Дело № 2-596/2012
Поступило в суд 11.04.2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2012 г. г. Куйбышев, НСО
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Силкиной Р.И.
с участием прокурора Череватова В.В., Чолий О.А., Агиенко Е.А.
при секретаре Григорьевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куйбышевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осиновского сельского совета о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Куйбышевский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осиновского сельского совета о понуждении к совершению действий. В обоснование своего заявления Куйбышевский межрайонный прокурор указывает, что ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой совместно с ОНД по Куйбышевскому району проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Осиновского сельсовета, в том числе, готовности населенных пунктов Осиновского сельсовета к пожароопасному сезону ДД.ММ.ГГГГ а также достаточность мер по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах, прилегающих к лесным массивам.
По результатам проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности администрацией Осиновского сельсовета в границах территорий населенных пунктов выявлены следующие нарушения:
1. В коридоре здания администрации пути эвакуации загромождены мебелью, что является нарушением п. 53 ППБ 01-03
2. В тамбуре эвакуационного выхода здания администрации складированы материалы, что является нарушением п.53 ППБ 01-03.
3. В здании администрации эксплуатируются своевременно не перезаряженные и неисправные огнетушители, что является нарушением п.108 ППБ 01-03, прил.3п.17.
4. В здании администрации огнетушитель расположен не на видном месте, что является нарушением п.108 ППБ 01-03, прил.3п.19.
5. Не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения административного здания, что является нарушением п.36 ППБ 01-03.
6. Приспособленная для тушения пожаров техника (пожарный прицеп ППУ-.МС - 2Ц-2 ДПК МУП «Осиновский ПХУ») находится в неисправном состоянии не укомплектована пожарно-техническим вооружением, не заправлена огнетушащими веществами, что является нарушением п.106 ППБ 01-03.
7. Пожарные гидранты на территории <адрес> находятся в неисправном состоянии (затоплены водой, заморожены), что является нарушением п.89 ППБ01-03.
8. Территория населенного пункта <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданий своевременно не очищена от сухой травы, отсутствует минерализованная полоса на участках границ населенного пункта, что является нарушением п.п.21,112 ППБ 01-03.
9. Администрацией Осиновского сельсовета не организовано проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности на территории населенных пунктов администрации, не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, что является нарушением п.11 ППБ 01-03.
Бездействие администрации Осиновского сельсовета по соблюдению мер пожарной безопасности в границах территории населенных пунктов Осиновского сельсовета, а также невыполнении обязанностей по предупреждению, тушению и ликвидации пожаров создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц.
Просит признать бездействие администрации Осиновского сельсовета по соблюдению требований пожарной безопасности незаконным.
Возложить на администрацию Осиновского сельсовета обязанность устранить выявленные нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно:
- Освободить коридор здания администрации Осиновского сельсовета пути эвакуации от загромождения мебелью;
- Расчистить тамбур эвакуационного выхода здания администрации Осиновского сельсовета от складированных материалов;
- Оборудовать здание администрации Осиновского сельсовета исправными огнетушителями;
- Расположить в здании администрации огнетушители на видном месте;
- Провести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения административного здания;
-Приспособленную для тушения пожаров технику (пожарный прицеп ППУ МС - 2Ц-2 ДПК МУЛ «Осиновский ПХУ») привести в исправное состояние и укомплектовать пожарно - техническим вооружением, заправить огнетушащими веществами;
-Привести пожарные гидранты на территории <адрес> в исправное
состояние (устранить затопление водой, разморозить)
- Территорию населенного пункта <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданий очистить от сухой травы, произвести прочистку и обновление минерализованных полос на участках границ населенного пункта;
- Организовать проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности на территории населенных пунктов администрации, разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Установить администрации Осиновского сельсовета срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании прокурор Агиенко Е.А. поддержала заявленные требования о признании бездействия администрации Осиновского сельсовета по соблюдению требований пожарной безопасности незаконным, уточнила, что администрацией Осиновского сельсовета частично устранены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем просила возложить на администрацию Осиновского сельсовета обязанность устранить выявленные нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно:
- Освободить коридор здания администрации Осиновского сельсовета пути эвакуации от загромождения мебелью;
- Провести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения административного здания;
- Привести пожарные гидранты на территории <адрес> в исправное
состояние (устранить затопление водой, разморозить)
- Территорию населенного пункта <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданий очистить от сухой травы, произвести прочистку и обновление минерализованных полос на участках границ населенного пункта;
Просила установить срок для выполнения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части от исковых требований отказалась и отказ принят судом.
