РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2010 года | Куйбышевский районный суд г. Иркутска |
в составепредседательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре Тюриковой Т.В.,
с участиемпредставителя истца Чумаковой В.В., представителяответчика УПФ в Куйбышевском районе города Иркутска Баршенцевой С.С. и третьего лица на стороне истца ФГУЗ«Иркутск НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» ЧумаковойВ.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1281/2010 по иску Бельковой О. К. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г. Иркутска о признании решения оботказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным в части,зачете периода работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии,взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Белькова О.К. обратилась в суд сиском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйбышевскомрайоне г. Иркутска (далее по тексту УПФР в Куйбышевскомрайоне города Иркутска) указав в обоснование заявленных требований, что хх марта 2010 года она обратилась к ответчику с заявлениемо назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, как работникупротивочумного учреждения в соответствии со Списком № 2 производств,работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиямитруда, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от хх января 1991 года, раздела XXIV, подраздела22600000-1754а «работники, занятые в противочумных учреждениях». По указанным основаниям хх марта 2010года за № 32, истец получила отказ в назначении досрочной трудовой пенсии всвязи с особыми условиями труда на основании того, что ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» не является учреждениемздравоохранения и, соответственно, периоды работы истца в противочумноминституте не могут быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочнойпенсии. Истец полагает, что отказ ГУ УПФР в Куйбышевскомрайоне г. Иркутска от хх марта 2010 года за № 32 вназначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда являетсянезаконным, а действия ответчика - неправомерными и несоответствующимидействующими законодательству по следующим основаниям. Так, ответчик полагает,что в связи с тем, что наименование учреждения ФГУЗ «ИркутскНИПЧИСибири и ДВ» Роспотребнадзора не относится кучреждениям здравоохранения и не предусмотрено номенклатурой учрежденийздравоохранения институт не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, иработники института не имеют права на назначение досрочной пенсии. Какуказывает Белькова О.К., работа в ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ» связана с вредными и тяжелымиусловиями труда, занятость в которых, дает ей право в соответствии со Списком №2 на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Такжев исковом заявлении истица указала, что периоды ее работы в ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ» Роспотребнадзорав календарном исчислении составляют с хх октября 1991года по хх июня 1993 года -1 год 8 месяцев 07 дней,таким образом, право на назначение досрочной пенсии у нее возникло хх марта 2010 года. После получения письменногоотказа ответчика в назначении ей пенсии, за восстановлением своего нарушенногоправа она была вынуждена обратиться в суд, оплатив за юридические услуги посоставлению искового заявления и участие представителя в судебных заседаниях 10500 рублей. На основании вышеизложенного, просила судпризнать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости в связи сособыми условиями труда с 52 лет, признать незаконным решение ГУ УправленияПенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевскомрайоне г. Иркутска № 32 от хх марта 2010 года в частиотказа в назначении досрочной пенсии по старости в виду отсутствия требуемогостажа на соответствующих видах работ и не включения встаж, дающий право на досрочную пенсию, периода работы с ххоктября 1991 года по хх июня 1993 года, обязатьответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связис особыми условиями труда в соответствии со льготой 22600000-1754а «Работники,занятые в противочумных учреждениях» Списка № 2 производств, работ, профессий,должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда,занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, периоды работы с хх октября 1991 года по хх июня1993 года, назначить ей (истцу) досрочную пенсию по старости в связи с особымиусловиями труда - с хх марта 2010 года и взыскать сГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевскомрайоне города Иркутска в его (истца) пользу расходы по оплатегосударственной пошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате услугпредставителя в размере 10 500 рублей.
Истица Белькова О.К. в судебное заседание не явилась, представивзаявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, судна основании статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истицы.
В судебномзаседании представитель истицы Чумакова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требованияБельковой О.К. поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представительответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Куйбышевскомрайоне города Иркутска – Баршенцева С.С., действующаяпо доверенности, исковые требования не признала, пояснив суду, что истица Белькова О.К. обратилась в УПФ РФ ххмарта 2010 года с заявлением о назначении ей досрочной пенсии. Решением комиссии по пенсионным вопросам УПФР в Куйбышевскомрайоне города Иркутска ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсиипо старости в связи с особыми условиями труда на основании того, что ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» не являетсяучреждением здравоохранения и, соответственно, периоды работы истицы впротивочумном институте не могут быть включены в стаж, дающий право на назначениедосрочной пенсии. ФГУЗ Иркутск НИПЧИ Сибири и ДальнегоВостока Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека (далее по тексту - Институт) не может быть отнесен кучреждениям здравоохранения, так как в Перечне учреждений здравоохранения,содержащемся в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений,утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от хх июня 2003 года № 229 содержатся лишь противочумныецентры (станции). Данные списки содержат исчерпывающий переченьучреждений и расширительному толкованию не подлежат, а поэтому, истице отказаноправомерно, поскольку, по мнению ответчика, институт не является противочумнымцентром (станцией), следовательно, не является учреждением здравоохранения.
