(1266) Решение по иску об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

17 декабря 2010года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе: председательствующегосудьи Акимовой Н.Н.,

при секретареКудреватых А.В.,

с участиемпредставителя истца - прокурора г. Иркутска Плотниковой И.С.,

рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-2195/2010 по иску прокурорагорода Иркутска, действующего в защиту Российской Федерации, Иркутской области,муниципального образования «город Иркутск» и в защиту прав, свобод и законныхинтересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществуФинансово-Строительная компания «Новый город» об обязании произвести расчетплаты за негативное воздействие на окружающую среду и предоставить указанныйрасчет в Прибайкальское Управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору в месячный срок с момента вступления в силурешения суда,

 

УСТАНОВИЛ:

Прокурор городаИркутска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в защиту РоссийскойФедерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск»обратился в суд с иском, указав в его обоснование иска, что Прокуратурой городаИркутска проведена проверка исполнения требований законодательства об охранеатмосферного воздуха, по результатам которой установлены нарушения действующегозаконодательства ОАО Финансово-строительная компания «Новый город». Проверкойустановлено, что ответчик является действующей организацией, осуществляющейвыбросы вредных веществ в атмосферный воздух, размещение отходов и потребления,являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. Поскольку в силустатьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающуюсреду является платным, юридические лица по окончании каждого отчетного периода(квартала) обязаны предоставить в территориальные органы Ростехнадзора расчетплаты за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке,установленном действующим законодательством. Из информации, предоставленнойПрибайкальским Управлением Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору следует, что ОАО Финансово-строительнаякомпания «Новый город» не осуществляет плату за негативное воздействие наокружающую среду. Так как плата за негативное воздействие на окружающую среду должнабыть внесена после произведенного ОАО Финансово-строительная компания «Новыйгород» расчета такой платы и его представления в Прибайкальское УправлениеФедеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,своим бездействием, выразившемся в том, что ответчик не производит расчет платыза негативное воздействие на окружающую среду, он нарушает интересы РоссийскойФедерации, Иркутской области и муниципального образования «Город Иркутск»,поскольку бюджеты данных образований не дополучают суммы, являющиеся статьейформирования соответствующих бюджетов. Кроме того, осуществляя выбросы вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ОАО Финансово-строительнаякомпания «Новый город» оказывает негативное воздействие на окружающую среду; непроизводя расчет платы за негативное воздействие и не внося такую плату,ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды, какобеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, чем нарушаетправа граждан. Указывая на данные обстоятельства, истец просит суд обязать ОАОФинансово-строительная компания «Новый город» произвести расчет платы занегативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной приказомФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ххапреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативноевоздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формырасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данныйрасчет в Прибайкальское Управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору в месячный срок с момента вступления в силурешения суда.

Далее истец впорядке статьи 39 ГПК РФ изменил исковые требования просил обязать ОАО«Финансово-строительная компания «Новый город» произвести расчет платы занегативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2010 года поформе, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору от хх апреля 2007 года № 204 «Обутверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду ипорядка заполнения и представления формы расчета платы за негативноевоздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральнойслужбы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в месячныйсрок с момента вступления в законную силу решения суда.

Представительистца Плотникова И.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным виске, настаивала на удовлетворении в полном объеме.

Представительответчика ОАО «Финансово-строительная компания «Новый город» в судебноезаседание не явился; в адресованном суду заявлении представитель ответчикаТкачев А.А., действующий на основании Устава, просил отложить дело слушанием наболее позднюю дату в связи с командировкой представителя организации ГалковаИ.В. в г. Улан-Удэ на период с 10 декабря по хх декабря 2010 года, а также всвязи с болезнью второго представителя организации – Фокиной И.А., представивпри этом копии командировочного удостоверения и больничного листа вышеуказанныхюристов компании.

Оцениваязаявленное представителем ответчика, генеральным директором ОАО «ФСК «Новыйгород» Ткачевым А.А. ходатайство, суд приходит к выводу, что выполнил своюобязанность по извещению ответчика о рассмотрении дела в суде согласностатьям 113-116 ГПК РФ.

В соответствиисо статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется наоснове состязательности и равноправия сторон. Закон предоставляет равный объемпроцессуальных прав как истцу, так и ответчику, запрещая допускатьзлоупотребление правом в любой форме.

