(99) Решение по иску о признании отказа в предоставлении отпуска по уходу за ребенком незаконным, признании права, возложении обязанности. В иске отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

хх июня 2010 года

Куйбышевский районный суд г. Иркутска

в составепредседательствующего судьи Штрассер Н.П.

при секретаре Стогней Т.В.,

с участием истцаД. А.В., представителя истца М. Н.А.,

рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-xxx/2010 по иску Д. А. В. кГУФСИН России по Иркутской области о признании отказа незаконным,признании права, возложении обязанности,

 

УСТАНОВИЛ:

Истец Д. А.В. вобоснование измененного, в порядке ст. 39 ГПК РФ иска, указал, что проходилслужбу в ФБУ ххххх ГУФСИН России по Иркутской областис хх августа 1997 года. хх июля 2009 года был уволен по п.«А» ст. 58 (по собственному желанию). Не согласившись с указанным приказом обувольнении, истец обжаловал его в судебном порядке и решением от хх декабря 2009 года был восстановлен в должности ххххх ФБУ ххххх ГУФСИН России поИркутской области. Заказным письмом направил в адрес руководства ГУФСИН Россиипо И.о. рапорт о предоставлении отпуска по уходу за ребенком Д. А.А.,родившейся хх октября 2008 года до достижениявозраста 3-х лет. В предоставлении отпуска истцу былоотказано, в связи с тем, что на отцов – сотрудников УИС, в том числе на отцов –сотрудников распространяется действие специального законодательства 54Положения о службе в ОВД РФ, устанавливаются основания предоставления отпусковпо уходу за ребенком отцам – сотрудникам УИС только в случаях воспитанияребенка без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительногопребывания в лечебном учреждении и другихслучаях отсутствия материнского попечения). Просит признать незаконным отказГУФСИН России по Иркутской области в предоставлении истцу отпуска по уходу заребенком – Д. А.А., хх октября 2008 года рождения;признать за ним права на отпуск по уходу за ребенком Д. А.А. до достиженияребенком возраста 3-х лет; обязать ГУФСИН России по Иркутской областипредоставить Д. А.В. отпуск по уходу за ребенком Д. А.А., ххоктября 2008 года рождения до достижения возраста трех лет.

Истец Д. А.В. всудебном заседании измененное исковое заявление поддержал, настаивал наудовлетворении в полном объеме. Суду пояснил, что решением суда от хх декабря 2009 года он восстановлен на работе. С моментавосстановления подал рапорт в ФБУ ххххх ГУФСИН Россиипо Иркутской области и в ГУФСИН России по Иркутской области с просьбойпредоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста.Однако в предоставлении отпуска ему было отказано. В связи стем, что он является сотрудником уголовно – исполнительной системы и на негораспространяется специальное законодательство, которое предусматриваетпредоставление отцам – сотрудникам ОВД, воспитывающих детей без матери (вслучае смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебномучреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения) социальныхгарантий, установленных законодательством РФ для данной категории населения.Истец считает данный отказ не законным и противоречащим действующей КонституцииРФ, предусматривающей равенство мужчин и женщин перед законом.

Представительистца М. Н.А., действующий на основании ордера № хххххот хх марта 2010 года, в судебном заседании исковыетребования по доводам, изложенным в иске, поддержал, настаивал наудовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика ГУФСИН России по Иркутской области Е. М.С.,действующая на основании доверенности от хх июля 2009года, в судебное заседание не явилась, представила суду отзыв, в которомпросила в удовлетворении иска отказать в полном объеме по доводом, изложенным вотзыве (л.д.39-40), также просила рассмотреть дело в отсутствии представителяответчика.

Суд с учетомположения ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело вотсутствие не явившегося представителя ответчика.

Заслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав материалыдела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению вполном объеме.

Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст. 19Конституции РФ все равны перед законом и судом (ч. 1). Государство гарантируетравенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограниченияправ граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности (ч. 2). Мужчина и женщинаимеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3).

Согласно ст. 38Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства(ч. 1). Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2).

Согласно ст. 39Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях, установленных законом (ч. 1). Государственные пенсии и социальныепособия устанавливаются законом (ч. 2).

