(615) Решение по иску о признании незаконным решения Администрации города, возложении обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, взыскании судебных расходов.. Иск удовлетворен частично.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

17 августа 2010года Куйбышевский райсуд города Иркутска в составе:

председательствующегосудьи Зубковой Е.Ю.,

при секретареКолибабчук А.М.,

с участиемистцов Алешина В.А. и Алешиной Т.Д., представителя истцов Распутиной Л.П.,представителя ответчика администрации города Иркутска - Покорского А.С.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1630/2010 по искуАлешина В. А. и Алешиной Т. Д. к администрации города Иркутска о признаниинезаконным решения, возложении обязанности по принятию решения о предоставленииземельного участка в собственность за плату, взыскании судебных расходов,

 

УСТАНОВИЛ:

Истцы – АлешинВ.А. и Алешина Т.Д. обратились в суд с иском к администрации города Иркутска, вобоснование которого указали, что с 1967 года они владеют домовладением,расположенным по адресу: город Иркутск, улица К., дом 102. хх октября 2003 годарешением Куйбышевского районного суда города Иркутска указанное домовладениебыло признано их совместной собственностью. В установленном законом порядкеистцы обратились в органы, осуществляющие регистрацию объектов недвижимости ххдекабря 2003 года, им было выдано свидетельство о государственной регистрацииправа собственности на жилое помещение № ххххх, а индивидуальному жилому домубыли присвоены кадастровый и инвентарный номера.

С цельюосуществления своих конституционных прав и оформления прав на земельныйучасток, на котором расположено указанное домовладение в соответствии срешением Думы г. Иркутска от хх мая 2009 года «Об утверждении Порядкапрохождения документов при предоставлении земельных участок на территориигорода Иркутска и ФЗ «О землеустройстве» истцами были выполнены работы по инвентаризацииземельного участка по адресу: город Иркутск, улица К., 102. Было заведеноземлеустроительное дело, сформирован земельный участок площадью 1104 кв.м.,участку присвоен кадастровый номер ххххх, хх января 2010 года за № ххххх выданкадастровый паспорт земельного участка, участок отнесен департаментомархитектуры и градостроительства к землям населенных пунктов зоныиндивидуальной застройки индивидуальным жильем.

Как указываютистцы, желая реализовать свое право на передачу в собственность земельногоучастка, на котором находится их объект недвижимого имущества, хх сентября 2009года они обратились с заявлением в Администрацию г. Иркутска через КУМИ городаИркутска, с заявлением об утверждении схемы расположения спорного земельногоучастка, расположенного в Куйбышевском районе города Иркутска по улице К. дом102, площадью 1104 кв.м., под эксплуатацию существующего индивидуального домасо служебно-хозяйственным строением. Однако, хх апреля 2010 года ими былполучен отказ Администрации г. Иркутска № 70-5834/10 в предоставленииземельного участка в его собственность со ссылкой на то, что земельный участокрасположен в границах планируемых красных линий, может быть предоставлен тольков арендное пользование.

По мнениюистцов, в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ и Градостроительногокодекса РФ, они, будучи собственниками жилого дома, соответственно имеют правона приобретение земельного участка в собственность, расположенного под этимобъектом недвижимого имущества. Администрация города Иркутска, отказав им вприобретении земельного участка в собственность, нарушила их право,предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса РФ, поскольку изменения красныхлиний в уже утвержденный хх июня 2007 года решением Думы г.Иркутска Генеральныйплан, не внесены, в установленном законом порядке не утверждены.

В связи с чем,Алешин В.А. и Алешина Т.Д. просили суд признать незаконным решениеАдминистрации г. Иркутска № 70-5834/10 от xx.04.2010 года, обязатьАдминистрацию г. Иркутска предоставить им в собственность за плату земельныйучасток, общей площадью 1104 кв.м., кадастровый номер ххххх, расположенный поадресу: город Иркутск, К., дом 102.

В ходе судебногоразбирательства, в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуальногокодекса РФ, истцы уточнили исковые требования, просили суд признать незаконнымрешение Администрации г. Иркутска № 70-5834/10 от хх апреля 2010 года об отказев предоставлении им в собственность земельного участка; обязать Администрациюг. Иркутска в течение месяца со дня вступления решения в законную силу принятьрешение о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельногоучастка, общей площадью 1104 кв.м., кадастровый номер ххххх, расположенного вг. Иркутске, по ул. К., 102. Кроме того, истица Алешина Т.Д. просила взыскать садминистрации города Иркутска в ее пользу расходы по оплате услуг представителяв размере 15 000 рублей.

