(1351) Решение по иску о признании решения органа государственной власти незаконным и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

09 декабря 2010 года

Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретареБаландиной Н.Н.,

с участиемпредставителя истца Андросовой М.П. и третьего лица Смирновой О.В. - ВасиленкоИ.В., представителя третьего лица на стороне ответчика ФГКЭУ «52 ЭТК» войсковаячасть ххххх - Алексеенко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело №2-2207/2010 по иску Андросовой М. П. к Департаментуимущественных отношений Министерства обороны РФ о признании решения органагосударственной власти незаконным и о возложении обязанности устранитьдопущенное нарушение прав,

 

УСТАНОВИЛ:

Андросова М.П. обратиласьв суд с заявлением, указав в обоснование своих требований, что хх сентября 1988года она со своим бывшим мужем Андросовым В.В. и дочерью Олесей вселились вжилое помещение, расположенное по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый,дом хх, квартира хх. Удостоверение № ххх на право занятия служебной жилойплощади, выданного Исполнительным комитетом Куйбышевского районного Советанародных депутатов, Андросовым В.В. было получено хх июня 1991 года. Служебноежилое помещение было предоставлено в связи с прохождением Андросовым В.В.военной службы в одной из воинских частей, относящихся к Министерству ОбороныРФ. Она проходила военную службу по контракту в войсковой части ххххх(микрорайон Зеленый) в период с хх августа 1990 года по хх декабря 1992 года.Уволена с действительной военной службы в запас по статье 62, пункту «в» (заневозможностью использования в связи с проводимыми организационнымимероприятиями) «Положения о прохождении военной службы женщинами, поступившимив добровольном порядке на действительную военную службу». В настоящее времяникто из лиц, занимающих спорное жилое помещение не имеет отношения корганизации, предоставившей данное помещение, то есть к Министерству ОбороныРФ. По мнению заявителя, занимаемое ею жилое помещение, как не отвечающеесвоему назначению, должно быть исключено из числа служебных в соответствии спорядком, определенным частью 2 статьи 92 ЖК РФ и Постановлением ПравительстваРФ от хх января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилогопомещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров наймаспециализированных жилых помещений». В соответствии с подп. «М» пункта 2Постановления Правительства РФ от хх декабря 2008 года № 1053 «О некоторыхмерах по управлению федеральным имуществом», органом, который принимает решенияо включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесениемтаких помещений к определенному виду жилых помещений специализированногожилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда, являетсяМинистерство Обороны РФ. В исполнение названного постановления ПравительстваРФ, в Министерстве Обороны РФ сформирован Департамент имущественных отношений.

хх мая 2009 годаона обратилась в ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) по вопросу направлениядокументов для исключения занимаемого ею жилого помещения из числа служебных,на что в установленный законом срок ответ не получила. Решением Куйбышевскогорайонного суда г. Иркутска от хх декабря 2009 года бездействие начальника ФГКЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) было признано незаконным и на него былавозложена обязанность направить соответствующие документы в Департаментимущественных отношений Министерства Обороны РФ. хх марта 2010 года, висполнение указанного решения суда, начальником ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковаячасть ххххх) в Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ былинаправлены документы для исключения занимаемого ее семьей жилого помещения изчисла служебных. хх июня 2010 года за исх. № 1462 начальник ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковаячасть ххххх) сообщил, что хх июня 2010 года, за подписью ВРИО начальника 159управления (жилищного обеспечения) Департамента имущественных отношений МО РФполковника К. , был получен ответ № ххх/ххх/хххх от хх мая 2010 года, согласнокоторому, в целях безусловного выполнения поручения Президента РФ оформировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений и в соответствии суказаниями Министра обороны РФ от хх октября 2009 года № ххх/х/ххх исключениежилых помещений из специализированного жилищного фонда прекращено. Полагает,что ответ такого содержания выдан без достаточных к тому оснований и внарушение требований норм материального права. Ни Министр обороны РФ, нируководители структурных подразделений Министерства Обороны РФ, не имеютполномочий отменять либо приостанавливать действие правовых норм, содержащихсяв законодательных актах, принятых органами законодательной власти РФ иПравительством Российской Федерации. Указанным решением нарушено ее право наполучение занимаемого ее семьей жилого помещения в собственность в порядкеприватизации. Указывая на данные обстоятельства, просила суд признать решениеВРИО начальника 159 управления (жилищного обеспечения) Департаментаимущественных отношений МО РФ полковника К. не исключать жилое помещение, расположенноепо адресу: г. Иркутск-78, мкр. Зеленый, дом хх, квартира хх из числа служебныхнезаконным и обязать Департамент имущественных отношений МО РФ исключить жилоепомещение, расположенное по адресу: город Иркутск-78, микрорайон Зеленый, домхх, квартира хх из числа служебных, в соответствии с порядком, установленнымдействующим законодательством.