Согласно ст. 55Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свободне должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав исвобод человека и гражданина (ч. 1). В Российской Федерации не должныиздаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека игражданина (ч. 2). Права и свободы человека игражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства (ч. 3).

В силу п. 7 ст.54 Постановления ВС РФ от xx.12.1992 N 4202-1 (ред. отxx.07.2009, с изм. от xx.12.2009) "Обутверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации итекста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"беременные женщины и матери из числа сотрудников органов внутренних дел, атакже отцы - сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие детей без матери(в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебномучреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуютсяправовыми и социальными гарантиями, установленными законодательством РоссийскойФедерации для этой категории населения Российской Федерации.

Порядокпрохождения службы в уголовно – исполнительной системе регламентируетсяПоложением о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Постановлением ВерховногоСовета РФ от хх декабря 1992 года.

Судомустановлено, что Д. А.В. работает в должности хххххФБУ ххххх ГУФСИН России по Иркутской области.

Указанноеобстоятельство подтверждается: решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от хх декабря 2009 года, согласно которомуД. А.В. восстановлен в должности хххххФБУ ххххх ГУФСИН России по Иркутской области с хх июля 2009 года; определением судебной коллегии погражданским делам Иркутского областного суда от ххапреля 2010 года, в соответствии с которым решение суда от ххдекабря 2009 года оставлено без изменения.

СогласноПоложению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний поИркутской области от хх марта 2005 года задачамиГлавного управления являются: организация исполнения уголовных наказаний, меруголовного характера, а также содержание лиц, находящихся под стражей;обеспечение законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания, иследственных изоляторах, безопасности осужденных лиц, содержащихся под стражей,должностных лиц и других граждан, находящихся на территории этих учреждений; охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей,по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц безгражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданствав случае их экстрадиции; обеспечение безопасности и объектов уголовно –исполнительной системы; обеспечение режима в учреждениях, исполняющихнаказания, и следственных изоляторах.

Анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что Д.А.В. реализовал право на свободное распоряжение своими способностями к труду.Работа в уголовно – исполнительной системе относится к особому видугосударственной службы - правоохранительной службе и представляет собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на должностяхправоохранительной службы в государственных органах и учреждениях,осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.Следовательно, такого рода деятельность осуществляется в публичных интересах, алица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняютконституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовойстатус. Поступая на службу в уголовно – исполнительнуюсистему, Д. А.В. реализовал право на свободное распоряжение своимиспособностями к труду и тем самым добровольно приступил к осуществлению такойпрофессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличиеопределенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидностигосударственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечениюбезопасности, законности и правопорядка. Вследствие этого Д. А.В. каксотрудник уголовно – исполнительной системы обязуется подчиняться требованиямзакона, ограничивающим его права и свободы, в том числе социальные, а такжевозлагающим на него особые публично-правовые обязанности. Посколькуправоохранительная служба в органах внутренних дел всилу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможностьнеисполнения сотрудниками указанных органов своих служебных обязанностей безущерба для охраняемых законом публичных интересов, ограничение права отцов,проходящих службу в указанных органах и воспитывающих ребенка (детей) совместнос матерью, на использование отпуска по уходу за ребенком направлено насоблюдение баланса публичных и частных интересов и не может рассматриваться какнарушение конституционных прав и свобод данной категории лиц.

В нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств подтверждающих необходимостьвоспитания ребенка в отсутствии матери ребенка, либо отсутствие материнскогопопечения.

При такихобстоятельствах истцу Д. А.В. в удовлетворении требований о признании отказа незаконным, признании права и возложении обязанности следуетотказать.

На основанииизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд

 

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Д. А. В. о признании незаконнымотказа ГУФСИН России по Иркутской области в предоставлении Д. А.В. отпуска поуходу за ребенком – Д. А.А., xx.10.2008г.р.; признании за Д. А.В. права наотпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3-х лет; возложении обязанности на ГУФСИН России по Иркутской областипредоставить Д. А.В. отпуск по уходу за ребенком до достижении 3-летнеговозраста отказать.

Решение можетбыть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд черезКуйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней со дняизготовления решения в окончательной форме.

 

Судья

Н.П. Штрассер