(1353) Решение по иску о признании незаконным отказа в исключении жилого помещения из числа служебных и обязании исключить жилое помещение из числа служебных. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 декабря 2010 года

Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретареБаландиной Н.Н.,

с участием истцаБурдо О.Б., представителя истца Шадаровой В.В., представителя третьего лица настороне ответчика ФГКЭУ «52 ЭТК» Алексеенко Ю.С. и третьих лиц Бурдо Т.Е.,Бурдо Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№2-2210/2010 по иску Бурдо О. Б. к Департаменту имущественных отношенийМинистерства обороны РФ о признании незаконным отказа в исключении жилогопомещения из числа служебных и обязании исключить жилое помещение из числаслужебных,

 

УСТАНОВИЛ:

Бурдо О.Б.обратился в суд с заявлением, указав в его обоснование, что в соответствии сордером № 6 серии А от хх января 1993 года он является нанимателем служебнойквартиры, расположенной по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, ххххх.Вместе с ним, в указанной квартире проживают его жена, Бурдо Т.Е. и сын БурдоД.О.. Согласно приказу № 136 от хх июля 1999 года он уволен в запас подостижении предельного возраста пребывания на военной службе. Календарнаявыслуга лет в Вооруженных силах РФ составляет 20 лет 09 месяцев. Занимаемая имквартира находится в федеральной собственности и является служебным жилымпомещением, однако избрана им в качестве постоянного места жительства, чтопозволяет просить об изменении статуса жилого помещения. По президентскойпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» жильем он не обеспечивался. Всоответствии с Постановлением Правительства, разрешение вопроса присвоениястатуса служебного жилого помещения и изменение этого статуса относится ккомпетенции Департамента имущественных отношения Министерства Обороны. ххавгуста 2010 года он обратился в указанное учреждение с заявлением об изменениистатуса квартиры по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый ххххх, однако вудовлетворении его заявления хх августа 2010 года ему было отказано. Данный отказполагает незаконным и необоснованным, нарушающим его право на приватизациюжилого помещения и свободу передвижения, поэтому просит суд признать незаконнымотказ руководителя департамента имущественных отношения Министерства Обороны Е.Васильевой в исключении жилого помещения, расположенного по адресу: городИркутск, микрорайон Зеленый, ххххх из числа служебных и обязать Департаментимущественных отношений Министерства Обороны РФ исключить вышеуказанное жилоепомещение из числа служебных.

Суд, всоответствии с требованиями статьи 39 ГПК РФ и статьи 196 ГПК РФ принял решениепо заявленным исковым требованиям.

Истец Бурдо О.Б.в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на ихудовлетворении.

Представительистца Шадарова В.В., действующая на основании устного заявления истца, всудебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на ихудовлетворении в полном объеме.

Представительответчика Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ всудебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещеннадлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела копиейтелеграммы; в адресованном суду заявлении руководитель Департаментаимущественных отношений Министерства Обороны РФ Е. Васильева сообщила, чтоПостановлением Правительства Российской Федерации от хх декабря 2008 года №1053 « О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом, в том числе направе оперативного управления наделено Министерство Обороны РФ. С моментаОбразования Департамента Имущественных отношений Министерства Обороны в феврале2009 года подготовка распорядительных документов о закреплении жилого фонда направе оперативного управления возлагается на последний на основании запросовсоответствующих подчиненных органов и представления ими установленного пакетадокументов. Директивой Министерства Обороны РФ № 205\2\2007 от хх октября 2009года в целях выполнения поручения Президента РФ о формировании к 2012 годуфонда служебных жилых помещений запрещено исключение квартир из числаслужебных; просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Департаментаимущественных отношений Министерства Обороны.

Представительтретьего лица на стороне ответчика ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх)-АлексеенкоЮ.С., исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Третьи лица настороне истца Бурдо Т.Е и Бурдо Д.О. в судебном заседании настаивали наудовлетворении исковых требований Бурдо О.Б..

Заслушавобъяснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд считаетисковые требования не подлежащими удовлетворению.

