РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2010 года | Куйбышевский районный суд г. Иркутска |
в составепредседательствующего Акимовой Н.Н.,
при секретареТюриковой Т.В.,
с участием истцаПротвинева Е.Г. представителя истца Протвинева Е.Г. – Федосеевой В.Г.,представителя ответчика УПФ России В Куйбышевском районе города Иркутска –Артамоновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1372/2010 по иску Протвинева Е. Г. к ГУПФ России в Куйбышевском районе городаИркутска о признании решения Управления ПФР в Куйбышевском районе городаИркутска от хх июля 2008 года № 32 незаконным, понуждении включения в стажпериодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ПротвиневЕ.Г. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ вКуйбышевском районе г. Иркутска (далее по тексту - УПФ РФ в Куйбышевском районег. Иркутска), указав в обоснование заявленных требований, что в течение 25 летотработал на педагогических должностях в образовательных учреждениях для детей,в связи с чем, убежден, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсиипо старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации». За ее назначением он обратился в Управление Пенсионногофонда России (Государственное Учреждение) в Куйбышевском районе г.Иркутска ххиюля 2008 года, однако решением от хх июля 2008 года № 32 в ее назначении истцубыло отказано. Ответчик отказал включить в стаж, дающий право на досрочноеназначение трудовой пенсии, периоды работы истца с хх мая 1992 года по ххфевраля 1994 года в должности психолога П. средней школы Усть-Кутского района;с хх сентября 1980 года по хх сентября 1983 года в должности организаторавнеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в средней школе № ххгорода Иркутска, обосновав это тем, что в трудовой книжке значится неправильноенаименование «организатор внеклассной работы школы № хх». Следующие периоды,подлежащие включению в стаж, Пенсионным фондом не были вообще рассмотрены: с ххноября 1970 года по хх ноября 1972 года служба в составе Вооруженных Сил СССР;с хх декабря 1990 года по хх мая 1992 года в должности учителя в П. среднейшколе в период работы в должности председателя П. сельского совета народныхдепутатов; с хх сентября 1978 года по хх сентября 1979 года в профессиональномлицее (СГПТУ) № 1 на выборной должности в комсомольских органах. ОтказПенсионного фонда в досрочном назначении трудовой пенсии истец считаетнезаконным, поскольку полагает, что период работы с хх мая 1992 года по ххфевраля 1994 года должен быть включен в стаж, поскольку в этот период онодновременно с выполнением обязанностей по должности психолога выполнял функцииучителя, а именно - преподавал предметы истории и обществознания. Также указал,что период с хх сентября 1980 года по хх сентября 1983 года (2 года 11 мес. 23дня) в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы сдетьми в средней школе № хх г.Иркутска, также должен войти в стаж, дающий правона досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в оспариваемый период егоработы действовало законодательство бывшего Союза ССР и РСФСР, централизованнорегулировавшее деятельность образовательных учреждений. Так, действовавшие втот период Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народномобразовании (далее - Основ законодательства об образовании), утвержденныеЗаконом ССССР от хх июля 1973 года Закон РСФСР «О народном образовании», принятна УН сессии ВС РСФСР восьмого созыва хх августа 1974 года, предусматривалиединство системы народного образования, единство обучения (см. п.п. 6, 7 ст.ст.4). Согласно п.п.6 ст.6 указанных выше нормативных правовых актов, в системеобразования был установлен единый порядок определения штатов, нормирования иоплаты труда работников учебных заведений и других учреждений народногообразования (компетенция Союза ССР в области образования). Наименованиядолжностей педагогических работников образовательных учреждений устанавливалиськвалификационными характеристиками должностей руководящих и педагогическихработников учреждений просвещения, утвержденных приказом Министерствапросвещения СССР от хх февраля 1978 года №24. Образовательным учреждениям, всилу Основ законодательства об образовании, не предоставлялось право попроизвольному установлению наименования должностей. Квалификационнымихарактеристиками предусматривалась должность «организатор внеклассной ивнешкольной воспитательной работы с детьми». Другого наименования должности,например, как то, которое указано в трудовой книжке «организатор внеклассной,внешкольной работы», квалификационные характеристики не содержат. По мнениюистца, действующее в тот момент законодательство допускало употребление сокращенногонаименования «организатор», «организатор внеклассной и внешкольнойвоспитательной работы» (согласно Приказу министра просвещения СССР от хх июля1970 года № 50 «Об улучшении деятельности организаторов внеклассной ивнешкольной воспитательной работы», а также Положение о педагогическом советеобщеобразовательной школы, утвержденное министром просвещения СССР от ххдекабря 1970 года). Общеизвестно, что за выполнение работ по той или инойдолжности установлена выплата заработной платы. Причем каждой должностисоответствует тот или иной размер должностного оклада (ставки). Образовательныеучреждения - бюджетные учреждения. Ни в период его работы в должностиорганизатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми, ни внастоящее время законодательство не допускало и не допускает произвольногоустановления наименования должностей, должностных окладов (ставок).Доказательством того, что в трудовой книжке истца содержится неполноенаименование должности, является Инструкция о порядке исчисления заработнойплаты работников просвещения, утвержденная Приказом Минпроса СССР от хх мая1985 года №94.
