РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск | 09 ноября 2010 г. |
Куйбышевскийрайонный суд г. Иркутска Иркутской области в составе: председательствующегосудьи Прохорова А.В., при секретаре Кудреватых А.В., с участием истца НагиеваА.М., представителя истца Суббота В.В.,
рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-2045/2010 по иску Нагиева А.М. к администрации города Иркутска о признании права собственности насамовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Нагиев А.М.обратился в суд с иском, в котором указал, что в 1989 году он совместно сосвоей женой Нагиевой Н.П. самовольно без получения разрешения на строительствовыстроили жилой дом, общей площадью 29,4 кв.м., в том числе жилой площадью 17,5кв.м. с верандой, мансардой и навесом, расположенный на земельном участке поадресу: г. Иркутск, ул. К., 148-а.
xx.08.1989 г.Нагиевой Н.П. отделом коммунального хозяйства г. Иркутска был выдан паспортдомовладения. После получения паспорта в доме было произведено переустройство,в результате чего площади дома изменились. По данным МУП БТИ г. Иркутска отxx.05.2010 г. установлено, что на земельном участке площадью 936 кв.м.,расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. К., 148-а, в 1989 году самовольновыстроен деревянный жилой дом с мансардной надстройкой общей жилой площадью43,1 кв.м., из них жилой площадью 19,4 кв.м. Также на земельном участкерасположены надворные постройки. Технический паспорт выдан на имя Нагиевой Н.П.
Как указываетзаявитель, данный дом был построен на их с Нагиевой Н.П. совместные денежныесредства при их личном участии. В строительстве дома им также помогал сынНагиев П.А. и брат заявителя Нагиев В.М. В этом жилом доме они с Нагиевой Н.П.стали постоянно проживать и вести совместное хозяйство. xx.10.1993 годаНагиевой Н.П. была выдан домовая книга, в которой был зарегистрирован братзаявителя.
Земельныйучасток, на котором выстроен данный дом, отведен под жилищное строительство изакреплен за выстроенным домом решением Исполнительного комитета Иркутскогогородского Совета депутатов трудящихся № ххххх от xx.05.1990 г.
xx.07.2004 г.Нагиева Н.П. умерла. После её смерти и по настоящее время он проживает вуказанном доме, следит за его техническим состоянием, оплачивает всенеобходимые платежи: земельный налог и платежи за водоснабжение иэлектроэнергию. В наследство после смерти жены он не вступал, так как полагал,что это их общее совместное имущество.
Таким образом,поскольку самовольная постройка выстроена на земельном участке, специальноотведенном для жилищного строительства, не нарушает права и охраняемые закономинтересы других лиц, истец просит признать за ним право собственности науказанную самовольную постройку - одноэтажный деревянный жилой дом, общейплощадью 43,1 кв.м., в том числе жилой площадью 19,4 кв.м., по адресу: городИркутск, улица К., дом 148-а.
В судебномзаседании истец Нагиев А.М. и его представитель Суббота В.В., действующий наосновании доверенности от xx.05.2010 г., исковые требования поддержали в полномобъеме и просили суд их удовлетворить.
Представительответчика - администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, овремени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возраженийотносительно исковых требовании суду не представил, представил заявление спросьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Привлеченныйистцом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требованийотносительно предмета спора, Нагиев В.М., будучи надлежащим образом извещен о местеи времени судебного разбирательства в суд не явился, представив заявление спросьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, всоответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ рассмотрел данное дело в отсутствиенеявившихся лиц.
Заслушавобъяснения истца, допросив свидетеля, исследовав и оценив представленныеписьменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства,имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определивхарактер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд приходитк выводу об удовлетворении исковых требований Нагиева А.М.
В судебномзаседании установлено, что на земельном участке по адресу: г. Иркутск, улицаК., 148-а, расположен одноэтажный брусчатый жилой дом с мансардой общей площадью43,1 кв.м., в том числе жилой – 19,4 кв.м., 1989 года постройки, являющийсясамовольной постройкой. Пользователем дома указана Нагиева Н. П. .
Данноеобстоятельство сторонами не оспаривалось и объективно подтверждается сообщениемМУП БТИ г. Иркутска от xx.06.2010 г. № ххххх, техническим паспортом,составленным ОГУП «ОЦТИ – Федеральное БТИ» по состоянию на хх мая 2010 г., атакже заключением ОГУП «ОЦТИ – Федеральное БТИ», составленным хх июня 2010 г.,из которого, кроме того, следует, что на земельном участке по данному адресуимеются надворные постройки: баня, уборная, навес, ограждения. Сведений оналичии арестов и запрещений на данный жилой дом не имеется.
