решение о признании незаконными действий администрации Куйбышевского района НСО по возложению на граждан дополнительных обязанностей



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 г.                                                                          г.Куйбышев, НСО

Федеральный районный суд общей юрисдикции Куйбышевского района Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи      Детко Н.Н.

с участием прокурора        Титовой О.А.

при секретаре                                  Бурундуковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Куйбышевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Администрации Куйбышевского района Новосибирской области по возложению на граждан дополнительных обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование заявления прокурор указывает, что в результате осуществления прокурорского надзора в сфере соблюдения земельного законодательства при предоставлении земельных участков гражданам Куйбышевской межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией Куйбышевского района нарушается установленный ст.30 Земельного Кодекса РФ порядок предоставления гражданам земельных участков.

В соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ приему заявлений от граждан о предоставлении им земельных участков должно предшествовать формирование земельного участка на местности (межевание), постановка его на кадастровый учет и размещении публикации о его предоставлении. Данные действия должны быть выполнены органами местного самоуправления.

Ст. 30.1 Земельного кодекса РФ установлены сроки предоставления земельного участка: 2 недели для принятия решения о проведении аукциона, 1 месяц со дня публикации до приема заявок.

Вместе с тем, при обращении граждан в администрацию Куйбышевского района для реализации своего права на получение земельного участка в собственность или аренду администрацией гражданину, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, предлагается провести межевание имеющегося свободного земельного участка, согласовать его границы и поставить его на кадастровый учет от имени администрации муниципального образования Куйбышевского района, но за счет сил и средств обратившегося гражданина.

Для этих целей администрация Куйбышевского района выдает гражданам доверенности на совершение необходимых действий по формированию земельных участков.

После формирования земельного участка в средствах массовой информации размещается публикация о проведении торгов или приема заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов и гражданин вновь должен обратиться с заявлением о предоставлении участка. Именно с этого момента считаются установленные ст. 30.1 Земельного кодекса РФ сроки.

Таким образом, установленный администрацией Куйбышевского района порядок, согласно которому до подачи заявления о предоставлении земельного участка гражданин должен совершить действия по формированию испрашиваемого участка и постановки его на кадастровый учет, нарушает права граждан на приобретение земельного участка всобственность или аренду в установленном ст.ст.30, 30.1 Земельного кодекса РФ порядке, и возлагает на граждан дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Вместе с тем, в соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, закрепленном ст.30 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления не вправе налагать на юридических и физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Кроме того, для исполнения расходных обязательств местного самоуправления, в соответствии со ст.15 Бюджетного кодекса РФ, предназначен бюджет муниципального образования; использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для использования расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Конкретный круг лиц, интересы которых нарушаются в результатевведения незаконной практики возложения администрацией муниципального образования Куйбышевского района на граждан дополнительной обязанности по формированию, постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, не может быть точно определен в виду его нестабильности.

Поэтому прокурор просит признать не соответствующими ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ и незаконными действия администрации Куйбышевского района, выражающиеся в возложении на граждан при обращении о предоставлении земельного участка дополнительной обязанности по формированию испрашиваемого участка; обязать администрацию    Куйбышевского района прекратить возложение на граждан не предусмотренной законом обязанности по формированию испрашиваемого земельного участка, отозвать уже выданные доверенности с публикацией информации в СМИ о признании данных доверенностей недействительными.

В судебном заседании прокурор Титова О.А. от исковых требований о возложении обязанности на Администрацию Куйбышевского района отозвать уже выданные доверенности с публикацией информации в СМИ о признании данных доверенностей недействительными отказалась, в остальной части иск поддержала.

Представитель Администрации Куйбышевского района НСО Капустина Н.С. в судебном заседании иск не признала, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В исковом заявлении прокурора изложен общий порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Но в Земельном кодексе особенности предоставления земельных участков: для жилищного строительства (п. 1,2 ст.30.1 ЗК); для индивидуального жилищного строительства (п.3 ст. 30.1 ЗК); для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства (ст.30.2. ЗК); для строительства (ст.31, 32 ЗК).

В пункте 3 статьи 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации определены правила предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам. Такое предоставление может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения от гражданина такого заявления орган местного самоуправления может принять одно из трех решений: о проведении аукциона по продаже земельного участка; о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка; о предоставлении в аренду такого земельного участка. В этом случае он должен опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в арендутакого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, егоплощади, разрешенного использования.

Считает, что Земельный кодекс не устанавливает критерии, которыми органу местного самоуправления следует руководствоваться при выборе одного из указанных решений.

В случае принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду и публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении участка в аренду возможны два варианта дальнейшего развития событий. Если заявление о предоставлении земельного участка в аренду, первоначально поданное гражданином, в течение месяца после указанной публикации останется единственным, то орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду такому гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В данной статье нет прямого указания на то, за чей счет проводится формирование земельного участка и государственный кадастровый учет.