Представитель третьего лица ФГУЗ «Иркутский ордена ТрудовогоКрасного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири иДальнего Востока Роспотребнадзора» - Чумакова В.В., действующая на основании доверенности,исковые требования Бельковой О.К. поддержала, пояснив суду, что Минздравутверждает Единую номенклатуру и типовые, то есть рекомендуемые категорииучреждений. Связано это с тем, что в области здравоохранения невозможнообеспечить единые и обязательные для всех категории учреждений, учитываяспецифику работы на местах, зависящую от конкретной местности, количестванаселения, вида деятельности и так далее. Название «Противочумный центр(станция)» не является ни типом организационно-правовой формы, ни обязательнымсоставляющим элементом наименования учреждения здравоохранения. «Противочумныйцентр (станция)» - это именно типовая категория, установленная Минздравом.
Суд, выслушавстороны, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленныесторонами доказательства, находит, что исковые требования истицы Бельковой О.К.подлежат удовлетворению частично.
Согласно статье39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, длявоспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1);государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Статьей 18Конституции РФ признается, что права и свободы человека и гражданина являютсянепосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применениезаконов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местногосамоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии стребованиями статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право натрудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, иженщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпункт 11 пункта 1 статьи 28 вышеназванного закона гласит, чтотрудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшимлечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных имуниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местностии поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местностии в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Трудовые пенсииустанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от хх декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Вслучаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, Правительство РФопределяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условияустановления указанных пенсий отдельным категориям граждан (статья 1Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовыхпенсиях в РФ» от хх декабря 2001 года № 173-ФЗтрудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,установленного статьей 7 настоящего федерального закона женщинам по достижениивозраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда неменее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работахне менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительностьстрахового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста,предусмотренного ст. 7 настоящего федерального закона на один год за каждые 2года такой работы женщинам (далее по тексту ФЗ-173). Аналогичное положение былозакреплено и в пункте б статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях вРСФСР» от хх января 1990 года, действовавшемдо хх января 2002 года.
Постановлением Правительства РФ от ххиюля 2002 года № 537 в подпункте б пункта 1 установлено, что при досрочномназначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ -173применяется Список 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей свредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением КабинетаМинистров СССР от хх января 1991 года № 10, дающийправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам,занятым в противочумных учреждениях (раздел XXIV позиция 26 000 00-1754а).
Кроме того, Список производств, цехов, профессий и должностей свредными условиями труда, работа в которых дает дополнительный отпуск исокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением ГК Совмина СССР иПрезидиума ВС СССР от хх октября 1974 года такжепредусматривал в наименовании производств, цехов, должностей противочумныеучреждения (станции, отряды, отделении, лаборатории, институты) в числеработников указаны: «младший медицинский персонал, научный сотрудник, остальныеработники противочумных учреждений».
В судебном заседании установлено, что решением комиссии порассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Куйбышевском районе от хх марта2010 года за № 32 Бельковой О.К. отказано в назначении пенсии по старости всоответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» от хх декабря 2001 года № 173по следующим основаниям: Институт относится к учреждениям науки, а кучреждениям здравоохранения относятся противочумные центры (станции). Крометого, право на досрочную трудовую пенсию по старости приобретают работники,непосредственно занятые на работах с микроорганизмами определенной группыопасности. Истица на подобных работах в НИИ занята не была, поскольку работала хххххх, хххххх-исследователемэпидемиологического отдела Института, то стаж работы в Институте не может бытьзачтен в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначениедосрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.Комиссия пришла к выводу, что зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугулет, подлежит работа:
С хх июня 1987 года по хх октября1991 года в должности врача Б. противочумного отделения ФГУЗ «Читинскаяпротивочумная станция».
С хх октября 1991 года по хх июня1993 года в должности хххххх, хххххх-исследователяэпидемиологического отдела научно-исследовательского противочумного институтаСибири и Дальнего Востока не подлежит зачету, поскольку данное учреждение непредусмотрено Списками и работа не связана с микроорганизмами определеннойгруппы опасности.