В соответствии стребованиями части 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилойдом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное наземельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленномзаконом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на этонеобходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм иправил.
В силу части 3статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может бытьпризнано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленномзаконом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении,постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, гдеосуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не можетбыть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права иохраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровьюграждан.
В соответствиисо ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицамземельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности, осуществляется на основании решения исполнительных органовгосударственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правомпредоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии спунктом 9.1. статьи 3 ФЗ от хх октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставленгражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации дляведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства,индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на правепожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования,этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельныйучасток, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным закономтакой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если вакте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющихправо гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения вдействие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищногостроительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельныйучасток, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участоксчитается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
Поддерживаяисковые требования в судебном заседании, истец Нагиев А.М. дал поясненияаналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, указав, чтосамовольная постройка по адресу: г. Иркутск, ул. К., 148-а, выстроена в 1989году им и его женой Нагиевой Н.П. в период брака на их общие совместныесредства и собственными силами. Пользователем дома была указана его жена, наимя которой в 1989 году и был выдан паспорт домовладения. xx.07.2004 г. егожена умерла, а он после смерти остался проживать в этом доме, следить за еготехническим состоянием, оплачивать необходимые платежи. Земельный участок, накотором выстроен дом, отведен под жилые застройки. Также истец указал, чтоуказанный дом, как самовольная постройка не нарушает прав и законных интересовиных лиц не представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, посколькусоответствует строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим ипротивопожарным нормам. В подтверждение доводов искового заявления истецссылался на следующие доказательства:
Так, допрошенныйв судебном заседании в качестве свидетеля Н. П.А. суду показал, что являетсясыном истца и поэтому ему достоверно известно, что жилой дом по адресу: г.Иркутск, ул. К., 148-а, был выстроен его родителями Нагиевым А.М. и НагиевойН.П. в период брака. Он (свидетель) также помогал родителям в строительстведома. После смерти матери, отец – Нагиев А.М. остался проживать в этом доме,следить за его состоянием. Вместе с ним также проживает и его брат – НагиевВ.М. По мнению свидетеля, дом соответствует всем предъявляемым требованиям ипригоден для проживания. Никаких споров по поводу земельного участка или дома уистца нет. Он сам никаких требований на дом предъявлять не намерен.
У суда нетоснований сомневаться в правильности показаний данного свидетеля, поскольку неустановлено какой-либо его прямой или косвенной личной заинтересованности висходе дела, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачузаведомо ложных показаний, а, кроме того, его показания подтверждаются инымидоказательствами по делу.
Из свидетельствао заключении брака серии ххххх от xx.05.1968 г. следует, что брак междуНагиевым А.М. и Нагиевой Н.П. зарегистрирован хх мая 1968 г.
Согласнопаспорту домовладения по адресу: г. Иркутск, ул. К., 148-а, выданномуxx.08.1989 г. Отделом коммунального хозяйства г. Иркутска, дом являетсясамовольной застройкой, пользователем указана Нагиева Н. П. .
Представленнаясуду поквартирная карточка на жилое помещение по адресу: г. Иркутск, ул. К.,148-а, также свидетельствует о том, что пользователем дома являлась НагиеваН.П., которая не была зарегистрирована по этому адресу. По справке паспортногостола Нагиева Н.П. до своей смерти была зарегистрирована по адресу:(персональные данные исключены). Вместе с ней были зарегистрированы изарегистрированы в настоящее время муж Нагиев А.М., сын Нагиев П.А. и внукНагиев С.С.
Согласноархивной выписке, представленной Государственным архивом Иркутской области отxx.05.2010 г. № ххххх, решением Исполкома Иркутского городского Совета от ххмая 1990 года № ххххх «О правовой регистрации строений» признано, что жилойзастройкой на земельных участках в городе Иркутске, в том числе по ул. К., ненарушена общая планировка, а также нормы пожарной безопасности, в связи с чемрешено закрепить земельные участки ранее выстроенных домов по указанным улицами обязать Бюро технической инвентаризации произвести регистрацию права собственности.
Представленныесуду копии платежных документов – квитанций за период с 2008 года по настоящеевремя свидетельствуют об оплате истцом земельного налога и платежей заэлектроэнергию в указанный период.
Согласноуведомлению от хх августа 2010 г. в Едином государственном реестре прав нанедвижимое имущество и сделок ним отсутствует информация о зарегистрированныхправах Нагиева А.М.