Истцы Алешины всудебном заседании уточненные исковые требования поддержали, настаивали на ихудовлетворении.

Представительистцов Алешиных – Распутина Л.П., действующая на основании доверенности, всудебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить ихв полном объеме.

Представительответчика Администрации города Иркутска Покорский А.С., действующий наосновании доверенности от хх мая 2010 года, в судебном заседании исковыетребования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Суд, выслушавобъяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалыгражданского дела, считает исковые требования в основной части подлежащимиудовлетворению, в части требований о взыскании судебных расходов частичномуудовлетворению.

Судомустановлено, что согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуальногожилищного фонда, составленного БТИ г. Иркутска хх апреля 2010 года, наземельном участке фактической мерою 1149 кв.м., расположенном по адресу: городИркутск, улица К., 102, в 1998 году возведено домовладение под литерой «А»,общей площадью 74, 2 кв.м., из них жилой 54, 8 кв.м., пользователем которогоявляется Алешин В.А.

РешениемКуйбышевского районного суда города Иркутска от хх октября 2003 года заАлешиным В.А. и Алешиной Т.Д. признано право общей совместной собственности нажилой дом под литерой «А», общей площадью 74,2 кв.м., из них жилой 54,8 кв.м.,расположенный по адресу: город Иркутск, улица К., 102.

В установленномзаконом порядке истцами на указанный объект недвижимости хх ноября 2008 годаМУП БТИ г. Иркутска, был оформлен технический паспорт.

Данный объектнедвижимого имущества истцами зарегистрирован в установленном законом порядке,что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сериихххххот xx.12.2009 года.

xx.10.2009 годаАдминистрацией г. Иркутска, в лице Комитета по управлению муниципальногоимущества г. Иркутска, было подписано распоряжение за номером 504-02-5134/9 «Обутверждении схемы расположения земельного участка, расположенного вКуйбышевском районе г. Иркутска, по ул. К., 102».

Пунктом 1Распоряжения, утверждена схема расположения земельного участка, площадью 1104кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в Куйбышевском районе г.Иркутска, по ул. К., 102, под эксплуатацию существующего индивидуального жилогодома со служебно-хозяйственными строениями.

На земельныйучасток, расположенный по адресу: город Иркутск, улица К., 102, площадью 1104кв.м. было заведено землеустроительное дело, участку присвоен кадастровый номерххххх и выдан кадастровый паспорт земельного участка хх января 2010 года №ххххх.

Как следует изписьма КУМИ администрации города Иркутска от хх апреля 2010 года № 70-5834/10,истцам было сообщено о невозможности предоставления вышеуказанного земельногоучастка общей площадью 1104 кв.м. в собственность, по причине расположенияданного земельного участка в границах красных линий.

Настаивая наудовлетворении исковых требований, представитель истцов пояснила, что с 1967года истцы владеют домовладением, расположенным по адресу: город Иркутск, улицаК., дом 102. В установленном законом порядке осуществили регистрацию объектанедвижимости, хх декабря 2003 года, им было выдано свидетельство огосударственной регистрации права собственности на жилое помещение № ххххх. Приформировании данного земельного участка каких-либо возражений и препятствий состороны ответчика заявлено не было. Напротив, распоряжением председателя КУМИгорода Иркутска от xx.10.2009 года была утверждена схема расположения данногоземельного участка площадью 1104 кв.м., он был предоставлен под эксплуатациюсуществующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.В настоящее время, администрация г.Иркутска, отказывая истцам в предоставлениив собственность земельного участка, ссылается на планируемые красные линии,проходящие через спорный участок. Однако изменения Генерального плана от 2007года, согласно которым через участок истца пройдут красные линии, вустановленном законом порядке не утверждены, Генеральный план в измененном видене опубликован. В отношении спорного земельного участка не принималоськаких-либо федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, ограничивающихего оборот, налагающих запрет в приватизации, об изъятии, о резервировании,использовании в других целях. После формирования земельного участка площадью1104 кв.м. с истцами не были заключены договора аренды, на сегодняшний день ониявляются лишь собственниками строения, расположенного на спорном земельномучастке. Проектируемые красные линии проходят через принадлежащее истцамстроение. Поскольку в силу закона, как собственники строения, истцы имеютисключительное право на приватизацию земельного участка, то отказ администрациинезаконен и нарушает их права.

Указанныеистцами и представителем истцов доводы нашли свое подтверждение и в ходедопроса свидетелей.