Также ПротвиневЕ.Г. указал на то, что в образовательных учреждениях работники подразделяютсяна следующие категории: административно-управленческий руководящий состав,педагогический, учебно-вспомогательный и технический персонал. Посколькуорганизаторы по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьмиотносятся к числу руководящих работников на правах заместителя директора(согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров ЦК КПСС и СМ СССР от ххноября 1966 года № 874, Приказу министра просвещения СССР от хх июля 1970 года№ 50 «Об улучшении деятельности организаторов внеклассной и внешкольнойвоспитательной работы), размер должностного оклада, соответствующий этомунаименованию должности, установлен пунктом 16 Инструкции. В приложении № 5 Инструкцииприведен перечень всех наименований должностей педагогических работников, вчисле которых «организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе сдетьми». В Инструкции не содержится наименования должности, отличного отуказанного выше наименования, например «организатор внеклассной, воспитательнойработы». Считает, что указание работодателем неполного наименования должности втрудовой книжке не должно нарушать его право на назначение досрочной трудовойпенсии по старости. Также полагает, что это наименование одной и той жепедагогической должности, то есть работа, выполняемая с детьми, которая и даетправо на включение в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсиив соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации». На основании вышеизложенного, полагает, что суд имеет право,руководствуясь Определением Конституционного Суда РФ от хх июня 2004 года №197-0; пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от хх декабря 2005года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел,связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», установитьтождественность. Кроме того, Протвинев Е.Г. указал, что в периоды с хх ноября1970 года по хх ноября 1972 года его службы в составе Вооруженных Сил СССР; схх декабря 1990 года по хх мая 1992 года - работы в должности учителя в П.средней школе в период работы в должности председателя П. сельского советанародных депутатов, с хх сентября 1978 года по хх сентября 1979 года впрофессиональном лицее (СГПТУ) №1 работы на выборной должности в комсомольскихорганах, а также ведение преподавательской деятельности, действовало Положениео порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникампросвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением СМ СССР от 17декабря1959 года № 1397 (далее - Положение), которое предусматривало включениеэтих периодов в стаж (п.п. «а», «б» «г» п.1 Положения). Периоды службы вСоветской Армии, на выборных должностях в партийных и комсомольских органахотносятся к периодам деятельности до хх января 2002 года, то есть доустановления нового правового регулирования назначения досрочных трудовыхпенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванные периоды должныподлежать включению в стаж работы по специальности при досрочном назначениитрудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначениемпенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование иприменение пенсионного законодательства повлекло бы ограничениеконституционного права на социальное обеспечение, которое не может бытьоправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерациицелями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным закономправ и свобод человека и гражданина. Действие Постановления СМ СССР от ххдекабря 1959 года отменено Постановлением СМ РФ от хх сентября 1993 года № 953,но его отменили на будущее время, то есть с хх октября 1993 года. Что жекасается прошлого периода, то трудовой стаж должен исчисляться по существующимдо хх октября 1993 года правилам. Согласно пункту 4 Положения, время, периодыслужбы в Вооруженных Силах СССР, работы на выборных партийных и комсомольскихдолжностях, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящимпостановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях,работа в которых дает право на эту пенсию. Как указал Конституционный Суд РФ вОпределении от хх октября 2006 года № 471-0, впредь до установления надлежащегоправового регулирования профессиональных пенсий, соответствующие периоды работыдолжны засчитываться в стаж профессиональной деятельности независимо от того, вкакой период - до или после хх января 2003 года, выполнялась работа с особымиусловиями труда. Верховный Суд РФ в Определении от хх декабря 2006 года №66-Ф06-387 по поводу доводов Пенсионного фонда о необходимости выработки неменее 2/3 специального стажа сказал, что данный довод основан на иномтолковании закона. Постановление Минтруда РФ от хх декабря 2003 года N« 70 неприменимо к данной ситуации, поскольку в абзаце втором п.1 речь идет овыработке специального стажа, необходимого для назначения пенсии по выслуге легдо утраты юридической силы соответствующего нормативного правового акта,предусматривающего возможность выхода на досрочную пенсию, а не о выработке 2/3специального стажа, при наличии которого иная общественно полезная деятельностьвключается в специальный стаж. Кроме того, согласно позиции КонституционногоСуда Российской Федерации, изложенной в постановлении от хх января 2004 года N2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19и 55 (ч. 1) Конституция Российской Федерации по своему смыслу предполагаетправовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательнойполитики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участникисоответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствиясвоего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основедействующего законодательства право будет уважаться властями и будетреализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовойопределенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидетьв дальнейшем исключение из педагогического стажа работы указанные в Положении.С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позицииКонституционного Суда Российской Федерации, истец убежден, что данный периодподлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсиипо старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдениямеханизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях идолжностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Протвинев Е.Г. этотребование выполнил: 2/3 стажа на педагогических должностях, то есть 16 лет 8месяцев у него выработано. В связи с этим, полагает, что с зачетом периодовработы в П. средней школе в должности учителя, организатора по внеклассной ивнешкольной воспитательной работы с детьми, службы в составе Вооруженных СилСССР, выборной должности председателя П. сельского Совета, у него имеетсянеобходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости стаж. Наосновании вышеизложенного, просил суд признать за ним, Протвиневым Е.Г., правона назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; признать решениеУправление Пенсионного фонда России (Государственное Учреждение) в Куйбышевскомрайоне города Иркутска от хх июля 2008 года № 32, в части отказа в зачете встаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы схх мая 1992 года по хх февраля 1994 года; с хх сентября 1980 года по ххсентября 1983 года; с хх ноября 1970 года по хх ноября 1972 года; с хх декабря1990 года по хх мая 1992 года; с хх сентября 1978 года по хх сентября 1979года, ему, Протвиневу Е.Г., незаконным; обязать Управление Пенсионного фондаРоссии (Государственное Учреждение) в Куйбышевском районе г. Иркутска зачесть встаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы: с ххмая 1992 года по хх февраля 1994 (1 год 8 месяцев 18 дней) в должностипсихолога П. средней школы Усть-Кутского района; с хх сентября 1980 года по ххсентября 1983 года (2 г. 11 мес. 23 дня) в должности организатора внеклассной ивнешкольной воспитательной работы с детьми в средней школе № хх городаИркутска; с хх ноября 1970 года по хх ноября 1972 года служба в составеВооруженных Сил СССР; с хх декабря 1990 года по хх мая 1992 года - в должностиучителя в П. средней школе в период работы в должности председателя П.сельского совета народных депутатов, с хх сентября 1978 года по хх сентября1979 года в профессиональном лицее (СГПТУ) № 1 на выборной должности вкомсомольских органах, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовойпенсии и обязать Управление Пенсионного фонда России (ГосударственноеУчреждение) в Куйбышевском районе г. Иркутска назначить ему досрочную трудовуюпенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с хх марта 2008 года.
В ходе судебногоразбирательства Протвинев Е.Г. исковые требования уточнил в части понужденияответчика назначить досрочную пенсию по старости и просил суд обязатьУправление Пенсионного фонда России (Государственное Учреждение) в Куйбышевскомрайоне г.Иркутска назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с моментаобращения за ней, то есть хх июля 2008 года.
В судебномзаседании истец Протвинев Е.Г. при участии представителя Федосеевой В.Г,действующей на основании доверенности, исковые требования поддержали,настаивали на их удовлетворении.
Представительистца Федосеева В.Г. суду пояснила, что у Протвинева Е.Г. имеется необходимыйстаж для досрочного назначения трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно протоколу ГУ Управленияпенсионного фонда в Куйбышевском районе г.Иркутска стаж, подлежащий включению тдающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, составляет 17 лет 6месяцев 20 дней. Периоды с хх мая 1992 года по хх февраля 1994 в должностипсихолога П. средней школы Усть-Кутского района составляет 1 год 8 месяцев 18дней; с хх сентября 1980 года по хх сентября 1983 года в должности организаторавнеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в средней школе № ххг.Иркутска составляет 2 года 11 месяцев 23 дня; с хх ноября 1970 года по ххноября 1972 года службы в составе Вооруженных Сил СССР составляет 2 года 0месяцев 14 дней; с хх декабря 1990 года по хх мая 1992 года - в должностиучителя в П. средней школе в период работы в должности председателя П.сельского совета народных депутатов составляет 1 год 4 месяца 16 дней; с ххсентября 1978 года по хх сентября 1979 года в профессиональном лицее (СГПТУ) №1 города Иркутска на выборной должности в комсомольских органах составляет 1год 0 месяцев 5 дней. Общий трудовой стаж Протвинева Е.Г - 26 лет 8 месяцев 6дней. Он дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, всвязи с чем, требования истца должны быть удовлетворены.
С учетомтребований статьи 196 Гражданского процессуального кодекса суд рассмотрел делопо заявленным исковым требованиям.
