решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении



Дело № 2-431/2012

Поступило в суд 07.03.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Куйбышев НСО     26 марта 2012 года

Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Силкиной Р.И.,

при секретаре Григорьевой В.А.,

с участием прокурора Чолий О.А.,

представителя ответчика Павлова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куйбышевской межрайонной прокуратуры в интересах Федорченко М. С. к администрации г.Куйбышева Новосибирской области о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что в ходе проверки исполнения требований жилищного законодательства в части улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны установлено, что Федорченко М. С., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Федорченко М.С. проживает в <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО1

Федорченко М.С. обратилась в администрацию г.Куйбышева Новосибирской области с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации г.Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ Федорченко М.С. было отказано в постановке на учет, на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, так как она является членом семьи собственника жилого помещения, <адрес>, площадью 60,7 кв.м., и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Прокурор считает постановление главы администрации г. Куйбышева Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку оно не соответствует нормам Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Считает, что Федорченко М.С. имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и соответственно право на социальную поддержку на основании Закона «О ветеранах», поскольку собственного жилого помещения она не имеет, членом семьи дочери, которая является собственником квартиры, где Федорченко М.С. проживает, не являлась и не является, а потому должна быть поставлена на учет независимо от площади занимаемого ею жилого помещения.

Просит суд признать незаконным постановление главы администрации г. Куйбышева Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Федорченко М.С. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Признать Федорченко М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в предоставлении жилого помещения, имеющую право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указу Президента РФ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», и обязать администрацию г. Куйбышева Новосибирской области поставить Федорченко М.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Чолий О.А. и Федорченко М.С. поддержали основания и требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Павлова Ю.А. с иском Куйбышевской межрайонной прокуратуры в интересах Федорченко М. С. Федорченко М.С. не согласилась и суду пояснила, что Федорченко М.С. отказано в постановке на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право Федорченко М.С. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Федорченко М.С. является членом семьи собственника жилого помещения, <адрес>, площадью 60,7 кв.м. и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Считает, что Федорченко М.С. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, на законных основаниях. А потому оснований для признания постановления главы администрации г.Куйбышева Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Федорченко М.С. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, нет.

Выслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

    не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещение, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Согласно ФЗ РФ № 119 –ФЗ от 29.12.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    Согласно ФЗ РФ от 21.12.2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».    

Согласно Указу Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".    

    Согласно п.4 ст. 21 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    Согласно свидетельства о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ Федорченко М.С. вступила в брак с ФИО2

Согласно справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 участвовал в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны с июля 1944 года по сентябрь 1944 года. Уволен в запас в апреле 1945 года.

Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из удостоверения , выданного Федорченко М.С. ДД.ММ.ГГГГ, она имеет право на льготы и преимущества как вдова инвалида Великой Отечественной войны, установленные ст.21 ФЗ »О ветеранах».

Таким образом, Федорченко М.С. является женой умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида Великой Отечественной войны ФИО2

Федорченко М.С. не имеет собственного жилья. С ДД.ММ.ГГГГ она проживает в <адрес>, которая на праве собственности принадлежит ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Федорченко М.С. обратилась в администрацию г. Куйбышева Новосибирской области с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий.

Постановлением администрации г. Куйбышева Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ Федорченко М.С. отказано в постановке на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, так как она, т.е. Федорченко М.С. является членом семьи собственника жилого помещения, <адрес>, площадью 60,7 кв.м. и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Однако, суд не может признать данные выводы администрации г.Куйбышева Новосибирской области состоятельными. При этом суд исходит из следующего.

Как видно из свидетельства о государственной регистрации права, <адрес>, на праве собственности принадлежит ФИО1

Из уведомления Управления ФРС по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Федорченко М.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, приведенные доказательства опровергают и доводы представителя ответчика о том, что Федорченко М.С. является членом семьи собственника жилого помещения, где истица проживает. Как следует из материалов дела и это установлено в судебном заседании, собственником указанной квартиры является ФИО1

Как установлено в судебном заседании, в указанной трехкомнатной квартире проживают ФИО1 и ФИО3 со своими семьями и Федорченко М.С., которая никогда не являлась и не является членом семьи ФИО1

На что в судебном заседании указали ФИО1 и ФИО3 При этом все они указали на то, что Федорченко М.С. не является членом их семей, поскольку каждый из них проживает своей семьей, в том числе и Федорченко М.С.

Ст. 56 ГПК РФ прямо указывает на то, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Доказательства того, что Федорченко М.С. является членом семьи ФИО1 в материалах дела отсутствуют и в судебном заседании представителем ответчика не представлены.

Доводы представителя ответчика о том, что Федорченко М.С., добровольно ухудшила свои жилищные условия тем, что не была включена в договор передачи жилья в собственность, суд находит несостоятельными.

Квартира была передана в собственность ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Изменения в ФЗ «О ветеранах» были внесены в декабре 2009 года. Согласно этим изменениям из закона исключено условие постановки на учет до ДД.ММ.ГГГГ для ветеранов Великой Отечественной войны, вдов ветеранов для получения жилья и субсидии на его приобретение на льготных условиях (внеочередное). То есть на момент передачи жилья в собственность ФИО1 Федорченко М.С. не имела право на обеспечение мерами социальной поддержки (а именно обеспечение жильем) как вдова инвалида Великой Отечественной войны. Из этого следует, что намеренное ухудшение Федорченко М.С. жилищных условий в целях получения жилья по Указу Президента за №714 не могло иметь место.

При таких обстоятельствах суд приходит к мнению о том, что поскольку Федорченко М.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не является членом семьи ФИО1 т.е. собственника жилого помещения, где она проживает, то в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, это дает основания для признания её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, и постановке на учет нуждающейся в жилом помещении.

Законом РФ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки для семей умерших участников Великой Отечественной войны, которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении и имеющим право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет.

Поэтому суд установив, что имеются законные основания для постановки Федорченко М.С. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, приходит к мнению о том, что постановление главы администрации г. Куйбышева Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Федорченко М.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, нельзя признать законным.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что исковые требования Куйбышевской межрайонной прокуратуры Новосибирской области являются законными и обоснованными. Федорченко М.С. имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как жена умершего инвалида Великой Отечественной войны, а потому её следует поставить на учет нуждающейся в жилом помещение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к мнению о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, следует признать незаконным постановление главы администрации г.Куйбышева Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Федорченко М.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Признать Федорченко М.С. нуждающейся в жилом помещении, имеющей право на меры социальной поддержки согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию г. Куйбышева Новосибирской области поставить Федорченко М.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Куйбышевской межрайонной прокуратуры Новосибирской области в интересах Федорченко М. С. удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации г. Куйбышева Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Федорченко М.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Признать Федорченко М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в предоставлении жилого помещения, имеющую право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указу Президента РФ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», и обязать администрацию г. Куйбышева Новосибирской области поставить Федорченко М.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Куйбышевский районный суд в течение месяца.

П.п.(Подпись) Судья

Копия верна. Судья Р.И. Силкина