать истцу здание конторы, а ответчику передать 450 000 рублей, и прекратить в этой части производство по делу.
Определение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
Судья: Р.И. Силкина