Представитель ответчика – Глава администрации Осиновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области – Сахаров Д.В. согласен с уточненными требованиями прокурора. Срок для выполнения указанных действий считает достаточным.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих по делу, допросив свидетеля, суд считает, что уточненное заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 34 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальной образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Кроме того, пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
В пункте 2 статьи 62 настоящего Федерального закона указано, что в качестве источников Положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов:
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).Приказом №313 от 18.06.2003г. Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждены «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03).
На основании п.1 ППБ 01-03 Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 8, 9 Устава Осиновского сельсовета, утвержденного решением 4 сессии Совета депутатов Осиновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области №1 от 30.09.2010 г. (с внесенными изменениями от 28.03.2011 г.) к вопросам местного значения Осиновского сельсовета относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 34 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно справки старшего инспектора ОНД по Куйбышевскому району ФИО1 по результатам обследования здания администрации Осиновского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения требований правил пожарной безопасности:
1. В коридоре здания администрации пути эвакуации загромождены мебелью, что является нарушением п. 53 ППБ 01-03
2. В тамбуре эвакуационного выхода здания администрации складированы материалы, что является нарушением п.53 ППБ 01-03.
3. В здании администрации эксплуатируются своевременно не перезаряженные и неисправные огнетушители, что является нарушением п.108 ППБ 01-03, прил.3п.17.
4. В здании администрации огнетушитель расположен не на видном месте, что является нарушением п.108 ППБ 01-03, прил.3п.19.
5. Не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения административного здания, что является нарушением п.36 ППБ 01-03.
6. Приспособленная для тушения пожаров техника (пожарный прицеп ППУ-.МС - 2Ц-2 ДПК МУП «Осиновский ПХУ») находится в неисправном состоянии не укомплектована пожарно-техническим вооружением, не заправлена огнетушащими веществами, что является нарушением п.106 ППБ 01-03.
7. Пожарные гидранты на территории <адрес> находятся в неисправном состоянии (затоплены водой, заморожены), что является нарушением п.89 ППБ01-03.
8. Территория населенного пункта <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданий своевременно не очищена от сухой травы, отсутствует минерализованная полоса на участках границ населенного пункта, что является нарушением п.п.21,112 ППБ 01-03.
9. Администрацией Осиновского сельсовета не организовано проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности на территории населенных пунктов администрации, не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, что является нарушением п.11 ППБ 01-03. (л.д.12)
Как пояснил допрошенный в качестве свидетеля старший инспектор ОНД по Куйбышевскому району ФИО1 и это установлено в судебном заседании, администрацией Осиновского сельского совета устранены нарушения требований правил пожарной безопасности, описанные в п.п. 2,3,4,6,9 данной справки.
Тем самым неустраненными остались п.п. 1,5,7,8 справки о выявленных нарушениях требований правил пожарной безопасности администрацией Осиновского сельсовета и это не оспаривается главой администрации Осиновского сельсовета Д.В. Сахаровым.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 предусмотрено:
Пунктом 21. Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Пунктом 36. Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.
Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Пунктом 53. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:
загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
Пунктом 89. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
Пунктом 112. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также оперативной эвакуации и спасения людей на случай пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва или последствий террористического акта. Выявленные нарушения нарушают права неопределенного круга граждан, проживающих в пределах названного населенного пункта.
Положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, на органы местного самоуправления - администрацию Осиновского сельского совета, действующими правилами пожарной безопасности, федеральным законодательством и соответствующими СНиПами возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории сельсовета.
Исходя из вышеизложенного, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с о ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для исполнения настоящего решения ответчику необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить ответчику срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Осиновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Обязать администрацию Осиновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области устранить выявленные нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно:
- Освободить коридор здания администрации Осиновского сельсовета пути эвакуации от загромождения мебелью;
- Провести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения административного здания;
- Привести пожарные гидранты на территории <адрес> в исправное
состояние (устранить затопление водой, разморозить)
- Территорию населенного пункта <адрес> в пределах противопожарных расстояний между зданий очистить от сухой травы, произвести прочистку и обновление минерализованных полос на участках границ населенного пункта
Указанные действия провести до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд, в течение одного месяца.
П.п.(Подпись) Судья
Копия верна. Судья Р.И. Силкина