(1478) Решение по иску о признании права на участие в подпрограмме в качестве кандидата на получение государственного жилищного сертификата. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 января 2011года

Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составепредседательствующего судьи Акимовой Н.Н.

при секретареШуняеве П..В.

с участиемзаявителя Ляпунова А.П. представителя заявителя Кузнецовой А.К. представителейдолжностных лиц Ляпаева В.П., Алексеенко Ю.С., рассмотрев в открытом судебномзаседании гражданское дело № 2- 232-2011 по иску Ляпунова А. П. к войсковойчасти в/ч-1, ФГ КЭУ «52 ЭТК»( войсковая часть в/ч-2) о признании права научастие в подпрограмме в качестве кандидата на получение государственногожилищного сертификата ,

 

УСТАНОВИЛ:

Ляпунов А.П.обратился с жалобой на действия должностных лиц войсковой части в/ч-1 и войсковойчасти в/ч-2, в обоснование которой ссылался на то, что до 2000 года проходилслужбу по контракту в войсковой части в/ч-3. После окончания срока действияконтракта, он в 2000 году написал рапорт на участие в государственной программе«Государственные жилищные сертификаты как лицо, подлежащее переселению иззакрытого военного городка, подписал трехсторонне соглашение, согласно которомукомандир войсковой части в/ч-1 и начальник КЭЧ войсковая часть в/ч-4 (внастоящее время войсковая часть в/ч-2) взяли на себя обязательство предоставитьв соответствующие органы все необходимые документы на получение заявителемгосударственного жилищного сертификата (далее по тексту ГЖС), а заявительобязался освободить занимаемую жилую площадь по адресу Иркутск, микрорайонЗеленый общежитие хх «Б» комната ххх, где проживает по настоящее время. ххноября 2009 года заявитель узнал, что не состоит в очереди на получение ГЖС,исключен в связи с тем, что военный городок утратил статус закрытого. Просилпризнать действия командиров войсковых частей в/ч-1 и в/ч-2 по исключению егоиз списков очередников на получение ГЖС незаконными и обязать восстановить егои членов его семьи в списках очередников на получение ГЖС и обязать войсковуючасть в/ч-1 выдать ему и членам его семьи государственный жилищный сертификат.

В ходе судебногоразбирательства заявитель неоднократно изменял и дополнял исковые требования, иокончательно просил суд признать незаконными действия командира войсковой частив/ч-1, начальника войсковой части в/ч-2 по исключению заявителя из списка кандидатовна получение ГЖС, обязать командира войсковой части в/ч-1, начальника войсковойчасти в/ч-2 восстановить Ляпунова А.П. в списках кандидатов на получение ГЖС с2000 года под №1, признать за заявителем право на участие в подпрограмме вкачестве кандидата подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» наполучение государственного жилищного сертификата, как граждан, подлежащихпереселению из закрытых военных городков, обязать командира войсковой частив/ч-2 направить утвержденные списки кандидатов с участием восстановленногоЛяпунова А.П. и членов его семьи в компетентный орган - Управление начальникастроительства и расквартирования ракетных войск стратегического назначения.

ОпределениемКуйбышевского районного суда города Иркутска от хх ноября 2010 года исковыетребования Ляпунова А. П. о признании права на участие в подпрограмме вкачестве кандидата на получение ГЖС, выделены в отдельное производство.

