Дело 2–472
Поступило в Куйбышевский районный суд Новосибирской области «21» марта 2012 года.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
04 мая 2012 года с. Северное Новосибирской области
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ликаровской Т.П.
с участием истца заместителя прокурора Северного района Новосибирской области Тишечко Л.И.
ответчиков – представителя Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школы Бирюковой В.В., представителя администрации Северного района Новосибирской области Михонина В.Г.
при секретаре Антипиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северного района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школе и администрации Северного района Новосибирской области о признании незаконным бездействие администрации Северного района Новосибирской области и Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школы и о понуждении их оборудовать здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, охранно-пожарной сигнализацией, обеспечить охрану службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северного района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школе и администрации Северного района Новосибирской области о признании незаконным бездействие администрации Северного района Новосибирской области и Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школы и о понуждении их оборудовать здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, охранно-пожарной сигнализацией, обеспечить охрану службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями.
В обоснование своих требований прокурор указывает, что прокуратурой Северного района проведена проверка законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в Муниципальном казенном образовательном учреждении Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школе (далее МКОУ Остяцкая ООШ), в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ от 06 марта 2006 г. N 35 ФЗ "О противодействии терроризму" одними из основных принципов борьбы с терроризмом являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Целью противодействия терроризму в России является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основной задачей противодействия терроризму в числе прочих является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов, инфраструктуры и объектов жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Статьей 32 ч. 2 п. 1 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарного, гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, основными задачами противодействия терроризму являются…. обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, объектах транспорта, образовательных и медицинских учреждениях...
Согласно протоколу заседания Национального антитеррористического комитета от 05.07.2007 г. N 8, а также указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года NN АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году", подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля.
При этом антитеррористическая защищенность образовательного объекта считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
МКОУ Остяцкая ООШ, является образовательным учреждением района с массовым пребыванием граждан. Вместе с тем, в образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения, охранно-пожарная сигнализация, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся.
Охрана образовательного учреждения осуществляется в ночное время сторожами, в дневное время – вахтерами, а не специализированной организацией, имеющей обученный персонал и соответствующее разрешение (лицензию), что значительно снижает антитеррористическую безопасность объектов образования.
Данные обстоятельства способствую проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Указанные лица могут проникать в учреждение в целях употребления или распространения среди подростков наркотических средств, совершения краж и иных противоправных действий, совершения террористических актов.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос об оборудовании здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения, охранно-пожарной сигнализацией, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями.Однако для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты.
Согласно требованиям ст. 1, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.
Пунктом 4 части 1 статьи 31, пунктом 3 части 3 статьи 32, пунктом 1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 данного закона установлено, что создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на установку в здании школы системы телевизионного (видео-) наблюдения, охранно-пожарной сигнализации, организации охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями, наличие субсидиарной ответственности администрации Северного района Новосибирской области по обязательствам, как учредителя МКОУ Остяцкая ООШ и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения, охранно-пожарной сигнализацией, обеспечению охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями, следует возложить также и на администрацию Северного района Новосибирской области за счет средств бюджета данного муниципального образования.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, истец просит :
«Признать незаконным бездействие администрации Северного района Новосибирской области и Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школы, выразившееся в непринятии мер, направленных на оборудование зданий образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения, охранно-пожарной сигнализацией, а также по обеспечению охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями.
Обязать администрацию Северного района Новосибирской области и Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области Остяцкую основную общеобразовательную школу оборудовать здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, охранно-пожарной сигнализацией, а также обеспечить охрану службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями, имеющими соответствующее разрешение (лицензию), в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу».
В судебном заседании заместитель прокурора Северного района Новосибирской области Тишечко Л.И. указанные исковые требования прокурора Северного района Новосибирской области поддержала в полном объеме, однако в части срока исполнения решения суда уточнила их, просила установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ответчики – представитель администрации Северного района Новосибирской области Михонин В.Г., представитель Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школы Бирюкова В.В. иск признали, также – согласились с установлением срока для исполнения решения суда по настоящему делу до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В данном случае признание иска ответчиками с установлением срока для исполнения решения суда по настоящему делу до ДД.ММ.ГГГГ может быть принято судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законных интересов каких–либо лиц.
Ответчикам – представителю администрации Северного района Новосибирской области Михонину В.Г., представителю Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школы Бирюковой В.В. разъяснены и понятны последствия признания ими иска.
В соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Принять признание иска ответчиками – представителем администрации Северного района Новосибирской области Михониным В.Г. и представителем Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школы Бирюковой В.В., удовлетворить заявленные истцом исковые требования.
Признать незаконным бездействие администрации Северного района Новосибирской области и Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Остяцкой основной общеобразовательной школы, выразившееся в непринятии мер, направленных на оборудование зданий образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения, охранно-пожарной сигнализацией, а также по обеспечению охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями.
Обязать администрацию Северного района Новосибирской области и Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области Остяцкую основную общеобразовательную школу оборудовать здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, охранно-пожарной сигнализацией, а также обеспечить охрану службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел либо частными охранными предприятиями, имеющими соответствующее разрешение (лицензию).
Установить срок исполнения решения суда по настоящему делу до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Куйбышевский районный суд Новосибирской области в течение месяца.
Председательствующий судья подпись
Копия верна: Судья Т.П. Ликаровская
Секретарь О.В. Антипина