Представитель ответчикаАртамонова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования непризнала, суду пояснила, что решением комиссии по рассмотрению вопросовреализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в Куйбышевском районе г. Иркутскаот хх июля 2008 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсиииз-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Пунктом 3статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей,специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия постарости в соответствии с п.п. 19 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисленияпериодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаютсяПравительством РФ. Такие списки и правила были утверждены ПостановлениемПравительства РФ от xx.10.2002 года №781 (далее Правила). Согласно п. 3названных Правил, работа в любой должности, указанной в разделе"Наименование должностей", включается в стаж, дающий право надосрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовуюдеятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименованиеучреждений" Списка. Перечень должностей и учреждений в указанном спискеявляется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Период работыв должности психолога П. средней образовательной школы с хх мая 1992 года по ххфевраля 1994 года не подлежат включению в стаж по следующим основаниям. В ходепредыдущего судебного разбирательства, которое оставило дело Протвинева Е.Г.без рассмотрения было указано, что Управлением данный период может бытьзасчитан в специальный стаж частично, а именно с хх сентября 1992 года по ххмая 1993 года и с хх сентября 1993 года по хх февраля 1994 года согласно акту
документальной проверки УПФРФ в Усть-Кутском районе Иркутской области от
хх апреля 2008 года. Не подлежит включению в стаж с хх мая 1992 года по ххавгуста 1992 года и с хх июня 1993 года по хх августа 1993 года. Согласнопункту 11 Правил исчисления периодов работы от хх октября 2002 года №781-Работав должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по трудузасчитывается в стаж: работы только при работе в специальных учреждениях, аименно: в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименованиеучреждений" списка; в специальных (коррекционных) образовательныхучреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанныхв пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка; в специальныхучебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого
типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений"списка; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела
"Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социальногообслуживания,
указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.Кроме того, согласно части З Правил, утвержденных постановлением ПравительстваРФ от хх сентября 1999 года N 1067, работа в качестве социального педагога,педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в выслугу, дающую правона пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах идругих учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания(пункт 13 раздела "Наименование учреждений" Списка). Истец работал вП. средней образовательной школе в должности психолога, данное учреждение неотносится к учреждениям, указанным в пункте 1.3. Списка № 781 и пункту 13раздела "Наименование учреждений" Списка №1067. Более того,действующими Списками не предусматривается должность психолога, а также непредусматривалась и ранее действующими Списками, в том числе и ПостановлениемСовмина СССР от хх декабря 1959 года №1397. Из вышесказанного следует, чторабота в должности педагог - психолог включается в специальный стаж по выслугелет в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных имуниципальных учреждениях для детей только в определенных учреждениях указанныхв пункте 11 Правил № 781 и в п.3 Правил №1067. В связи с чем, периоды трудовойдеятельности с хх мая 1992 года по хх августа 1992 года и с хх июня 1993 годапо хх августа 1993 года в должности психолога П. средней образовательной школыне подлежат включению в специальный стаж трудовой пенсии назначаемой всоответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона №173. Относительно периода работыистца в должности организатора внеклассной работы школы № хх с хх сентября 1980года по хх сентября 1983 года. представитель ответчика указала, что даннаядолжность также не предусмотрена действующими Списками должностей и учреждений,дающее право на досрочную трудовую пенсию и не предусматривалась ранеедействующими Списками должностей и учреждений, в том числе, и в период работыистца. Истец же работал на должности организатора внеклассной работы школы, чтоподтверждается трудовой книжкой и копиями приказов. Данная должность непредусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитываетсяв стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии (в соответствии спостановлением Правительства от хх октября 2002 года №781). Следовательно,данный период работ не подлежит включению в стаж работы, дающей право надосрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельностив государственных и муниципальных учреждениях для детей. Более того, должность«педагог-психолог» и «организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми» непредусмотрена и Постановлением СМ СССР oт хх декабря 1959 года № 1397 «Опенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельскогохозяйства», которое не применяется, но на которое многократно ссылаетсяПротвинев Е.Г. и на основании которого считает, что другие указанные в искепериоды должны быть включены в спецстаж, следовательно не мог, как указано виске «быть уверен, что приобретенное им на основе действующего законодательствоправо будет уважаться властями и будет реализовано». А именно этим он аргументируетвключение в спецстаж последующих спорных периодов. Что касается периода работыс хх декабря 1990 года по хх мая 1992 года в должности председателя сельскогоСовета, по мнению представителя ответчика, Управлением данный период можетзасчитан в специальный стаж частично, а именно с хх сентября 1991 года по ххмая 1992 года, что подтверждается Решением об отказе в установлении пенсии №32от хх июня 2008 года, поскольку, в указанный период истец работал в должностиучителя П. средней школы, а также в ходе судебного разбирательства засчитанпериод хх января 1991 года по хх июня 1991 года согласно справке № 329,уточняющей особый характер или условия труда, необходимые для назначениядосрочной трудовой пенсии. Не подлежит зачету в стаж с хх декабря 1990 года похх декабря 1990 года и с хх июня 1991 года по хх августа 1991года.
Отказывая истцув части зачета в стаж дающее право на досрочное назначение пенсии всоответствии со статьей 27 пункта 1 подпункта 19 Федерального закона «Отрудовых пенсиях в РФ» периоды работ истца хх декабря 1990 года по хх декабря1990 года и с хх июня 1991 года по хх августа 1991 года - выборная должностьпредседателя сельского Совета, а также с хх ноября 1970 года по хх ноября 1972года - военная служба в составе вооруженных сил СССР, Управление исходило изтого, что действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспеченияне предусматривает включение вышеназванных периодов в специальный стаж. Какбыло указано представителем ответчика, Постановлением Правительства РФ № 781 отхх октября 2002 года были утверждены Список должностей и учреждений, работа вкоторых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначениетрудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность вгосударственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисленияпериодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии постарости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных имуниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые вступили всилу с хх ноября 2002 года. Указанные выше Список и Правила не предусматриваютвозможности включения периодов трудовой деятельности в должности председателясельского Совета, военная служба в СССР в специальный стаж работы, дающей правона досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогическойдеятельности. Доводы истца о том, что период работы на выборной должностипредседателя сельского совета, а также военная служба в СССР подлежит включениюв специальный стаж в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа дляназначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,утвержденным постановлением СМ СССР № 1397 от хх декабря 1959 г., являютсянесостоятельными, по следующим основаниям. Во первых, Постановлением СоветаМинистров - Правительства РФ от хх сентября 1993 года № 953 утвержден переченьрешений СМ СССР, согласно которому, Постановление СМ СССР от хх декабря 1959года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения исельского хозяйства» на территории Российской Федерации не применяется, а такжеданное положение противоречит подп. 19 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации», поэтому применено быть не может. Во вторых, определяя взаконе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления ивыплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии,так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление длянекоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости отряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовуюдеятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Статья 80 Закона РФот хх ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а впоследующем подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии постарости (пенсии за выслугу лет) лицам, которые непосредственно занималисьпедагогической деятельностью в учреждениях для детей. Данными законами, а такжепринятыми в соответствии с ними Списками и Правилами не предусмотрено включениев специальный стаж периодов работы на выборных должностях в советскихучреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, а также военнаяслужба в составе вооруженных сил СССР. Также необходимо отметить, что условиязачета тех или иных периодов работы в специальный стаж работникам просвещения впериод действия Положения 1959 года существенно отличались от условий,установленных для назначения досрочной трудовой пенсии по старости статьей 80Закона РФ от хх ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РоссийскойФедерации», а в последующем подпунктом 19 пункта 1 статьи 27ФЗ «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации» и утвержденных Правительством РФ хх сентября1991 года, хх сентября 1999 года, хх октября 2002 года Правилами, регулирующимипорядок подсчета стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.