В судебномзаседании истец Ляпунов А.П. исковые требования поддержал, просил ихудовлетворить, при этом суду пояснил, что служил по контракту в войсковой частив/ч-3, проживал с семьей в общежитии. В 2000 году был уволен с военной службыпо окончании срока контракта, выслуга лет в календарном исчислении составляет16 лет 9 месяцев. При увольнении, в 2000 году он написал рапорт о желанииучаствовать в государственной программе жилищных сертификатов, посколькувоенный городок Зеленый был закрытым, и данная программа предусматривалаотселение граждан из закрытых военных городков. После сбора необходимых документови предоставления их в войсковую часть в/ч-1, он был включен в список кандидатовна получение государственного жилищного сертификата по 1 разделу как лицо,нуждающееся в улучшении жилищных условий. В дальнейшем, при направленииежегодных списков кандидатов на получение государственного жилищногосертификата, он включался по разделу 3, как гражданин, подлежащий отселению иззакрытого военного городка. В ноябре 2009 года, представителем войсковой частив/ч-2 ему было сообщено, что он, Ляпунов А.В., не состоит в списках кандидатовна получение ГЖС, поскольку городок, где он проживал с семьей, утратил статусзакрытого. Полагает, что данное основание не предусмотрено ни в одномнормативном акте для исключения из списков кандидатов на получение ГЖС, а односторонниедействия командира и начальника войсковых частей незаконны, нарушают егожилищные права. Считает, что у него имеются основания для признания за нимправа на участие в подпрограмме в качестве кандидата на получениегосударственного жилищного сертификата.

Представительзаявителя Кузнецова А.К., в судебном заседании исковые требования поддержала,просила удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что право Ляпунова А.П.на участие в подпрограмме в качестве кандидата на получение государственного жилищногосертификата возникло из следующих подзаконных нормативных актов: постановленияПравительства от хх января 1998 года №71 «О федеральной целевой программе«Государственные жилищные сертификаты», постановления Правительства №700 от ххноября 2003 года «О подпрограмме государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», а также постановлением Правительства РФ №153 от хх марта 2006года., как за гражданином, подлежащим отселению из закрытого военного городка.Считает, что факт открытия военного городка, где проживает в настоящее времясемья Ляпунова А.П. не может свидетельствовать об утрате права на получениегосударственного жилищного сертификата, равно как и быть кандидатом наполучение указанного сертификата.

Суд всоответствии с требованиями статьи 39 ГПК и статьи 196 ГПК РФ рассмотрел делопо заявленным требованиям.

Представителькомандира войсковой части в/ч-1, - Ляпаев В.П.., действующий по доверенности, сзаявлением Ляпунова А.П. не согласился, просил в удовлетворении отказать,полагая доводы не обоснованными. Не оспаривал, что исключение из спискакандидатов в члены ГЖС и из списка нуждающихся в получении жилья должнопроизводится решениями соответствующих жилищных комиссий, данных решений небыло. Однако отсутствовали и основания для включения Ляпунова А.П. в указанныесписки, поскольку в декабре 2005 года военный городок Иркутск-78 был исключених числа закрытых военных городков, а включение заявителя в списки могло бытьтолько по разделу 3 статьи 2 федеральной целевой программы «Государственныежилищные сертификаты», как гражданина, подлежащего переселению из закрытоговоенного городка. Ляпунов А.П. состоял на учете с хх октября 2000 года домомента исключения Иркутска-78 из числа закрытых военных городков, и былисключен из списка кандидатов на получение ГЖС в связи со снятием статусазакрытого военного городка и прекращения основания для получения ГЖС. Внастоящее время жилищной комиссией войсковой части в/ч-1 от хх ноября 2010 годапринято решение об исключении Ляпунова А.П. из списка лиц-кандидатов наполучение ГЖС, как лица, подлежащего отселению из закрытого военного городка,поскольку отпали указанные основания, городок стал открытым, а другихоснований, по которым Ляпунов А.П. мог быть включен в списки кандидатов наполучение ГЖС, не имеется, а именно Ляпунов А.П. не является лицом нуждающеесяв жилой площади, поскольку увольнение последнего имело место быт по окончаниисрока контракта, а не по организационно-штатным мероприятиям, и не по состояниюздоровья, при этом он не был признан в установленном законом порядке,нуждающимся в улучшении жилищных условий, не имеет Ляпунов А.П. и стажа военнойслужбы в календарном исчислении продолжительностью более 20 лет, в связи с чемне был он и включен с список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представительвойсковой части в/ч-2 Алексенко.Ю.С.действующая на основании доверенности, стребованиями Ляпунова А.П. не согласилась, указав при этом на то, что действиявойсковой части в/ч-1 по исключении Ляпунова А.П., и членов его семьи из числакандидатов по участию в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на2004 -2010г.г., входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на2002 -2010 годы, а равно действия должностных лиц войсковой части в/ч-2,являются законными, поскольку заявитель и члены его семьи с декабря 2005 годане имеют права на получение государственного жилищного сертификата на основанииуказанной выше подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». С 2006 годавойсковая часть в/ч-2 готовит списки кандидатов на получение ГЖС из числавоеннослужащих, подлежащих увольнению, а также военнослужащих, уволенных своенной службы, по достижению ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность военной службы, которых в календарномисчислении составляет 10 и более лет, и признанные в установленном порядкенуждающимися в улучшении жилищных условий, а также вдовы военнослужащих.Заявитель, согласно решению 64 гарнизонного военного суда от хх октября 2003года, вступившим в законную силу, Ляпунов А.П. не признан нуждающимся вулучшении жилищных условий. В связи с чем, просит в удовлетворении искаЛяпунову А.П. отказать.

Выслушавстороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявлениеЛяпунова А.П. подлежащим удовлетворению.

Статья 19Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом исудом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданинанезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Посмыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с еестатьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется нетолько на права и свободы, непосредственно провозглашенные КонституциейРоссийской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан,приобретаемые на основании федерального закона.

В силу части 3статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимсяв жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату изгосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии сустановленными законом нормами.

ЗаконодательствомРоссийской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могутулучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договорусоциального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение,право на получение которых удостоверяется государственным жилищнымсертификатом.

Пунктом 1 УказаПрезидента Российской Федерации от хх сентября 1997 года N 1062 «Осовершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых другихкатегорий граждан», в редакции от хх июля 2002 года N 770, в целях обеспеченияпредусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантийвоеннослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военнойреформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходовна обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащихувольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которыенуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являетсявыпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Пунктом 3 этогоУказа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи ипогашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим инекоторым другим категориям граждан.

В соответствиисо статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федеральногоконституционного закона от хх декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативныхуказов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения,обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы иобеспечивает их реализацию.

ПравительствоРоссийской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода кустойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающихдоступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания внем, своим Постановлением от хх сентября 2001 года N 675 утвердило федеральнуюцелевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП «Жилище» на 2002 -2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа «Государственныежилищные сертификаты» (далее - ФЦП «ГЖС»). Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от хх декабря 2005 года N 865 была утвержденаподпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильемкатегорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральнойцелевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Подпрограмма).

Согласно части 5статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе издаватьнормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, вслучаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами,указами Президента Российской Федерации, постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации.

Определениепорядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерациигражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установленыфедеральным законом, указами Президента Российской Федерации, на основаниипункта 6 статьи 12 ЖК РФ отнесено к компетенции органов государственнойвласти Российской Федерации.

В соответствии спунктами 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации,утвержденного Указом Президента Российской Федерации от хх августа2004 года N 1082, оно осуществляет самостоятельно на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфередеятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издаватьнормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к егокомпетенции, а также осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом,закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

Согласно пункту1 Порядка, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от ххиюня 2006 года N 215, настоящий Порядок разработан в соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от хх марта 2006 годаN 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнениегосударственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы"Жилище" на 2002-2010 годы».

Согласно пункту14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядокобеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытыхвоенных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии сподпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственныхжилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнениегосударственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы"Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от хх марта 2006 года N 153 (далее - Правила),право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению иззакрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиямихозяйственной деятельности.

В соответствии спунктом  31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан -участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявившихжелание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральнымиорганами исполнительной власти.

Порядок учетаграждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков,изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения опредоставлении сертификатов указанной категории граждан определяютсяфедеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятсяэти военные городки и поселки.

