РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2010 года | г.Иркутск |
Куйбышевскийрайонный суд г.Иркутска в составе:
председательствующегосудьи Алсыковой Т.Д.,
при секретареМохове А.А.,
с участием:истца Нефедьевой Ж. А. , представителей ответчиков Большешаповой М. В. ,Ипатовой Е. Ю. , Вокиной М. В. ,
рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-1692\2010 по иску НефедьевойЖ. А. к Государственному учреждению – Иркутское региональное отделение Фондасоциального страхования РФ, Управлению министерства социального развития, опекии попечительства Иркутской области по Иркутскому району, Министерству финансовРоссийской Федерации о взыскании компенсации за проезд к месту лечения иобратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратиласьв суд с иском о взыскании с ГУ – Иркутское региональное отделение Фондасоциального страхования РФ в её пользу компенсацию за проезд до места лечения иобратно К. С.Е. и лиц, его сопровождавших в размере 67 617 рублей. Вобоснование иска сослалась на следующее. Её сын – К. С.Е., ххххх года рождения,в связи с пороком сердца является ребенком-инвалидом. С рождения состояние егоздоровья было тяжелым, он нуждался в высокотехнологичном лечении. Поскольку вг.Иркутске медицинская помощь такого уровня ему не может быть оказана, оннаблюдается в Новосибирском научно-исследовательском институте патологиикровообращения имени академика Мешалкина Е.Н. Для консультации и оперативноговмешательства в 2007, 2008 и 2009 годах она и её мама – К. Т.В., возили ребенкав названный институт на авиационном транспорте. Затраты на поездки в общейсложности составили 67 617 рублей. В ответ на её обращение xx.10.2009 годав Фонд социального страхования РФ с заявлением о компенсации проезда, письмомот xx.11.2009 года ей было в этом отказано со ссылкой на отсутствие правовыхоснований. Истец просит удовлетворить её иск, указывая, что возможности проездадо места лечения – в г.Новосибирск, железнодорожным транспортом ребенок неимеет, поскольку существует большой риск остаться надолго безвысококвалифицированной медицинской помощи.
В судебномзаседании истец Нефедьева Ж.А. иск поддержала, просила его удовлетворить.
Представительответчика ГУ – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхованияРФ по доверенности от xx.12.2009 года Большешапова М.В. иск не признала. Вписьменном возражении названный ответчик указал, что в 2007-2009 годахобеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получениегосударственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе,бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно,осуществлялось в пределах средств, предусмотренных федеральным законом офедеральном бюджете на соответствующий год и переданных Фонду социальногострахования РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 864 отxx.12.2004 года Фонд производил оплату транспортным организациям расходов попредоставлению проезда гражданам к месту лечения и обратно, в том числе,авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожногосообщения. Названным постановлением не предусмотрена возможность полученияденежной компенсации за проезд к месту лечения и обратно. В связи с чем,ответчик не был вправе выплачивать истцу названную компенсацию произведенныхрасходов за 2007 - 2009 годы, поскольку такое расходование федеральныхбюджетных средств являлось бы нецелевым. Кроме того, в соответствии сСоглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и ПравительствомИркутской области с xx.01.2010 года последнему переданы полномочия попредоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан изчисла ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в частипредоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортноелечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения иобратно Согласно п.2 ст.1 Соглашения от xx.12.2009 года федеральные полномочияосуществляются Министерством социального развития опеки и попечительстваИркутской области. В связи с чем, средства федерального бюджета в бюджете ГУ –Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на 2010 годне заложены.
Представительответчика Управление министерства социального развития опеки и попечительствапо социальному развитию по Иркутскому району по доверенности от xx.09.2010 годаИпатова Е.Ю. иск не признала, суду пояснила, что возмещение проезда к местулечения и обратно авиационным транспортом, осуществляется по стоимостипроездных документов на железнодорожном транспорте и только в связи собращениями граждан в 2010 году.
