РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2012 г. г.Куйбышев, НСО
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Детко Н.Н.
с участием прокурора Чолий О.А.
при секретаре Бурундуковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Куйбышевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осиновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска прокурор указывает, что Куйбышевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации на территории поселения мест захоронения администрацией Осиновского сельсовета, по результатам которой установлено следующее:
На территории Осиновского сельсовета расположено 9 действующих мест захоронения: <адрес> площадью 4368 кв.м, <адрес> площадью 18423 кв.м, <адрес> площадью 8277 кв.м, <адрес> площадью 8913 кв.м, <адрес> площадью 20569 кв.м, <адрес> площадью 5101 кв.м, <адрес> площадью 2679 кв.м, <адрес>, площадью 4782 кв.м, <адрес> площадью 1900 кв.м.
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены места захоронения, администрацией Осиновского сельсовета не оформлены.
Согласно п.п. 22 п. 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с ч.3 и ч.4 ст.16 Закона, создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 г. №35 утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздания), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
Согласно п. 2.1 «СанПин 2.1.1279-03. 2.1 Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденные Главным санитарным врачом РФ 06.04.2003 г., размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляются в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами.
Согласно п. 1, 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, и иные виды территориальных зон.
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных.
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
На основании ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7. 10-21 части 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Статья 43 Конституции РФ закрепляет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Кроме того, согласно ст. 124 ГК РФ к муниципальным образованиям в гражданских отношениях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии с требованиями ч 3 ст.53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со ст. 130,131,132 и 164ГКРФ.
Таким образом, администрация Осиновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации мест захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, что ведет к нарушению конституционного права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду.
Поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Осиновскогосельсовета Куйбышевского района Новосибирской области по организации на территории сельсовета 9 мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства; возложить обязанность на администрацию Осиновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства на земельные участки, на которых расположены 9 действующих мест захоронения: <адрес> площадью 4368 кв.м, <адрес> площадью 18423 кв.м, <адрес> площадью 8277 кв.м, <адрес> площадью 8913 кв.м, <адрес> площадью 20569 кв.м, <адрес> площадью 5101 кв.м, <адрес> площадью 2679 кв.м, <адрес> площадью 4782 кв.м, <адрес> площадью 1900 кв.м; установить ответчику срок для совершения указанных действий.
В судебном заседании прокурор Чолий О.А. от исковых требований в части признания бездействия ответчиком незаконным отказалась, в остальной части иска требования уточнила, просит возложить на ответчика обязанность произвести действия по получению кадастрового паспорта и документов о зарегистрированных правах на земельные участки в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика Администрации Осиновского сельсовета Куйбышевского района НСО Сахаров Д.В. в судебном заседании иск не признал, так как ими проводится работа по межеванию земельных участков, кадастровые работы практически закончены, необходимо финансирование и время.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.
В силу п.22 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения
В судебном заседании установлено, что на территории Осиновского сельсовета расположено 9 действующих мест захоронения: <адрес> площадью 4368 кв.м, <адрес> площадью 18423 кв.м, <адрес> площадью 8277 кв.м, <адрес> площадью 8913 кв.м, <адрес> площадью 20569 кв.м, <адрес> площадью 5101 кв.м, <адрес> площадью 2679 кв.м, <адрес> площадью 4782 кв.м, <адрес> площадью 1900 кв.м (7, 8). Правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены места захоронения, администрацией Осиновского сельсовета не оформлены.
Таким образом, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов на указанные земельные участки нарушает конституционные права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, суд считает, что следует обязать ответчика оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного законодательства на земельные участки, на которых расположены 9 действующих мест захоронения, т.е. произвести действия по получению кадастровых паспортов и документов о зарегистрированных правах на земельные участки в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Осиновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного законодательства на земельные участки, на которых расположены 9 действующих мест захоронения: <адрес> площадью 4368 кв.м, <адрес> площадью 18423 кв.м, <адрес> площадью 8277 кв.м, <адрес> площадью 8913 кв.м, <адрес> площадью 20569 кв.м, <адрес> площадью 5101 кв.м, <адрес> площадью 2679 кв.м, <адрес> площадью 4782 кв.м, <адрес> площадью 1900 кв.м, т.е. произвести действия по получению кадастровых паспортов и документов о зарегистрированных правах на земельные участки в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца.
п.п. Судья (подпись)
Копия верна: Судья Н.Н. Детко