(490) Решение по иску об оспаривании действий должностных лиц об исключении из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата... Иск удовлетворен частично.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 июля 2010 года

Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составепредседательствующего судьи Акимовой Н.Н.

при секретареТюриковой Т.В.,

с участиемзаявителя Ляпунова А.П., представителя заявителя Кузнецовой А.К., представителядолжностных лиц Ляпаева В.П., Казыреловой Е.Ю.,

рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-912-2010 по заявлению ЛяпуноваА. П. об оспаривании действий командира войсковой части в/ч-1, начальникавойсковой части в/ч-2 об исключении из списка кандидатов на получениегосударственного жилищного сертификата, признании права на участие вподпрограмме в качестве кандидата на получение государственного жилищногосертификата, обязании восстановить в списках кандидатов на получениегосударственного жилищного сертификата и включении в списки, возложенииобязанности о направлении списков в компетентные органы,

 

УСТАНОВИЛ:

ЗаявительЛяпунов А.П. обратился с жалобой на действия должностных лиц войсковой частив/ч-1 и войсковой части в/ч-2, в обоснование которой ссылался на то, что до2000 года проходил службу по контракту в войсковой части в/ч-3. После окончаниясрока действия контракта, он в 2000 году написал рапорт на участие вгосударственной программе «Государственные жилищные сертификаты как лицо,подлежащее переселению из закрытого военного городка, подписал трехстороннесоглашение, согласно которому командир войсковой части в/ч-1 и начальник КЭЧвойсковая часть в/ч-4 (в настоящее время войсковая часть в/ч-2) взяли на себяобязательство предоставить в соответствующие органы все необходимые документына получение заявителем государственного жилищного сертификата (далее по текстуГЖС), а заявитель обязался освободить занимаемую жилую площадь по адресуИркутск, микрорайон Зеленый общежитие xx комната xxx, где проживает понастоящее время. хх ноября 2009 года заявитель узнал, что не состоит в очередина получение ГЖС, исключен в связи с тем, что военный городок утратил статусзакрытого. Просил признать действия командиров войсковых частей в/ч-1 и в/ч-2по исключению его из списков очередников на получение ГЖС незаконными и обязатьвосстановить его и членов его семьи в списках очередников на получение ГЖС иобязать войсковую часть в/ч-1 выдать ему и членам его семьи государственныйжилищный сертификат.

В ходе судебногоразбирательства заявитель неоднократно изменял и дополнял исковые требования, иокончательно просил суд признать незаконными действия командира войсковой частив/ч-1, начальника войсковой части в/ч-2 по исключению заявителя из спискакандидатов на получение ГЖС, обязать командира войсковой части в/ч-1,начальника войсковой части в/ч-2 восстановить Ляпунова А.П. в спискахкандидатов на получение ГЖС с 2000 года под №1, признать за заявителем право научастие в подпрограмме в качестве кандидата подпрограммы «Государственныежилищные сертификаты» на получение государственного жилищного сертификата, какграждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, обязать командиравойсковой части в/ч-2 направить утвержденные списки кандидатов с участиемвосстановленного Ляпунова А.П. и членов его семьи в компетентный орган -Управление начальника строительства и расквартирования ракетных войскстратегического назначения.

В судебномзаседании заявитель Ляпунов А.П. заявление поддержал, просил удовлетворить, приэтом суду пояснил, что служил по контракту в войсковой части в/ч-3, проживал ссемьей в общежитии. В 2000 году был уволен с военной службы по окончании срокаконтракта, выслуга лет в календарном исчислении составляет 16 лет 9 месяцев.При увольнении, в 2000 году написал рапорт о желании участвовать вгосударственной программе жилищных сертификатов, поскольку военный городокЗеленый был закрытым, и данная программа предусматривала отселение граждан иззакрытых военных городков. После сбора необходимых документов и предоставленияих в войсковую часть в/ч-1, был включен в список кандидатов на получениегосударственного жилищного сертификата по 1 разделу как лицо, нуждающееся вулучшении жилищных условий. В дальнейшем, при направлении ежегодных списковкандидатов на получение государственного жилищного сертификата, он включался поразделу 3, как гражданин, подлежащий отселению из закрытого военного городка. Вноябре 2009 года, представителем войсковой части в/ч-2 ему было сообщено, чтоон, заявитель, не состоит в списках кандидатов на получение ГЖС, посколькугородок утратил статус закрытого. Полагает, что данное основание непредусмотрено ни в одном нормативном акте для исключения из списков кандидатовна получение ГЖС, а односторонние действия командира и начальника войсковыхчастей незаконны, нарушают его жилищные права.