В ходерассмотрения дела истец исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ уточнил,окончательно просил суд признать решение Департамента имущественных отношенийМинистерства Обороны РФ не исключать жилое помещение, расположенное по адресу:город Иркутск-78, микрораойн Зеленый, дом хх, квартира хх из числа служебныхнезаконным и обязать Департамент имущественных отношений Министерства ОбороныРФ исключить жилое помещение, расположенное по адресу: город Иркутск-78,микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх из числа служебных, в соответствии спорядком, установленным действующим законодательством, указав, что ответчикДепартамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ, ссылаясь науказание Президента РФ о необходимости формирования к 2012 году фонда служебныхжилых помещений в Министерстве Обороны РФ, вводит Президента РФ в заблуждение,поскольку жилое помещение, занятое лицами, не состоящими в трудовых отношенияхс Министерством Обороны (при условии невозможности их выселения) не может бытьпредоставлено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Какполагает истец, тем самым ответчик злоупотребляет правом в нарушениеконституционных целей социальной политики РФ, статей 2, 7 и 18 Конституции РФ истатьи 10 ГК РФ.

Суд, всоответствии с требованиями статьи 39 ГПК РФ и статьи 196 ГПК РФ принял решениепо заявленным исковым требованиям.

Истец АндросоваМ.П. в судебное заседание не явилась, в адресованном суду заявлении просила орассмотрении дела в ее отсутствие.

Представительистца Андросовой М.П. - Василенко И.В., действующий на основании доверенностиот хх марта 2008 года, в судебном заседании исковые требования поддержал,настаивал на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, исзложенным висковом заявлении.

Представительответчика Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ всудебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещеннадлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела копиейтелеграммы; в адресованном суду заявлении руководитель Департаментаимущественных отношений Министерства Обороны РФ Е. Васильева сообщила, чтоПостановлением Правительства Российской Федерации от хх декабря 2008 года №1053 « О некотрых мерах по управлению федеральным имуществом, в том числе направе оперативного управления наделено Министерство Обороны РФ. С моментаОбразования Департамента Имущественных отношений Министерства Обороны в феврале2009 года подготовка рапорядительных документов о закреплении жилого фонда направе оперативного управления возлагается на последний на основании запросовсоответствующих подчиненных органов и представления ими установленного пакетадокументов. Директивой Министерства Обороны РФ № 205\2\2007 от хх октября 2009года в целях выполнения поручения Президента РФ о формировании к 2012 годуфонда служебных жилых помещений запрещено исключение квартир из числаслужебных; просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Департаментаимущественных отношений Министерства Обороны.

Представительтретьего лица на стороне ответчика ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая частьххххх)-Алексеенко Ю.С., исковые требования не признала и просила отказать в ихудовлетворении.

Третьи лица настороне истца Смирнова О.В. в судебное заседание не явилась, в адресованномсуду заявлении просила суд рассмотреть дело в их отсутствие при участиипредставителя Василенко И.В..

Представительтретьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предметаспора на стороне ответчика, Территориального управления Федерального агентствапо управлению государственным имуществом по Иркутской области в судебноезаседание не явился; извещен о его времени и месте надлежащим образом; опричинах неявки суду не сообщил и о рассмотрении дела в свое отсутствие непросил.

Суд, наосновании статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушавобъяснения представителя истца и представителя третьего лица, исследовавматериалы дела, суд считает исковые требования Андросовой М.П. не подлежащимиудовлетворению.

Статья 19Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом исудом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека игражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другихобстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации вовзаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяетсяне только на права и свободы, непосредственно провозглашенные КонституциейРоссийской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан,приобретаемые на основании Федерального закона.

В соответствии счастью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства,определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела,установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношениясторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли искудовлетворению.

Принимая вовнимание, бесспорно, установленные юридически значимые обстоятельства всудебном заседании, суд приходит к выводу, что данное гражданское дело возниклоиз публичных правоотношений.

Статья 246 ГПКРФ гласит, что дела, возникающие из публичных правоотношений, разрешаютсясудьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленнымиглавами 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами.