Таким образом,стаж Бельковой О.К. на соответствующих видах работсоставляет 04 года 04 месяца 04 дня при требуемом не менее 10 лет, страховойстаж 26 лет 04 месяца 08 дней при требуемом не менее 20 лет.
Представительистицы Бельковой О.К. – Чумакова В.В., поддерживаяисковые требования, суду пояснила, что для разрешения в каждом конкретномслучае вопроса, является ли данное противочумное учреждение противочумнымцентром (станцией), главным является не содержание в наименовании учреждениясловосочетания «противочумный центр (станция)», а установление факта, чтоданное учреждение (независимо от названия и организационной формы) выполняет,помимо прочего, именно функции противочумного центра (станции).
В обоснованиеданных доводов представителем истица представлены следующие доказательства.
Согласно трудовой книжке, БельковаО. К. принята на работу в Иркутский государственныйнаучно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока хх октября 1991 года на должность ххххххэпидотдела; хх декабря 1992года переведена на должность хххххх-исследователяэпидемиологического отдела; хх июня 1993 годауволена по собственному желанию, что также подтверждается справкой ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» от хх июня 2008 года.
хх июля 1934 года НаркомздравомРСФСР утверждено Положение об Иркутском государственном Противочумном институтеНКЗДРАВА Сибири и ДВ, Приказом народного комиссара здравоохранения от хх июля 1934 года был назначен директор данного учреждения.При указании в приказе от хх июля 1934 года осоздании данного института усматривается, что данный институт создан на базеИркутской противочумной станции.
СогласноПоложению, Институт являлся руководящим учреждением для всех периферическихпротивочумных пунктов (станций) Сибири и Дальневосточного края. Основными задачами института поставлены систематическое изучениесостояния эпизоотического чумного очага, выработка системы рациональныхмероприятий по ликвидации эпизоотии, разработка материалов поэпидемиологической характеристике, методов борьбы с грызунами, мероприятия попредупреждению эпидемических вспышек чумы и осуществление комплекса лечебных ипрофилактических мер в случае появления заболевания, производство лечебных ипрофилактических вакцин и сывороток, в том числе, и работа в отношении холеры,подготовка кадров противочумных работников.
Как явствует изУстава института, его учредителем является Министерство здравоохранения,которое осуществляет его финансирование. Распорядителем полицевому счету данного института является федеральная служба по надзору в сферезащиты прав потребителей и благополучия человека, которая входит в составминистерства здравоохранения и социального развития РФ согласно структуры,утвержденной Указом Президента РФ от хх марта 2004года № 314.Учреждение является федеральным государственным учреждениемздравоохранения, созданным в целях научного обеспечения эпидемиологическогонадзора за карантинными, особо опасными и другими природно-очаговымиинфекционными болезнями.
Из Устава Федерального государственного учреждения здравоохранения«Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательскийпротивочумный институт Сибири и Дальнего Востока Роспотребнадзора»следует, что оно является правопреемником ГУ «Иркутский ордена ТрудовогоКрасного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири иДальнего Востока» и находится в подведомственности Федеральной службы понадзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека в соответствии сраспоряжением Правительства Российской Федерации от ххянваря 2005 года № 32-р.
В соответствии с Уставом ГУ «Иркутск НИПЧИ Сибири и ДВ», основнымизадачами института являются: обеспечение совместно с региональнымипротивочумными учреждениями и центрами санэпиднадзораэпидемического благополучия по карантинным (чума, холера, бруцеллез и др.)инфекциям на территории Сибири и Дальнего Востока РФ; определениеи разработка приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности попроблемам санитарной охраны территории, природной очаговости,эпидемиологии, иммунологии, диагностики, генетики, профилактики и лечениякарантинных и особо опасных инфекций; разработка и производство медицинскихиммунобиологических препаратов; консультативно-методическая и практическаяпомощь центрам санэпиднадзора, учреждениямздравоохранения Сибири и Дальнего Востока по предупреждению завоза ираспространения карантинных, особо опасных и других инфекционных заболеваний;обеспечение постоянной готовности специализированных противоэпидемическихбригад; подбор и содержание коллекции возбудителей инфекционных заболеваний идругие.
