РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2010 года | г.Иркутск |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
в составе председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Мохове А.В.,
с участием представителя истца Василенко И. В. , представителя третьего лица Алексеенко Ю. С. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2209/2010 по иску Климчика Е. В. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании решения органа государственной власти незаконным и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
Климчик Е.В. обратился в суд с иском, указав в обоснование своих требований, что согласно ордера № хх серии АБ, выданного 302 КЭЧ хх октября 2002 года, он является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, дом х, кв. хх. Климчик Т.Н. и сын А. включены в ордер как члены семьи нанимателя. С хх октября 2003 Климчик Е.В. и члены его семьи зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства. В декабре 2005 года Климчик Е.В. уволился из рядов ВС РФ по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Его выслуга лет в календарном исчислении составляет 17 лет, 05 месяцев. С момента увольнения и по настоящее время никто из лиц, занимающих спорное жилое помещение не имеет отношения к организации, предоставившей данное помещение, т.е к Министерству обороны РФ. Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Следовательно, как полагал истец, занимаемое ими жилое помещение, как не отвечающее своему назначению, должно быть исключено из числа служебных в соответствии с порядком, определенным ч. 2 ст. 92 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от хх января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (пункты 12-14 Правил). В соответствии с подп. «М» пункта 2 Постановления Правительства РФ от хх декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», органом который принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда, является МО РФ. В исполнение названного постановлений Правительства РФ в Министерстве обороны РФ сформирован Департамент имущественных отношений.
хх мая 2009 года Климчик Е.В. обратился в ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) по вопросу направления документов для исключения занимаемого им и его семьей жилого помещения из числа служебных, на что получил отрицательный ответ. Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от хх января 2010 года отказ начальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) был признан незаконным и на него была возложена обязанность направить соответствующие документы в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ. хх марта 2010 года, во исполнение указанного решения суда, начальником ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) в Департамент имущественных отношений МО РФ были направлены документы для исключения занимаемого семьей Климчика Е.В. жилого помещения из числа служебных. хх июня 2010 года за исх. № 1460 начальник ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) сообщил Климчику Е.В., что хх июня 2010 года, за подписью врио начальника 159 управления (жилищного обеспечения) Департамента имущественных отношений МО РФ полковника К. , был получен ответ № ххх/ххх/хххх от xx.05.2010 г., согласно которому, в целях безусловного выполнения поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений и в соответствии с указаниями Министра обороны РФ от xx.10.2009г. № ххх/х/ххх исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда прекращено. Полагает, что ответ такого содержания выдан без достаточных к тому оснований и в нарушение требований норм материального права. Ни Министр обороны РФ, ни руководители структурных подразделений Министерства обороны РФ, не имеют полномочий отменять либо приостанавливать действие правовых норм, содержащихся в законодательных актах, принятых органами законодательной власти РФ и Правительством Российской Федерации. Как указывает истец, нарушено его право на получение занимаемого его семьей жилого помещения в собственность в порядке приватизации. В этой связи, просил суд признать решение ВРИО начальника 159 управления (жилищного обеспечения) Департамента имущественных отношений МО РФ полковника К. не исключать жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск-78, мкр. Зеленый, дом х, квартира хх из числа служебных незаконным и обязать Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ исключить жилое помещение, расположенное по адресу: город Иркутск-78, микрорайон Зеленый, дом х, квартира хх из числа служебных, в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ уточнил, окончательно просит суд признать решение Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ не исключать жилое помещение, расположенное по адресу: город Иркутск-78, микрорайон Зеленый, дом х, квартира хх из числа служебных незаконным и обязать Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ исключить жилое помещение, расположенное по адресу: город Иркутск-78, микрорайон Зеленый, дом х, квартира хх из числа служебных, в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Указал, что ответчик Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ссылаясь на указание Президента РФ о необходимости формирования к 2012 году фонда служебных жилых помещений в Министерстве обороны РФ, вводит Президента РФ в заблуждение, поскольку жилое помещение, занятое лицами, не состоящими в трудовых отношениях с Министерством обороны (при условии невозможности их выселения), не может быть предоставлено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Как полагает истец, тем самым ответчик злоупотребляет правом в нарушение конституционных целей социальной политики РФ, статей 2, 7 и 18 Конституции РФ и статьи 10 ГК РФ.
Суд, в соответствии с требованиями статьи 196 ГПК РФ, принял решение по заявленным исковым требованиям.
Истец Климчик Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Василенко И.В.
Представитель истца Климчика Е.В. - Василенко И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, суду о причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) Алексеенко Ю.С., исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что спорное жилое помещение включено в число служебных в соответствии с установленным порядком, статус служебного жилья сохраняется до сих пор, поэтому должностное лицо, принимая оспариваемое решение, действовало законно и обоснованно.