Исходя извышеприведенных норм права и оценивая в совокупности исследованныедоказательства, суд считает достоверно установленным то, что в период бракаНагиева Н.П. и Нагиев А.М. на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. К.,148-а, самовольно выстроили одноэтажного брусчатый жилой дом, общей площадью43,1 кв.м., в том числе жилой – 19,4 кв.м., пользователем дома была указанаНагиева Н.П. В соответствии со ст. 34 СК РФ, устанавливающей, что имущество,нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, данноеимущество могло быть признано общей совместной собственностью супругов.Решением органа местного самоуправления от xx.05.1990 г. № ххххх было разрешеносохранение данной самовольной постройки и предоставлена возможность регистрацииправа собственности в установленном порядке. Однако, не осуществив регистрациюправа собственности на дом, Нагиева Н.П. умерла. После смерти Нагиевой Н.П.истец продолжил пользоваться домом и земельным участком, на котором расположендом, с учетом его разрешенного использования – под выстроенный жилой дом инадворные постройки и, тем самым, принял право владения данным участком. Органыместного самоуправления такое право истца не оспаривали. В настоящее времяземельный участок используется истцом в соответствии с его назначением ицелевым использованием, истец оплачивает земельный налог.
По общемуправилу, предусмотренному ст. 1112 ГК РФ, указанное имущество не может входитьи в состав наследства, поскольку на день открытия наследства, жилой дом непринадлежал наследодателю в установленном законом порядке.
Вместе с тем,поскольку судом установлено, что Нагиев А.М. также вкладывал в строительствосамовольной постройки свои средства и свой труд, а после смерти жены принялправо владения земельным участком, на котором расположен дом, на тех жеусловиях, на которых владела им Нагиева Н.П., суд полагает возможным признатьза истцом право собственности на данную самовольную постройку при условии, чтосохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые закономинтересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии стребованиями статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, неявляющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдатьпри использовании земельных участков требования градостроительных регламентов,строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иныхправил, нормативов.
Согласнотребованиям статьи 3 Федерального закона от хх ноября 1995 г. №169-ФЗ «Обархитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объектадолжно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствиисо статьей 21 Федерального закона от хх декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарнойбезопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий,сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматриватьрешения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Согласно требованиямстатьи 34 названного Федерального закона следует, что одной из обязанностейграждан, в том числе и при строительстве жилого дома, является соблюдениетребований пожарной безопасности.
Согласно пункту2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве,реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидациижилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
Из сообщенияГосударственного пожарного надзора г. Иркутска от хх октября 2010 г. № хххххследует, что индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул.К., 148-а, соответствует требованиям пожарной безопасности.
По заключениюФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от хх октября 2010 г.за № ххххх следует, что размещение жилого дома с мансардой по адресу: г.Иркутск, ул. К., 148-а, на земельном участке, территория которого определенапод земли поселений, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическимправилам и нормам, предъявляемым к жилым зданиям и помещениям.
Согласнозаключению о техническом состоянии объекта домовладения по адресу: г. Иркутск,ул. К., 148-а, составленного ООО «ВСКБ им А.А. Якушева» хх сентября 2009 г.,указанный дом пригоден для постоянного использования по назначению, то есть вкачестве жилого дома, здание имеет 2 (нормальный) уровень ответственности. Конструктивныерешения отвечают требованиям СНиП, НПБ, СанПиН, обеспечивающим безопасность приэксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущих конструкций,представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей – необнаружено. Права и законные интересы других граждан не нарушаются.
Оценивая всовокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, чтоявляющийся самовольной постройкой жилой дом, по адресу: г. Иркутск, ул. К.,148-а, может быть сохранен, поскольку это не нарушает права и охраняемыезаконом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Даннаясамовольная постройка возведена без отступления от строительных,санитарно-технических и противопожарных норм.
Указанныеобстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимыхдоказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормамподтверждено представленными суду заключениями органов пожарного,санитарно-эпидемиологического контроля, а также организацией, имеющей допуск кработам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитальногостроительства. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ,ответчиком не представлено.
Таким образом,суд считает возможным признать за Нагиевым А.М. право собственности на даннуюсамовольную постройку.
На основанииизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковыетребования Нагиева А. М. удовлетворить.
Признать заНагиевым А. М. право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом,обозначенный под литерой А, общей площадью 43,1 кв.м., в том числе жилойплощадью 19,4 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: городИркутск, улица К., дом 148-а.
Решение можетбыть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд черезКуйбышевский районный суд города Иркутска лицами, участвующими в деле, втечение десяти дней.
Председательствующий: | А.В. Прохоров |