Согласнолицензии за № 001778, выданной Федеральной службой по надзору в сфере защитыправ потребителя и благополучия человека хх августа2005 года, ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДальнегоВостока» разрешается деятельность, связанная с использованием возбудителейинфекционных заболеваний, и выполнение работ с микроорганизмами 1 – 4 групппатогенности. Аналогичная лицензия выдана Институту и ххапреля 2008 года.
Положением оГосударственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положением огосударственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденныхпостановлением Правительства РФ от хх июля 2000 года№ 554 предусмотрено, что в ведении Министерства здравоохранения Российскойфедерации находятся научно-исследовательские учреждениясанитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля. Те жесамые указания содержатся и в п. 8 Постановления Правительства РФ «Вопросыздравоохранения» от хх октября 1996 № 1217, вПостановлении Правительства РФ от хх октября 1993 №1002 «О некоторых вопросах оплаты труда работников здравоохранения»; Положенииоб оплате труда работников здравоохранения, утвержденных приказом Министерстваздравоохранения РФ от хх октября 1999 № 377.Данными документами работникам Иркутского научно-исследовательского противочумногоинститута; увеличены оклады в порядке и размерах, предусмотренных дляработников здравоохранения.
Эти обстоятельства подтверждаются также и ПостановлениемПравительства РФ от хх декабря 2004 года № 872,которым были утверждены учреждения здравоохранения, в том числе иГосударственное учреждение Иркутский ордена Трудового Красного знамениНаучно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока г.Иркутска (далее по тексту ФГУЗ ИНИПЧИ), приказом № 774 от ххноября 2005 года.
Согласно приказу№ 37 от хх февраля 2004 года Минздрава РФ кпротивочумным учреждениям Министерства здравоохранения РФ отнесены, какпротивочумные институты, так и противочумные станции, в числе данныхпротивочумных учреждений Минздрава России указан иФГУЗ ИНИПЧИ.
Приказом от хх ноября 2005 года № 774 руководителя Федеральной службыпо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденоПоложение о системе противочумных учреждений данной службы. В противочумнуюсистему входят федеральные государственные учреждения здравоохранения как ФГУЗ«Противочумный центр», научно-исследовательские институты и противочумныестанции, в соответствии перечнем, в том числе и ФГУЗ «Иркутский ордена КрасногоЗнамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и ДальнегоВостока».
Оценив собранныепо делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ в ихсовокупности, суд приходит к выводу, что ФГУЗ ИркутскНИПЧИСибири и ДВ Роспотребнадзора осуществляет, помимопрочего, функции противочумного центра (станции). Такой вывод позволяет сделатьсравнительный анализ Устава Института и Устава ГУ «Хабаровская противочумнаястанция ГУ Противочумный центр Министерства здравоохранения РФ». Так, институт,также как и указанная станция, обеспечивает эпидемическое благополучие покарантинным и иным инфекциям, оказывает практическую помощь центрам санэпиднадзора по предупреждению завоза и распространениякарантинных и иных инфекционных заболеваний, осуществляет обеспечениепостоянной готовности специализированных противоэпидемических бригад и т.п.
Таким образом,суд приходит к выводу, что ФГУЗ «Иркутский научно-исследовательскийпротивочумный институт Сибири и Дальнего Востока» является противочумнымучреждением здравоохранения.
Представительответчика в судебном заседании не отрицала указанные обстоятельства, однако,пояснила, что название, не соответствующее Списку, не может расцениватьсяиначе, чем указано в законе.
Доказательств,того, что Институт является только научно-исследовательским институтом, неявляется учреждением здравоохранения и не выполняет функции противочумногоучреждения ответчиком не представлено и судом не добыто.
Право надосрочную трудовую пенсию имеют работники, занятые в противочумных учреждениях,(позиция 22600000-1754а раздел XXIV Списка № 2).
В соответствии сдействующим законодательством основным условием для предоставления пенсионныхльгот согласно подразделу 22600000-1754а раздела XXIV Списка № 2 являетсяпостоянная занятость в противочумных учреждениях здравоохранения. При этом неимеют значения наименования профессий и должностей работников, характервыполняемых ими работ, ведомственная принадлежность упомянутых учреждений, ихорганизационно–правовая форма и форма собственности.
ПриказомМинистерства здравоохранения и социального развития РФ от ххоктября 2005 года за № 627 утверждена Единая номенклатурагосударственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в которую входят, в том числе и учреждения здравоохранения понадзору в сфере защиты прав потребителей - противочумный центр (станция).