Условия назначения пенсии по Положению от хх декабря 1959 года были менееблагоприятными, нежели условия назначения пенсии по законодательству, принятомупозднее, на основании которых истец претендует на назначение пенсии в связи спедагогической деятельностью. Кроме того, периоды работы на выборных должностяхв советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, атакже военная служба подлежали не безусловному зачету, а лишь при соблюденииопределенного соотношения педагогического стажа работы и иного стажа. В периоддействия Положения, утвержденного постановлением СМ СССР от хх декабря 1959 года,истец еще не выработал необходимого 25-летнего стажа и оснований для примененияпункта 4 Положения о соотношении специального стажа и стажа, который мог бытьзачтен работникам просвещения в качестве стажа для назначения пенсии, внастоящее время также не имеется. Также, представителем ответчика было указанона позицию Министерства социального обеспечения РСФСР №1-63-И от хх июня 1986года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» -работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и другихобщественных организациях (п.п. б п. 1 Положения о порядке исчисления стажа дляназначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) неявляется педагогической деятельностью. Под педагогической деятельностьюпонимается работа, предусмотренная в разделе 1 Перечня (кроме подраздела 2), атакже работа, предусмотренная в п.п. д, е. (кроме исследовательской работы ввысших и учебных заведениях и научно исследовательских институтах). Такимобразом, доводы истца о том, что в соответствии с п.п. б п.1 Положения - работана выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и другихобщественных организациях засчитывается в стаж работы, дающей право на пенсиюза выслугу лет необоснованны, поскольку главным критерием, дающим право напенсию за выслугу лет, является занятие работником должности, включенной вСписки и осуществлений педагогической деятельности в учреждении, котороеявляется образовательным учреждением для детей. Истцом доказательства того, чтоон работал в образовательном учреждении и осуществлял педагогическуюдеятельность, в суд не представлены. Что касается военной службы в составеВооруженных сил СССР, по мнению ответчика, законодатель специально урегулировалвключение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугулет в абзаце 2 п.З ст.10 ФЗ от хх мая 1998 года, №76-ФЗ «О статусевоеннослужащих, согласно которому время прохождения военной службывоеннослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизнии здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсиипо старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, еслиуказанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденныеПравительством Российской Федерации. Таким образом, время прохождения военнойслужбы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж приустановлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы навоинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья,если они включены в соответствующие перечни, утвержденные ПравительствомРоссийской Федерации. Во всех остальных случаях время прохождения военнойслужбы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначениипенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться неможет. При этом представитель ответчика сослалась на определенияКонституционного Суда Российской Федерации от хх октября 2005 года N 392-0, отхх апреля 2006 года N 83-0 и от хх декабря 2006 года N584-0, согласно которым,в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц,осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальныхучреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсиюпо старости направлено, главным образом, на защиту от риска утратыпрофессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленногопенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии постарости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь стакой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическиминагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именнодеятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РоссийскойФедерации постановлением от хх октября 2002 года N781 утвердило названныеСписок и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионномуобеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия"педагогическая деятельность" и "учреждения для детей",обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионноеобеспечение. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочияпо определению того, какого рода профессиональная деятельность может бытьотнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышеннымипсихофизиологическими нагрузками, связанными с осуществлением именнопедагогической деятельности, предполагает, что в основе соответствующейдифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда ифункциональных обязанностей по той или иной должности. Аналогичным образомреализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет поранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона РоссийскойФедерации от хх ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РоссийскойФедерации"). Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность вправовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться кизменившимся условиям их пенсионного обеспечения. С учетом вышеизложенного,стаж на соответствующих видах работ по дату обращения (хх июля 2008 года) уПротвинева Е.Г. составляет 19 лет 1 месяц 24 дня. В остальной части заявленныхтребований, истцу, по мнению представителя ответчика, следует отказать.
Выслушавстороны, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд находитисковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, длявоспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1);государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии стребованиями статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право натрудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, иженщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпункт 19пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранеедостижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность вгосударственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно пункту3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий,должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которыхназначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) иназначения указанной пенсии при необходимости утверждаются ПравительствомРоссийской Федерации.
Согласно пункту3 названных Правил, работа в любой должности, указанной в разделе"Наименование должностей", включается в стаж, дающий право надосрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовуюдеятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений"Списка.
Согласно пункту11 Правил исчисления периодов работы от хх октября 2002 года № 781 Работа вдолжностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по трудузасчитывается в стаж: работы только при работе в специальных учреждениях, аименно:
– вобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименованиеучреждений"
списка;
в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) сотклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименованиеучреждений" списка;
– вспециальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого
типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений"списка;
– вобразовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела
"Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социальногообслуживания,
указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Как явствует изчасти 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от хх сентября1999 года N 1067, работа в качестве социального педагога, педагога-психолога иинструктора по труду засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугулет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях длядетей, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела"Наименование учреждений" Списка).
Положения части2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенностьи связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионногообеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношениймогли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и бытьуверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательстваправо будет уважаться властями и будет реализовано.
Из положенийстатьи 55 Конституции РФ явствует, что в Российской Федерации не должныиздаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека игражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
КонституционныйСуд Российской Федерации в Постановлении от хх января 2004 года N 2-П соссылкой на Постановление от хх мая 2001 года N 8-П и Определение от хх ноября2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионныеправа до введения нового правового регулирования, сохраняются ранееприобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормамизаконодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретенияправа.
Согласнопостановлению Конституционного Суда РФ, принятые позднее разъяснений МинтрудаРФ от хх октября 2003 года N 4 "О некоторых вопросах установления трудовыхпенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации", не являющиеся федеральным законом, принятоезаконодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализацииправа на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо довведения в действие нового правового регулирования (независимо от того,выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Приэтом гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до хх января2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудовогостажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно пункту1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу летработникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением СоветаМинистров СССР от хх декабря 1959 года N 1397, действовавшее в спорные периодыработы истца, в стаж работы учителей и других работников просвещениязасчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных икомсомольских органах, согласно пункту 2 - работа на руководящих,инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организацияхнародного, профессионального и профессионально-технического образования;подпунктом "г" пункта 1 предусматривалось, что учителям, врачам идругим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности,кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даетправо на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных СилСССР.
Кроме того, всоответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от хх мая 1998года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан навоенной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включаетсяв стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы поспециальности из расчета один день военной службы за один день работы, а времянахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров,призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РоссийскойФедерации) - один день военной службы за два дня работы.
В абзаце 1пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы поконтракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военнойслужбы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышеннойопасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовойстаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда илипенсии за выслугу лет.
