(1463) Решение по иску о признании решения государственного органа незаконным. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2010 года г.Иркутск

Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,

при секретаре Мохове А.А.,

с участием: представителя заявителя Павлова В. О. , представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области Гапоновой В. Н. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2447/2010 по заявлению Думы Муниципального образования Слюдянский район о признании решения государственного органа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее МИФНС России № 17 по Иркутской области) от хх июня 2010 года № 8700 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от xx.08.2001 года № 120-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

В обоснование заявления указал следующее. xx.06.2010 года в адрес МИФНС России № 17 по Иркутской области ликвидатором представлено заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица – Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район, в связи с его ликвидацией. Однако оспариваемым решением налоговый орган в совершении названного действия отказал. Сослался на то, что при рассмотрении представленного заявления обнаружена задолженность ликвидируемого юридического лица перед М. М.А. в размере 68 363 рублей 70 копеек, что подтверждается решением Слюдянского районного суда Иркутской области от хх февраля 2010 года, при этом в ликвидационном балансе указанная сумма задолженности не отражена. В связи с чем, налоговый орган, расценив представленный ликвидационный баланс, как баланс, содержащий недостоверные сведения, посчитал его не представленным. Кроме того, налоговый орган, сослался на то, что решение об утверждении ликвидационного баланса - решение Думы МО Слюдянский район от хх февраля 2010 года, принято раньше даты составления ликвидационного баланса - хх марта 2010 года.

Заявитель не согласен с указанным решением по следующим основаниям. Решением Думы МО Слюдянский район от хх февраля 2010 года № 15-5-рд был утвержден ликвидационный баланс Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район. На этот момент требования М. М.А. о задолженности не существовало, поскольку решение суда вступило в законную силу хх апреля 2010 года. Ликвидатором были приняты все меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, кредиторы были письменно предупреждены о предстоящей ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требования кредиторами ликвидационная комиссия составила промежуточный ликвидационный баланс, который содержал сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. М. М.А. была под роспись уведомлена о ликвидации юридического лица. Никаких требований как кредитор она юридическому лицу не предъявляла.

Кроме того, ликвидационный баланс прошел проверку в трех отделах и был согласован МИФНС России № 1 по Иркутской области. Контрольно-счетную палату МО Слюдянский район налоговый орган обязал сдать квартальный отчет за первый квартал 2010 года и в соответствии с отчетом переставить дату на ликвидационном балансе. При этом статьи актива и пассива, отраженные в балансе при принятии учредителем решения об его утверждении, в связи с измененной датой остались прежними. Таким образом, все необходимые документы для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были представлены в налоговый орган своевременно. Заявитель указал, что в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности, а также проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.

Кроме того, заявитель ссылается на то, что ликвидационный баланс составляется на основании промежуточного ликвидационного баланса юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс был принят и зарегистрирован налоговым органом, о чем сделана запись в Едином государственном реестре юридических лиц. Он содержал полный перечень кредиторов юридического лица, требования которых были удовлетворены в полном объеме.

По мнению заявителя, налоговым органом незаконно сделана ссылка на ликвидацию Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район в соответствии с п.4 ст. 61 ГК РФ, поскольку указанная норма Закона предусматривает ликвидацию юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

хх сентября 2009 года решением районной Думы был принят новый Устав МО Слюдянский район, где в структуре органов местного самоуправления исключена Контрольно-счетная палата и введен новый орган - Ревизионная комиссия. Структура органов местного самоуправления должна быть приведена в соответствие с Уставом МО Слюдянский район, учредителем Контрольно-счетной палаты является Дума МО Слюдянский район. Однако своим решением налоговый орган поставил под угрозу неисполнение решения районной Думы от хх мая 2009 года «О ликвидации муниципального учреждения Контрольно-счетной палаты муниципального образования Слюдянский район, как юридического лица». Таким образом, принятием оспариваемого решения нарушены законные права представительного органа.