Так свидетель П.Т.Т. суду показала, что с истцами проживает по-соседству с 1967 года. Ейизвестно, что домовладение, расположенное по адресу: город Иркутск, улица К.,102, принадлежит истцам на праве общей совместной собственности. О том, что потерритории принадлежащего истцам земельного участка проходят кранные линии, ейничего неизвестно. Её земельный участок, прилегающий к спорному, вустановленном законом порядке узаконен об обременениях на земельные участки,расположенные по улице К. ей ничего неизвестно.

Свидетель К.А.И., допрошенный в судебном заседании показал, что он проживает по-соседству систцами, знаком с ними много лет. Ему со слов истцов известно об отказеадминистрации предоставить им в собственность земельный участок по адресу:город Иркутск, улица К., 102. Свидетель полагает, что данный отказ незаконен инеобоснован, поскольку ему, как непосредственному соседу (проживает по адресу:город Иркутск, улица К., 102 «А») ни о каких кранных линиях неизвестно. Егоземельный участок оформлен в собственность.

Представительответчика администрации города Иркутска – Покорский А.С., действующий наосновании доверенности, возражая против удовлетворения исковых требований, судупояснил, что в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красныелинии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновьобразуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков,на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числелинейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги,железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).На основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ спорный земельный участок площадью 1104кв.м. не подлежит приватизации, поскольку находится в границах красных линий,проектируемой зоны городского общественного транспорта согласно проектадетальной планировки Куйбышевского района Правобережного округа г.Иркутска, чтоподтверждается ситуационным планом. Таким образом, истцам законно и обоснованноотказано в предоставлении спорного земельного участка за плату в собственность.

Вместе с тем,представитель ответчика Администрации города Иркутска, возражая против доводовиска, подтвердил, что границы красных линий, планируемые на спорном земельномучастке, на сегодняшний день не утверждены, существуют в виде ситуационногоплана. Не были они утверждены и на день выдачи истцам отказа в приватизацииспорного земельного участка.

Изпредставленной копии ситуационного плана в пределах спорного земельного участкав Куйбышевском районе г.Иркутска по ул. К., 102, усматривается, что планируемыекрасные линии действительно предположительно будут проходить через земельныйучасток истцов.

В соответствиисо ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства,определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела,установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношениясторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли искудовлетворению.

Частью 1 статьи254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в судерешение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин,организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядкеподчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, кдолжностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласноположениям статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспариваниирешения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие)нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иномунормативному правовому акту.

Исходя иззаявленных требований и их оснований, суд применяет нормы Градостроительногокодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

В соответствии спунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии,которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые)границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которыхрасположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельныесооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другиеподобные сооружения (далее - линейные объекты).

Статьей 18Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план поселенийявляется одним из документов территориального планирования.

На основаниичасти 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральные планы включают всебя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительстваместного значения, в том числе:

1) объектовэлектро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения,городского округа;

2) автомобильныхдорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вграницах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городскогоокруга;

3) иныхобъектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органовместного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.

Согласно статье23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генеральныхпланов поселений, генеральных планов городских округов (далее также -генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений,городских округов.

Порядокподготовки и утверждения генерального плана городского округа регламентируетсяположениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числевнесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительныморганом местного самоуправления поселения, представительным органом местногосамоуправления городского округа (часть 1 статьи). Решение о подготовке проектагенерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении вгенеральный план изменений принимаются соответственно главой местнойадминистрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть2 статьи). Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основаниирезультатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями техническихрегламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований,положений о территориальном планировании, содержащихся в схемахтерриториального планирования Российской Федерации, схемах территориальногопланирования субъектов Российской Федерации, схемах территориальногопланирования муниципальных районов (при подготовке генерального планапоселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительногопроектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, атакже с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи).Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, еслиих права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результатеутверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебномпорядке (часть 15 статьи).

Пунктом 4 статьи28 Земельного кодекса РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлениив собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным закономзапрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель длягосударственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие всобственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативномуправлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках,находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаютправа на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иноене установлено федеральными законами, исключительное право на приватизациюземельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеютграждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и наусловиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пункт 12 статьи85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки общегопользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами,набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другимиобъектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и неподлежат приватизации.