Из копиитрудовой книжки, выданной на имя Протвинева Е.Г. хх августа 1969 года ивкладыша в трудовую книжку серии ххххх усматривается, что истец с хх августа1969 года принят на должность ученика слесаря в автоматный цех Локомотивногодепо ст. Иркутск-сортировочный, где хх ноября 1969 года ему присвоен 1-ыйразряд слесаря по ремонту электроподвижного состава в автоматном цехе, хх июля1970 года присвоен 2-ой разряд слесаря по ремонту электроподвижного состава вавтоматном цехе и откуда он уволен хх октября 1970 года в связи с призывом вСоветскую Армию. С хх декабря 1972 года по хх октября 1978 года Протвинев Е.Г.проходил обучение в ИГУ им. А.А. Жданова. В период с хх сентября 1978 года похх сентября 1979 года осуществлял обязанности освобожденного секретаря комитетакомсомола СГПТУ-1 и был освобожден от занимаемой должности в связи с переходомна работу по специальности. хх сентября 1979 года истец принят на должностьпионервожатого и учителя истории в среднюю школу № хх, где хх сентября 1980года назначен организатором внеклассной работы и хх сентября 1983 годаосвобожден от занимаемой должности в связи с переводом в Иркутскийсельскохозяйственный институт. В период с хх сентября 1983 года по хх декабря1985 года истец осуществлял свою трудовую деятельность в Иркутскомсельскохозяйственном институте в должности ассистента кафедры истории КПСС, какизбранный по конкурсу и был уволен в связи с поступлением в аспирантуруИркутского государственного университета, где проходил обучение с хх декабря1985 года по хх января 1989 года. хх января 1989 года Протвинев Е.Г. принят надолжность старшего преподавателя кафедры истории Иркутского сельскохозяйственногоинститута, откуда уволен переводом хх августа 1989 года в П. среднюю школу постатье 29 пункту 5 КЗОТ РСФСР. хх августа 1989 года истец принят на работу надолжность организатора по внеклассной работе в П. средней школе, хх декабря1990 года избран председателем П. Сельского Совета Народных депутатов, откуда,в связи с реорганизацией органов власти решением сессии сельского советапереведен в распоряжение Усть-Кутского ГОРОНО хх мая 1992 года.
хх мая 1992 годаПротвинев Е.Г. принят в порядке перевода психологом в П. среднюю школу, откудахх февраля 1994 года уволен переводом в распоряжение Иркутского городскогоуправления образования.
хх февраля 1992года истец принят на должность директора средней школы № xx города Иркутска сзаключением контракта на 3 года, где хх июня 1994 года ему присвоена перваяквалификационная категория по должности «Директор» и «учитель»; хх июля 1998года присвоена высшая квалификационная категория руководителя и учителя. ххфевраля 2000 года переведен на контрактную основу в прежней должности, и ххиюля 2008 года уволен по соглашению сторон. С хх июля 2008 года Протвинев Е.Г.работает по настоящее время в должности директора МОУ «М. средняяобщеобразовательная школа».
Указанныепериоды работы истца подтверждаются соответствующими приказами о приеме наработу, переводе, увольнении, карточками лицевого счета.
Из решенияУправления Пенсионного фонда России (Государственное Учреждение) в Куйбышевскомрайоне г.Иркутска от хх июля 2008 г. № 32 следует, что в стаж, дающий право надосрочное назначение пенсии по старости, зачтены периоды работы Протвинева Е.Г.в календарном порядке: период работы с хх сентября 1979 года по хх сентября1980 года ( 01 год 01 день) в должности учителя истории средней школы № хх г.Иркутска; период работы с хх августа 1989 года по хх февраля 1990 года ( 01 годчетыре месяца 12 дней) в должности организатора по внеклассной работе и учителяистории П. средней школы; период работы с хх сентября 1991 года по хх мая 1992года (08 месяцев 13 дней) в должности учителя П. средней школы и период работыс хх февраля 1994 года по хх июля 2008 года (14 лет 05 месяцев 12 дней) вдолжности директора средней школы № хх города Иркутска.
Не включены встаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии периодыработы с хх мая 1992 года по хх февраля 1994 года (1 год 8 месяцев 18 дней) вдолжности психолога П. средней школы Усть-Кутского района на основанииотсутствия указанной должности в Списке должностей и учреждений, работа вкоторых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначениетрудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность вгосударственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от хх октября 2002 года; с хх сентября 1980года по хх сентября 1983 года (2 года 11 месяцев 23 дня) в должностиорганизатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в среднейшколе № хх г. Иркутска на основании отсутствия указанной должности в Спискедолжностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающейправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющимпедагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях длядетей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от хх октября 2002 года.Периоды с хх ноября 1970 года по хх ноября 1972 года службы в составеВооруженных Сил СССР; с хх декабря 1990 года по хх мая 1992 года - в должностиучителя в П. средней школе в период работы в должности председателя П.сельского совета народных депутатов; с хх сентября 1978 года по хх сентября1979 года в профессиональном лицее (СГПТУ) № 1 на выборной должности вкомсомольских органах не были рассмотрены ответчиком при рассмотрении обращенияПротвинева Е.Г..
Судомустановлено и не оспаривалось сторонами, что общий трудовой стаж ПротвиневаЕ.Г., в течение которого он осуществлял преподавательскую деятельность,составляет на момент его обращения к ответчику около 26 лет в календарномисчислении.
Поддерживаядоводы иска, представитель истца Протвинева Е.Г. – Федосеева В.Г. судупояснила, что в период работы истца в должности педагога-психолога с хх мая1992 г. по хх февраля 1994 года (1 г. 8 мес. 18 дней) в П. средней школеУсть-Кутского района он выполнял обязанности по должности учителя - преподавалпредметы истории, обществознания. В образовательных учреждениях педагогическимработникам всегда разрешалась работа по другой должности. Так, в соответствии сп.8 Перечня работ, которые не считаются совместительством, установленномПоложением «Об условиях работы по совместительству» (утвержденныхпостановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от хх марта1989 года N 81/604-К-3/6-84) разрешалась работа без занятия штатной должности втом же предприятии, учреждении, организации (выполнение учителями школ ипреподавателями профессионально-технических и средних специальных учебныхзаведений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями,педагогическая работа руководящих и других работников учебных заведений,руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководствупроизводственным обучением и практикой учащихся и студентов, дежурствомедицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени и т. д.). Впоследующем постановление Министерства труда и социального развития РФ отxx.06.2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических,медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» такжеопределило, что педагогическая работа в одном и том же образовательномучреждении (п.п. «е» п.2), работа без занятия штатной должности в том жеучреждении, в т.ч. преподавательская работа руководящих и других работниковобразовательных учреждений (п.п. «ж» п.2) не считается совместительством и нетребует заключения (оформления) трудового договора, а, следовательно, отраженияв трудовой книжке. Однако фактически работа в должности учителя осуществлялась.Как неоднократно указывали Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, пенсия завыслугу лет (досрочная трудовая пенсия) педагогическим
работникам назначается в зависимости от вида деятельности (Определение
СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от хх июля 2001 года).Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в сфере пенсионногообеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех формдискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запретвводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той жекатегории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запретразличного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходныхситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных нормпенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этомцели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовыепоследствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены (ПостановлениеКонституционного Суда РФ от хх июня 2004 года № хх-П). Как следует из позицииКонституционного Суда РФ, выраженной в Определении от хх июля 2004 г. № 287-П,в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения,исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,осуществлявшим, в т.ч., педагогическую деятельность, так же как ипредоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, назащиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общегопенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочноеназначение трудовой пенсии по старости, нельзя считать обоснованными с точкизрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправияприменительно к правам, гарантированным ее статьей 39. В случае с ПротвиневымЕ.