РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск | 15 декабря 2010 г. |
Куйбышевскийрайонный суд г. Иркутска Иркутской области в составе: председательствующегосудьи Прохорова А.В., при секретаре Кудреватых А.В., с участием истца БирюковойГ.В., представителя истца Юдиной А.В.,
рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-2088/2010 по иску КожемякинойА. В. , Бирюковой Г. В. , Бирюкова П. В. к администрации города Иркутска опризнании права общей долевой собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Кожемякина А.В.,Бирюкова Г.В. и Бирюков П.В. обратились в суд с иском, в котором с учетомпринятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, указалиследующее: собственниками одноэтажного, бревенчатого жилого дома, общейплощадью 66,3 кв.м., в том числе жилой 49,8 кв.м., расположенного по адресу: г.Иркутск, ул. К., 8, являются: Бирюкова Г.В., Бирюков А.В. (в настоящее времяКожемякина А.В.), Бирюков П.В. по 1/6 доле каждый на основании свидетельства оправе на наследство по закону от xx.02.1998 г. и К. В.Д. – 1/2 доли наосновании свидетельства о праве на наследство по закону от xx.12.1956 г.
К. В.Д. умерxx.11.2000 г., его правопреемником является В. М.А. фактически принявшаянаследство, которая свою часть дома сдает внаем.
По техническойинвентаризации xx.10.2007 г. выявлено, что к дому в 2003 году возведенбрусчатый жилой пристрой, вследствие чего полезная площадь дома составляет 86,6кв.м., в том числе жилая 68,6 кв.м.
Фактически жилойдом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. К., 8 разделен на двеизолированные части, одной из которых пользуется В. М.А. второй - истцы. Жилойбрусчатый пристрой возведен истцами собственными силами и на собственныесредства в 2003 году, в результате чего общая площадь части жилого дома, принадлежащаяистцам увеличилась на 20,3 кв.м.
Поскольку, какуказывают истцы, возведенный брусчатый пристрой, как и сам жилой дом построенна земельном участке, отведенном для застройки на основании договора о правезастройки от хх июня 1949 года, данный пристрой не нарушает права и охраняемыезаконом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан,поскольку соответствует необходимым строительным и санитарно-эпидемиологическимтребованиям и нормам, истцы просят признать за ними право собственности по 1/6доле за каждым на жилой дом, общей площадью 86,6 кв.м., в том числе жилой 68,6кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. К., 8.
В судебномзаседании истица Бирюкова Г.В., действующая в своих интересах, а также какпредставитель истца Кожемякиной А.В. по доверенности от хх мая 2009 г., ипредставитель истца Юдина А.В., действующая на основании доверенности от ххоктября 2010 г., исковые требования поддержали, настаивали на ихудовлетворении.
Истцы КожемякинаА.В., Бирюков П.В. в суд не явились, представив заявления о рассмотрении дела вих отсутствие.
Представительответчика администрации города Иркутска, будучи надлежаще извещен о времени иместе судебного заседания, в суд не явился, представив заявление с просьбой орассмотрении дела в его отсутствие. Возражений по существу исковых требованийне представил.
На основаниичасти 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел данное дело в отсутствие не явившихсялиц.
Третье лицо В.М.А., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства,в суд не явилась, о причинах своей неявки не сообщила и о рассмотрении дела веё отсутствие не просила, в связи с чем суд на основании части 3 статьи 167 ГПКРФ счел возможным рассмотреть денное дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав объясненияистца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в ихсовокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для делаустановлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон,какой закон должен быть применен, суд приходит к выводу об удовлетворенииисковых требований в полном объеме.
Так, в судебномзаседании установлено, что собственниками одноэтажного бревенчатого жилогодома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. К., 8, являются: Бирюкова Г. В., Бирюкова А. В. , Бирюков П. В. по 1/6 доли каждый на основании свидетельствао праве на наследство по закону от xx.02.1998 г. и К. В. Д. – 1/2 доли наосновании свидетельства о праве на наследство по закону от xx.12.1956 г.Полезная площадь дома составляла 66,3 кв.м., в том числе жилая – 49,8 кв.м.
В 2003 году кдому возведен жилой брусчатый пристрой, вследствие чего полезная площадь домасоставляет 86,6 кв.м., в том числе жиля – 68,6 кв.м.
Данноеобстоятельство сторонами не оспаривается и объективно подтверждаетсязаключением МУП БТИ г. Иркутска от xx.01.2008 г., а также техническимпаспортом, составленным МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на xx.10.2007 г.