В судебном заседании представитель заявителя, Думы МО Слюдянский район, Павлов В.О., действующий на основании доверенности от хх января 2010 года, заявленные требования поддержал в полном объеме, наставал на их удовлетворении.

Представитель МИФНС России № 17 по Иркутской области Гапонова В.Н., действующая на основании доверенности от хх октября 2010 года, заявленные требования не признала, доводы, изложенные в отзыве на иск, поддержала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. Суду пояснила, что хх июня 2010 года в Инспекцию ФНС №17 по Иркутской области Контрольно-счетной палатой МО Слюдянский район представлено Заявление о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией по форме Р16001. При рассмотрении указанного Заявления обнаружено, что согласно решению Слюдянского районного суда Иркутской области от хх февраля 2010 года за организацией числится задолженность перед М. М.А. в размере 68 363 рублей 70 копеек. Однако в ликвидационном балансе указанная сумма задолженности не отражена. В связи с чем, ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения об отсутствии задолженности перед кредиторами, считается не представленным. Кроме того, ликвидационный баланс составлен по состоянию на хх марта 2010 года, а утвержден в соответствии с решением Думы муниципального образования Слюдянский район хх февраля 2010 года, таким образом, решение об утверждении ликвидационного баланса юридического лица принято раньше даты составления ликвидационного баланса. Следовательно, решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании непредставления определенных законом необходимых документов для государственной регистрации документов принято обосновано.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В этой связи, исходя из характера заявленных требований и возражений против них, суд применяет к правоотношениям сторон положения главы 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от xx.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно ст.61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии с п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Статьей 63 Гражданского кодекса РФ предусмотрен порядок ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п.1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п.2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п.5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п.8).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего ФЗ-129 и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

Судом установлено, что руководитель ликвидационной комиссии Павлов В.О. хх июня 2010 года представил в МИФНС №17 по Иркутской области документы для государственной регистрации Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район в связи с её ликвидацией, в том числе, ликвидационный баланс по состоянию на хх марта 2010 года, с указанием об его утверждении решением Думы МО Слюдянский район хх февраля 2010 года. Долг по заработной плате перед М. М.А. в размере 68 363 рублей 70 копеек в ликвидационном балансе не отражен.

Указанные обстоятельства подтверждаются решением Думы МО Слюдянский района от хх мая 2009 года «О ликвидации муниципального учреждения Контрольно-счетной палаты муниципального образования Слюдянский район, как юридического лица», свидетельством серии 38 № 002820612 от хх октября 2010 года о внесении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица, свидетельством серии 38 № 002820613 от хх октября 2010 года о внесении записи в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, заявлением ликвидатора Павлова В.О. от xx.06.2010 года, ликвидационным балансом по состоянию на xx.03.2010 года.

Кроме того, судом на основании выписки из ЕГРЮЛ от xx.12.2010 года, заявления ликвидатора Павлова В.О., ликвидационного баланса, решения Думы МО Слюдянский район от xx.02.2010 года № 15 V-рд, установлено, что по заявлению ликвидатора Павлова В.О. от xx.11.2010 года МИФНС № 17 по Иркутской области произведена регистрация указанного юридического лица в связи с его ликвидацией. При этом на регистрацию представлен ликвидационный баланс Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район по состоянию на xx.02.2010 года, утвержденный решением Думы МО Слюдянский район от xx.02.2010 года № 15 V-рд.

Оценивая такое основание отказа в названной государственной регистрации как отсутствие в ликвидационном балансе по состоянию на xx.03.2010 года долга по заработной плате М. М.В., суд исходит из следующего.

Как усматривается из содержания ст.63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия ликвидируемого юридического лица предпринимает указанные в настоящей статьей меры к выявлению его кредиторов.

Основанием для самостоятельного выявления ликвидируемым юридическим лицом кредиторов и дебиторов общества служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и внешнего аудитора общества, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы общества.