Г., полагает, что нельзя устанавливать различия между работой по должностиучителя, которую он фактически выполнял наряду с обязанностями по другойдолжности и которая дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, ианалогичной работой, которая выполняется работниками, для которых эта работаявляется основной., так как характер и условия ее выполнения одинаковы. Работав должности учителя, независимо от того, как она оформлена, связана спостоянной повышенной эмоциональной и психологической, а зачастую, физическойнагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты труда, а также сособой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства иобщества. Поэтому характером работы обусловлено введение пенсий за выслугу лет(досрочной трудовой пенсии) педагогическим работникам (согласно ПостановлениюКонституционного Суда РФ от хх июня 2004 г. № хх-П). В соответствии с пунктом11 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения,стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, можетбыть также установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписьюруководителя, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы поспециальности, в том числе тарификационных списков. В образовательныхучреждениях штатное расписание на учителей не составляется. Учебная нагрузкараспределяется исходя из количества часов по учебному плану, обеспеченностипедагогическими кадрами и других конкретных условий в данном учебном заведении,что находит отражение в тарификационном листе (пункт 86, приложение № 1Инструкции). Период работы с хх мая 1992 года по хх февраля 1994 года вдолжности учителя подтверждается имеющимися в материалах дела копиямитарификационных листов на 1991-1992 учебный год. Учебная нагрузка учителямустанавливается на учебный год (1 сентября по 31 мая) в соответствии старификацией. Первая половина учебного года - с 1 сентября по 31 декабря, втораяполовина - с 1 января по 31 мая. Часы по предметам согласно учебному плануобщеобразовательного учреждения могут быть выполнены учителем до 31 мая. Однакоэто не означает, что с даты окончания выполнения учебной нагрузки прекращаетсяработа в должности учителя, и этот период не засчитывается в стаж. Всоответствии с п.92 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работниковпросвещения, утв. приказом Министерства просвещения СССР от хх мая 1985 года №94 (далее - Инструкция), установленная при тарификации заработная платавыплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разныемесяцы года. Согласно п.93 за время работы в период осенних, зимних, весенних илетних каникул учащихся оплата педагогических работников производится из расчетазаработной платы, установленной при тарификации, предшествовавшей началуканикул. Исключение из подсчета стажа дней, когда нагрузка не осуществлялась,означает в отношении работников, выполняющих обязанности учителя посовместительству, ни что иное, как дискриминацию по сравнению с учителями, длякоторых эта работа является основной. Поскольку в стаж работы включается всевремя работы в этой должности. Ограничений в реализации права на досрочноеназначение трудовой пенсии, лицам, работающим по совместительству, действующеезаконодательство не содержит (статья 287 ТК РФ). Период с хх сентября 1980 годапо хх сентября 1983 года (2 г. 11 мес. 23 дня) в должности организаторавнеклассной работы в средней школе № хх г.Иркутска, также должен войти помнению представителя истца в стаж, дающий право на досрочное назначениетрудовой пенсии. В трудовую книжку Протвинева Е.Г. школа № хх внесланеправильное наименование педагогической должности вместо организатора повнеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми -организаторвнеклассной работы. В оспариваемый период работы Протвинева Е.Г. действовалозаконодательство бывшего Союза ССР и РСФСР, централизованно регулировавшеедеятельность образовательных учреждений. Так, действовавшие в тот период Основызаконодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (далее -Основ законодательства об образовании), утв. Законом ССССР от хх июля 1973года, Закон РСФСР «О народном образовании», принят на УП сессии ВС РСФСРвосьмого созыва хх августа 1974 года, предусматривали единство системынародного образования, единство обучения (см. п.п. 6, 7 ст. ст.4). Согласноп.п.6 ст.6 указанных выше нормативных правовых актов в системе образования былустановлен единый порядок определения штатов, нормирования и оплаты трудаработников учебных заведений и других учреждений народного образования(компетенция Союза ССР в области образования). Наименования должностейпедагогических работников образовательных учреждений устанавливаликвалификационными характеристиками должностей руководящих и педагогическихработников учреждений просвещения, утв. приказом Министерства просвещения СССРот хх февраля 1978 года №24. Образовательным учреждениям, в силу Основзаконодательства об образовании, не предоставлялось право по произвольномуустановлению наименования должностей. Квалификационными характеристикамипредусматривалась должность «организатор внеклассной и внешкольнойвоспитательной работы с детьми». Другого наименования должности, например, както, которое указано в трудовой книжке «организатор внеклассной работы»,квалификационные характеристики не содержат. Кроме того, действующее в тотмомент законодательство допускало употребление сокращенного наименования -«организатор», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы»(согласно Приказа министра просвещения СССР от хх июля 1970 года № 50 «Обулучшении деятельности организаторов внеклассной и внешкольной воспитательнойработы», а также Положение о педагогическом совете общеобразовательной школы,утвержденное министром просвещения СССР от хх декабря 1970 года). Общеизвестно,что за выполнение работ по той или иной должности установлена выплатазаработной платы. Причем каждой должности соответствует тот или иной размердолжностного оклада (ставки). Образовательные учреждения - бюджетныеучреждения. Ни в период работы истца в должности организатора по внеклассной ивнешкольной воспитательной работе с детьми, ни в настоящее время,законодательство не допускало и не допускает произвольного установлениянаименования должностей, должностных окладов (ставок) (статьи 57, 144 ТК РФ).Доказательством тому, что в трудовой книжке Протвинева Е.Г. содержится неполное(неточное) наименование должности, является Инструкция о порядке исчислениязаработной платы работников просвещения, утв. Приказом Минпроса СССР от хх мая1985 года № 94. Протвинев Е.Г. считает, что указание работодателемнеправильного наименования должности в трудовой книжке не должно влиять на егоправо на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Это наименованиеодной и той же педагогической должности, работа, выполняемая с детьми, котораяи дает право на включение в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовойпенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации». Протвинев Е.Г. полагает, что при определении его права наназначение досрочной трудовой пенсии должна учитываться позицияКонституционного Суда Российской Федерации, изложенная в ОпределенииКонституционного Суда РФ от xx.06.2004 г. № 197-0; п.9 Постановления ПленумаВерховного Суда РФ от xx.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших усудов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права натрудовые пенсии», которая позволяет судам установить тождественность. Крометого, наряду с выполнением обязанностей по должности организатора повнеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми Протвинев Е.Г.выполнял обязанности по должности учителя истории и обществознания, котораядает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При такихобстоятельствах представитель истца полагает, что период с хх сентября 1980года по хх сентября 1983 года (2 года 11 месяцев 23 дня) должен войти в стаж,дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Отказ в зачете периодовработы с хх декабря 1990 года по хх мая 1992 года в должности председателясельского совета, также как и период с хх ноября 1970 года по хх ноября 1972года - служба в составе Вооруженных Сил СССР; с хх сентября 1978 года по ххсентября 1979 года в профессиональном лицее (СГПТУ) №1 на выборной должности вкомсомольских органах, ответчик основывает на том, что действующее правовоерегулирование в области пенсионного обеспечения не предусматривает включениевышеназванных периодов в специальный стаж. При этом полагает, что тем самымнезаконно, в нарушение ч.3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 4 Гражданского кодексаРФ, придана обратная сила подзаконным нормативным правовым актам, ухудшающимположение истца по сравнению с другими гражданами, которым была зачтена работана выборных должностях в партийных и комсомольских органах, в советскихучреждениях, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР, в период действияПоложения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу летработникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СоветаМинистров СССР от хх декабря 1959 года № 1379 (п.п. «а», «б», «г»). Кроме того,во время работы Протвинева Е.Г. в должности председателя сельского советадействовал Закон РСФСР от хх октября 1990 года № 283-1 «О статусе народногодепутата местного совета народных депутатов РСФСР», статья 36 которогогарантировала включение времени выполнения народным депутатов своих депутатскихполномочий в Совете или его органах на постоянной основе в стаж работы, дающейправо на пенсию на льготных условиях. Протвинев Е.Г. на момент перехода наработу в выборной должности выполнял обязанности учителя, а также организаторапо внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми, работа в которыхвключалась и включается в стаж. Кроме того, указала, что период службы истца вСоветской Армии, на выборных должностях в партийных и комсомольских органахотносятся к периодам деятельности до хх января 2002 года, то есть доустановления нового правового регулирования назначения досрочных трудовыхпенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванные периоды должныподлежать включению в стаж работы по специальности при досрочном назначениитрудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначениемпенсии и времени возникновения у него на это права
В подтверждениечего сослалась на представленные письменные доказательства.
