(1189) Решение по иску об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на жилой дом. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 декабря 2010года Куйбышевский районный суд г. Иркутска

в составепредседательствующего судьи Штрассер Н.П.

при секретареСтогней Т.В.,

с участием истцаЯкимова А.Ф., третьего лица на стороне истца Якимовой Г.Г., представителя истцаАндреевой Т.А.,

рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-2391/2010 по иску Якимова А.Ф. к Администрации г. Иркутска об установлении факта принятия наследства,признании права собственности на жилой дом,

 

УСТАНОВИЛ:

В Куйбышевскийрайонный суд г. Иркутска обратился Якимов А. Ф. с исковым заявлением кАдминистрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольноестроение. В обосновании своих требований истец указал, что его отец Якимов Ф.А. являлся собственником жилого бревенчатого дома общей площадью 38,5 кв.м., втом числе жилой 27 кв.м., расположенного по адресу г. Иркутск, предместьеМарата, Сталинский район, квартал хх, улица К., хх на основании договора куплипродажи от хх апреля 1946 года. Данный договор был заключен между его отцом иН. С. Н. . Земельный участок под строительство данного жилого дома былпредоставлен договором застройки от хх ноября 1937 года. хх июля 1986 года егоотец умер, мама Якимова М. Н. умерла хх ноября 1976 года. После смертиродителей он остался проживать в указанном жилом доме, следил за еготехническим состоянием, пользовался огородом, всеми надворными постройками,т.е. фактически вступил в права наследования им. В 1991 году жилой дом сгорел ив связи с этим он в 2008 году выстроил на его месте новый одноэтажный жилойбрусчатый дом общей площадью 27,6 кв.м., в том числе жилой 27,6 кв.м.Пользуется новым жилым домом, следит за его техническим состоянием,обрабатывает огород. Жилой дом возвел собственными силами и за счет своихденежных средств, что могут подтвердить свидетели. Однако, перед строительствомв установленном законом порядке им не был согласован проект жилого дома, приэтом жилой дом соответствует всем нормам и правилам. В связи с изложенным истецпросил суд признать право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом,общей площадью 27,6 кв.м., в том числе жилой 27,6 кв.м., расположенный поадресу г. Иркутск, ул. К., 62.

В ходе рассмотрениягражданского дела истец в соответствии со ст. 39 ГПК РФ дополнил исковыетребования и просил суд установить факт принятия им наследства, открывшегосяпосле смерти его отца Якимова Ф. А. в виде бревенчатого жилого дома площадью38,5 кв.м., в том числе жилой 27 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск,улица К., 62.

В судебномзаседании истец Якимов А.Ф. поддержал исковые требования с учетом дополнений:об установлении факта принятия наследства Якимовым А.Ф, открывшегося послесмерти его отца Якимова Ф.А. в виде бревенчатого жилого дома, площадью 38,5кв.м., в том числе жилой 27 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, улицаК., 62. Суду пояснил, что после смерти своего отца он к нотариусу за принятиемнаследства в виде жилого дома не обращался. Однако, он принял все меры посодержанию жилого дома, проживал в нем, следил за техническим состоянием,ремонтировал его. То есть фактически принял наследство в виде жилого дома.

Представительистца Андреева Т.А. действующая на основании доверенности от хх октября 2010года, в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска,настаивала на их удовлетворении.

Третье лицоЯкимова Г.Г. в судебном заседании с исковым заявлением Якимова А.Ф.согласилась, не возражала против признания прав собственности только за истцом.Суду пояснила, что в 1994 году зарегистрировала брак с Якимовым А.Ф., до этоговремени жили гражданским браком вместе с его родителями. Истец после смертиотца продолжал пользоваться домом, также в доме проживал его недееспособныйбрат А. , который страдал (персональные данные исключены) и не имел семьи.Сестра Евдокия жила отдельно и в наследство не вступала. Сын Евдокии убил своюмать и брата истца Якимова А.Ф. в 2003 году в один день. После пожара дома в1991 году по адресу: г. Иркутск, ул. К., 62 своими силами в 2008 году построилдом, в котором они живут в настоящее время вместе. Дом ни чьих прав и законныхинтересов не нарушает, не создает угрозу жизни и здоровью окружающих.

Представительответчика - Администрации г. Иркутска в судебное заседание, будучи извещеннымнадлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, возраженийотносительно исковых требований суду не представил, направив суду заявление спросьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, в соответствиис ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствиенеявившегося представителя ответчика.

Выслушавпояснения истца, представителя истца, третьего лица, исследовав письменныедоказательства, допросив свидетелей, суд полагает исковые требованияподлежащими удовлетворению полностью.

В силу ст. 264ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение илипрекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт принятиянаследства. Однако, учитывая требование ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливаетфакты, имеющие юридическое значение только при невозможности получениязаявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

В судебномзаседании установлено, что согласно договору купли продажи права застройки отхх апреля 1946 года Якимов Ф. А. купил у Н. С. Н. право застройки жилого домапо адресу г. Иркутск, предместье Марата, Сталинский район, квартал хх, улицаК., хх.