Суд, исходя изконкретных обстоятельств, установленных судом, о причинах неявки ответчиков, иучитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности,распространение правила, закрепленного в части 3 статьи 167 ГПК РФ,находит, что неоднократное отложение судебного разбирательства, первоначально всвязи с неявкой ответчика в судебное заседание, назначенное на хх ноября 2010года без извещения суда о причинах такой неявки и отложения судебных заседаний,назначаемых ранее судом на хх декабря 2010 года и на хх декабря 2010 года походатайству ответчиков в связи с изготовлением расчета платы за негативноевоздействие на окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2010 года по форме,утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому иатомному надзору от хх апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы расчетаплаты за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения ипредставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающуюсреду», не соответствует конституционным целям гражданского судопроизводства,так как способствует затягиванию судебного процесса, в связи с чем, судприходит к выводу о том, что в условиях предоставления законом равного объемапроцессуальных прав, неявку представителя ответчика ОАО «ФСК Новый город» всудебное заседание нельзя расценивать как соблюдение принципа состязательностии равноправия сторон, а поэтому такую неявку в судебное заседание следуетпризнать неуважительной.

На основаниичасти 3 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителяответчика.

Представительтретьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования по Иркутской области в судебное заседание не явился, овремени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в адресованном судузаявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд всоответствии со статьей 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии не явившегосяпредставителя третьего лица.

Заслушавобъяснение представителя истца, исследовав письменные доказательства, судсчитает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствиисо статьей 16 Федеральный закон от хх января 2002 N 7-ФЗ (ред. от xx.12.2009)"Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающуюсреду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающуюсреду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами(ч. 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросыв атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющихвеществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты,подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв;размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей средышумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физическихвоздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ч. 2). .Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающуюсреду устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3). Внесениеплаты, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектовхозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охранеокружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (4.).

В силу статьи 28Федеральный закон от хх мая 1999 года N 96-ФЗ (ред. от xx.12.2009) "Обохране атмосферного воздуха" (принят ГД ФС РФ xx.04.1999) за загрязнениеокружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ ватмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридическихлиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье23 Федеральный закон от хх июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от xx.12.2008) "Оботходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимаетсяс индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

В соответствии списьмом Ростехнадзора от хх февраля 2007 года N 04-09/170 "По плате занегативное воздействие на окружающую среду" плательщики по окончаниикаждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальныеорганы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую средупо форме и в порядке, установленном Приказом Ростехнадзора от хх мая 2006 годаN 459 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие наокружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы занегативное воздействие на окружающую среду".

Согласно п. 1Общих положений Приказ Ростехнадзора от хх апреля 2007 года N 204 (ред. отxx.03.2008) "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействиена окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы занегативное воздействие на окружающую среду" расчет платы за негативноевоздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями,осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации,связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими натерритории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы ватмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вповерхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства ипотребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту3 указанного Приказа расчет представляется плательщиками не позднее 20 числамесяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Согласно пункту1 Приказа Ростехнадзора от хх июня 2006 года N 557 "Об установлении сроковуплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплатыплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогамотчетного периода должен быть, не позднее 20 числа месяца, следующего заотчетным периодом.

В соответствии сПриказом Ростехнадзора от хх сентября 2007 года N 626 "Об утвержденииМетодических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействиена окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007"плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:юридические лица, не зависимо от их организационно-правовых форм и формсобственности; индивидуальные предприниматели; иностранные физические лица(п.8). Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающуюсреду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности(производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативноговоздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ ватмосферный воздух (п. 9). В случае заключения договора аренды источника(объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактическиэксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативноевоздействие на окружающую среду (п. 11).

В соответствии стребованиями статей 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативноевоздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов;в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципальногообразования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов.

Судомустановлено, что ОАО «ФСК «Новый город» осуществляя хозяйственную деятельность,оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов ватмосферный воздух загрязняющих и иных веществ. В связи с этим ответчиксамостоятельно должен произвести расчет платы за негативное воздействие наокружающую среду и произвести оплату.

Настаивая наудовлетворении исковых требований, представитель истца Плотникова И.С.пояснила, что ОАО «ФСК «Новый город» осуществляет деятельность в сферестроительства и организации транспортных услуг; эта деятельность связана снегативным воздействием на окружающую среду, следовательно, ОАО «ФСК «Новыйгород» должно предоставить администратору расчет и оплатить его. Согласнописьма федеральной службы Ростехнадзора организации с подобным видомдеятельности, связанной с природопользованием, осуществляют расчет платы занегативное воздействие на окружающую среду самостоятельно. Согласно приказаРостехнадзора от хх июня 2006 года № 557 срок уплаты устанавливается не позднее20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетный период – квартал. Оплатапоступает в местный бюджет, бюджет субъекта и федеральный бюджет, в зависимостиот организации. Ответчик не произвел расчет за 1,2,3 квартал 2010 года, то естьне исполнил свои обязанности по производству расчета. На сегодняшний деньответчик не представил расчет ни в Ростехнадзор, ни в Росприроднадзор.