Статья 19Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом исудом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека игражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другихобстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации вовзаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенствараспространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенныеКонституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие праваграждан, приобретаемые на основании Федерального закона.

В соответствии счастью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства,определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установленыи какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какойзакон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Принимая вовнимание, бесспорно, установленные юридически значимые обстоятельства всудебном заседании, суд приходит к выводу, что данное гражданское дело возниклоиз публичных правоотношений.

Статья 246 ГПКРФ гласит, что дела, возникающие из публичных правоотношений, разрешаютсясудьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленнымиглавами 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами.

В силу части 3вышеназванной статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающихиз публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленныхтребований.

Судом установлено,что согласно ордера № 6 серии А от хх января 1993 года, выданного на имя БурдоО.Б, последнему предоставлено право занятия служебной 3-х комнатной квартиры,общей площадью 40.7 кв.м., расположенной по адресу: город Иркутск, микрорайонЗеленый, ххххх. Кроме Бурдо О.Б. в ордер включены: жена – Бурдо Т.Е., сын -Денис, 1980 года рождения. Данные обстоятельства объективно подтверждаютсявышеуказанным ордером.

Из свидетельствао государственной регистрации права от хх апреля 2007 года усматривается, чтожилой дом № хх в микрорайоне Зеленый города Иркутске находится на правеоперативного управления в/ч ххххх.

Согласно УставуФедерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «52эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть ххххх) Ракетных войскстратегического назначения, утверждённому приказом командующего РВСН № 387 отхх ноября 2007 года, следует, что ФГ КЭУ 52 ЭТК (в/ч ххххх) являетсяправопреемником 52 ЭТК (в/ч ххххх).

Из данногоУстава также усматривается, что ФГ КЭУ 52 ЭТК (войсковая часть ххххх) в своейдеятельности руководствуется Конституцией РФ и законодательством РФ, имеетимущество, являющееся федеральной собственностью и закреплённое за ней вустановленном порядке на праве оперативного управления. Указанное учреждение,действует от своего имени, вправе приобретать имущественные и личныенеимущественные права, заключать хозяйственные договоры и совершать разрешённыезаконодательством сделки, а также выступать в судах в качестве истца, ответчикаили третьего лица в соответствии с законодательством РФ.

Согласно выпискеиз ЕГРЮЛ от хх июня 2008 года, копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛсерии 38 № 002660910 от хх июня 2008 года, копии свидетельства о постановке научёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения натерритории Российской Федерации от хх августа 2006 года серии 38 № 002746723следует, что ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) по своейорганизационно-правовой форме является государственным учреждением.

Из поквартирнойкарточки, справки с паспортного стола от хх сентября 2010 года на квартиру поадресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, ххххх, и карточки лицевого счета№ххххх по состоянию на сентябрь 2010 года, следует, что в квартире по адресу:город Иркутск, микрорайон Зеленый, ххххх значатся проживающими изарегистрированными: истец Бурдо О.Б. и его члены семьи - жена Бурдо Т.Е. и сынБурдо Д.О. На указанных лиц начисляется квартплата и коммунальные платежи,которые истцом оплачиваются регулярно, задолженности по этим платежам неимеется.

В судебномзаседании установлено и не оспорено сторонами, что служебное жилое помещение поадресу: город Иркутск, микрораойн Зеленый, ххххх было предоставлено истцу БурдоО.Б. и его семье в связи с прохождением им службы в Вооруженных силах РФ.Однако Бурдо О.Б. был уволен в запас хх мая 1999 года. Таким образом,предоставленное Бурдо жилое помещение ныне не отвечает своему назначению. Всвязи с чем, истец обратился в Департамент имущественных отношений МО РФ спросьбой об исключении этой квартиры из числа служебных.

Однако, какявствует из письма руководителя Департамента имущественных отношений МО РФ отхх августа 2010 года № ххх/ххххх Бурдо О.Б. отказано в удовлетворении егопросьбы со ссылкой на Директиву МО РФ от хх октября 2009 .

