(1311) Решение по иску о признании права собственности на самовольную постройку. Иск удовлетворен.



№ 2-2541/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

28 декабря 2010года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующегосудьи Глуховой Т.Н.,

при секретареКудреватых А.А.,

с участием истцаНазаровой О.А., представителя истца Кузнецовой А.К., рассмотрев в открытомсудебном заседании гражданское дело по иску Назаровой О. А. к Администрациигорода Иркутска о признании права собственности на самовольное строение,

 

УСТАНОВИЛ:

Истец НазароваО.А. обратилась с иском в суд к Администрации г. Иркутска о признании правасобственности на одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, общей площадью 34,1кв.м., в том числе жилой – 17,9 кв.м., находящийся по адресу: г. Иркутск, ул.К., 142, указав, что мать истицы, Т. И. А. , в 1964 году построила одноэтажныйкаркасно-засыпной жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. К., 142 общей площадью21,5 кв.м., жилой площадью 21,5 кв.м. с холодным пристроем площадью 16,3 кв.м.,без получения необходимых на это разрешений компетентных органов. В период сконца 1980-х г.г. по начало 1990-х г.г. истица, Назарова О. А. , по меренакопления денежных средств достраивала дом, в результате чего общая площадьдома составила 34,1 кв.м., жилая площадь 17,9 кв.м.

Истец постояннопроживает в выстроенном ею доме, следит за его техническом состоянии,оплачивает налоги. Несмотря на то, что дом был построен без получениянеобходимых разрешений и согласований, он не нарушает строительных итехнических норм, требований противопожарной безопасности, не нарушает права изаконные интересы других лиц, не угрожает жизни и здоровью граждан, истицапросит суд признать за ней право собственности на одноэтажный каркасно-засыпнойжилой дом, общей площадью 34,1 кв.м., в том числе жилой – 17,9 кв.м.,находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. К., 142.

Истец НазароваО.А. и ее представитель Кузнецова А.К., действующая на основании доверенностиот хх сентября 2010г. исковые требования поддержали, настаивали на ихудовлетворении.

Представительответчика администрации города Иркутска в судебном заседании не присутствовал,о времени и месте судебного разбирательства дела был извещен надлежащимобразом, что подтверждается судебной повесткой. В адресованном суду заявлениипросил рассмотреть дело в его отсутствие, каких-либо возражений по иску непредставил, против удовлетворения исковых требований не возражал.

На основаниичасти 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегосяпредставителя ответчика.

Суд, заслушавобъяснения истца, представителя истца, допросив свидетелей, исследовав и оценивпредставленные суду доказательства, имеющиеся в материалах дела, считаетисковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствиисо статьей 196 ГПК РФ суд оценивает доказательства, определяет, какиеобстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены,каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по делу иподлежит ли иск удовлетворению.

В этой связи,исходя из заявленных требований и их оснований, суд применяет к правоотношениямсторон нормы Гражданского кодекса РФ об основаниях возникновения правасобственности и положения специального законодательства в части соблюденияобязательных требований при строительстве объектов недвижимого имущества наземельных участках.

Согласно статье222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение,сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, неотведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовымиактами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или ссущественным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт1); лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее правособственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить,сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносуосуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом3 настоящей статьи (пункт 2); право собственности на самовольную постройкуможет быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в иномустановленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненномнаследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находитсяземельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности насамовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, еслисохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лицлибо создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).

Согласно п. 26постановления Пленума ВС РФ И ВАС РФ№ 10/22 от xx.04.2010г. «О некоторыхвопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных сзащитой права собственности и других вещных прав» указано, что при рассмотренииисков о признании права собственности на самовольную постройку судустанавливает предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку,надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения настроительство и/или акта ввода в эксплуатацию; допущены ли существенныенарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такаяпостройка угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает ли ее сохранение праваи охраняемые законом интересы других лиц.

В судебномзаседании установлено, что на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. К.,142 расположен: самовольно возведенный одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом,общей площадью 34,1 кв.м., в том числе жилой – 17,9 кв.м. Пользователемуказанного строения значится Т. И.А. Данные обстоятельства объективноподтверждаются техническим паспортом на объект индивидуального жилищногостроительства, составленным по состоянию на хх января 2006 года, заключениемМУП БТИ г. Иркутска от хх сентября 2010 года.

Настаивая наудовлетворении исковых требований, истец Назарова О.А. ссылается на то, что наземельном участке находящимся по адресу: г. Иркутск, ул. К., 142, ее мать Т. И.А. в 1964 году самовольно построила одноэтажный каркасно-засыпной жилой домобщей площадью 21,5 кв.м., жилой площадью 21,5 кв.м. с холодным пристроемплощадью 16,3 кв.м. В указанном доме истица проживает с момента своегорождения. В период с конца 1980-х г.г. по начало 1990-х г.г. истица по меренакопления денежных средств, стала достраивать указанный дом, в результате чегообщая площадь дома составила 34,1 кв.м., жилая площадь 17,9 кв.м. Встроительство дом истица вкладывала собственные средства и личный труд.Строение соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам иправилам. Сохранение самовольной постройки не нарушает охраняемых законом прави интересов других лиц, не угрожает их жизни. Кроме того, истец обращалась вКомитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска за выдачейразрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта, однако в выдаче указанногоразрешения последней было отказано.

В подтверждениесвоих доводов истец ссылается на показания свидетелей, письменныедоказательства.

Согласнотехнического паспорта, составленного по состоянии на xx.04.1988г. по адресу: г.Иркутск, ул. К., 142 расположен одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом общейплощадью 21,5 кв.м., жилой площадью 21,5 кв.м., собственником которого указанаТ. И.А.

