(32) Решение по иску прокурора о защите прав инвалидов. Иск удовлетворен.



Р ЕШ Е Н И Е

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

хх мая 2010года г. Иркутск

 

Куйбышевскийрайонный суд г.Иркутска в составе:

председательствующегосудьи Алсыковой Т.Д.,

при секретареМ. А.А.,

с участием:представителя ответчика – генерального директора ООО «Орг А.» Р. А. В. ,

рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-xxx/2010 по иску прокурораКуйбышевского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц кОбществу с ограниченной ответственностью «Орг А.» о защите прав инвалидов,

 

У СТ А Н О В И Л :

 

ПрокурорКуйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лицобратился в суд с иском о возложении обязанности на ответчика создать(выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотойдля приема инвалидов в количестве 3 рабочих мест.

В последующемпрокурор уточнил иск, окончательно просит обязать ООО «Орг А.» создать иливыделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутскойобласти от xx.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест дляинвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочнойчисленности работников ООО «Орг А.».

В обоснованиеиска сослался на следующее. В ходе проверки прокуратурой Куйбышевского районаг.Иркутска ОГУ «Центр занятости г.Иркутска установлено, что по сведениямпроверяемой организации ООО «Орг А.» не выполняется квота для приема на работуинвалидов, установленная ст.21 Федерального закона от xx.01.1995 года № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.2 ст.2 ЗаконаИркутской области № 27-ОЗ от xx.05.2009 года «Об отдельных вопросахквотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» - в размере 3процентов к среднесписочной численности работников. Прокурор ссылается на то,что в соответствии с п.п.1 ст.24 Федерального закона «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации» работодатели обязаны создавать или выделятьрабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленнойквотой. Согласно ежемесячно предоставляемой информации в ОГУ «Центр занятостиг.Иркутска» в ООО «Орг А.» инвалиды в качестве работников не состоят. Такимобразом, по мнению прокурора, ответчик нарушает право неопределенного кругаинвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст.37 Конституции РФ, ст.20Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Истец –прокурор Куйбышевского района прокурора г.Иркутска, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не известил о причинахнеявки. На основании части 4 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствиеистца.

Третье лицо, незаявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторонеистца – ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска» в судебное заседание своего представителя не направило, просило о разбирательстве дела в отсутствиепредставителя, что в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ является основанием длярассмотрения дела в отсутствие названного лица.

Представительответчика генеральный директор ООО «Орг А.» Р. А.В., действующий на основаниипротокола внеочередного общего собрания участников ООО «Орг А.» от хх августа2007 года, иск признал частично, пояснив, что основным видом деятельностиорганизации является жилищное строительство, при этом производство работсопряжено с повышенной опасностью. В связи с чем принимать на работу инвалидов не представляется возможным. Кроме того, среди принятых на работу работниковимеется два инвалида, создать дополнительные места для инвалидов непредставляется возможным, поскольку все вакантные места в настоящее времязаняты. Более того, в течение года численность работников меняется. Так какстроительные работы в основном производятся летом, то в летний период временичисленность работников организации значительно выше, чем в зимний период.

Заслушавпредставителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующемувыводу.

В соответствиис часть 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства,определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения делаустановлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношениясторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли искудовлетворению.

 Статья 37Конституции Российской федерации провозглашает право каждого свободнораспоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности ипрофессию, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

 В соответствиис п.2 ч.1 статья 20 Федерального закона от xx.11.1995 года № 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляютсягарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации путем проведенияспециальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности нарынке труда, в том числе, установлением в организациях независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работуинвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно п.1ч.2 ст.24 Федерального закона от xx.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленнойквотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочиеместа для трудоустройства инвалидов.

В соответствиис ч.1 ст.22 настоящего Федерального закона специальные рабочие места длятрудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер поорганизации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования,технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения иобеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностейинвалидов.

Частью 1 ст.21названного Федерального закона предусмотрено, что организациям, численностьработников которых составляет более 100 человек, законодательством субъектаРоссийской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов впроцентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4процентов).

В силу п.п.2п.2 Закона Иркутской области № 27-оз от xx.05.2009 года «Об отдельных вопросахквотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квотадля коммерческих организаций в размере 3 процентов к среднесписочнойчисленности работников.

Согласно п.3настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствиис законодательством.