Представительзаявителя Кузнецова А.К., в судебном заседании измененное заявление поддержала,просила удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что между заявителем икомандиром войсковой части в/ч-1 заключено соглашение, от исполнения которогодолжностное лицо в одностороннем порядке отказалось. Включение в списоккандидатов на получение ГЖС производится решением жилищной комиссии войсковойчасти в/ч-1, в таком же порядке, а именно на основании решения комиссии, должнопроизводиться и исключение, однако порядок был нарушен, заявитель был простоубран из списков кандидатов на получение ГЖС единоличным решением должностныхлиц, не сообщивших об этом заявителю. Решения об исключении из спискакандидатов на получение ГЖС заявитель не получал, на его неоднократные запросыс просьбой выдать решение или указать дату принятия такого решения должностныелица ответили отказом, ссылаясь при этом на то, что в связи с открытиемвоенного городка, основания включения его в списки кандидатов отпали. В связи счем, просит признать за заявителем право на получение ГЖС как за гражданином,подлежащим отселению из закрытого военного городка, просит восстановить всписках кандидатов на получение ГЖС с 2000 года, а также обязать должностныхлиц устранит нарушенное право путем направления списков в компетентные органы.

Суд в соответствиис требованиями статьи 39 ГПК и статьи 196 ГПК РФ рассмотрел дело по заявленнымтребованиям.

Представителькомандира войсковой части в/ч-1, - Ляпаев В.П.., действующий по доверенности, сзаявлением Ляпунова А.П. не согласился, просил в удовлетворении отказать,полагая доводы не обоснованными. Не оспаривал, что исключение из спискакандидатов в члены ГЖС и из списка нуждающихся в получении жилья должнопроизводится решениями соответствующих жилищных комиссий, данных решений небыло. Однако отсутствовали и основания для включения Ляпунова А.П. в указанныесписки, поскольку в декабре 2005 года военный городок Иркутск-78 был исключених числа закрытых военных городков, а включение заявителя в списки могло бытьтолько по разделу 3 статьи 2 федеральной целевой программы «Государственныежилищные сертификаты», как гражданина, подлежащего переселению из закрытоговоенного городка. Ляпунов А.П. состоял на учете с хх октября 2000 года домомента исключения Иркутска-78 из числа закрытых военных городков, и был исключениз списка кандидатов на получение ГЖС в связи со снятием статуса закрытоговоенного городка и прекращения основания для получения ГЖС. Решения жилищнойкомиссии войсковой части в/ч-1 об исключении Ляпунова А.П. из списка кандидатовна получение ГЖС не принималось, он был просто исключен из списка. В силу ихотсутствия, данные решения не направлялись в адрес Ляпунова А.П.. О фактеисключения Ляпунова из списков кандидатов на получение ГЖС заявителю былосообщено в ноябре 2009 года, однако с заявлением об оспаривании действийдолжностных лиц Ляпунов А.П. обратился только в марте 2010 года, в связи с чем,просит применить к требованиям заявителя последствия пропуска срока обжалованиядействий должностных лиц.

Представительвойсковой части в/ч-2 Казырелова Е.Ю., действующая на основании доверенности, стребованиями заявителя Ляпунова А.П. не согласилась, указав при этом на то, чтодействия войсковой части в/ч-1 по исключении Ляпунова А.П., и членов его семьииз числа кандидатов по участию в подпрограмме «Государственные жилищныесертификаты» на 2004 -2010г.г., входящей в состав федеральной целевой программы«Жилище» на 2002 -2010 годы, а равно действия должностных лиц войсковой частив/ч-2, являются законными, поскольку заявитель и члены его семьи с декабря 2005года не имеют права на получение государственного жилищного сертификата наосновании указанной выше подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». С2006 года войсковая часть в/ч-2 готовит списки кандидатов на получение ГЖС изчисла военнослужащих, подлежащих увольнению, а также военнослужащих, уволенныхс военной службы, по достижению ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность военной службы, которых в календарномисчислении составляет 10 и более лет, и признанные в установленном порядкенуждающимися в улучшении жилищных условий, а также вдовы военнослужащих.Заявитель, согласно решению 64 гарнизонного военного суда от хх октября 2003года, вступившим в законную силу, не признан нуждающимся в улучшении жилищныхусловий. В связи с чем, просит в удовлетворении заявления Ляпунову А.П.отказать.

Выслушавстороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявлениеЛяпунова А.П. подлежащим удовлетворению частично.

По смыслу статьи254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) должностноголица, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласнотребованиям статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданскогосудопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия(бездействие) в результате которых созданы препятствия к осуществлениюгражданином его прав и свобод.

Статья 19Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом исудом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека игражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другихобстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации вовзаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенствараспространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенныеКонституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие праваграждан, приобретаемые на основании федерального закона.

В силу части 3статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимсяв жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных,муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными закономнормами.

ЗаконодательствомРоссийской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могутулучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договорусоциального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение,право на получение которых удостоверяется государственным жилищнымсертификатом.

Пунктом 1 УказаПрезидента Российской Федерации от хх сентября 1997 года N 1062 «О совершенствованиипорядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорийграждан», в редакции от хх июля 2002 года N 770, в целях обеспеченияпредусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантийвоеннослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военнойреформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходовна обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащихувольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которыенуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являетсявыпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Пунктом 3 этогоУказа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи ипогашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим инекоторым другим категориям граждан.

В соответствиисо статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федеральногоконституционного закона от хх декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативныхуказов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения,обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы иобеспечивает их реализацию.

ПравительствоРоссийской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивомуфункционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жильядля граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своимПостановлением от хх сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевуюпрограмму «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010годы), в которую включена федеральная целевая программа «Государственныежилищные сертификаты» (далее - ФЦП «ГЖС»). Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от хх декабря 2005 года N 865 была утвержденаподпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильемкатегорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральнойцелевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Подпрограмма).

Согласно части 5статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе издаватьнормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, вслучаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами,указами Президента Российской Федерации, постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации.

Определениепорядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерациигражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установленыфедеральным законом, указами Президента Российской Федерации, на основаниипункта 6 статьи 12 ЖК РФ отнесено к компетенции органов государственнойвласти Российской Федерации.

В соответствии спунктами 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации,утвержденного Указом Президента Российской Федерации от хх августа2004 года N 1082, оно осуществляет самостоятельно на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельностии в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовыеакты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, а такжеосуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным заМинобороны России, в соответствии с его назначением.

Согласно пункту1 Порядка, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от ххиюня 2006 года N 215, настоящий Порядок разработан в соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от хх марта 2006 годаN 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнениегосударственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы"Жилище" на 2002-2010 годы».

Согласно пункту14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядокобеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытыхвоенных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии сподпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственныхжилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнениегосударственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы"Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от хх марта 2006 года N 153 (далее - Правила),право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению иззакрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиямихозяйственной деятельности.

В соответствии спунктом  31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан -участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявившихжелание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральнымиорганами исполнительной власти.

Порядок учетаграждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков,изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения опредоставлении сертификатов указанной категории граждан определяютсяфедеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятсяэти военные городки и поселки.

ПриказомМинистра обороны РФ от хх июня 2006 года N 215 утвержден Порядокформирования списков состоящих на учете в воинских частях и организацияхВооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатови граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищныхсертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

Данныйнормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России хх июля 2006 годаN 8102 и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органовисполнительной власти» N 31, хх июля 2006 года.

Согласно пункту 4 Порядка для включения в список граждан, изъявивших желание получитьсертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскуючасть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделениисертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.

Жилищнаякомиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому,формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемомгоду (приложение N 1 к настоящему Порядку).

Списокформируется по каждой категории граждан в той же хронологическойпоследовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставленына учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищныхусловий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, -в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограммебыли зарегистрированы.

Граждане -участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первуюочередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качественуждающихся в получении жилых помещениях в том же году, но не имеющих права наполучение сертификата в первую очередь.

Из пункта 24 Правил следует, что в целях предварительного распределения средствфедерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан,изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список граждан,изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется сразбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте  5 Правил, в тойже хронологической последовательности, в какой граждане - участникиподпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшениижилищных условий (получении жилых помещений).