ПриказомМинистра обороны РФ от хх июня 2006 года N 215 утвержден Порядокформирования списков состоящих на учете в воинских частях и организацияхВооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатови граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищныхсертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

Данныйнормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России хх июля2006 года N 8102 и опубликован в «Бюллетене нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти» N 31, хх июля 2006 года.

Согласно пункту 4 Порядка для включения в список граждан, изъявивших желание получитьсертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскуючасть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделениисертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.

Жилищная комиссиявоинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формируетсписок граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году(приложение N 1 к настоящему Порядку).

Списокформируется по каждой категории граждан в той же хронологическойпоследовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставленына учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищныхусловий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, -в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограммебыли зарегистрированы.

Граждане -участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первуюочередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качественуждающихся в получении жилых помещениях в том же году, но не имеющих права наполучение сертификата в первую очередь.

Из пункта 24 Правил следует, что в целях предварительного распределения средствфедерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан,изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список граждан,изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется сразбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте  5 Правил, в тойже хронологической последовательности, в какой граждане - участникиподпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшениижилищных условий (получении жилых помещений).

При этом всоответствии с пунктом  18 Правил выдачу сертификатов гражданам -участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а»-«в» пункта 5 Правил,осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которыхзаконодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Из пункта 7 Правил следует, что из числа граждан - участников подпрограммы,указанных в подпунктах «а»-«д» и «ж» пункта  5 Правил, субсидиипредоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшениижилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений дляпостоянного проживания на территории Российской Федерации.

В соответствии спунктом  3 Правил сертификаты выпускаются государственным заказчикомподпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов насоответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, впределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете насоответствующий год.

Из содержанияпункта  28 Правил следует, что Государственный заказчик подпрограммы сучетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджетана соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципараспределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а такжесводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органовисполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной властиконтрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат покатегориям граждан, которые до 01 октября года, предшествующего планируемому,доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.

Исходя извышеприведенного смысла пунктов  3, 18, 24, 28 и 31 следует вывод о том,что включение граждан - участников подпрограммы в списки получателей ГЖСосуществляется по категориям, предусмотренным в пункте 5 Правил, ауказанные списки формируются на текущий год. В связи с этим, реализациягражданами - участниками подпрограммы права на получение социальной выплатыпроизводится с учетом категории, предусмотренной в пункте 5 Правил, и всоответствующем году. Именно эти положения и закреплены в абзаце 4 пункта 4 Порядка, утвержденного Министром обороны РФ в рамках своих полномочий.

Пунктом 19Правил устанавливается перечень документов, которые прилагаются гражданами,указанными в пункте 5 Правил, к заявлению (рапорту) об участии вподпрограмме.

Согласноподпункта «а» указанного пункта граждане, указанные в п.п. «а»-«в» пункта 5Правил прилагают к заявлению (рапорту):

-справку обобщей продолжительности военной службы (службы): выписку из приказа обувольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - дляграждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения всписках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) вфедеральном органе исполнительной власти;

-выписку издомовой книги и копия финансового лицевого счета;

-выписку изрешения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качественуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), заисключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка(поселка);

-справку опроживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан,проживающих в таком городке (поселке);

-копиядокумента, подтверждающего право на дополнительную площадь жилою помещения (вслучаях, когда такое право предоставлено законодательством РоссийскойФедерации).

Этой нормойустановлено, что граждане, проживающие в закрытом военной городке, указанные вподпункте «б» пункта 5 Правил, то есть граждане, подлежащие переселению иззакрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиямихозяйственной деятельности, не представляют в соответствующие органы данные опостановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ими представляетсялишь справка о проживании на территории закрытого военного городка. При такихусловиях, формирование списков граждан - получателей ГЖС по категории,предусмотренной подпунктом «б» пункта 5 Правил, на основе представляемыхими документов, с учетом даты их постановки на учет нуждающихся в получениижилых помещений, являлось бы невозможным.