Согласнодоговору застройки от хх ноября 1937 года Н. С. Н. под застройку былпредоставлен земельный участок площадью ххх кв.м., расположенный по адресу: г.Иркутск, квартал № 69, жилой дом № 64 по улице К..

Из техническогопаспорта БТИ г. Иркутска составленного по состоянию на хх февраля 1987 годаусматривается, что собственником жилого дома площадью 38,5 кв.м., жилой – 27, 0кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, улица К., д. 62 являлся Якимов Ф.А. .

Согласно справкио соответствии адресов от хх июня 2009 года, выданной МУП БТИ г. Иркутска,индивидуальный одноэтажный жилой дом, общей площадью 38,5 кв.м., в том числежилой- 27,0 кв.м., с адресом г. Иркутск, улица К., 62, указанным в техническомпаспорте на жилой дом, составленном МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на ххфевраля 1987 года выстроен на земельном участке, указанном в договоре застройкиот хх ноября 1937 года с адресом: г. Иркутск, пр. Марата квартал № 69 под № 64по улице К.. В настоящее время адрес жилого дома: г. Иркутск, ул. К., 62.

Согласносвидетельству о смерти серии ххххх, выданного повторно хх ноября 1986 годаЯкимова М. Н. умерла хх ноября 1976 года.

Согласносвидетельству о смерти серии ххххх, выданного повторно хх ноября 1986 годаЯкимов Ф. А. умер хх июля 1986 года.

В соответствиисо ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащееему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии сзавещанием или законом.

В соответствиисо ст. 5, 6 ФЗ « О введении в действие части третьей ГК РФ», учитывая, чтоЯкимов Ф. А. умер хх июля 1986 года, при определении круга наследниковприменяется правила ст. 532 ГК РСФСР, в соответствии с которой при наследованиипо закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь- дети (в т.ч.усыновленные), супруг, родители.

Наследникикаждой последующей очереди призываются в наследованию по закону лишь приотсутствии наследников предшествующей очереди или при непринятии иминаследства, а также в случае, если все наследники предшествующей очереди лишенызавещателем права наследования.

В соответствиисо ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять.Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил вовладение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу поместу открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследствопризнается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Как установленов судебном заседании после смерти Якимова Ф. А. наследство, открывшееся послеего смерти, в виде жилого дома по ул. К., 62, фактически принял его сын -Якимов А. Ф. , который пользовался жилым домом, общей площадью 38, 5 кв.м., изних жилой- 27,0 кв.м. до 1991 года, т.е. до сноса жилого дома по причинеуничтожения его пожаром, земельным участком, расположенным по адресу: г.Иркутск, ул. К., 62 которым Якимов А. Ф. продолжает пользоваться по настоящеевремя.

Из поясненийистца Якимова А.Ф. следует, что кроме него в наследство никто не вступал, встроительстве нового дома участия не принимал.

Согласносвидетельству о смерти серии ххххх, выданного хх апреля 2003 года, брат истцаЯкимов А. Ф. умер хх апреля 2003 года.

Оценив,представленные доказательства, учитывая, что после смерти Якимова Ф.А.пользоваться принадлежащим ему домом стал его сын Якимов А. Ф. , которыйвступил во владение наследственным имуществом и принял меры по его сохранению,т.е. совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства,суд приходит к выводу, что требования Якимова А. Ф. об установлении фактапринятия наследства, открывшегося после смерти его отца Якимова Ф. А. в видежилого дома общей площадью 38, 5 кв.м., из них жилой- 27, 0 кв.м., по адресу: г.Иркутск, ул. К., 62 обоснованны и подлежат удовлетворению.

Как следует изсодержания искового заявления, жилой дом, общей площадью 38,5 кв.м., жилой-27,0 кв.м., по адресу г. Иркутск, ул. К., 62 был снесен истцом по причинеуничтожения его пожаром и на данном земельном участке был самовольно возведенновый жилой дом.

Самовольнойпостройкой согласно п.1,2, 3 статьи 222 ГК РФ является жилой дом, другоестроение, сооружение или иное недвижимое имущество созданное на земельномучастке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законном илииными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимыхразрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Лицо,осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а впредусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом,в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользованиикоторого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В соответствии сдоговором о праве застройки от хх ноября 1937 года, Н. С. Н. был предоставленземельный участок, расположенный в г. Иркутске в пр. Марата в квартале № хх поддом № хх по улице К., площадью ххх кв.м.

Согласно ст. 271ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужомземельном участке, к другому лицу, оно приобретает право пользованиясоответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме.

Таким образом,учитывая, что согласно договору купли продажи права застройки от хх апреля 1946года Якимов Андрей Ф. купил у Н. С. Н. жилой дом на указанном земельномучастке, а судом установлен факт принятия наследства Якимовым А. Ф. послесмерти его отца Якимова Ф. А. , состоящего из данного домовладения, тосоответственно к Якимову А. Ф. перешло и право пользования данным земельнымучастком.