В силу части 3вышеназванной статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающихиз публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленныхтребований.

Судомустановлено, что согласно удостоверение № ххх от хх июня 1991 года на правозанятия служебной 2-х комнатной квартиры, общей площадью 27.0 кв.м,расположенной по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартирахх, выданного Исполнительным комитетом Куйбышевского районного Совета народныхдепутатов на имя Андросова В.В.. Кроме Андросова В.В. в удостоверение включены:жена – Андросова М.П., дочь-Олеся, 1986 года рождения. Данные обстоятельстваобъективно подтверждаются вышеуказанным удостоверением.

Из свидетельствао государственной регистрации права от хх апреля 2007 года усматривается, чтожилой дом № хх в м-не Зеленый в г. Иркутске находится на праве оперативногоуправления в/ч ххххх.

Согласно УставуФедерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «52эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть ххххх) Ракетных войскстратегического назначения, утверждённому приказом командующего РВСН № 387 отхх ноября 2007 года, следует, что ФГ КЭУ 52 ЭТК (в/ч ххххх) являетсяправопреемником 52 ЭТК (в/ч ххххх).

Из данногоУстава также усматривается, что ФГ КЭУ 52 ЭТК (войсковая часть ххххх) в своейдеятельности руководствуется Конституцией РФ и законодательством РФ, имеетимущество, являющееся федеральной собственностью и закреплённое за ней вустановленном порядке на праве оперативного управления. Указанное учреждение,действует от своего имени, вправе приобретать имущественные и личныенеимущественные права, заключать хозяйственные договоры и совершать разрешённыезаконодательством сделки, а также выступать в судах в качестве истца, ответчикаили третьего лица в соответствии с законодательством РФ.

Согласно выпискеиз ЕГРЮЛ от хх июня 2008 года, копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛсерии 38 № 002660910 от хх июня 2008 года, копии свидетельства о постановке научёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения натерритории Российской Федерации от хх августа 2006 года серии хх № хххххххххследует, что ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) по своейорганизационно-правовой форме является государственным учреждением.

Из поквартирнойкарточки и справки с паспортного стола от хх июня 2010 года на квартиру поадресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх, а такжекарточки лицевого счета №ххххххх по состоянию на май 2010 года, следует, что вквартире по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира ххзначатся проживающими и зарегистрированными: истец Андросова М.П., дочьАндросова О.В.. На указанных лиц начисляется квартплата и коммунальные платежи,которые истцом оплачиваются регулярно, задолженности по этим платежам неимеется.

РешениемКуйбышевского районного суда города Иркутска от хх декабря 2009 годаустановлено, что служебное жилое помещение по адресу: город Иркутск, микрорайонЗеленый, дом хх, квартира хх было предоставлено мужу истицы Андросову В.В. иего семье, в связи с прохождением им службы в одной из воинских частей,относящихся к МО РФ . Истица также проходила военную службу по контракту ввойсковой части ххххх (микрорайон Зеленый) в период с хх августа 1990 года похх декабря 1992 года. Уволена с действительной военной службы в запас по статье62, пункту «в» (за невозможностью использования в связи с проводимымиорганизационными мероприятиями) «Положения о прохождении военной службыженщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военнуюслужбу». В настоящее время никто из лиц, занимающих спорное жилое помещение, неимеет отношения к организации, предоставившей данное помещение, то есть кМинистерству Обороны РФ. В связи с чем, истец обратился в Департаментимущественных отношений Министерства Обороны РФ с просьбой об исключении этойквартиры из числа служебных.

Однако, какявствует из письма начальника ФГ КЭУ «52ЭТК» от хх июня 2010 года, АндросовойМ.П. отказано в удовлетворении ее просьбы со ссылкой на Директиву МинистерстваОбороны РФ от хх октября 2009 года.

Согласно пункту1 указаний Министра обороны РФ от хх октября 2009 года за № ххх/х/ххх,направленных в адрес 53 ЭТК (в/ч ххххх), следует, что в целях безусловноговыполнения поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебныхжилых помещений, министр обороны РФ потребовал прекратить исключение жилыхпомещений из специализированного жилищного фонда.

Согласно статье4 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство регулирует отношения поповоду возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения,пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципальногожилищных фондов.