При этом всоответствии с пунктом  18 Правил выдачу сертификатов гражданам -участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а»-«в» пункта 5 Правил,осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которыхзаконодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Из пункта 7 Правил следует, что из числа граждан - участников подпрограммы,указанных в подпунктах «а»-«д» и «ж» пункта  5 Правил, субсидиипредоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшениижилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений дляпостоянного проживания на территории Российской Федерации.

В соответствии спунктом  3 Правил сертификаты выпускаются государственным заказчикомподпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов насоответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, впределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете насоответствующий год.

Из содержанияпункта  28 Правил следует, что Государственный заказчик подпрограммы сучетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджетана соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципараспределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а такжесводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органовисполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной властиконтрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат покатегориям граждан, которые до 01 октября года, предшествующего планируемому,доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.

Исходя извышеприведенного смысла пунктов  3, 18, 24, 28 и 31 следует вывод о том,что включение граждан - участников подпрограммы в списки получателей ГЖСосуществляется по категориям, предусмотренным в пункте 5 Правил, ауказанные списки формируются на текущий год. В связи с этим, реализациягражданами - участниками подпрограммы права на получение социальной выплатыпроизводится с учетом категории, предусмотренной в пункте 5 Правил, и всоответствующем году. Именно эти положения и закреплены в абзаце 4 пункта 4 Порядка, утвержденного Министром обороны РФ в рамках своих полномочий.

Пунктом 19Правил устанавливается перечень документов, которые прилагаются гражданами,указанными в пункте 5 Правил, к заявлению (рапорту) об участии вподпрограмме.

Согласноподпункта «а» указанного пункта граждане, указанные в п.п. «а»-«в» пункта 5Правил прилагают к заявлению (рапорту):

-справку обобщей продолжительности военной службы (службы): выписку из приказа обувольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - дляграждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения всписках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) вфедеральном органе исполнительной власти;

-выписку издомовой книги и копия финансового лицевого счета;

-выписку изрешения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качественуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), заисключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка(поселка);

-справку опроживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан,проживающих в таком городке (поселке);

-копиядокумента, подтверждающего право на дополнительную площадь жилою помещения (вслучаях, когда такое право предоставлено законодательством РоссийскойФедерации).

Этой нормойустановлено, что граждане, проживающие в закрытом военной городке, указанные вподпункте «б» пункта 5 Правил, то есть граждане, подлежащие переселению иззакрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиямихозяйственной деятельности, не представляют в соответствующие органы данные опостановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ими представляетсялишь справка о проживании на территории закрытого военного городка. При такихусловиях, формирование списков граждан - получателей ГЖС по категории,предусмотренной подпунктом «б» пункта 5 Правил, на основе представляемыхими документов, с учетом даты их постановки на учет нуждающихся в получениижилых помещений, являлось бы невозможным.

Таким образом,исходя из полномочий, установленных, в том числе и пунктом  31 Правил,Министром обороны РФ установлен порядок формирования списков для граждан,подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, вкакой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

Содержаниеприведенных положений указывает на то, что проживание определенных категорийграждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием квыдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификойданных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связьс военным ведомством.

Из анализаприведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан взакрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче имгосударственных жилищных сертификатов, которая производится независимо отоснования увольнения с военной службы, связана со спецификой данных населенныхпунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военнымведомством.

По смыслу пункта14 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условийи предоставления жилых помещений РФ (далее Положение) принятие на учет граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительстварешением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а поместу работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитетапредприятия, учреждения, организации. О принятом решении сообщается гражданам вписьменной форме.

Согласно пункту20 Положения снятие с учета осуществляется по решению органов, которымиграждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Советанародных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам;на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссиипрофсоюзного комитета. О принятом решении граждане должны быть поставлены визвестность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.

Исходя изсодержания пункта  26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениямив Вооружённых Силах РФ, утвержденной приказом МО РФ № 80 от хх февраля 2000года, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшениижилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей идовольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведениемсписков очередников, карточек учёта жилых помещений, предоставляемыхвоеннослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учёта. Приэтом военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилыхпомещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий,оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Как установленосудом, Ляпунов А.П. исключен из списка кандидатов на получение ГЖС решениемкомандира войсковой части в/ч-1, командира войсковой части в/ч-2, председателя жилищнойкомиссии войсковой части в/ч-1 с нарушением процедуры, предусматривающейрассмотрение Жилищной комиссии войсковой части в/ч-1 вопроса об исключении изсписка кандидатов на получение ГЖС, Ляпунова А.П. , о совершенных действияхзаявитель не был извещен. Данные действия должностных лиц нарушают правогражданина на обжалование решений, затрагивающих права и свободы.

Указанныеобстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Из выписки изприказа войсковой части в/ч-5 от хх июня 2000года следует, что Ляпунов А.П.уволен с военной службы в запас по истечению срока контракта, общаяпродолжительность военной службы майора Ляпунова А.П. в календарном исчислениисоставляет 16 лет 09 месяцев.

Из рапортаЛяпунова А.П., поданного в 2000 году (точная дата не указана), следует, чтозаявитель просит включить его в состав кандидатов на участие в программе«Государственные жилищные сертификаты» и выдать ГЖС для приобретения жилья вгороде Сочи, обязуется совместно с членами семьи освободить комнату в общежитиипосле приобретения жилья с помощью ГЖС.

Из спискакандидатов на получение государственного жилищного сертификата, утвержденногокомандиром войсковой части в/ч-1, а также согласованным председателем жилищнойкомиссии войсковой части в/ч-1 и командиром войсковой части в/ч-4 (в настоящеевремя войсковая часть в/ч-2) хх октября 2000 года, усматривается, что ЛяпуновА.П. был включен в указанный список под №1, на основании рапорта Ляпунова А.П.,поданного на имя командира войсковой части в/ч-1 после увольнения с военнойслужбы.

Из ответаначальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» войсковая часть в/ч-2 № в/ч-6 от хх декабря 2009годана запрос заявителя следует, что последний включался в списки кандидатов на получениеГЖС в 2002 году, в 2003 году, в 2004 году, что также объективно подтверждаетсяи копиями списков кандидатов на получение ГЖС за указанные годы.

Из содержанияответа начальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» войсковая часть в/ч-2 №527 от хх февраля 2010года, на запрос заявителя Ляпунова А.П. от хх января 2010 года, следует, чтоЛяпунов А.П. и члены его семьи были кандидатами на получение ГСЖ, как граждане,подлежащие переселению из закрытого военного городка, однако распоряжениемПравительства РФ № 2339-р от хх декабря 2005года Иркутск-78 (микрорайон Зеленыйв городе Иркутске) был исключен из перечня закрытых военных городковВооруженных сил РФ, в связи с чем отсутствуют основания для включения в спискикандидатов на получение ГЖС, предусмотренного постановлением Правительства №153 от хх марта 2006года.

Данныеобстоятельства в судебном заседании подтвердили и представители войсковой частив/ч-1, войсковой части в/ч-2.

Возражая, противуказанных доводов заинтересованных лиц, заявитель Ляпунов А.П. суду пояснил,что как лицо, нуждающееся в получении жилья, в связи с увольнением из армии,проживая в общежитии, расположенном в закрытом военном городке, он получилправо на участие в программе ГЖС по отселению граждан из закрытых военныхгородков. Решение о включении его и членов его семьи в список кандидатов наполучение ГЖС было принято Жилищной комиссией войсковой части в/ч-1,утвержденным командира войсковой части в/ч-1, что также подтверждается иуведомлением от хх августа 2008 года председателя жилищной комиссии войсковойчасти в/ч-1. О том, что он, заявитель, исключен из списков кандидатов наполучение ГЖС, узнал случайно осенью 2009 года, в связи с чем, стал обращатьсякак к командиру войсковой части в/ч-1, так и к командиру войсковой части в/ч-2с просьбами сообщить когда он был исключен из списков и на каком основании,однако из полученных им ответом на его запросы сведений о времени исключенияего списков кандидатов, а также и решения компетентных органов об исключенииего списков кандидатов на получение ГЖС, ему предоставлено не было, с указаннымрешением его никто не знакомил.

Из письменныхобъяснений председателя жилищной комиссии войсковой части в/ч-1 А. Хмелеваследует, что военнослужащий Ляпунов А.П. действительно состоял в спискахкандидатов на получение ГЖС до 2005 года, решением комиссии войсковой частив/ч-1 исключен из списков кандидатов на получение ГЖС в связи с утратой правана получение государственного жилищного сертификата как гражданин, подлежащийпереселению из закрытого военного городка, в связи с исключением «Иркутска-78»из числа закрытых военных городков в 2005 году.