Согласно п.1указаний Министра обороны РФ от хх октября 2009 года за № 205/2/709,направленных в адрес 53 ЭТК (в/ч ххххх), следует, что в целях безусловноговыполнения поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебныхжилых помещений, министр обороны РФ потребовал прекратить исключение жилыхпомещений из специализированного жилищного фонда.

В соответствии сп. 1 ч. 1, ч. 2-3 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированногожилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятсяслужебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещенийиспользуются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещениядопускается только после отнесения такого помещения к специализированномужилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установленыПравительством Российской Федерации. Включение жилого помещения вспециализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенномувиду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения изуказанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющегоуправление государственным или муниципальным жилищным фондом.Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду,внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма,предусмотренным настоящим разделом.

В соответствиисо ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания гражданв связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти,органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием,государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, всвязи с назначением на государственную должность Российской Федерации илигосударственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи сизбранием на выборные должности в органы государственной власти или органыместного самоуправления.

В соответствии спунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищномуфонду (утв. постановлением Правительства РФ от хх января 2006 г. № 42),отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается,если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилогопомещения, находящегося в государственной или муниципальной собственностижилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеютобременения прав на это имущество.

Согласно пункту12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду(утв. постановлением Правительства РФ от хх января 2006 г. № 42),включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесениемтакого помещения к определенному виду жилых помещений специализированногожилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятсяна основании решения органа, осуществляющего управление государственным илимуниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований,установленных настоящими Правилами.

В соответствии спунктом 13 названных Правил, для отнесения жилых помещений к определенному видужилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет ворган управления следующие документы:

а) заявление оботнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещенийспециализированного жилищного фонда;

б) документ,подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения илиоперативного управления на жилое помещение;

в) техническийпаспорт жилого помещения;

г) заключение осоответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанноезаявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачидокументов.

Согласно пункту14 Правил.., орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящихПравил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному видужилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в такомотнесении.

Информация опринятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочихдней с даты принятия такого решения.

Решение оботнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещенийспециализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющийрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочихдней с даты принятия такого решения.

Отказ вотнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищногофонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям,предъявляемым к этому виду жилых помещений.

В соответствии спунктом 1 Постановления Правительства РФ от хх декабря 2008 года № 1053 «Онекоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что Министерствообороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил РФна праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Одной из функцийМинистерства обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ иподведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке,установленном законодательством РФ, является принятие решений о включении жилыхпомещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений копределенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а такжеоб исключении жилых помещений из указанного фонда (подпункт «М» пункта 2вышеназванного Постановления).

Как явствует издирективы Министра обороны РФ от хх января 2009 года № Д-14дсп, во исполнениепостановлений Правительства Российской Федерации 2008 года № 1053 «О некоторыхмерах по управлению федеральным имуществом» и № 1054 «О порядке высвобождениявоенного недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации»сформирован Департамент имущественных отношений Министерства обороны РоссийскойФедерации, в полномочия которого входит управление по координации осуществленияправ собственника имущества организаций Министерства обороны РФ.

В соответствиисо справкой из архивного отдела организационно-контрольного управленияадминистрации города Иркутска согласно Постановлению главы администрацииКуйбышевского района г. Иркутска отхх января 1993 года № 54 «О выдаче ордеровна право занятия жилой площади» признать квартиры служебными, в том числеквартиру № хх в доме хх микрорайона Зеленый г. Иркутска.

В 1993 годуистцу Бурдо О.Б. был выдан служебный ордер на заселение квартиры № хх в доме №хх в м-не Зеленый в г. Иркутске и он с семьей зарегистрирован в спорнойквартире.

