№ 2-1558-10
ЗАОЧНОЕРЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2010 года | Куйбышевский районный суд города Иркутска |
в составепредседательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре Тюриковой Т.В.,
с участиемпредставителя заявителя Красноштановой Л.И. – ЖулегоИ.В.,
рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красноштановой Л. И.об оспаривании решения Государственной инспекции по маломерным судам Главногоуправления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутскойобласти об отказе в государственной регистрации права собственности на судно,
УСТАНОВИЛ:
Красноштанова Л.И. обратилась в суд с заявлением об оспариваниирешения Государственной инспекции по маломерным судам Главного
управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
Иркутской области в государственной регистрации права собственности судна от
xx.05.2010 г. № ххххх и обязании Государственнойинспекции по маломерным судам Главного управления Министерства РоссийскойФедерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий по
Иркутской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод
путем осуществления государственной регистрации права собственности на
маломерное судно. В обоснование своих доводов заявитель указала, что хх мая 2010 года обратилась в Государственную инспекцию помаломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий по Иркутской области (далее «Инспекция») с заявлением огосударственной регистрации права собственности на судно типа Катер-1 (катер). хх мая2010 года получила отказ в государственной регистрации права собственности накатер, оформленный письмом от хх мая 2010 года № ххххх. В данном документе Инспекция указывает на статью 2Приказа МЧС России от хх июня 2005 года № ххх, в соответствии с которым, отказывает КрасноштановойЛ.И. в регистрации права собственности на судно. Темвременем, истица указывает, что при подготовке судна к регистрациигосинспектором ГИМС МЧС России по Иркутской области проведено обследованиесудна, по результатам которого составлен акт технического освидетельствованиямаломерного судна, согласно пункту 1 которого главные размерениясудна соответствуют требованиям, после чего ею был подготовлен пакет документовв соответствии с требованиями, предусмотренными приказом МЧС России от хх июня 2005 года № ххх «Обутверждении правил государственной регистрации маломерныхсудов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий». В связи сэтим, считает, что право собственности на принадлежащее ей судно подлежитгосударственной регистрации в ГИМС МЧС России по Иркутской области и ей выданнеобоснованный отказ в государственной регистрации права собственности на судносо ссылкой на статью 2 Приказа МЧС России от хх июня2005 года № ххх, который создает препятствие косуществлению принадлежащих ей прав собственника.
ЗаявительКрасноштанова Л.И. в судебное заседание не явилась, о дне и месте рассмотрениядела извещена надлежащим образом. В своем письменном заявлении просила судрассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя Красноштановой Л.И. – ЖулегоИ.В., действующая на основании доверенности, доводы заявления о признаниирешения Государственной инспекции по маломерным судам Главного управленияМинистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации Иркутской области в государственной регистрации правасобственности судна от
xx.05.2010 г. № ххххх незаконным и обязанииГосударственной инспекции по маломерным судам Главного управления МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской областиустранить в полном объеме допущенное нарушение прав Красноштановой Л.И. путемосуществления государственной регистрации права собственности на маломерноесудно, поддержала, настаивала на их удовлетворении.
ПредставительГосударственной инспекции по маломерным судам Главного управления МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, чьи действияобжалуются, будучи надлежащим образом извещенным о днеи месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки, внарушение требований статьи 167 ГПК РФ, суду не сообщил и о рассмотрении дела вего отсутствие не просил.
С учетомсогласия представителя заявителя, суд на основании статьи 233 ГПК РФ рассмотрелдело в порядке заочного производства в отсутствие представителя органагосударственной власти, чьи действия обжалуются.
Заслушавобъяснения представителя заявителя, исследовав представленные доказательства,суд считает заявление Красноштановой Л.И. подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Красноштанова Л.И.,являющаяся собственником катера «Катер-1» 2009 года постройки, хх мая 2010 года обратилась в Государственную инспекцию помаломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий по Иркутской области (далее «Инспекция») с заявлением огосударственной регистрации права собственности на указанное судно, уплатив приэтом государственную пошлину за регистрационные действия и представивнеобходимый пакет документов в соответствии с требованиями, предусмотреннымиПриказом МЧС РФ от хх июня 2005 года № ххх «Об утверждении правил государственной регистрациималомерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судамМинистерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий; на основанииданных документов при подготовке судна к регистрации госинспектором ГИМС МЧСРоссии по Иркутской области проведено обследование судна, по результатамкоторого составлен акт технического освидетельствования маломерного судна,которым установлено соответствии требованиям главных размеренийсудна и хх мая 2010 года в регистрации судназаявителю отказано в соответствии с пунктом 2 Приказа МЧС России от хх июня 2005 года № ххх, очем заявителю сообщено в письменной форме.
Указанныеобстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспорены, и они объективноподтверждаются актом технического освидетельствования маломерного судна от хх апреля 2010 года и отказом в регистрации судна от хх мая 2010 года №ххххх.
Принимая решение, оценивая объяснения представителя заявителя пообстоятельствам дела и представленные доказательства, суд руководствуетсяположениями статей 196, 246 и 249 ГПК РФ, согласно которым суд оцениваетдоказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для делаустановлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закондолжен быть применен по делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению;при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, судне связан основаниями и доводами заявленных требований, а обязанность подоказыванию законности оспариваемых решений органов государственной власти,органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных имуниципальных служащих возлагаются на этих лиц.
В этой связи, исходя из заявленных требований и их оснований, судприменяет к правоотношениям сторон нормы законодательства о полномочияхГосударственной инспекции по маломерным судам Главного управления МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области с учетомположений Водного Кодекса РФ, Постановления Правительства Иркутской области «Обутверждении Правил пользования водными объектами для плавания намаломерных судах в Иркутской области» и гражданского процессуальногозаконодательства.
На основаниистатьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает,что нарушены его права и свободы. Согласно статье 255 Кодекса к таким решениям,действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения, действия(бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина,созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, награжданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконнопривлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Водного Кодекса правособственности на судно или часть судна возникает с момента государственнойрегистрации такового права в Государственном судовом реестре РоссийскойФедерации или судовой книге, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Кодекса судноподлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестреРоссийской Федерации или судовой книге.
В соответствиисо статьей 17 Кодекса регистрацию судов осуществляют либо государственныеречные судоходные инспекции бассейнов в Государственном судовом реестреРоссийской Федерации либо органы, уполномоченные на то ПравительствомРоссийской Федерации в судовой книге.
Согласно статье25 Водного Кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектовРФ в области водных отношений относится, в том числе, и утверждение правилПользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
В соответствии сПостановлением Правительства Российской Федерации от ххдекабря 2004 года № 835 утверждено Положение о государственной инспекции помаломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Согласно пункту 3 указанного положения Государственная инспекция по маломернымсудам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим ифизическим лицам: самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучихобъектов вместимостью 80 тонн с главными двигателями мощностью 55 киловатт;прогулочных судов пассажировместимостью не более 12человек независимо от мощности главных двигателей.
Приказ МЧС РФ от хх июня 2005 годаN 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерныхсудов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий" устанавливает, чтогосударственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащиеюридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иныеплавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главнымидвигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо отмощности, водные мотоциклы (гидроциклы) инесамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных,военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного(река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодокгрузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов инадувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемыево внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостьюне более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости,иные суда и плавучие средства пассажировместимостьюне более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт илиподвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн(кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных испортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
В соответствии с Правилами пользования водными объектами дляплавания на маломерных судах в Иркутской области, утвержденными ПостановлениемПравительства Иркутской области от хх марта 2009 годаN 87-ПП, под маломерным судном следует понимать самоходное судно валовойвместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами)независимо от мощности, парусное несамоходное судноваловой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно(гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдаркугрузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостьюне более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главныхдвигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от ххсентября 2001 года № 144 от хх февраля 2010 года «Обутверждении Правил государственной регистрации судов», установлен исчерпывающийперечень оснований для отказа в государственной регистрации права на судно:право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, неявляется правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии сКодексом внутреннего водного транспорта; заявление о государственнойрегистрации судна подало ненадлежащее лицо; форм и содержание документов,представленных для регистрации судна, не соответствует требованиямзаконодательства РФ; при принятии решения об отказе вгосударственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок неболее пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрениязаявления, направляется сообщение о причине отказа, и копия указанногосообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Применяя эти нормы процессуального и материального права при оценкепредставленных доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд считаетустановленным, что при обращении Красноштановой Л.И. в Инспекцию, еюпредставлены все необходимые для осуществления государственной регистрации еесудна документы; при осмотре катера не установлено какого-либо несоответствияглавных размерений судна требованиям; согласно акту осмотра катер является маломерным судном, то естьпрогулочным судном пассажировместимостью не более 12человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и отваловой вместимости, а поэтому подлежит государственной регистрацииГосударственной инспекцией по маломерным судам Главного управления МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области; отказ в регистрации допустим при наличии исчерпывающего перечняобстоятельств, к которым «мощность двигателя в виде более высокой мощностидвигателя маломерного судна является не отказ в совершении регистрационногодействия в виде постановки на учет, а запрещение его эксплуатации, что допустимотолько в отношении зарегистрированных транспортных средств, поскольку в силустатьи 19 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ, свидетельство орегистрации права является лишь правоподтверждающимдокументом и не порождает каких-либо прав его владельца.
При такихсущественных юридически значимых обстоятельствах суд признает заявлениеКрасноштановой Л.И. обоснованным, поскольку отказ в регистрации принадлежащегоей катера нарушает права заявителя по владению и пользованиюданным судном, его ремонту и дальнейшему прохождению государственноготехнического осмотра, который возможен лишь в отношении зарегистрированныхводных транспортных средств.
В соответствиисо статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение обобязанности соответствующего органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свободгражданина. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушенияуказанным лицам, которые в течение месяца со дня получения решения обязанысообщить суду и гражданину об исполнении решения.
С учетомизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 и 258 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признатьзаявление Красноштановой Л. И. обоснованным.
Признать отказГосударственной инспекции по маломерным судам Главного управления МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области вгосударственной регистрации права собственности судна от ххмая 2010 года № ххххх незаконным.
ОбязатьГосударственную инспекцию по маломерным судам Главного управления МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области устранитьнарушение прав Красноштановой Л. И. путем осуществления государственнойрегистрации права собственности на маломерное судно - катер «Катер-1» 2009 годапостройки.
Решение суданаправить для исполнения руководителю Государственной инспекции по маломернымсудам Главного управления Министерства Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий по Иркутской области.
Об исполнениирешения должно быть сообщено суду и Красноштановой Л.И. в течение месяца со дняего получения.
Решение можетбыть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд черезКуйбышевский районный суд города Иркутска истцом в течение десяти дней со дняпринятия решения в окончательной форме; ответчики в течение семи дней со днявручения им копии решения вправе подать в Куйбышевский районный суд городаИркутска заявление о его отмене либо обжаловать решение вкассационном порядке в течение десяти дней со дня вынесения определения суда оботказе в удовлетворении заявления об отмене решения.
Председательствующий: | Н.Н. Акимова |