СогласноПоложению об оплате труда работников здравоохранения, утвержденному ПриказомМинистерства здравоохранения РФ за № 377 от ххоктября 1999 года, данное Положение применяется приопределении заработной платы работников учрежденийздравоохранения системы Минздрава РФ. Данным Приказом (приложение № 2 кПоложению) утвержден Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа вкоторых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опаснымидля здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Пунктом 2.18 указанного Перечняучреждений труда предусмотрены противочумные учреждения, которые относятся к особо опасным для здоровья и тяжелыми условиями труда,работа в которых дает право на повышение окладов на 25%.
ПриказомМинистерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от хх июня 1994 года за № 113 утвержден Переченьнаучно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа вкоторых, дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опаснымидля здоровья и особо тяжелыми условиями труда и порядка его применения. Всоответствии с пунктом 2 данного Приказа, указанный Перечень и Порядок обязаныприменять министры здравоохранения республик в составе РФ, руководители главныхуправлений и комитетов здравоохранения. В пункте 2.1 указанного Перечня кучреждениям с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых, дает право работникам на повышение должностныхокладов на 25%, указаны противочумные научно-исследовательские учреждения и ихподразделения.
ПостановлениемПравительства РФ № 872 от хх декабря 2004 годаутверждены перечни федеральных учреждений здравоохранения и федеральныхучреждений оздоровительного профиля. Согласно пункту 234 приложения № 1 куказанному постановлению – Государственное учреждение Иркутский орденаТрудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институтСибири и Дальнего Востока города Иркутска отнесен к федеральнымспециализированным медицинским учреждениям.
Указом ПрезидентаРФ от хх марта 2004 года за № 314 «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти», образована Федеральнаяслужба по надзору в сфере здравоохранения исоциального развития, с передачей ей функции по контролю и надзоруупраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, за исключениемфункций, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека.
В соответствии с требованиями пункта 9 Постановления ПленумаВерховного Суда РФ от хх декабря 2005 года за № 25, вслучае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить вспециальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсияпо старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федеральногозакона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 названного Закона),периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения(организации), условиях и характере работ, занятость в которых дает право надосрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя изконкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании(характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, нагрузки, сучетом целей и задач, а также направление деятельности учреждения, в которомработал истец).
Анализируя всепредставленные суду и добытые судом доказательства, суд приходит к выводу отом, что Институт входит в систему учреждений здравоохранения, предусмотренныхединой номенклатурой государственных муниципальных учреждений здравоохранения.Кроме того, противочумный институт относится к учреждениям с опасными дляздоровья и тяжелыми условиями труда. В соответствии с действующимзаконодательством основным условием для предоставления пенсионных льгот,согласно Списку № 2, является постоянная (полный рабочий день) занятость впротивочумных учреждениях здравоохранения, при этом не предусмотреныограничения для назначения такой пенсии, и не имеет значение наименованиепрофессии и характер выполняемой работы, ведомственная принадлежностьучреждения, его организационно-правовая форма. Факт постоянной занятости(полный рабочий день) Бельковой О.К. в оспариваемый период при осуществлениитрудовой деятельности в противочумном институте ответчиком не оспорен.Доказательств обратного суду не представлено.
Довод представителя ответчика об отсутствиинаучно-исследовательских противочумных институтов в Единой Номенклатурегосударственных и муниципальных учреждений здравоохранения, не может бытьпринят судом во внимание, поскольку в судебном заседании установлено, чтоданный институт находится в ведении Министерства здравоохранения, котороеявляется его учредителем, и не может служить основанием для нарушенияпенсионных прав граждан, в том числе и пенсионных прав истицы.
Следовательно,работники, независимо от должности и рода работы, занятые в противочумныхучреждениях, имеют право на досрочную пенсию, предусмотренную Списком № 2,разделом XXIV, подразделом 22600000, позицией 1754а, как связанную с тяжелымиусловиями труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от декабря2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» спискисоответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей иучреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия постарости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисленияпериодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимостиутверждаются Правительством Российской Федерации.