Учитывая, чтожилищные правоотношения по спорному объекту недвижимости возникли до введения вдействие нового Жилищного кодекса, то есть с момента выдачи удостоверения на правозанятия служебной жилой площади в 1991 году, то на данные правоотношенияраспространяется действие Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствиисо статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещенияпредназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером ихтрудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Согласно статье104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориямвоеннослужащих.

В соответствии спунктом 1 части 1, части 2-3 статьи 92 ЖК РФ дублирует нормы ЖК РСФСР,устанавливая, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее -специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. Вкачестве специализированных жилых помещений используются жилые помещениягосударственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилогопомещения в качестве специализированного жилого помещения допускается толькопосле отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду ссоблюдением требований и в порядке, которые установлены ПравительствомРоссийской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищныйфонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированныхжилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фондаосуществляются на основании решений органа, осуществляющего управлениегосударственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилыепомещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключениемпередачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящимразделом.

В соответствиисо статьей 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживанияграждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственнойвласти, органом местного самоуправления, государственным унитарнымпредприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи спрохождением службы, в связи с назначением на государственную должностьРоссийской Федерации или государственную должность субъекта РоссийскойФедерации либо в связи с избранием на выборные должности в органыгосударственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии спунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищномуфонду (утвержденных постановлением Правительства РФ от хх января 2006 года №42), отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду недопускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, наймажилого помещения, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также,если имеют обременения прав на это имущество. Согласно пункту 12 Правилотнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утвержденномупостановлением Правительства РФ от хх января 2006 года № 42),включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесениемтакого помещения к определенному виду жилых помещений специализированногожилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятсяна основании решения органа, осуществляющего управление государственным илимуниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований,установленных настоящими Правилами.

В соответствии спунктом 13 названных Правил, для отнесения жилых помещений к определенному видужилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет ворган управления следующие документы:

а) заявление оботнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещенийспециализированного жилищного фонда;

б) документ,подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения илиоперативного управления на жилое помещение;

в) техническийпаспорт жилого помещения;

г) заключение осоответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанноезаявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачидокументов.

Согласно пункту14 вышеуказанных Правил.., орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения копределенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо оботказе в таком отнесении.

Информация опринятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочихдней с даты принятия такого решения.

Решение оботнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещенийспециализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющийрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочихдней с даты принятия такого решения.

Отказ вотнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищногофонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям,предъявляемым к этому виду жилых помещений.

В соответствии спунктом 1 Постановления Правительства РФ от хх декабря 2008 года № 1053 «Онекоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что Министерствообороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФна праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Одной из функцийМинистерства обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ иподведомственных Министерству обороны РФ организаций, является принятие решенийо включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесениемтаких помещений к определенному виду жилых помещений специализированногожилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда(подпункт «М» пункта 2 вышеназванного Постановления).

Как явствует издирективы Министра обороны РФ от хх января 2009 года № Д-14дсп, во исполнениепостановлений Правительства Российской Федерации 2008 года № 1053 «О некоторыхмерах по управлению федеральным имуществом» и № 1054 «О порядке высвобождениявоенного недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации»сформирован Департамент имущественных отношений Министерства обороны РоссийскойФедерации, в полномочия которого входит управление по координации осуществленияправ собственника имущества организаций Министерства обороны РФ.

На основаниипостановления Правительства РФ № 42 от хх января 2006 года «Об утвержденииПравил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду итиповых договоров найма специализированных жилых помещений», начальником Службырасквартирования и обустройства МО РФ был утвержден «Порядок включения жилогопомещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения изуказанного фонда» (№ ххх/х/ххх от хх апреля 2007 года), в котором заявитель влице КЭЧ района, за которой жилые помещения закреплены на праве оперативногоуправления, представляет на согласование соответствующему начальникустроительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования видов(родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, КЭЧ военного округа,главного или центрального управления Министерства обороны РФ. соответствующеезаявление с копиями документов, предусмотренных пунктом 1.3 «Правил...», утвержденныхпостановлением Правительства РФ от хх января 2006 года № 42, которое послесогласования установленным порядком представляется в УРЖП Министерства ОбороныРФ для принятия решения.

Таким образом,квартира, занимаемая истцом с семьей, находится в федеральной собственности введении Министерства обороны: РФ и в оперативном управлении ФГ КЭУ «52 ЭТК»,которая не дала согласия на перевод квартиры из разряда служебной вмуниципальную собственность.