Так, свидетельК. А.М. суду показала, что является бывшей коллегой истца, они вместе работалив П. средней образовательной школе Усть-Кутского района Иркутской области, впериод совместной работы она (свидетель) выполняла обязанности по должностизаместителя директора по учебной работе, поэтому ей достоверно известно, чтоистец осуществлял трудовую деятельность в данном образовательном учреждении с 1989года по 1994 год в должности организатора, заместителя по учебной работе снагрузкой часов предмета «История». В период работы в должности психолога,Протвинев Е.Г. на протяжении всего учебного года осуществлял и должностныеобязанности учителя. Во время избрания его на должность председателя СельскогоСовета народных депутатов, он также вел уроки истории и обществознания в школе.Также показала, что должность организатора по внеклассной работе связана сработой с детьми, организацией их досуга и внеклассных мероприятий, а должностьпсихолога направлена на учебно-воспитательный процесс, координацию действийучеников, коррекцию их поведения и адаптацию в той или иной ситуации каждогоребенка.
Также, фактработы Протвинева Е.Г. в должности учителя по совместительству подтвержденсвидетельскими показаниями Чернышевой С.А., зафиксированными в протоколеУсть-Кутского городского суда от хх марта 2009 года, которая подтвердила, что схх декабря 1990 года по хх февраля 1994 года Протвинев Е.Г. исполнял обязанностиучителя по совместительству. Работал все время, полной учебной нагрузки небыло.
Допрошенная входе рассмотрения дела судом свидетель Б. Л.П. суду показала, что являласьколлегой истца во время его работы в профессиональном лицее № 1 городаИркутска, куда он был принят на должность секретарем комсомола и работал вданной должности в период с 1979 по 1979 год Во время своей работы истец иосуществлял функции учителя истории согласно отведенным часам по учебномуплану. За отведенные часы (уроки) истец расписывался в тарификационнойведомости.
Показаниясвидетелей суд находит правдивыми, поскольку не установлено какой-либо ихзаинтересованности в исходе дела и их показания подтверждаются и другимидоказательствами, имеющимися в материалах дела, а которые ссылался истец.
В соответствии сПриказом № 8 от хх января 1991 года Протвиневу Е.Г. разрешено вести урокиистории по совместительству в количестве 6 часов с хх января 1991 года в П.средней школе.
Согласно приказуот хх сентября 1992 года № 354 по Усть-Кутскому горОО «О сверхнагрузке»,Протвиневу Е.Г. были распределены часы по предмету «история».
Из копийтарификационных листов на 1992-1993, 1993-1994 учебные годы усматриваетсяраспределение учебной нагрузки по предметам история и обществознание.
Указание на работуПротвинева Е.Г. в должности учителя содержится и в приказе № 421 поУсть-Кутскому ГОРОНО от хх октября 1992 года, приказе от хх сентября 1992 года№ 205.
Согласнотарифно-квалификационных характеристик (утвержденных постановлением МинтрудаРоссии от хх ноября 1992 года № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда итарифно-квалификационных характеристик по должностям работников и учреждений иорганизаций образования Российской Федерации») обязанности педагога-психологане предусматривают проведение уроков.
В имеющихсяматериалах дела копий тарификационных листов в период с хх декабря 1991 года похх сентября 1992 года, также распределены часы по ведению предмета «История»,то есть, подтверждается работа Протвинева Е.Г в должности учителя.
О работе в должностиучителя Протвинева Е.Г. свидетельствуют и имеющиеся в материалах дела копиикарточек централизованной бухгалтерии П. сельского совета на 1993, 1994 годы, вкоторых, наряду с должностью психолога, значится должность учителя.
Согласно справкепрофессионального лицея № 1 города Иркутска от хх февраля 2008 года № 20,Протвинев Е.Г. работал в СГПТУ № 1 преподавателем ВТП почасовой оплатой труда схх августа 1978 года (приказ № 139-2 от хх октября 1978 года). Приказ обувольнении не найден.
В приложении № 5Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения,утвержденной Приказом Минпроса СССР от хх мая 1985 года № 94 приведен переченьвсех наименований должностей педагогических работников, в числе которых«организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми». ВИнструкции не содержится наименования должности, отличного от указанного вышенаименования, как, то: «организатор внеклассной, воспитательной работы». Вобразовательных учреждениях работники подразделяются на следующие категории:административно-управленческий (руководящий_ состав, педагогический,учебно-вспомогательный и технический персонал. Поскольку организаторы повнеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми относятся к числуруководящих работников - на правах заместителя директора (Постановление ЦК КПССи Совета Министров ЦК КПСС и СМ СССР от хх ноября 1966 года № 874, Приказминистра просвещения СССР от хх июля 1970 года № 50 «Об улучшении деятельностиорганизаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы), размердолжностного оклада соответствующий этому наименованию должности установлен впункте 16 Инструкции.
Как следует изсправки, представленной МОУ «Средняя общеобразовательная школа № хх» городаИркутска, Протвинев Е.Г. был принят на работу в школу № хх с хх сентября 1979года (приказ № 38 от хх сентября 1979 года № 38) в должности старшегопионервожатого и учителя истории на 9 часов. С хх сентября 1980 года егоназначили организатором внешкольной и внеклассной работы (приказ от хх сентября1980 года № 38). В 1981-1982 учебном году педагогическая нагрузка составляла 12часов (приказ от хх сентября 1981 № 40), в 1982-1983 учебном годупедагогическая нагрузка составляла 12 часов (приказ № 41 от хх сентября 1982года). Как следует из представленной справки, школа № хх приводит уже болееточное наименование должности - организатор внешкольной и внеклассной работы.
В материалахдела содержится копия приказа от хх ноября 1981 года № 53 (параграфы 1 и 4), отхх октября 1982 года № 51 (параграф 1), которые содержат наименование должностиПротвинева Е.Г. – «организатор внеклассной и внешкольной воспитательнойработы». Как усматривается из приказа от хх октября 1982 года № 51, школа № ххдопускала вольное наименование должности. Так в параграфе 1 значится должностьПротвинева Е.Г. – «организатор внешкольной и внеклассной работы», а в параграфе4 как «организатор внешкольной работы».
