решение о понуждении к совершению действий



Дело № 2-695/2012

Поступило в суд: 26.04.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Куйбышев НСО 01 июня 2012 г.

Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Исаева И.Н.,

при секретаре Щербаковой Е.В.,

с участием прокурора Агиенко Е.А.,

представителя Паренкиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куйбышевского межрайонной прокуратуры к администрации Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

В обоснование заявления истец указывает о том, что в ходе проведения проверки исполнения требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации администрацией Абрамовского сельсовета на территории поселения мест захоронения, установлено следующее. На территории Абрамовского сельсовета расположено 4 действующих места захоронения: кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>. Правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены места захоронения, администрацией Абрамовского сельсовета не оформлены. Согласно п.п. 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 г. № 35 утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздания), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Согласно п. 2.1 «СанПин 2.1.1279-03. 2.1 Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденные Главным санитарным врачом РФ 06.04.2003 г., размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляются в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами. Согласно п. 1, 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, и иные виды территориальных зон. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных. Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. На основании ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Статья 43 Конституции РФ закрепляет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, согласно ст. 124 ГК РФ, к муниципальным образованиям в гражданских отношениях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. В соответствии с требованиями ч 3 ст.53 ГК РФ, лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Таким образом, администрация Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации мест захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, что ведет к нарушению конституционного права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области по организации на территории сельсовета 4 мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать администрацию Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области оформит правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства на земельные участки, на которых расположено 4 действующих места захоронения: кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>.

В судебном заседании представитель истца отказался от исковых требований в части признания бездействия ответчика незаконным, в остальной части уточнил требования иска и просил суд обязать администрацию Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены 4 действующих места захоронения, а именно произвести действия по получению кадастровых паспортов и документов о зарегистрированных правах на земельные участки, на которых расположены: кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>. Установить срок для совершения указанных действий – до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Представитель ответчика – администрации Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области Паренкина Л.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно ч. 13 ст. 35 ГрК РФ, в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Таким образом, действующим законодательством РФ предусмотрено отведение и постановка на кадастровый учет земельных участков занятых местами захоронения, к которым относятся и кладбища для захоронения тел (останков) умерших, а также предусмотрены специальные требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ.

Согласно п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об администрации Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области (л.д. 9).

Как следует из п.п. 23 п. 1 ст. 5 Устава Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области, к вопросам местного значения Абрамовского сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. 11-15).

Согласно информации Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ , на территории Абрамовского сельсовета находятся 4 кладбища: кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес> (л.д. 8).

То обстоятельство, что на земельные участки, на которых расположены указанные выше 4 действующих места захоронения, не оформлены правоустанавливающие документы, а также то обстоятельство, что ответчик не предпринимал мер для получения указанных документов, в судебном заседании не оспаривалось.

Кроме того, данные обстоятельство подтверждается информацией Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые захоронениями, нет (л.д. 8).

Таким образом, в судебном заседании установлено то обстоятельство, что на территории сельского поселения – Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области расположено 4 действующих места захоронения: кладбище расположенное <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>. У администрации сельского поселения – Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены указанные выше кладбища.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы представителя ответчика о том, что оснований для удовлетворения исковых требований нет, поскольку указанные кладбища администрацией Абрамовского сельсовета не образовывались и не изменялись, права на недвижимое имущество возникшие до момента вступления в законную силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, а ст. 2 указанного Федерального закона не содержит требований о государственной регистрации объектов недвижимости в определенные сроки, суд признает не обоснованными.

Как установлено выше, на территории сельского поселения – Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области расположено 4 действующих места захоронения: кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>. У администрации сельского поселения – Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены указанные выше кладбища.

Кроме того, как указано выше, в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что ответчик не предпринимал мер для получения правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены указанные выше 4 действующих места захоронения.

Таким образом, суду не представлено доказательств свидетельствующих о том, что земельные участки, на которых расположены 4 действующих места захоронения: кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>, были отведены под кладбища в установленном законом порядке, поставлены на кадастровый учет и у ответчика возникло право на данные земельные участки до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Таким образом, отсутствие правоустанавливающих документов, а именно кадастровых паспортов и документов о зарегистрированных правах на земельные участки, на которых расположены указанные выше 4 действующих места захоронения, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Срок для оформления правоустанавливающих документов соответствующих нормам земельного законодательства, а именно для совершения действий по получению кадастровых паспортов и документов о зарегистрированных правах на земельные участки, на которых расположены указанные выше места захоронения – до ДД.ММ.ГГГГ суд признает разумным.

Таким образом, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены 4 действующих места захоронения: кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище расположенное <адрес>, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а ответчик не предпринимал мер для получения указанных документов, суд приходит к выводу о том, что ответчика следует обязать оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены 4 действующих места захоронения, а именно произвести действия по получению кадастровых паспортов и документов о зарегистрированных правах на земельные участки, на которых расположены: кладбище <адрес>; кладбище расположенное <адрес>; кладбище <адрес>; кладбище расположенное <адрес>, установив ответчику срок для совершения указанных действий – до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены 4 действующих места захоронения, а именно произвести действия по получению кадастровых паспортов и документов о зарегистрированных правах на земельные участки, на которых расположены:

- кладбище <адрес>;

- кладбище <адрес>;

- кладбище <адрес>;

- кладбище <адрес>.

Установить срок для совершения указанных действий – до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна: Судья Исаев И.Н.