Правособственности истцов на указанные доли дома также подтверждается свидетельствомо праве на наследство по закону от хх февраля 1998 г., согласно которомунаследниками имущества, оставшегося после смерти Бирюкова В. В. в виде 1/2 долиодного бревенчатого жилого дома с пристроем полезной площадью 66,3 кв.м., изних жилой площадью 49,8 кв.м. по адресу: г. Иркутск, ул. К. 8, квартал 11,являются по 1/3 доле каждый: его жена – Бирюкова Г. В. , его сын – Бирюков П.В. , его дочь – Бирюкова А. В. .
В соответствии стребованиями части 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом,другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное наземельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленномзаконом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на этонеобходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм иправил.
В силу части 3ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признаносудом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном закономпорядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении,постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, гдеосуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не можетбыть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права иохраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровьюграждан.
В соответствиисо ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицамземельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности, осуществляется на основании решения исполнительных органовгосударственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правомпредоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии спунктом 9.1. статьи 3 ФЗ от хх октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставленгражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации дляведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства,индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на правепожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования,этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельныйучасток, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным закономтакой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если вакте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих правогражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищногостроительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельныйучасток, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участоксчитается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
В соответствии спунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности наздание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другомулицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельногоучастка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для ихиспользования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.Аналогичные положения о единстве судьбы земельного участка и расположенного нанем строения содержала и статья 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего довведения в действия Земельного кодекса Российской Федерации.
Поддерживаяисковые требования в судебном заседании, истица Бирюкова Г.В. дала объяснения,аналогичные сведениям, изложенным в исковом заявлении.
В подтверждениедоводов искового заявления истцы ссылались на следующие доказательства:
Так, из договора№ 37 от хх июня 1949 о праве застройки следует, что Иркутский Городской ОтделКоммунального хозяйства предоставил Бирюкову В. С. земельный участок,расположенный по адресу: г. Иркутск, р-н. Марата, под № x по ул. К., в квартале№ 11 площадью 1020 кв.м. на праве застройки сроком на 50 лет.
Согласносообщению МУП БТИ г. Иркутска от xx.04.2009 г. № 6482, домовладение по адресу:г. Иркутск, ул. К., 8, первоначально принадлежало Бирюкову В. С. на основаниидоговора № 37 о праве застройки от xx.06.1949 года. Затем 1/2 доля перешла К.Д. Д. на основании договора дарения от xx.07.1955 года. Доля К. Д.Д. перешла К.В. Д. на основании свидетельства о праве наследования по закону от xx.12.1956г. Бирюков В.С. подарил 1/2 долю домовладения Бирюкову В. В. на основаниидоговора дарения от xx.02.1974 г. Доля Бирюкова В.В. перешла по 1/6 БирюковойГ.В., Бирюковой А.В. и Бирюкову П.В.
Бирюкова А.В.сменила фамилию на Кожемякину, что подтверждается свидетельством о заключениибрака от хх июня 2003 г.
Согласно справкео соответствии адресов, выданной МУП БТИ г. Иркутска xx.11.2010 г. одноэтажныйбревенчатый дом, общей площадью 86,6 кв.м., в том числе жилой площадью 68,6кв.м., инвентарный номер хх:ххх:ххх:ххххххххх, с адресом: г. Иркутск, ул. К.,8, указанным в техническом паспорте составленном по состоянию на xx.10.2007 г.выстроен на земельном участке, указанном в договоре № 37 от xx.06.1949 г. оправе застройки с адресом: г. Иркутск, р-н. Марата, под № 6 по ул. К., в кв.11.
Представленныесуду копии квитанций за период с 2006 года по настоящее время свидетельствуютоб оплате истцами налога на имущество в указанный период.
Оценивая всовокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что всудебном заседании достоверно установлено, что истцы Бирюкова Г.В., БирюковП.В. и Кожемякина А.В., являясь участниками долевой собственности на жилойбревенчатый дом общей площадью 66,3 кв.м., в том числе жилой – 49,8 кв.м., 1949года постройки, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. К., 8, без получения вустановленном законом порядке разрешения на строительство в 2003 годуосуществили строительство брусчатого жилого пристроя. В результате такогостроительства площади дома увеличились и стали составлять: общая 86,6 кв.м., втом числе жилая 68,6 кв.м., вследствие этого указанный жилой дом являетсясамовольной постройкой по признаку отсутствия разрешения на строительство частидома. При строительстве истцы использовали свои личные средства, свой личныйтруд.
Правоиспользования земельного участка, на котором расположена самовольная постройка,было предоставлено первоначальному собственнику дома на срок 50 лет, ипризнавалось органами местного самоуправления за последующими егособственниками, что косвенно подтверждается регистрацией перехода правасобственности на дом в БТИ. Это право на земельный участок перешло истицамвместе с правом собственности на расположенный на нем жилой дом в том жеобъеме, что и принадлежало предыдущим собственникам домовладения. В настоящеевремя истцы используют земельный участок в соответствии с его назначением.