Разрешая исковыетребования о зачете периода работы истицы с ххоктября 1991 года по хх июня 1993 года в должности хххххх, хххххх-исследователяэпидемиологического отдела Научно-исследовательскогопротивочумного института в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии всвязи с особыми условиями труда в соответствии со льготой 22600000-1754а«Работники, занятые в противочумных учреждениях» Списка № 2 производств, работ,профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда,занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготныхусловиях, суд полагает, что в этой части исковые требования подлежатудовлетворению в полном объеме.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что период работы истицы с хх октября 1991 года по хх июня1993 года в должности хххххх, хххххх-исследователяэпидемиологического отдела Научно-исследовательского противочумного института(то есть 1 год 08 месяцев 05 дней подлежит зачету в стаж, дающий право наназначение досрочной трудовой пенсии из расчета 2 года за 1 год работы, исоставляет, с учетом стажа истицы в должности врача Б. противочумногоотделения ФГУЗ «Читинская противочумная станция с ххиюня 1987 года по хх октября 1991 года 04 лет 04месяцев 04 дней - 6 лет 11 дней. Следовательно, Белькова О.К. на момент обращения с заявлением о назначениипенсии в связи с особыми условиями труда, как работнику противочумногоучреждения в соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий,должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденныхПостановлением Кабинета Министров СССР № 10 от ххянваря 1991 года, раздела XXIV, подраздела 22600000-1754а «работники, занятые впротивочумных учреждениях» имела стаж, достаточный для удовлетворения еезаявления.
В соответствиисо статьей 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсияназначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения считаетсядень приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующегозаявления со всеми необходимыми документами.
Из копиирасписки-уведомления, находящегося в пенсионном деле на имя Щербаковой А.Г.,которое обозревалось в судебном заседании, усматривается, что заявление идругие документы Бельковой О.К. приняты ответчиком ххмарта 2010 года. Следовательно, именно с этого дня ей должна быть назначенадосрочная пенсия по возрасту в связи с особымиусловиями труда, как работнику противочумного учреждения в соответствии соСписком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вреднымии тяжелыми условиями труда, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР№ 10 от хх января 1991 года, раздела XXIV, подраздела22600000-1754а «работники, занятые в противочумных учреждениях».
В судебномзаседании представитель истца Бельковой О.К. – ЧумаковаВ.В., поддерживая требования в части взыскания расходов, связанных с оплатойюридических услуг, ссылалась на то, что на оказаниеюридических услуг - составление искового заявления, участие представителя всудебных заседаниях, истец произвел оплату в размере 10 500 рублей,которые относятся в соответствии со статьей 15 ГК РФ к убыткам, понесенныхистцом, и подлежат возмещению в полном объеме.
Объективноуказанные обстоятельства подтверждаются договором об оказании юридическойпомощи (услуг) от хх апреля 2010 года и квитанциями кприходному кассовому ордеру № xxx и № xxx от хх апреля 2010 года и хх мая 2010 года.
При этом,обсуждая вопрос о взыскании в пользу истца расходов по оплате услугпредставителя в размере 10500 рублей, суд считает, что с учетом сложностинастоящего дела, объема представленных и изученных представителем истцадокументов, данное требование о взыскании расходов должно быть удовлетвореночастично, в размере 7000 рублей. Такая подлежащая взысканию сумма, по мнениюсуда, отвечает принципам разумности и справедливости.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялосьрешение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные поделу судебные расходы, а поэтому с ответчика Управления Пенсионного фондаРоссийской Федерации (государственное учреждение) в Куйбышевскомрайоне г. Иркутска также подлежит взысканию в пользу истца уплаченная приподаче искового заявления государственная пошлина в сумме 200 рублей.
С учетомизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковыетребования Бельковой О. К. удовлетворить частично.
Признатьнезаконным Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Куйбышевском районе г.Иркутска № 32 от хх марта 2010 года в части отказаБельковой О. К. в назначении досрочной пенсии по старости в виду отсутствиятребуемого стажа на соответствующих видах работ и включить в стаж, дающий правона назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с хх октября 1991 года по хх июня1993 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Куйбышевском районегорода Иркутска включить в стаж, дающий Бельковой О. К. право на назначениедосрочной пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со льготой22600000-1754а «Работники, занятые в противочумных учреждениях» Списка № 2производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелымиусловиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту(по старости) на льготных условиях, период работы с ххоктября 1991 года по хх июня 1993 года.
ОбязатьУправление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в Куйбышевском районе города Иркутска назначитьБельковой О. К. досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда– с хх марта 2010 года.
Взыскать сУправления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в Куйбышевском районе города Иркутска в пользуБельковой О. К. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублейи расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 рублей, а всего 7200 рублей.
Отказать Бельковой О. К. в удовлетворении исковых о взысканиирасходов по оплате услуг представителя в заявленном ею размере.
Решение можетбыть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска сторонами втечение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: | Акимова Н.Н. |