Представительответчика Министерство финансов РФ по доверенности от xx.01.2010 года ВокинаМ.В. иск не признала, в письменном возражении ответчик сослался на доводы,аналогичные доводам, изложенным ответчиком ГУ – Иркутское региональноеотделение Фонда социального страхования РФ.
Исследовавматериалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующемувыводу.
В соответствиисо ст.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ отxx.07.1999 года государственная социальная помощь оказывается в целях:поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одинокопроживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточногоминимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальнойподдержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечениявсеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Согласно ст. 4.1названного Федерального закона средства на осуществление переданных всоответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в видесубвенций из федерального бюджета (ч.2); субвенции зачисляются в установленномдля исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектовРоссийской Федерации (ч.4); средства на осуществление указанных в части 1настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованына другие цели (ч.5).
В соответствиисо ст.6.1 настоящего Федерального закона право на получение государственнойсоциальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе,дети-инвалиды.
Согласно п.2 ч.1ст.6.2 этого же Федерального закона в состав предоставляемого гражданам изчисла категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, наборасоциальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожномтранспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Припредоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане,имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на техже условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатныйпроезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородномтранспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Частью 5 ст.6.3настоящего Федерального закона предусмотрено, что порядок предоставлениягражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливаетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработкугосударственной политики и нормативное правовое регулирование в сферездравоохранения и социального развития.
Согласно Порядкупредоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от xx.12.2004 N 328, дляследования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожнымтранспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов ивагонов повышенной комфортности; авиационным транспортом (экономический класс);водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общегопользования) (п.4.2); Одновременно с получением в исполнительных органах Фондаили органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки гражданинобеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документовв поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями наприобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водномтранспорте (далее - именное направление) (п.4.3); Обеспечение в рамкахпредоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения иобратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам,предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации всфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортныеучреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, атакже к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основаниинаправления, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерствомздравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получениянаправления, выданного органом исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представительобращается в исполнительные органы Фонда или в органы социальной защитынаселения для обеспечения специальными талонами или именными направлениями направо получения бесплатных проездных документов. При следовании к месту леченияи обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именныенаправления на право бесплатного получения проездных документов выдаются накаждый вид транспорта (п.4.4); 4.5. Специальный талон на право бесплатногопроезда железнодорожным транспортом дальнего следования состоит из двух частей- талона и корешка талона. Талон включает данные, необходимые для оформленияпроездного документа (билета) на поезд дальнего следования, и подлежит строгомуучету. Именное направление на приобретение проездных документов на авиационном,автомобильном и водном транспорте включает данные, необходимые для оформлениябезденежного проездного документа на проезд авиационным, водным и автомобильнымтранспортом (п.4.5).
В силу п.4Постановления Правительства РФ от xx.12.2004 N 864 "О порядке финансовогообеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальнойпомощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставлениегосударственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам,подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, атакже вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненнымк ним категориям граждан", финансовое обеспечение расходов, связанных спредоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств,предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год (п.4); средства напредоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд намеждугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплатутранспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к местулечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамкахпредоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам,предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации всфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортныеучреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, атакже к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения впорядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:железнодорожный транспорт (поезда и вагоны всех категорий, за исключениемфирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьейкатегории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт(экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо приналичии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмыспинного мозга.
Вопросы,связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получениегосударственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для полученияими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета приналичии медицинских показаний, регулируются «Порядком направления гражданорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферездравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний»,утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФот xx.10.2005 года № 617.
В силу«Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ иПравительством Иркутской области осуществления части полномочий РФ попредоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям гражданиз числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи ввиде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показанийпутевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородномтранспорте к месту лечения и обратно» (далее – Соглашение), утвержденногораспоряжением Правительства РФ от xx.12.2009 года № 2100-р, полномочия пооказанию государственной социальной помощи, в том числе, в виде обеспечениябесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно,являются с xx.01.2010 года полномочиями Правительства Иркутской области.
Согласно п.1ст.5 Соглашения исполнение переданных Правительству Иркутской областифедеральных полномочий, указанных в ст.2 Соглашения, осуществляется за счетбюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Иркутскойобласти в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденнымиПравительством РФ.