Настаивая наудовлетворении исковых требований, истец Якимов А.Ф. суду пояснил, что послепожара дома в 1991 году он своими силами и на свои собственные денежныесредства возвел небольшой брусчатый одноэтажный жилой дом, общей площадью 27,6кв.м., в том числе и жилой 27,6 кв.м. Дом построил в пределах границ земельногоучастка, на старом месте сгоревшего дома, поэтому споров с соседямиотносительно границ земельного участка нет. Построенный дом соответствует всемтребованиям противопожарной безопасности, не нарушает ни чьих законных прав иинтересов, не создает угрозу жизни и здоровью окружающих.

Допрошенная всудебном заседании в качестве свидетеля К. Е.Л. показала, что знакома с истцомс конца 1960 – го года, когда ее сестра вышла за него замуж. В спорном домепроживал истец вместе со своими родителями. Сначала у него умерла мать, затемотец, истец продолжал проживать и пользоваться домом. В доме жила после смертиродителей только семья Якимовых. В 1991 году произошел пожар и дом сгорел,Якимова Г.Г. вместе с детьми переехала жить на ул. Напольная, а истец осталсяжить во временном строении по ул. К., хх и строить дом на месте сгоревшего. Домстроил своими силами и на свои собственные денежные средства.

Свидетель Г.Д.Н. суду показал, что с Якимовым А.Ф. знаком с детства, помогал ему впостройке нового дома в течение всего времени строительства. Свидетелюизвестно, что дом сгорел в 1991 году уже после смерти отца истца. Новый дом ничьих прав и законных интересов не нарушает, не создает угрозу жизни и здоровьюокружающих.

Из техническогопаспорта МУП «БТИ г. Иркутска», составленного по состоянию на хх октября 2009года усматривается, что по адресу г. Иркутск, улица К.. 62 в 2008 году возведенжилой дом площадью 27. 6 кв.м., пользователем указан Якимов Ф. А. .

Согласно справкео присвоении предварительного адреса объекту недвижимого имущества, составленнойМУП «БТИ г. Иркутска» хх декабря 2009 года № ххххх, жилому дому площадью 27,6кв.м. присвоен адрес: г. Иркутск, ул. К., 62.

Из заключенияМУП «БТИ г. Иркутск» от хх ноября 2009 года усматривается, что по данным МУПБТИ г. Иркутска застройщиком жилого дома расположенного по адресу г. Иркутск,ул. К.. 62, является Якимов Ф. А. на основании договора о праве застройки от ххапреля 1946 года, реестровый номер xxxx. На момент проведения текущейинвентаризации от хх октября 2009 года установлено, что бревенчатый жилой дом(литера А) в 1991 году сгорел. На его месте в 2008 году выстроен новый жилойбрусчатый дом. С верандой общей площадью 27, 6 кв.м., в том числе жилой 27, 6кв.м.

Согласнозаключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № xxxxxxxxxxxxxот хх ноября 2010 г., одноэтажный брусчатый жилой дом литера «А» по адресу г.Иркутск, ул. К., 62 соответствует государственным санитарно- эпидемиологическимправилам и нормам СанПиН.

Согласнозаключения ОГПН г. Иркутска от хх декабря 2010 года жилой дом по адресу г.Иркутск, ул. К., 62 соответствует требованиям пожарной безопасности.

Согласнозаключению ООО «Главстройпроекта» о техническом состоянии домовладения,расположенного по ул. К., 62 в г. Иркутске, спорный дом является пригодным дляпостоянного использования в качестве жилого дома. Конструктивные решенияотвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, обеспечивающих безопасность приэксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущих конструкций,представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей - необнаружено, права и законные интересы других граждан не нарушаются.

В соответствии сп. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может бытьпризнано за лицом, осуществившим самовольную постройку, если сохранениепостройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создаетугрозу жизни и здоровью граждан.

Исследованными всудебном заседании доказательствами, согласованиями компетентных органовподтверждено, что самовольная постройка не нарушает чьих- либо прав иохраняемых законом интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, иправо собственности на самовольное строение может быть признано в судебномпорядке.

Давая оценкупредставленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд считает,что исковые требования Якимова А. Ф. обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основанииизложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

Исковыетребования Якимова А. Ф. удовлетворить.

Установить фактпринятия Якимовым А. Ф. наследства, открывшегося после смерти отца Якимова Ф.А. в виде жилого дома общей площадью 38,5 кв.м., в том числе жилой 27, 0 кв.м.,расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. К., 62.

Признать заЯкимовым А. Ф. право собственности на жилой дом общей площадью 27,6 кв.м., втом числе жилой 27,6 кв.м., расположенный по адресу г. Иркутск, ул. К., 62.

Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней.

 

Судья