Согласносвидетельству о рождении I-CT № хххххх Т. О. А. родилась хх сентября 1956г., очем в книге актов о рождении произведена запись № 2944, в графе мать указана Т.И. А. .

Из свидетельствао регистрации брака № I-СТ № хххххх усматривается, что брак между А. В. Н. и Т.О. А. заключен хх февраля 1975 года в г. Иркутске, произведена актовая запись №619, жене присвоена фамилия А. .

Согласносвидетельству о смерти № II-СТ № хххххх А. В.Н. умер xx.09.1976г.

Из свидетельствао заключении брака I-CT № хххххх усматривается, что Назаров Анатолий Сергеевичи А. О. А. заключили брак xx.01.1978г. в г. Иркутске, о чем в книге регистрацииактов о заключении брака произведена запись за № хх, жене присвоена фамилия –Назарова.

Согласносвидетельству о смерти № I-CT № хххххх от хх марта 2002г. Назаров АнатолийАлексеевич умер xx.03.2002г. в г. Иркутске, о чем составлена запись акта осмерти за № хххх.

Согласносвидетельству о смерти № I-CT № хххххх от хх июня 1994г. Т. И. А. умерлаxx.06.1994г. в г. Иркутске, о чем в книге регистрации актов о смертипроизведена запись за № хххх.

Из ответаинженерно-строительного управления комитета по градостроительной политикеАдминистрации г. Иркутска от xx.11.2010г. № ххх-хх-ххх/хх усматривается, чтоНазаровой О.А. отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатациюиндивидуального жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. К., 142 общей площадью34,1 кв.м., жилой площадью 17,9 кв.м.

Допрошенная всудебном заседании свидетель Ю. Т.А. суду показала, что она проживает пососедству с истцом, что была знакома с матерью Назаровой О.А. – Т. И.А.,которая в 1964г. на заброшенном пустыре, возвела жилой дом. Примерно 20 летназад истица возвела пристрой, вследствии чего площадь дома увеличилась. Такжепояснила суду, что споров со смежными землепользователями у истицы нет. Домнаходится в хорошем техническом состоянии, так как истица следит за ним, помере необходимости производит текущий ремонт строения.

Аналогичныепоказания дала свидетель Ж. Р.И., проживающая по соседству с истицей.

У суда нетоснований не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку их личнойзаинтересованности в исходе дела не установлено, сведения, сообщенныесвидетелями, не противоречат письменным материалам дела.

В силу статьи 21ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасностидля организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при ихпроектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения,обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Согласнотребованиям статьи 34 вышеназванного Федерального закона следует, что одной изобязанностей граждан, в том числе и при строительстве жилого дома, являетсясоблюдение требований пожарной безопасности.

Из заключенияначальника Отдела надзорной деятельности г. Иркутска ГУ ЧС МЧС РФ по Иркутскойобласти № х-хх-хххх от xx.12.2010г. следует, что жилой дом, расположенный поадресу: город Иркутск, улица К., 142, отвечает требованиям пожарнойбезопасности (ППБ 01-03).

Согласно пункту2 статьи 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» прирешении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного исельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон,выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании,строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервациии ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооруженийкультурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктурыи благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдатьсясанитарные правила.

По сообщению ФГУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № хх-хх.хх/хххх отxx.12.2010г. одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, общей площадью 34,1кв.м., в том числе жилой – 17,9 кв.м., находящийся по адресу: г. Иркутск, ул.К., 142, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормам иправилам СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилымзданиям и помещениям».

В соответствии стребованиями части 2 статьи 3 ФЗ от хх ноября 1995 года №169-ФЗ «Обархитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объектадолжно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или)здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм иправил.

Согласнозаключения от хх октября 2010 года, составленным ООО «Строительные системы»АРБОЛ, следует, что жилой каркасно-засыпной дом, общей площадью 34,1 кв.м., втом числе жилой – 17,9 кв.м., находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. К., 142,находится в работоспособном состоянии и пригоден к дальнейшей эксплуатации вкачестве жилого помещения. Техническое состояние строительных конструкцийдопускает их безопасную эксплуатацию без угрозы жизни и здоровью людей.

У суда нетоснований не доверять выводам данных заключений, поскольку никакой заинтересованностив исходе дела исполнителя обследования строительных конструкций жилых домов неустановлено.

Из домовой книгина жилой дом, находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. К., 142, квитанций обуплате налогов усматривается, что Назарова О.А. на протяжении длительногопериода времени проживает в жилом доме, расположенном по адресу: г. Иркутск,ул. К., 142, регулярно оплачивает налог за земельный участок, на которомрасположено строение, ранее ею оплачивались также платежи по государственномуобязательному страхованию вышеуказанного строения.

Таким образом,анализируя установленные юридически значимые обстоятельства по данному делу,оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находитвозможным признать за Назаровой О.А. право собственности на самовольнуюпостройку – одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, общей площадью 34,1 кв.м.,в том числе жилой – 17,9 кв.м., находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. К., 142.Поскольку данная постройка возведена истцом на земельном участке, находящемся вее фактическом пользовании на протяжении длительного периода времени,сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы другихлиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При возведении самовольнойпостройки истцом соблюдены строительные, санитарно-гигиенические ипротивопожарные правила и нормативы.

На основанииизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданскогопроцессуального Кодекса РФ суд,

 

РЕШИЛ:

Исковыетребования Назаровой О. А. удовлетворить.

Признать за НазаровойО. А. право собственности на одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, общейплощадью 34,1 кв.м., в том числе жилой – 17,9 кв.м., находящийся по адресу: г.Иркутск, ул. К., 142.

Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный судгорода Иркутска в течение 10 дней.

 

Председательствующий:

Т.Н. Глухова