РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск | 15 сентября 2010 года |
Куйбышевскийрайонный суд г. Иркутска в составе:
председательствующегосудьи Алсыковой Т.Д.,
при секретареМохове А.А.,
с участием:представителя истца Зотова Дмитрия Сергеевича, по доверенности от хх июля 2010года,
рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело №2-1848/2010 по иску ЧерепановойЕ. Ю. к Администрации г. Иркутска о признании отказа в передаче имущества всобственность незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Черепанова Е.Ю.обратилась в суд с иском, указав в обоснование своих требований, чтоПостановлением мэра г. Иркутска №ххххх от хх декабря 2006 года Зарубиной Л.В.был предоставлен земельный участок для строительства и дальнейшей эксплуатациииндивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями вКуйбышевском районе г. Иркутска по ул. К.. Во исполнение названогопостановления между Зарубиной Л.В. и Администрацией г.Иркутска хх мая 2007 годазаключен договор №ххххх аренды земельного участка, площадью 600 кв.м.,расположенного по адресу: Иркутск, Куйбышевский район, ул. К., кадастровыйномер ххххх. В соответствии с договором от хх июня 2009 года Зарубина Л.В.переуступила ей, Черепановой Е.Ю., право аренды вышеуказанного земельногоучастка. Во исполнение п. 1.5 Договора аренды истцом на земельном участкевозведен жилой дом, общей площадью 15,3 кв.м., с кадастровым номером ххххх, чтоподтверждается свидетельством о государственной регистрации. Реализуя своеправо на приобретение земельного участка в собственность в порядкеприватизации, как указывает истец, в мае 2010 года она обратилась вадминистрацию г. Иркутска с соответствующим заявлением. Однако, письмомответчика от хх июня 2010 года ей отказано в удовлетворении заявления, соссылкой на расположение спорного земельного участка в границах красных линий, апоэтому данный земельный участок не может быть предоставлен в собственность.Для уточнения изложенной информации, как указывает истец, она обратилась вДепартамент градостроительства и архитектуры г. Иркутска, согласно письмууказанного органа от хх июля 2010 года «красные линии в составе проектапланировки предместья Марата в установленном законодательством порядке неутверждены». В этой связи, Черепанова Е.Ю. просит суд признать отказ Администрациигорода Иркутска, оформленный письмом от хх июня 2010 года в предоставлении всобственность Черепановой Е.Ю. земельного участка общей площадью 600 кв.м., скадастровым номером ххххх под эксплуатацию жилого дома сослужебно-хозяйственными строениями, расположенного по адресу: г. Иркутск,Куйбышевский район, ул. К., дом 100/3, незаконным.
Истец ЧерепановаЕ.Ю., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, в суд неявилась, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, сучастием ее представителя Зотова Д.С. На основании части 5 статьи 167 ГПК РФсуд рассмотрел данное дело в отсутствие истца.
В судебномзаседании представитель истца Зотов Д.С., действующий на основании доверенностиот хх июля 2010 года, иск поддержал, настаивал на его удовлетворении.
ОтветчикАдминистрация г. Иркутска, будучи надлежаще извещена о времени и местесудебного заседания, в суд своего представителя не направила. В нарушениетребований части 1 статьи 167 ГПК РФ ответчик не известил суд о причинах неявкии не представил письменные доказательства уважительности этих причин, заявленийс просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало. Наосновании части 4 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел данное дело в отсутствиеответчика.
Суд, выслушавобъяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, считаетисковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствиисо статьей 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства,определяет какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какиеобстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон долженбыть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Статья 2Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.
Согласно части 1статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение,действие (бездействие) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин,организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядкеподчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, кдолжностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии спунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющиев собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении илиоперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельныхучастках, находящихся в государственной или муниципальной собственности,приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право наприватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельныхучастков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений,сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами впорядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральнымизаконами.
Пункт 5 статьи36 Земельного кодекса РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участокграждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместнообращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местногосамоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением оприобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельныйучасток, устанавливается федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органыгосударственной власти или органы местного самоуправления не вправе требоватьот заявителя предоставление дополнительных документов, за исключениемдокументов, предусмотренных указанным перечнем.
Как следует изпункта 2 статьи 28 и пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерацииисполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправленияпринимает решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданбесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации,федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствиисо статьей 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется всоответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельныеучастки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться вчастную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренныхгражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям,ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, заисключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельныеучастки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемыхприродных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихсябиогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды,автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары,водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению всоответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствиис настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной илимуниципальной собственности земельные участки в границах земель,зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное непредусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящимФедеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта,предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах,аэропортах или отведенные для их развития.
Земельный кодексРФ также предусматривает запрет приватизации земельных участков общегопользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами,набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другимиобъектами (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Судомустановлено, что Постановлением мэра г. Иркутска №ххххх от хх декабря 2006 годаЗарубиной Л.В. из земель поселений предоставлен земельный участок площадью 600кв.м. в аренду, сроком на 05 лет, для строительства и дальнейшей эксплуатациииндивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями вКуйбышевском районе г. Иркутска, по ул. К.. хх мая 2007 года междуАдминистрацией города Иркутска и Зарубиной Л.В. заключен договор арендыземельного участка №ххххх от хх мая 2007 года, зарегистрированный в УправленииФедеральной регистрационной службы по Иркутской области хх августа 2007 года. Всоответствии с указанным договором аренды Зарубиной Л.В. передан в аренду заплату во временное владение и пользование земельный участок, расположенный поадресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. К., кадастровый номер ххххх,площадью 600 кв.м. из земель населенных пунктов, сроком с хх декабря 2006 годапо хх декабря 2011 года. По договору переуступки права аренды земельногоучастка от хх июня 2009 года, зарегистрированному в Управлении Федеральнойрегистрационной службы по Иркутской области хх июня 2009 года, заключенногомежду Зарубиной Л.В. и Черепановой Е.Ю., Зарубина Л.В. передала ЧерепановойЕ.Ю. права и обязанности по договору аренды земельного участка №ххххх от хх мая2007 года. Данные обстоятельства объективно подтверждаются Постановлением мэраг. Иркутска №ххххх от хх декабря 2006 года, Договором аренды земельного участка№ххххх от хх мая 2007 года, передаточным актом от хх декабря 2006 года, выпискойиз государственного земельного участка №ххххх от хх апреля 2007 года, договоромпереуступки права аренды земельного участка от хх июня 2009 года.