Подтвердилуказанные обстоятельства в судебном заседании и свидетель А. О.Р., которыйтакже суду пояснил, что представить решение комиссии об исключении ЛяпуноваА.П. из списков кандидатов на получение ГЖС после 2005 года, после изменениястатуса военного городка, не может, вероятно, исключение произошлоавтоматически по указанию командира, поскольку без распоряжения командироввойсковых частей такие действия производиться не могут. Причин нарушенияпроцедуры снятия заявителя с учета лиц, нуждающихся в получении жилья икандидатов на получение ГЖС, пояснить не смог.

ЗаявительЛяпунов А.П. суду пояснил, что о нарушении своего права ему стало известноосенью 2009 года, однако, желая получить решение, на основании которого он былисключен из списков кандидатов на получение ГЖС и оснований исключения, онобращался неоднократно с письменными заявлениями к должностным лицам, норешения так ему выдано и не было, что подтверждается ответом начальникавойсковой части в/ч-2 от хх февраля 2010 года, в связи с чем, в установленныйзаконом срок, он вынужден был обратиться за защитой своего нарушенного права всудебные органы.

Представителидолжностных лиц командира войсковой части в/ч-1, начальника войсковой частив/ч-2 в судебном заседании не оспорили факт не предоставления заявителю решенияоб исключении его списка кандидатов на получение ГЖС, в связи с чем, суд неможет согласиться с утверждениями последних о пропуске заявителем ЛяпуновымА.П. срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Оценивисследованные в суде доказательств в совокупности, суд находит установленным,что действиями должностных лиц, приведшими к исключении заявителя из списковкандидатов на получение ГЖС без принятия данного решения жилищной комиссией, атакже воинских подразделений с соблюдением установленного законом иподзаконными нормативными актами порядка нарушено права Ляпунова А.П. напредусмотренную законом процедуру разрешения вопроса о его праве на участие впрограмме «Государственный жилищный сертификат», следовательно, нарушено егоправо на защиту своих интересов при рассмотрении вопроса, затрагивающегожилищные права.

При такихобстоятельствах суд приходит к выводу, что действия командира Войсковой части в/ч-1,начальника Войсковой части в/ч-2, председателя жилищной комиссии Войсковойчасти в/ч-1 по исключению Ляпунова А.П. из списка кандидатов на получение ГЖСнезаконны и данные должностные лица обязаны устранить допущенное нарушение правЛяпунова А.П., обеспечив соблюдение прав заявителя.

ЗаявлениеЛяпунова А.П. о признании за ними за его членами семьи права на получениегосударственного жилищного сертификата, применительно изложенного вышезаконодательства, рассмотрено в настоящем судебном разбирательстве не может,из-за допущенных со стороны должностных лиц нарушений по процедуре исключениязаявителя из списка кандидатов на получение ГЖС, что препятствует судупроверить законность и обоснованность исключения, при этом указанноеобстоятельство не препятствует заявителю в дальнейшем обратиться в суд суказанными требованиями, в том числе и по другим основаниям.

Требованиязаявителя о понуждении командира войсковой части в/ч-1 начальника войсковойчасти восстановить его и членов его семьи в списках кандидатов на получение ГЖСпо состоянию на 2000 год под №1, а также о возложении обязанности направитьутвержденные списки кандидатов с участием восстановленных в указанных спискахзаявителя и членов его семьи в компетентные органы, суд полагает не основаннымина законе и не подлежащими удовлетворению.

На основанииизложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254- 258 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд

 

РЕШИЛ:

ЗаявлениеЛяпунова А. П. удовлетворить частично.

Признатьдействия командира войсковой части в/ч-1, начальника войсковой части в/ч-2, поисключению Ляпунова А. П. из списка кандидатов на получение государственногожилищного сертификата по войсковой части в/ч-1 незаконными.

Обязатькомандира войсковой части в/ч-1, начальника войсковой части в/ч-2, устранить вполном объеме допущенное нарушение прав заявителя Ляпунова А. П. .

В удовлетворениитребований о понуждении командира войсковой части в/ч-1, начальника войсковойчасти в/ч-2 о восстановлении в списках кандидатов на получение государственногожилищного сертификата под №1 по состоянию на 2000 год, а также о возложенииобязанности на начальника восковой части в/ч-2 направить утвержденные списки вкомпетентные органы, отказать.

Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный судгорода Иркутска в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.

 

Председательствующий:

Н.Н. Акимова