Из анализа вышеприведенныхнорм Закона, нормативных правовых актов следует, что гражданин, имеющий правона получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда намеждугородном транспорте к месту лечения и обратно, реализует названное право вустановленном ими порядке без получения на проезд наличных денежных средств.
Судомустановлено, что К. С.Е., ххххх года рождения, является ребенком-инвалидом, чтообъективно подтверждается справкой серии МСЭ-2009 № ххххх.
В связи с этим,согласно справке УПФР в Иркутском районе Иркутской области от xx.06.2010 года,К. С.Е. получает ежемесячную денежную выплату, имеет право на бесплатный проездна пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспортек месту лечения и обратно с xx.01.2010 года по xx.12.2010 года.
Из ответаглавного врача МУЗ г.Иркутска «Городская детская поликлиника № 2» следует, чтоК. С.Е. находится под наблюдением в названном лечебном учреждении с xx.04.2007года, направлялся для оперативного лечения в ФГУ «Новосибирский научно-исследовательскийинститут патологии кровообращения имени академика Е.М.Мешалкина» в 2007-2009годах по заключениям врачебной комиссии городской детской поликлиники № 2 иМинистерства здравоохранения Иркутской области с разрешения Главного областногодетского кардиолога – профессора Брегель Л.В. Данный вид медицинской помощиотносится к первичному лечению. Оперативное лечение заболевания К. С.Е.соответствует высокой категории сложности и не выполняется вкардиохирругическом центре г.Иркутска.
По заключениюврачебной комиссии МУЗ г.Иркутска «Городская детская поликлиника № 2» отxx.03.2008 года, xx.03.2009 К. С.Е., стоящий на диспансерном учете уврача-кардиолога с указанным в нем диагнозом, по состоянию здоровья нуждается воказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно ответуглавного врача МУЗ «Городская Ивано-матренинская детская клиническая больница»от xx.09.2010 года, данного на основании регистрации историй выписных больныхза 2007 год, К. С.Е. находился на стационарном лечении в названном лечебномучреждении в период с ххххх года по xx.04.2007 года в отделении патологииноворожденных детей с диагнозом: «врожденный порок сердца: дефектмежжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, транспозициямагистральных сосудов, НК П ФК по NYHA». На основании функциональных методовисследования: ЭХО-КГ, ЭКГ, ЭХО-КГ в кардиохирургическом центре, ЭХО-КГ вдиагностическом центре, НСГ, консультаций узких специалистов: неонатолога,невролога, окулиста, кардиолога, заключения по консультации ребенкапрофессором, д.м.н, главным детским кардиологом Иркутской области Брегель Л.В.рекомендовано направление ребенка для консультации и дальнейшего оперативноголечения в «ФГУ Новосибирска научно-исследовательский институт патологиикровообращения имени академика Е.М.Мешалкина» к кардиохирургу Горбатых Ю.Н.,находящийся по адресу: г.Новосибирск, ул.Речкуновская, 15. Данное оперативноелечение, являвшееся для ребенка жизненно необходимым и относящееся к первичномувиду медицинской помощи, невозможно провести в лечебных учреждениях Иркутскойобласти.
Какусматривается из ответа заместителя министра здравоохранения Иркутской областиот xx.09.2010 года, Нефедьеву С.Е. в 2007-2009 годах были выданыталоны-направления на высотехнологичную медицинскую помощь в ФГУ «Новосибирскийнаучно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н.Мешалкина».
Названный фактподтверждается талонами-направлениями за 2007-2009 годы.
Таким образом,из представленных истцом доказательств, следует, что К. С.Е. в 2007, 2008, 2009годах как ребенок-инвалид по медицинским показаниям имел право на лечение в ФГУ«Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имениакадемика Е.Н. Мешалкина», расположенном в г.Новосибирск.
Следовательно,К. С.Е. и лицо, его сопровождающее, имели право на бесплатный проезд вуказанные периоды к месту лечения и обратно.