В соответствиисо статьей 1 Закона РФ от хх июля 1991 г. N 1541-I "О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации" Приватизация жилых помещений -бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации надобровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальномжилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемыежилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно статье4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" неподлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, вобщежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилыепомещения, за исключением жилищного фонда совхозов и другихсельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельскойместности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а такжепредприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственноговедения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд,с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебныхжилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фондастационарных учреждений социальной защиты населения. Частью 2 данной статьиопределено, что собственник жилого фонда и уполномоченные им органы, а такжепредприятия и учреждения, в ведении которых находится жилой фонд, вправепринимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Таким образом,принятие решения о приватизации служебного жилья является правом, а необязанностью собственника (распорядителя) служебного жилого фонда. Спорноежилое помещение является служебным, что истцы не оспаривают, поэтому решениевопроса о передачи в собственность указанного жилого помещения находится вкомпетенции собственника или владельца на праве оперативного управления этогожилого помещения, то есть в компетенции войсковой части №ххххх и МинистерстваОбороны РФ.

В силу правовойпозиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановленииот хх ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельныхположений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищногофонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащихприватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина,если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другиеобстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключаютвозможность передачи его в частную собственность.

Служебные жилыепомещения согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР предназначаются длязаселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должныпроживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальныйправовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностяхпредоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение,предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругомработников, а также ее соответствующее территориальное расположение являютсяфакторами, предопределяющими в принципе невозможность приватизации служебногожилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерацииправовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции РоссийскойФедерации.

Вместе с темзаконодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению праваграждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов иинтересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда,предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилыхпомещений. Основания и условия для принятия таких решений с учетом положенийстатьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации могутустанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

Понуждениесобственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений всобственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК РоссийскойФедерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляютпринадлежащие им гражданские права.

Таким образом,наделение статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищногофонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда илиуполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фондзакреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативноеуправление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения оприватизации служебных жилых помещений, с учетом допустимости общего запрета наприватизацию служебных жилых помещений, само по себе не может рассматриватьсякак нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.

Исходя из даннойправовой позиции, следует, что решение вопроса о приватизации служебнойквартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченноговещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение всудебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения всобственность жильца в порядке приватизации. Такой подход следует признать обоснованнымтакже еще и в связи с тем, что в силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ именнособственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление отданного правила свидетельствовало бы о существенном ограничении правсобственника без необходимых оснований.

Верховный Суд РФподтвердил указанный подход Конституционного Суда РФ к приватизации служебныхжилых помещений уже и после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ вобзоре судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденномПостановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и хх июня 2006 года. Так, вчастности, Верховный суд указал, что служебные жилые помещения не подлежатприватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы,а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на правехозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых переданжилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебныхжилых помещений.

Согласно части 1статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение,действие (бездействие) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин,организация вправе обратиться в суд или в вышестоящий в порядке подчиненностиорган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностномулицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствиисо статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействия) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданскогосудопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия(бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; награжданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконнопривлечен к ответственности.

Таким образом,анализируя установленные юридически значимые обстоятельства по данному делу иоценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит кобоснованному выводу о том, что спорная квартира находится в федеральнойсобственности и является служебной и предназначена для обеспечения жилымипомещениями военнослужащих Минобороны России; в отсутствие согласия ФГ КЭУ «52ЭТК», в чьем оперативном управлении находится спорная жилая площадь, а также вотсутствие решения об исключении спорной служебной жилой площади изспециализированного жилищного фонда в соответствии с «Порядком включения жилогопомещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения изуказанного фонда», утвержденным начальником Службы расквартирования иобустройства Министерства Обороны РФ, суд не может удовлетворить исковыетребования Андросовой М.П. об исключении спорной квартиры изспециализированного жилищного фонда и о признании действий органагосударственной власти незаконным.

Принимая такоерешение, суд не может принять во внимание ссылку истца Андросовой М.П. на тообстоятельство, что она уволилась из Вооруженных Сил, поскольку такоеобстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований,так как при увольнении она имеет право на получение жилого помещения, всоответствии с положениями ФЗ от 27 мая1998 года № 76-ФЗ «О статусевоеннослужащих».

С учетомизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд

 

РЕШИЛ:

В удовлетворенииисковых требований Андросовой М. П. отказать.

Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный судгорода Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательнойформе.

 

Председательствующий:

Н.Н. Акимова