Третье лицо на стороне истца Климчик Т.Н., действующая за себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей: Климчик А. Е. , хххх года рождения и Климчик Е. Е. , хххх года рождения, в судебное заседание не явилась, в адресованном суду заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Василенко И.В.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о его времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Суд, на основании статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Климчика Е.В. не подлежащими удовлетворению.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Принимая во внимание, бесспорно, установленные юридически значимые обстоятельства в судебном заседании, суд приходит к выводу, что данное гражданское дело возникло из публичных правоотношений.
Статья 246 ГПК РФ гласит, что дела, возникающие из публичных правоотношений, разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами.
В силу части 3 вышеназванной статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено, что согласно постановлению главы Администрации Куйбышевского района г.Иркутска от xx.97.1993 г. № 1451 «О выдаче ордеров на право занятия жилой площади» - квартира хх дома х микрорайона Зеленый города Иркутска признана служебной квартирой. Данное обстоятельство объективно подтверждаются архивной справкой, выданной Архивным отделом Организационно-контрольного управления Администрации города Иркутска хх октября 2008 года за № ххх-хх-ххх/х.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права серии ххххх от хх апреля 2007 года усматривается, что жилой дом № х в микрорайоне Зеленый, в городе Иркутске находится на праве оперативного управления войсковой части ххххх.
Согласно Уставу Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «52 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть ххххх) Ракетных войск стратегического назначения, утверждённому приказом командующего РВСН № ххх от хх ноября 2007 года, следует, что ФГ КЭУ 52 ЭТК (в/ч ххххх) является правопреемником 52 ЭТК (в/ч ххххх).
Из данного Устава также усматривается, что ФГ КЭУ 52 ЭТК (войсковая часть ххххх) в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и законодательством РФ, имеет имущество, являющееся федеральной собственностью и закреплённое за ней в установленном порядке на праве оперативного управления. Указанное учреждение, действует от своего имени, вправе приобретать имущественные и личные неимущественные права, заключать хозяйственные договоры и совершать разрешённые законодательством сделки, а также выступать в судах в качестве истца, ответчика или третьего лица в соответствии с законодательством РФ.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 38 № 002660910 от хх июня 2008 года, копии свидетельства о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от хх августа 2006 года серии 38 № 002746723 следует, что ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением.
Согласно ордеру № хх серии АБ от хх октября 2002 года Климчику Е.В. предоставлено жилое помещение по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом х, квартира хх. В ордер в качестве членов семьи включены жена Климчик Т.Н., сын А. .
В соответствии со справкой военного комиссара Октябрьского и Правобережного административных округом г.Иркутска от хх октября 2007 года № 3/229 подполковник Климчик Е.В. уволен с военной службы в запас по статьей 51 пункта 1 подпункта «б» (по истечении срока контракта о прохождении военной службы), выслуга лет составляет на хх декабря 2005 года в календарном исчислении 17 лет 05 месяцев. Членами его семьи являются супруга Климчик Т.Н., сыновья А. и Е. .
Из поквартирной карточки формы 17, справки ООО РСК «ЖилСервис» от хх июня 2010 года, карточки лицевого счета № ххххххх по состоянию на июнь 2010 года, следует, что в квартире по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом х, квартира хх значатся проживающими и зарегистрированными: истец Климчик Е.В., его супруга Климчик Т.Н. и дети: Климчик А.Е. и Климчик Е.Е. На указанных лиц начисляется квартплата и коммунальные платежи.
Решением Куйбышевского районного суда города Иркутска от хх января 2010 года, вступившим в законную силу хх февраля 2010 года, удовлетворено заявление Климчика Е.В. Признан незаконным отказ начальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» (в/ч ххххх) направить документы в Департамент имущественных отношений МО РФ для рассмотрения заявления Климчика Е.В. об исключении жилого помещения по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом х, квартира хх, из числа служебных, на начальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» (в/ч ххххх) возложена обязанность направить документы в указанный Департамент.
Решение суда от хх января 2010 начальником ФГ КЭУ «52 ЭТК» (в/ч ххххх) было исполнено, что подтверждается его письмом от хх марта 2010 года № 723.
Письмом от хх июня 2010 года № 1460 начальник ФГ КЭУ «52 ЭТК» известил Климчика Е.В. о направлении документов в Департамент имущественных отношений МО РФ для рассмотрения и об отказе в удовлетворении заявления Климчика Е.В. об исключении спорного жилого помещения из числа служебных со ссылкой на указания Министра обороны РФ от хх октября 2009 года № ххх/х/ххх о прекращении практики исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Как усматривается из ответчика ВрИо начальника 159 управления (жилищного обеспечения) ДИО МО РФ полковника К. Е., обращение начальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» (в/ч ххххх) об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда МО РФ рассмотрено. Исключение указанных в обращении жилых помещений из специализированного жилищного фонда МО РФ не представляется возможным, поскольку в целях безусловного выполнения поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений и в соответствии с указаниями Министра обороны РФ отхх октября 2009 года № ххх/х/ххх исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда прекращено.