Указанныеобстоятельства подтверждаются письменными доказательствами.

Согласно УставаОАО «ФСК «Новый город» указанная организация является юридическим лицом, местонахождения и почтовый адрес: город Иркутск, улица Рабочего Штаба, дом 9.

Согласно выпискеиз ЕГРЮЛ от хх июля 2010 года ОАО «ФСК «Новый город» является действующейорганизацией, занимается следующими видами деятельности: производство прочейнеметаллической минеральной продукции, не включенной в другие группировки;производство мебели; производство общестроительных работ; оптовая торговлянепродовольственными товарами; деятельность автомобильного грузовоготранспорта; деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;архитектурная деятельность и т.д..

Изобъяснительной заместителя генерального директора ОАО «ФСК «Новый город»Кулигиной Е.А. усматривается, что ОАО «ФСК «Новый город» не производилоежеквартальную оплату до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца занегативное воздействие на окружающую среду по причине отсутствия свядений отаких платежах. Ошибочно полагали, что сдача деклорации твердых бытовых,промышленных и иных видом отходов, которая предоставлялась за год вАдминистрацию города Иркутска и соответственно оплата за негативное воздействиев УФК по Иркутской области являются платой за негативное воздействие наокружающую среду.

Согласноплатежному поручению № 544 от хх февраля 2010 года ОАО «ФСК «Новый город»перечислило за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год на счетУФК по Иркутской области 46190 рублей 30 копеек.

Согласно письмуПрибайкальского управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору от хх августа 2010 года направляет в адресПрокурора г. Иркутска перечень организаций, имеющих задолженность за 2010 годпо оплате за негативное воздействие на окружающую среду.

Из поясненийпредставителя истца Плотниковой И.С. следует, что в настоящее время измененадминистратор дохода. Ранее администратором дохода являлся Ростехнадзор, а внастоящее время – Росприроднадзор, которому переданы функции по экологическомунадзору. Данные изменения произошли в сентябре 2010 года, а именно с ххсентября 2010 года Ростехнадзор и его территориальные органы прекратилиосуществление всех административных процедур в рамках исполнениягосударственных функций в сфере охраны окружающей среды в части, касающейсяограничения негативного, техногенного воздействия, в области обращения сотходами, функций по организации и проведению государственной экологическойэкспертизы федерального уровня. Также в соответствии с письмом от хх сентября2010 года заместителя руководителя Федеральной службы Ростехнадзоратерриториальные управления Ростехнадзора с хх октября 2010 года прекращаютадминистрирование доходов федерального бюджета.

Оценивая всовокупности все исследованные по делу доказательства, учитывая, что ответчик всудебное заседание не явился, иск в ходе судебного разбирательства не оспорил,не представил доказательства, опровергающие доводы истца, суд приходит квыводу, о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежатудовлетворению, поскольку судом установлено, что в нарушение законодательства всфере природопользования ОАО «ФСК «Новый город» не произвел расчет платынегативного воздействия на окружающую среду за 1, 2 и 3 квартал 2010 года и непредставил его в Управление Росприроднадзора.

При такихобстоятельствах, суд приходит к выводу о законности требования истца овозложении обязанности произвести такой расчет и представить его в УправлениеФедеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области.

По смыслу части2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены толькоответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение судадолжно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальныйорган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные спередачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем вустановленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд,принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношениируководителя организации или руководителя коллегиального органа меры,предусмотренные федеральным законом.

Поскольку судомустановлено, что ОАО «ФСК «Новый город» в нарушение законодательства в сфереприродопользования не произвело расчет платы негативного воздействия наокружающую среду и не представило его в Управление Росприроднадзора, то наответчика должна быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушениии установлен месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетомизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199, 233 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд

 

РЕШИЛ:

Исковыетребования прокурора города Иркутска удовлетворить полностью.

Обязать открытоеакционерное общество Финансово-строительная компания «Новый город» произвестирасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 года,2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 года по форме, утвержденной ПриказомФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отxx.04.2007г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативноевоздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формырасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставитьданный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования по Иркутской области в срок один месяц с момента вступлениярешения суда в законную силу.

Решение можетбыть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевскийрайонный суд города Иркутска в течение десяти дней со дня принятиямотивированного решения.

 

Судья:

Н.Н. Акимова