Признание заистцами права собственности на самовольно возведенное строение по адресу: городИркутск, ул. К., 8, возможно при условии, что сохранение самовольной постройкине нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозужизни и здоровью граждан.
В соответствии стребованиями статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, неявляющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе соблюдать прииспользовании земельных участков требования градостроительных регламентов,строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иныхправил, нормативов.
Согласнотребованиям статьи 3 Федерального закона от хх ноября 1995 г. №169-ФЗ «Обархитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объектадолжно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствиисо статьей 21 Федерального закона от хх декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарнойбезопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий,сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматриватьрешения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Согласно требованиямстатьи 34 названного Федерального закона следует, что одной из обязанностейграждан, в том числе и при строительстве жилого дома, является соблюдениетребований пожарной безопасности.
Согласно пункту2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве,реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидациижилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
Из заключенияОтдела государственного пожарного надзора г. Иркутска от хх ноября 2010 г. №2-15-4666 следует, что жилой дом, расположенный по адресу: город Иркутск, улицаК., 8, соответствует требованиям пожарной безопасности.
По сообщениюФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № xx.02.16/2024 от ххмая 2009 г. жилой дом, расположенный по адресу: город Иркутск, ул. К., 8,соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам,предъявляемым к жилым зданиям и помещениям.
Согласнозаключению о техническом состоянии объекта недвижимости - домовладения,состоящего из одноэтажного жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. К., 8,составленного ООО «ВСКБ им А.А. Якушева» хх декабря 2010 г. следует, чтоуказанный дом пригоден для постоянного использования по назначению, то есть вкачестве жилого дома, здание имеет 2 (нормальный) уровень ответственности.Конструктивные решения отвечают требованиям СНиП, НПБ, СанПиН, обеспечивающимбезопасность при эксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущихконструкций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей– не обнаружено. Права и законные интересы других граждан не нарушаются.
Исходя извышеприведенных норм права и оценивая представленные суду доказательства поправилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что выстроенный на земельномучастке по адресу: г. Иркутск, ул. К., 8, одноэтажный жилой дом общей площадью86,6 кв.м. в том числе жилой площадью 68,6 кв.м., являющийся самовольнойпостройкой может быть сохранен, поскольку это не нарушает права и охраняемыезаконом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Даннаясамовольная постройка возведена без отступления от строительных,санитарно-технических и противопожарных норм.
Этиобстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимыхдоказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормамподтверждено представленными суду заключениями органов пожарного,санитарно-эпидемиологического контроля, а также организацией, имеющей допуск кработам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитальногостроительства. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ,ответчиком не представлено.
Закономопределены понятие и основания возникновения права общей собственности.
Так всоответствии со ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух илинескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество можетнаходиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников вправе собственности (долевая собственность) или без определения таких долей(совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой,за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместнойсобственности на это имущество. Общая собственность возникает при поступлении всобственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может бытьразделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежитразделу в силу закона.
Исходя из этихположений закона, учитывая также то, что согласно представленнымдоказательствам пользователями жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. К., дом8, являются истцы и третье лицо В. М.А., которая свою волю на признание за нейправа собственности на дом не выразила, а также исходя из требований статьи 39и статьи 196 ГПК РФ, в соответствии с которыми суд рассматривает дело позаявленным исковым требованиям, суд считает возможным признать за истцами правособственности на самовольную постройку – жилой дом расположенный по адресу:город Иркутск, улица К., дом 8, в указанных ими долях, то есть по 1/6 доле закаждым.
На основанииизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковыетребования Кожемякиной А. В. , Бирюковой Г. В. , Бирюкова П. В. удовлетворить.
Признать заБирюковой Г. В. право собственности на 1/6 доли в праве общей долевойсобственности на одноэтажный жилой дом общей площадью 86,6 кв.м. в том числежилой площадью 68,6 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: городИркутск, улица К., дом 8.
Признать заБирюковым П. В. право собственности на 1/6 доли в праве общей долевойсобственности на одноэтажный жилой дом общей площадью 86,6 кв.м. в том числежилой площадью 68,6 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: городИркутск, улица К., дом 8.
Признать заКожемякиной А. В. право собственности на 1/6 доли в праве общей долевойсобственности на одноэтажный жилой дом общей площадью 86,6 кв.м. в том числежилой площадью 68,6 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: городИркутск, улица К., дом 8.
Решение можетбыть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевскийрайонный суд города Иркутска лицами, участвующими в деле, в течение десятидней.
Председательствующий: | А.В. Прохоров |