Согласно пункту 1 указаний Министра обороны РФ от хх октября 2009 года за № ххх/х/ххх, направленных в адрес 52 ЭТК (в/ч ххххх), следует, что в целях безусловного выполнения поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, министр обороны РФ потребовал прекратить исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Исходя из заявленных требований и их оснований, суд применяет к сложившимся отношениям нормы жилищного законодательства с учетом их действия во времени, принимая во внимание, что жилищные правоотношения по спорному объекту недвижимости возникли до введения в действие нового Жилищного кодекса.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Согласно статье 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2-3 статьи 92 ЖК РФ дублирует нормы ЖК РСФСР, устанавливая, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утвержденных постановлением Правительства РФ от хх января 2006 года № 42), отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. Согласно пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утвержденному постановлением Правительства РФ от хх января 2006 года № 42), включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 13 названных Правил, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:
а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;
в) технический паспорт жилого помещения;
г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Согласно пункту 14 вышеуказанных Правил.., орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.
Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от хх декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Одной из функций Министерства обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, является принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (подпункт «М» пункта 2 вышеназванного Постановления).
Как явствует из директивы Министра обороны РФ от хх января 2009 года № Д-14дсп, во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и № 1054 «О порядке высвобождения военного недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации» сформирован Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в полномочия которого входит управление по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны РФ.
На основании постановления Правительства РФ № 42 от хх января 2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», начальником Службы расквартирования и обустройства МО РФ был утвержден «Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда» (№ 155/4/694 от хх апреля 2007 года), в котором заявитель в лице КЭЧ района, за которой жилые помещения закреплены на праве оперативного управления, представляет на согласование соответствующему начальнику строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, КЭЧ военного округа, главного или центрального управления Министерства обороны РФ. соответствующее заявление с копиями документов, предусмотренных пунктом 1.3 «Правил...», утвержденных постановлением Правительства РФ от хх января 2006 года № 42, которое после согласования установленным порядком представляется в УРЖП Министерства Обороны РФ для принятия решения.
Таким образом, квартира, занимаемая истцом с семьей, находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ и в оперативном управлении ФГ КЭУ «52 ЭТК», которая не дала согласия на перевод квартиры из разряда служебной в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от хх июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно статье 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Частью 2 данной статьи определено, что собственник жилого фонда и уполномоченные им органы, а также предприятия и учреждения, в ведении которых находится жилой фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Таким образом, принятие решения о приватизации служебного жилья является правом, а не обязанностью собственника (распорядителя) служебного жилого фонда. Спорное жилое помещение является служебным, что истцы не оспаривают, поэтому решение вопроса о передачи в собственность указанного жилого помещения находится в компетенции собственника или владельца на праве оперативного управления этого жилого помещения, то есть в компетенции войсковой части № ххххх и Министерства Обороны РФ.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от хх ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Служебные жилые помещения согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими в принципе невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем законодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению права граждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия для принятия таких решений с учетом положений статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, наделение статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
Исходя из данной правовой позиции, следует, что решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации. Такой подход следует признать обоснованным также еще и в связи с тем, что в силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ именно собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление от данного правила свидетельствовало бы о существенном ограничении прав собственника без необходимых оснований.
Верховный Суд РФ подтвердил указанный подход Конституционного Суда РФ к приватизации служебных жилых помещений уже и после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ в обзоре судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и хх июня 2006 года. Так, в частности, Верховный суд указал, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, анализируя установленные юридически значимые обстоятельства по данному делу и оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к обоснованному выводу о том, что спорная квартира находится в федеральной собственности и является служебной и предназначена для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Минобороны России; в отсутствие согласия ФГ КЭУ «52 ЭТК», в чьем оперативном управлении находится спорная жилая площадь, а также в отсутствие решения об исключении спорной служебной жилой площади из специализированного жилищного фонда в соответствии с «Порядком включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда», утвержденным начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства Обороны РФ, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Климчика Е.В. об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда и о признании действий органа государственной власти незаконным.
На выводы суда не влияют доводы истца о том, что он уволился из Вооруженных Сил, поскольку такое обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, так как при увольнении он имеет право на получение жилого помещения, в соответствии с положениями ФЗ от хх мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Климчика Е. В. о признании решения Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации не исключать жилое помещение, расположенное по адресу: г.Иркутск-78, м/р Зеленый, дом х, квартира хх, из числа служебных незаконным, о возложений на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации обязанности по исключению жилого помещения, расположенное по адресу: г.Иркутск-78, м/р Зеленый, дом х, квартира хх из числа служебных в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: | Т.Д. Алсыкова |