 В соответствиис п.82 Приказа Федеральной службы госстатистики Министерства экономическогоразвития РФ от xx.11.2008 года № 278 «Об утверждении указаний по заполнениюформ федерального статического наблюдения: № п-1 «Сведения о производстве иотгрузке товаров и услуг», № п-2 «Сведения об инвестициях», № п-3 «Сведения офинансовом состоянии организации», № п-4 «Сведения о численности, заработнойплате и движении работников», № п-5(м) «Основные сведения о деятельностиорганизации», среднесписочная численность работников рассчитывается наосновании списочной численности, которая приводится на определенную дату,например, на последнее число отчетного периода.

На основаниисвидетельства серии ххххх, свидетельства серии 38 № ххххх, свидетельства серииxx № ххххх, Устава ООО «Орг А.» судом установлено, что Общество являетсяюридическим лицом, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ. Основной целью Обществаявляется извлечение прибыли и распределение её части между участниками врезультате осуществления предпринимательской деятельности. Для реализацииосновных целей своей деятельности Общество осуществляет любые не запрещенныедействующим законодательством РФ виды деятельности, в том числе, производствостроительно-монтажных, отделочных работ и далее по п.2.2 Устава.

Согласноштатному расписанию ООО «Орг А.», действовавшему с хх января 2009 года штатответчика в указанный период времени превышал 100 единиц. С хх января 2010 годаштат ответчика также превышает 100 единиц, что объективно подтверждаетсяштатным расписанием ООО «Орг А.», действующим с хх января 2010 года.

Из информациипо форме № 1 о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2009 году,представленной ООО «Орг А.» в «Центр занятости населения г. Иркутска»усматривается, что ответчиком указана среднесписочная численность работников сянваря 2009 года по декабрь 2009 года и соответствующий размер установленнойквоты. Информация по численности работающих инвалидов более 15 дней в отчетномпериоде, по принятым на квотируемые рабочие места в отчетном периоде, поколичеству вакантных рабочих мест (должностей) для инвалидов на конец отчетногомесяца отсутствует.

Представительответчика в судебном заседании подтвердил, что ООО «Орг А.» трудоустройствоинвалидов в соответствии со ст.24 Федерального закона «О социальной защитеинвалидов в РФ» в 2009 году не производилось, не отрицал факт отсутствияспециальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, объяснив данноеобстоятельство названными в отзыве причинами. При этом представитель ответчикаобращал внимание суда на то, что в настоящее время на предприятии работает дваинвалида, что составляет половину от установленной квоты. В подтверждение чегоссылался на следующие доказательства.

Так, изсведений о среднесписочной численности работников ООО «Орг А.» по состоянию нахх апреля 2010 года составляло 147 человек, по состоянию на хх мая 2010 года -166 человек. Согласно информации по форме № 1 о выполнении квоты для приема наработу инвалидов в 2010 году, представленной ООО «Орг А.» в «Центр занятостинаселения г. Иркутска» усматривается, что ответчиком указана среднесписочнаячисленность работников января 2010 года по апрель 2010 года и соответствующийразмер установленной квоты. Численность работающих инвалидов более 15 дней в указанномпериоде составляет два человека. Однако информация по принятым на всеквотируемые рабочие места в отчетном периоде и по количеству вакантных рабочихмест (должностей) для инвалидов на конец отчетного месяца отсутствует.

Оцениваяпредставленные сторонами доказательства, суд считает установленным отсутствие вООО «Орг А.» специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов в размере3 процентов к среднесписочной численности его работников, что нарушает праванеопределенного круга инвалидов на трудоустройство в ООО «Орг А.».

В связи с чем,суд признает право прокурора по обращению в суд с настоящим иском на основаниич.1 ст.45 ГПК РФ.

 Отсутствие уответчика специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов вустановленном Законом количестве, является результатом бездействия ответчика поисполнению требования п.1 ч.2 ст.24 Федерального закона от xx.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В связи с чем,суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить.

Оценивая доводответчика о невозможности трудоустройства инвалидов в силу того, чтопроизводство работ сопряжено с повышенной опасностью, кроме того, в настоящее время не имеется вакантных мест для трудоустройства инвалидов, суд не считаетвозможным принять его во внимание, поскольку п.1 ч.2 ст.24 Федерального закона«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматриваетобязанность работодателя по выделению либо по созданию рабочих мест дляинвалидов.

Исходя изизложенного, руководствуясь ст.193, 199 ГПК РФ,

 

Р ЕШ И Л :

Иск прокурораКуйбышевского района г. Иркутска удовлетворить.

ОбязатьОбщество с ограниченной ответственностью «Орг А.» создать или выделить рабочиеместа для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от xx.05.2009года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутскойобласти» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работниковОбщества с ограниченной ответственностью «Орг А.».

Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный судг.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательнойформе.

 

Судья Т.Д. Алсыкова