Из техническогопаспорта, составленного по состоянию на хх ноября 2009 года, кадастровогопаспорта здания от хх марта 2010 года, свидетельства ххххх о государственнойрегистрации права от хх марта 2010 года усматривается, что Черепановой Е.Ю. навышеуказанном земельном участке возведен жилой дом, общей площадью 15,3 кв.м.Объекту недвижимости присвоен адрес: г. Иркутск, ул. К., дом 100/3. ВУправлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области хх марта2010 за Черепановой Е.Ю. зарегистрировано право собственности на вышеуказанныйжилой дом.
Из письмаКомитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от ххиюня 2010 года видно, что Черепанова Е.Ю. обратилась к ответчику с заявлением опредоставлении в собственность земельного участка, расположенного вКуйбышевском районе г. Иркутска по ул. К., 100/3, под эксплуатацию жилого домасо служебно-хозяйственными строениями. Однако ей отказано в ее просьбе, соссылкой на расположение испрашиваемого земельного участка в границах красныхлиний, которыми обозначаются земли общего пользования и которые в силу пункта12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пункта 8 статьи 28 ФЗ «О приватизациигосударственного и муниципального имущества» не подлежат приватизации.
Пункт 12 статьи85 ЗК РФ гласит, что земельные участки общего пользования, занятые площадями,улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами,водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в составразличных территориальных зон и не подлежат приватизации. То есть данная нормане допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятыхплощадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами ит.д.
В соответствии спунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии,которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые)границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которыхрасположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельныесооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другиеподобные сооружения (далее - линейные объекты).
Под территориямитерритории общего пользования в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодексаРФ понимаются - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченныйкруг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В судебномзаседании представитель истца пояснил, что каких-либо объектов общегопользования на спорном земельном участке не имеется.
В нарушениетребований статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства,опровергающие данные доводы представителя истца.
Более того, всудебном заседании достоверно установлено, что в настоящее время на территорииг. Иркутска действует генеральный план города Иркутска 2007 года, при этомновые проекты планировки территории не утверждены. Данное обстоятельствоответчиком также не опровергнуто.
Как следует изстатей 24, 42 и 45 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектовпланирования территории основываются на документах территориальногопланирования субъекта Российской Федерации, документах территориальногопланирования муниципального образования, к которым, в частности, относитсяГенеральный план города.
Аналогичнымобразом урегулирован данный вопрос в пункте 20 статьи 14 ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии скоторым, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования изастройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселениядокументации по планировке территории, выдача разрешений на строительство,разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства,реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительногопроектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путемвыкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд,осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относятсяк вопросам местного значения поселения.
Согласно статье2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»,утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РоссийскойФедерации градостроительная документация, в том числе генеральные планыгородских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действиеГрадостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования изастройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований(градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальныхобразований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексуРоссийской Федерации.
В соответствиисо статьей 9 вышеназванного закона Градостроительный кодекс РоссийскойФедерации применяется к отношениям по территориальному планированию,градостроительному зонированию, планировке территорий,архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкцииобъектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. Куказанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительногокодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерацииприменяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его вдействие.
Принимая вовнимание вышеперечисленные нормы права и установленные судом юридическизначимые обстоятельства по данному делу, суд приходит к выводу о том, чтоприменение проекта детальной планировки Куйбышевского района Правобережногоокруга г. Иркутска, в условиях действующего генерального плана города Иркутска2007 года противоречит положениям действующего Градостроительного кодекса РФ,поскольку в соответствии с указанным кодексом документы по планировкетерритории утверждаются на основе генеральных планов поселения. Следовательно,с утверждением генерального плана г. Иркутска 2007 года вновь возниклиотношения, связанные с планировкой территории и поэтому к даннымправоотношениям подлежит применению действующий Градостроительный кодекс РФ, втом числе его положения о порядке подготовки и утверждения документации попланировке территорий.
Таким образом,учитывая изложенное, оценив относимость, допустимость и достоверность каждогодоказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связьдоказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требованияЧерепановой Е.Ю. о признании незаконным отказ Администрации города Иркутска,оформленного письмом от хх июня 2010 года в предоставлении в собственностьЧерепановой Е. Ю. земельного участка общей площадью 600 кв.м., с кадастровымномером ххххх под эксплуатацию жилого дома со служебно-хозяйственнымистроениями, расположенного по адресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. К.,дом 100/3, следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению,поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что испрашиваемыйЧерепановой Е.Ю. земельный участок, не относится к землям общего пользования,не относится он и к земельным участкам, зарезервированным для государственныхили муниципальных нужд.
На основанииизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ЧерепановойЕ. Ю. удовлетворить.
Признать отказАдминистрации города Иркутска, оформленного письмом от хх июня 2010 года впредоставлении в собственность Черепановой Е. Ю. земельного участка общейплощадью 600 кв.м., с кадастровым номером ххххх под эксплуатацию жилого дома сослужебно-хозяйственными строениями, расположенного по адресу: г. Иркутск,Куйбышевский район, ул. К., дом 100/3, незаконным.
Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутскав течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: | Т.Д. Алсыкова |