Как следует изпункта 2 статьи 28 и пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации(в редакции Федерального закона от хх июля 2007 г. N 212-ФЗ) исполнительныйорган государственной власти или орган местного самоуправления принимаетрешение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно вслучаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральнымизаконами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 56 ГПК РФпредусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, накоторые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иноене предусмотрено федеральным законом.

Оцениваяпредставленные доказательства и пояснения сторон, применяя вышеназванные нормыправа, суд приходит к выводу, что в 2009 году, на момент формирования спорногоземельного участка площадью 1104 кв.м. и выдачи истцам отказа в егоприватизации, Генеральный план г.Иркутска не содержал сведений о планируемыхкрасных линиях, проходящих через спорный земельный участок. До настоящеговремени в установленном порядке изменения в Генеральном плане относительно красныхлиний, проходящих через спорный земельный участок, не утверждены, следовательнодоводы ответчика о наличии красных линий своего подтверждения в ходе судебногоразбирательства не нашли. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом,Генеральный план не предусматривал наличие красные линии, а оснований длявозможности отказа, вытекающих из норм пункта 4 статьи 28 Земельного кодексаРФ, суду не представлено. При таких обстоятельствах суд считает, что истцам немогло быть отказано в предоставлении спорного земельного участка площадью 1104кв.м. в собственность за плату. Следовательно, решение администрации г.Иркутскаоб отказе в предоставлении земельного участка в собственность истцамнеобоснованно и незаконно.

По мнению суда,несостоятельна ссылка ответчика на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ,поскольку названная норма права не допускает приватизации земельных участковобщего пользования уже занятых объектами общего пользования. В настоящемслучае, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке неимеется, на нем расположен объект недвижимости, право собственности на которыйв установленном законом порядке зарегистрирован за истцами, а красные линииявляются планируемыми.

При такихобстоятельствах суд приходит к выводу, что решение администрации городаИркутска от хх апреля 2010 года № 70-5834/10 об отказе в предоставленииземельного участка в собственность Алешину В.А. и Алешиной Т.Д. незаконно, аследовательно, исковые требования истцов в этой части подлежат удовлетворению.

Поскольку судомустановлено отсутствие оснований для отказа в предоставлении истцам спорногоземельного участка, то на ответчика -Администрацию города Иркутска, как лицо, вчью компетенцию входит принятие решения о предоставлении земельного участка всобственность, должна быть возложена обязанность принять решение опредоставлении земельного участка, общей площадью 1104 кв.м., расположенного поадресу: город Иркутск, улица К., 102, за плату в собственность Алешину В.А. ИАлешиной Т.Д., то есть по устранению нарушений прав истцов в полном объеме.

Кроме того,истица Алешина Т.Д. просила суд взыскать с ответчика – администрации городаИркутска, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей запредставительство в суде, в обоснование заявленных требований ею представленподлинный договор на оказание юридических услуг от xx.06.2010 года, а такжерасписка Распутиной Л.П. (представителя истцов по доверенности) от xx.06.2010года на указанную сумму.

В соответствии стребованиями статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решениесуда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы наоплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд с учетомхарактера спора, объема оказанной юридической помощи, с учетом принципаразумности, полагает возможным удовлетворить исковые требования Алешиной Т.Д. овзыскании расходов на оплату услуг представителя частично, и взыскать сответчика в пользу истца Алешиной Т.Д. расходы на оплату услуг представителя вразмере 10 000 рублей.

На основанииизложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуальногокодекса Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

Исковыетребования Алешина В. А. удовлетворить в полном объеме.

Исковые требованияАлешиной Т. Д. удовлетворить частично.

Признатьнезаконным решение Администрации города Иркутска от xx.04.2010 года №70-5834/10 об отказе в предоставлении земельного участка в собственностьАлешина В.А., Алешиной Т.Д.

ОбязатьАдминистрацию города Иркутска в течение месяца со дня вступления решения взаконную силу принять решение о предоставлении земельного участка, общейплощадью 1104 кв.м., кадастровый номер ххххх, расположенного по адресу:г.Иркутска, улица К., 102; за плату в собственность Алешину В. А. , Алешиной Т.Д. , под эксплуатацию индивидуального жилого дома.

Взыскать садминистрации города Иркутска в пользу Алешиной Т. Д. расходы по оплате услугпредставителя в размере 10 000 рублей.

В остальнойчасти исковых требований о взыскании расходов по оплате услуг представителяАлешиной Т. Д. отказать.

Решение можетбыть обжаловано в Иркутский облсуд через Куйбышевский райсуд города Иркутска втечение 10 дней.

 

Председательствующий:

Е.Ю.Зубкова