Опубликование в органах печати сведений о ликвидации юридического лица служит целью выявления лиц, считающих себя его кредиторами.

Как следует из решения Слюдянского районного суда Иркутской области от xx.02.2010 года, в пользу истца с Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район в пользу М. М.А. взыскана дополнительная компенсация в размере 68 363 рублей 70 копеек. Названное решение суда вступило в законную силу xx.04.2010 года.

Таким образом, в ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица по состоянию на xx.03.2010 года его кредиторская задолженность перед М. М.В., установленная решением суда, не могла быть отражена.

МИФНС № 17 по Иркутской области в нарушение ч.1 ст.249 ГПК РФ не представило суду доказательств самостоятельного установления Контрольно-счетной палатой МО Слюдянский район долга по заработной плате перед М. М.В. либо её обращения к указанному юридическому лицу с требованием о включении долга перед ней в промежуточный ликвидационный баланс.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у ликвидационной комиссии в силу ст.63 Гражданского кодекса РФ отсутствовала обязанность по включению долга перед М. М.В. в ликвидационный баланс по состоянию на xx.03.2010 года.

Поэтому оспариваемое решение налогового органа в этой части является не соответствующим требованиям главы VII, ст.23 Федерального закона от xx.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", то есть незаконным.

Оценивая доводы заявителя о незаконности отказа налогового органа со ссылкой на норму Закона, регулирующую порядок ликвидации юридического лица в связи с его несостоятельностью (банкротством), суд исходит из следующего.

В силу ст.65 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Согласно оспариваемому решению МИФНС № 17 по Иркутской области, налоговый орган указал, что в случае наличия задолженности общий порядок ликвидации, предусмотренный п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ, не применяется, необходимо проводить ликвидацию согласно п.4 ст.61 Гражданского кодекса РФ, по которому юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется в соответствии со ст.65 Гражданского кодекса РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Налоговый орган также сослался на п.2 ст.224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), указал, что в соответствии со ст.226 названного закона непредставление в Арбитражный суд заявления о признании ликвидируемого лица банкротом является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Представитель налогового органа суду пояснила, что указанные ссылки в оспариваемом решении являются ошибочными, не влияющими на отказ в государственной регистрации ликвидации Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район.

Поскольку налоговый орган при принятии оспариваемого решения ссылается на данные обстоятельства как на основания в отказе в совершении требуемого действия, суд, приходя к выводу о неправомерности отказа по данному основанию, считает названное решение МИФНС № 17 по Иркутской области в этой части незаконным.

Установив указанные выше обстоятельства, суд, тем не менее, считает необходимым отказать в удовлетворении заявления, исходя из следующего.

В соответствии с требованиями ст. 21 названного выше Федерального закона № 129-ФЗ от xx.08.2001 года для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган предоставляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и в соответствии с часть 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.

Как ранее установлено судом, ликвидационный баланс ликвидатором представлен в налоговый орган со сведениями по состоянию на xx.03.2010 года.

Думой муниципального образования Слюдянского района ликвидационный баланс Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район утвержден решением № 15 V-рд от xx.02.2010 года.

Поскольку из названных документов следует, что представленный ликвидационный баланс не был утвержден указанным решением Думы муниципального образования Слюдянского района, у налогового органа не имелось оснований для вывода о представлении указанным юридическим лицом ликвидационного баланса, поскольку в силу п.5 ст.62 Гражданского кодекса РФ в регистрирующий орган должен быть подан ликвидационный баланс, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Согласно требованиям ст.23 указанного Закона отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

В этой связи, суд считает, что налоговый орган, верно оценив подачу ликвидационного баланса, не утвержденного Думы муниципального образования Слюдянского района, как его непредставление, правильно отказал в государственной регистрации Контрольно-счетной палаты МО Слюдянский район в связи с её ликвидацией.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 и Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Думы Муниципального образования Слюдянский район о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от хх августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», необходимых для государственной регистрации документов от хх июня 2010 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Т.Д.Алсыкова