Установив данноеобстоятельство, а также факт произведенных расходов в сумме 67 617 рублей,что объективно подтверждается авиационными билетами на листах дела 24-32,справкой ОАО «Авиакомпания «Сибирь» от xx.09.2009 года, суд считает искподлежащим частичному удовлетворению.
При этом судсчитает, что довод ответчиков об отсутствии правовых оснований для компенсациипроизведенных истцом денежных затрат по проезду к месту лечения и обратно, онесоблюдении истцом порядка реализации названного права, не может быть принятво внимание, поскольку удовлетворение иска служит целям государственнойсоциальной помощи, установленным Федеральным законом «О государственнойсоциальной помощи» № 178-ФЗ от xx.07.1999 года, в данном случае – освобождениеребенка-инвалида и лиц, его сопровождающих от финансовых затрат по проезду кместу лечения и обратно.
Решение суда очастичном удовлетворении иска основано на пп. «б» п.4 ПостановленияПравительства РФ от xx.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечениярасходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виденабора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственнойсоциальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а такжевследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к нимкатегориям граждан", согласно которому право на бесплатный проездавиационным транспортом (экономический класс) предоставляется только приотсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе,ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. Поскольку указанныхоснований по настоящему делу судом не установлено, затраты, произведенныеистцом по проезду К. С.Е. и лиц, его сопровождавших в 2007-2009 годах, могутбыть компенсированы только в размере стоимости проезда в г.Новосибирскжелезнодорожным транспортом.
Как следует изсправки Восточно-Сибирского железнодорожного агентства Восточно-Сибирскогофилиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» от xx.09.2010 года, стоимостьпроезда взрослого пассажира скорым поездом по маршруту г.Иркутск-г.Новосибирски обратно за 2007-2009 годы составила в сумме 18 047 рублей 40 копеек,ребенка – 6 332 рублей 40 копеек.
Таким образом,иск подлежит удовлетворению в размере 24 379 рублей 80 копеек.Следовательно, в остальной части – 43 237 рублей 20 копеек, оставлению безудовлетворения.
Учитывая, чтофинансовое обеспечение действия Федерального закона «О государственнойсоциальной помощи» № 178-ФЗ от xx.07.1999 года является расходнымобязательством Российской Федерации, то обстоятельство, что в силу Соглашенияобеспечение названного Закона в указанной части с xx.01.2010 года являетсяполномочием Правительства Иркутской области и соответственно, целевые бюджетныесредства в бюджете ГУ – Иркутское региональное отделение Фонда социальногострахования РФ на 2010 год не предусмотрены, учитывая возникновение праваНефедьева С.Е. и лиц, его сопровождающих на бесплатный проезд к месту лечения иобратно – до возложения названных федеральных полномочий на ПравительствоИркутской области (в связи с чем, расход федеральных бюджетных средств пообеспечению бесплатного проезда К. С.Е. и лиц, его сопровождающих в указанныепериоды не мог быть учтен в размере субвенций на 2010 год), взыскание24 379 рублей 80 копеек подлежит из федерального бюджета РФ.
Исходя изизложенного, руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск НефедьевойЖ. А. удовлетворить частично.
Взыскать сМинистерства финансов Российской Федерации в пользу Нефедьевой Ж. А.компенсацию за проезд до места лечения и обратно К. С. Е. и лиц, егосопровождавших в размере 24 379 рублей 80 копеек.
В удовлетворениииска Нефедьевой Ж. А. о взыскании в её пользу с Министерства финансовРоссийской Федерации компенсации за проезд к месту лечения и обратно НефедьеваС. Е. и лиц, его сопровождавших в размере 43 237 рублей 20 копеек, отказать.
В удовлетворениииска Нефедьевой Ж. А. о взыскании в её пользу с Государственного учреждения –Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Управленияминистерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поИркутскому району компенсации за проезд к месту лечения и обратно Нефедьева С.Е. и лиц, его сопровождавших в размере 67 617 рублей, отказать.
Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный судг.Иркутска в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья | Т.Д.Алсыкова |