На основаниипостановления Правительства РФ № 42 от xx.01.2006г. «Об утверждении Правилотнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовыхдоговоров найма специализированных жилых помещений», начальником Службырасквартирования и обустройства МО РФ был утвержден «Порядок включения жилогопомещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения изуказанного фонда» (№ 155/4/694 от xx.04.2007г.), в котором заявитель в лице КЭЧрайона, за которой жилые помещения закреплены на праве оперативного управления,представляет на согласование соответствующему начальнику строительства,инженерно-технического обеспечения и расквартирования видов (родов войск)Вооруженных Сил Российской Федерации, КЭЧ военного округа, главного илицентрального управления Министерства обороны РФ. соответствующее заявление скопиями документов, предусмотренных пунктом 1.3 «Правил...», утвержденныхпостановлением Правительства РФ от xx.01.06г. № 42, которое после согласованияустановленным порядком представляется в УРЖП МО РФ для принятия решения.

Согласноуказанию ВрИО начальника 159 управления (жилищного обеспечения) ДИО МинобороныРоссии от хх мая 2010г. № 141/159/6250, в целях безусловного исполненияпоручения Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фондаслужебных жилых помещений под штатную численность военнослужащих Министерстваобороны Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации приняторешение о прекращении практики исключения жилых помещений изспециализированного жилого фонда.

Таким образом,квартира, занимаемая истцом с семьей, находится в федеральной собственности введении Министерства обороны: РФ и в оперативном управлении ФГ КЭУ «52 ЭТК»,которая не дала согласия на перевод квартиры из разряда служебной вмуниципальную собственность.

В соответствиисо статьей 1 Закона РФ от хх июля 1991 г. N 1541-I "О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации" Приватизация жилых помещений -бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации надобровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном имуниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации,забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилыхпомещений.

Согласно статье4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" неподлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, вобщежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилыепомещения, за исключением жилищного фонда совхозов и другихсельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельскойместности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а такжепредприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственноговедения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд,с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебныхжилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фондастационарных учреждений социальной защиты населения. Частью 2 данной статьиопределено, что собственник жилого фонда и уполномоченные им органы, а такжепредприятия и учреждения, в ведении которых находится жилой фонд, вправепринимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Таким образом,принятие решения о приватизации служебного жилья является правом, а необязанностью собственника (распорядителя) служебного жилого фонда. Спорноежилое помещение является служебным, что истцы не оспаривают, поэтому решениевопроса о передачи в собственность указанного жилого помещения находится вкомпетенции собственника или владельца на праве оперативного управления этогожилого помещения, то есть в компетенции войсковой части №ххххх и МинистерстваОбороны РФ.

Анализируяустановленные юридически значимые обстоятельства по данному делу, оцениваясобранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит кобоснованному выводу о том, что спорная квартира находится в федеральнойсобственности и является служебной, предназначена для обеспечения жилымипомещениями военнослужащих Минобороны России. При отсутствие согласия ФГ КЭУ«52 ЭТК», в чьем оперативном управлении находится спорная жилая площадь и вотсутствие решения об исключении спорной служебной жилой площади изспециализированного жилищного фонда в соответствии с «Порядком включения жилогопомещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения изуказанного фонда», утвержденным начальником Службы расквартирования иобустройства Министерства Обороны РФ, суд не может удовлетворить исковые требованияБурдо О.Б. о признании незаконным отказа руководителя департаментаимущественных отношения Министерства Обороны Е. Васильевой в исключении жилогопомещения, расположенного по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, хххххиз числа служебных и обязании Департамента имущественных отношений МинистерстваОбороны РФ исключить вышеуказанное жилое помещение из числа служебных.

Принимая такоерешение, суд не может принять во внимание ссылку истца Бурдо О.Б. на тообстоятельство, что он уволился из Вооруженных Сил, поскольку такоеобстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных исковыхтребований, так как при увольнении он имеет право на получение жилогопомещения, в соответствии с положениями ФЗ от 27 мая1998 года № 76-ФЗ «О статусевоеннослужащих».

С учетомизложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд

 

РЕШИЛ:

В удовлетворенииисковых требованиях Бурдо О. Б. отказать.

Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный судгорода Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательнойформе.

 

Председательствующий:

Н.Н. Акимова