В случае же, когда имеются иные поданные заявки (помимо первоначальной), проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Таким образом, для предоставления земельных участков гражданам для жилищного строительства в качестве основного варианта установлено предоставление участков на торгах, проводимых в форме аукциона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Закон Новосибирской области от 14.04.2033 № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» не предусматривает порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, считает, что администрация Куйбышевского района осуществляет предоставление в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1. Земельного кодекса РФ, не нарушая установленного порядка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядкерассмотрения обращения граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в    орган    местного    самоуправления подлежит обязательному рассмотрению.

В бюджете Куйбышевского района не предусмотрены денежные средства на    формирование    земельных    участков,    так    как    законодательством    не предусмотрена данная обязанность. Выделение денежных средств на указанные цели будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, за что законодательством предусмотрена ответственность. Администрация Куйбышевского района не налагает на юридических и физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Решением Совета депутатов Куйбышевского района второго созыва от 18.01.2011 № 6 утвержден «Порядок рассмотрения заявлений о бесплатном однократном предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Куйбышевского района, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, имеющих льготы в соответствии с законодательством Новосибирской области». На данный проект решения получено положительное заключение прокурора от 18.01.2011 года о том, что проект соответствует действующему законодательству. Поэтому Капустина Н.С. просит в иске прокурору отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению частично.

В силу ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1, 4, 11 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

На основании ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов Куйбышевского района от 18.01.2011 г. №6 утвержден Порядок рассмотрения заявлений о бесплатном однократном предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Куйбышевского района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, имеющих льготы в соответствии с законодательством Новосибирской области (л.д.9). Согласно п.5 указанного Порядка рассмотрения заявлений все расходы, связанные с формированием земельного участка и оформлением правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на него, несет гражданин, которому предоставляется такой земельный участок в собственность (л.д.10). Из книги учета доверенностей видно, что Администрацией Куйбышевского района выдавались гражданам доверенности на право представления интересов Администрации Куйбышевского района в МУП «Геострой», ОГУП «Техцентр НСО», ООО «Техцентр», выполнение всех действий и формальностей, связанных с оформлением документации о постановке на Государственный кадастровый учет земельного участка (л.д.12-15).

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в начале июня он обратился в Администрацию Куйбышевского района с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства дома. Примерно через 2 недели ему пришло письмо с уведомлением о том, что его просьбу удовлетворили. Далее они собрали документы, опубликовали в газете. Через месяц его вызвали в администрацию, выдали ему доверенность. С доверенностью он обратился за межеванием, все делал за своей счет, оплатил 5 тысяч рублей. После межевания в конце августа написал заявление в администрацию о предоставлении участка в аренду, затем с ним заключили договор.

Свидетель ФИО1 пояснила, что к ним приходят граждане, приносят заявления, прикладывают копию паспорта, кадастровый паспорт земельного участка, копию газеты с публикацией информации на этот земельный участок, копию протокола комиссии. Администрация заказывает оценку, составляет договор, потом граждане за свой счет регистрируют. Межевание земельного участка проводится за счет граждан.

В соответствии с ч.1, 2 ст.20 ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу ч.2 ст.215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

На основании ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.30 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Суд считает, что установленный Администрацией Куйбышевского района порядок, по которому граждане должны совершать действия по формированию испрашиваемого земельного участка и постановки его на кадастровый учет до подачи заявления о предоставлении земельного участка, нарушает права граждан на приобретение земельного участка в собственность или аренду, противоречит порядку, установленному ст.ст.30, 30.1 Земельного кодекса РФ, и возлагает на граждан дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, суд считает, что бремя расходов, связанных с формированием земельного участка и оформлением правоустанавливающих документов на него, в силу ст.210 ГК РФ должна нести Администрация Куйбышевского района.

Таким образом, суд считает, что действия Администрация Куйбышевского района по возложению на граждан дополнительной обязанности по    формированию испрашиваемого земельного участка для индивидуального строительства при обращении о предоставлении такого земельного участка не соответствуют ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ и их следует признать незаконными.

В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009 N 2 при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.

Поэтому суд считает, что следует опубликовать решение суда в средствах массовой информации, распространяемых на территории г.Куйбышева и Куйбышевского района Новосибирской области.

Требования прокурора – обязать администрацию Куйбышевского района прекратить возложение на граждан не предусмотренной законом обязанности по формированию испрашиваемого земельного участка, удовлетворению не подлежат, поскольку данные требования направлены на пресечение действий Администрации района, которые еще не совершены.

Доводы представителя Администрации Куйбышевского района о том, что администрация Куйбышевского района осуществляет предоставление в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1. Земельного кодекса РФ, не нарушая установленного порядка, суд считает несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм закона.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ, поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию с Администрации Куйбышевского района в доход государства.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Куйбышевского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать не соответствующими требованиям ст.ст.30, 30.1 Земельного кодекса РФ незаконными действия Администрации Куйбышевского района по возложению на граждан дополнительной обязанности по формированию испрашиваемого земельного участка для индивидуального строительства при обращении о предоставлении такого земельного участка.

В удовлетворении остальной части иска Куйбышевскому межрайонному прокурору отказать.

Опубликовать решение суда в средствах массовой информации, распространяемых на территории г.Куйбышева и Куйбышевского района Новосибирской области.

Взыскать с Администрации Куйбышевского района Новосибирской области госпошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Судья                                    Н.Н. Детко