В соответствии сактом по результатам документальной проверки стажа на соответствующих видахработ от хх апреля 2008 года УПФ РФ в Усть-Кутском районе, в ходе проведеннойпроверки первичных документов городского отдела образования Усть-Кутскогомуниципального образования, установлено, что по тарификационным спискамПротвинев Е.Г. значится на хх сентября 1989 года организатором по внешкольной ивнеклассной воспитательной работе с нагрузкой часов по предмету история – 7часов в неделю, по предмету «Обществознание» - 2 часа в неделю; на хх сентября1990 года организатором по внешкольной и внеклассной воспитательной работе снагрузкой часов истории в количестве 7 часов в неделю и обществознания вколичестве 2 часа в неделю и предмета «Госправо» 1 часа в неделю; на ххсентября 1991 года учитель-совместитель с нагрузкой часов истории 10 часов,биологии 10 часов и основ государства и права – 2 часов; на хх сентября 1992года в должности «психолог» с нагрузкой часов истории 12 часов 5-9 классов и 4часа 10-11 классов школы; на хх сентября 1993 года в должности психолога снагрузкой часов истории в количестве 8 часов.
Из военного билетана имя Протвинева Е.Г. серии ххххх усматривается, что он проходил военнуюслужбу в рядах ВС Союза ССР с хх ноября 1970 года по хх ноября 1972 года.
Анализируяизложенные выше доказательства, пояснения сторон при оценкематериально-правовых норм, суд приходит к выводу о том, что доводы истцаобоснованы и соответствуют требованиям закона.
При такихобстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца озачете в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старостив связи с осуществлением педагогической деятельности в льготном исчислении одингод за один год и шесть месяцев, периодов работы Протвинева Е. Г. в должностипсихолога П. средней школы Усть-Кутского района Иркутской области с хх мая 1992года по хх февраля 1994 года; в должности организатора внеклассной ивнешкольной воспитательной работы с детьми в средней школе № хх города Иркутскас хх сентября 1980 года по хх сентября 1983 года; в должности учителя в П.средней школе в период работы в должности председателя П. сельского советанародных депутатов с хх декабря 1990 года по хх мая 1992 года; на выборнойдолжности в комсомольских органах в профессиональном лицее (СГПТУ) № 1 в периодс хх сентября 1978 года по хх сентября 1979 года обоснованы, не противоречаттребованиям закона и подлежат удовлетворению, поскольку, судом бесспорноустановлено, что истец в указанные периоды осуществлял образовательнуюдеятельность в должности учителя на постоянной основе.
Принимая такоерешение, суд полагает несостоятельным довод ответчика о том, что периодыработы, не относящиеся к педагогической деятельности, не могут быть зачтены встаж, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством, а такжедовод о том, что Протвинев Е.Г. не выработал 2/3 стажа на день вступления всилу нового пенсионного законодательства, поскольку Действие Постановления СМСССР от хх декабря 1959 года отменено Постановлением СМ РФ от хх сентября 1993года № 953, которое не имеет обратной силы закона, и действует с хх октября1993 года. Что же касается прошлого периода, то трудовой стаж долженисчисляться по существующим до хх октября 1993 года правилам. Согласно пункту 4Положения время, периоды службы в Вооруженных Силах СССР, работы на выборныхпартийных и комсомольских должностях, засчитываются в стаж работы поспециальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначенияпенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу вучреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.Соответствующие периоды работы должны засчитываться в стаж профессиональнойдеятельности независимо от того, в какой период - до или после хх января 2003года выполнялась работа с особыми условиями труда. Поэтому суд находит доводыответчика Пенсионного фонда о необходимости выработки не менее 2/3 специальногостажа основанными на ином толковании закона.
Разрешая исковыетребования истца о включении в стаж, дающий право на назначение досрочнойтрудовой пенсии периода службы в составе вооруженных сил Союза ССР в период схх ноября 1970 года по хх сентября 1972 года, суд приходит к выводу, что периодслужбы Протвинева Е.Г. в Советской Армии относится к периодам деятельности дохх января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначениядосрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом,вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы поспециальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимоот времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у негона это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательстваповлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение,которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 КонституцииРоссийской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничениефедеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом,зачету в стаж подлежат периоды, учтенные ответчиком согласно протоколу ГУУправления Пенсионного фонда в Куйбышевском районе города Иркутска, 17 лет 6месяцев 20 дней, а также период с хх мая 1992 года по хх февраля 1994 вдолжности психолога П. средней школы Усть-Кутского района - 1 год 8 месяцев 18дней; с хх сентября 1980 года по хх сентября 1983 года в должности организаторавнеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в средней школе № ххг.Иркутска - 2 года 11 месяцев 23 дня; с хх ноября 1970 года по хх ноября 1972года служба в составе Вооруженных Сил СССР - 2 года 0 месяцев 14 дней; с ххдекабря 1990 года по хх мая 1992 года - в должности учителя в П. средней школев период работы в должности председателя П. сельского совета народных депутатов- 1 год 4 месяца 16 дней и период с хх сентября 1978 года по хх сентября 1979года в профессиональном лицее (СГПТУ) № 1 на выборной должности в комсомольскихорганах, который составляет 1 год 0 месяцев 5 дней. Таким образом, общий стажПротвинева Е.Г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсиисоставляет 26 лет 8 месяцев 6 дней.
При такихобстоятельствах, исковые требования Протвинева Е.Г. о назначении ему досрочнойтрудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежат удовлетворению.
В соответствиисо статьей 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсияназначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения считаетсядень приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующегозаявления со всеми необходимыми документами.
Из копиипенсионного дела, следует, что заявление и другие документы для назначенияпенсии приняты ответчиком от Протвинева Е.Г. хх июля 2008 года.
Следовательно,именно с этого дня ему должна быть назначена досрочная пенсия по старости.
При такихобстоятельствах, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализациипенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Иркутска от хх июля2008 года № 32 должно быть признано незаконным.
При такихобстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полномобъеме.
С учетомизложенного, руководствуясь требованиями статьями194-198 Гражданскогопроцессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковыетребования Протвинева Е. Г. удовлетворить.
Признать решениекомиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФв Куйбышевском районе г. Иркутска от хх июля 2008 года № 32 незаконным.
ОбязатьГосударственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Куйбышевскомрайоне города Иркутска включить в стаж работы, дающий право на назначениедосрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогическойдеятельности в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев,периоды работы Протвинева Е. Г. в должности психолога П. средней школыУсть-Кутского района Иркутской области с хх мая 1992 года по хх февраля 1994года; в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работыс детьми в средней школе № хх города Иркутска с хх сентября 1980 года по ххсентября 1983 года; в должности учителя в П. средней школе в период работы вдолжности председателя П. сельского совета народных депутатов с хх декабря 1990года по хх мая 1992 года; на выборной должности в комсомольских органах впрофессиональном лицее (СГПТУ) № xx в период с хх сентября 1978 года по ххсентября 1979 года, а также период службы в составе Вооруженных сил СССР с ххноября 1970 года по хх ноября 1972 года.
ОбязатьГосударственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Куйбышевскомрайоне города Иркутска назначить Протвиневу Е. Г. досрочную трудовую пенсию постарости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации» с хх июля 2008 года.
Решение можетбыть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд черезКуйбышевский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня принятиярешения в окончательной форме.
Председательствующий: | Н.Н. Акимова |