Таким образом,исходя из полномочий, установленных в том числе и пунктом  31 Правил,Министром обороны РФ установлен порядок формирования списков для граждан,подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, вкакой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

Содержаниеприведенных положений указывает на то, что проживание определенных категорийграждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием квыдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификойданных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утратившихсвязь с военным ведомством.

Из анализаприведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан взакрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче имгосударственных жилищных сертификатов, которая производится независимо отоснования увольнения с военной службы, связана со спецификой данных населенныхпунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военнымведомством.

По смыслу пункта14 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условийи предоставления жилых помещений РФ (далее Положение) принятие на учет граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительстварешением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а поместу работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитетапредприятия, учреждения, организации. О принятом решении сообщается гражданам вписьменной форме.

Согласно пункту20 Положения снятие с учета осуществляется по решению органов, которымиграждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Советанародных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам;на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссиипрофсоюзного комитета. О принятом решении граждане должны быть поставлены визвестность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.

Как установленосудом, Ляпунов А.П. проходил военную службу по контракту в войсковой частив/ч-5, в инее 2000 года был уволен по истечению срока контракта. При увольнениидля улучшения своих жилищных условий изъявил желание получить государственныйжилищный сертификат, в связи с чем обратился с заявлением в жилищную комиссиювойсковой части в/ч-1, предоставив необходимые документы. До 2006 года ежегодновключался в списки кандидатов на получение ГЖС, как гражданин, подлежащийотселению из закрытого военного городка, однако в связи с принятием решенияПравительства РФ об открытии военного городка Иркутск-78, Ляпунов А.П. в спискине включался, исключен из списка кандидатов на получение ГЖС решением командиравойсковой части в/ч-1, командира войсковой части в/ч-2, председателя жилищнойкомиссии войсковой части в/ч-1 с нарушением процедуры, предусматривающейрассмотрение Жилищной комиссии войсковой части в/ч-1 вопроса об исключении изсписка кандидатов на получение ГЖС, Ляпунова А.П. , о совершенных действияхзаявитель не был извещен. В настоящее время во исполнение решения Куйбышевскогорайонного суда города Иркутска от хх июля 2010 года, с которым ответчикисогласились, решением жилищной комиссии войсковой части в/ч-1 от хх ноября 2010года Ляпунов А.П. исключен из списка кандидатов на получение ГЖС, в связи стем, что отпали основания для включения в указанные выше списки.

Указанныеобстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Из выписки изприказа войсковой части в/ч-5 от хх июня 2000года следует, что Ляпунов А.П.уволен с военной службы в запас по истечению срока контракта., общаяпродолжительность военной службы майора Ляпунова А.П. в календарном исчислениисоставляет 16 лет 09 месяцев.

Из рапортаЛяпунова А.П. , поданным в 2000 году( точная дата не указана), следует, чтозаявитель просит включить его в состав кандидатов на участие в программе«Государственные жилищные сертификаты» и выдать ГЖС для приобретения жилья вгороде Сочи, обязуется совместно с членами семьи освободить комнату в общежитиипосле приобретения жилья с помощью ГЖС.

Из спискакандидатов на получение государственного жилищного сертификата, утвержденногокомандиром войсковой части в/ч-1, а также согласованным председателем жилищнойкомиссии войсковой части в/ч-1 и командиром войсковой части в/ч-4( в настоящеевремя войсковая часть в/ч-2) хх октября 2000 года, усматривается, что ЛяпуновА.П. был включен в указанный список под №1, на основании рапорта Ляпунова А.П.,поданного на имя на имя командира войсковой части в/ч-1 после увольнения своенной службы.

Из ответаначальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» войсковая часть в/ч-2 № ххххх от хх декабря 2009годана запрос заявителя следует, что последний включался в списки кандидатов наполучение ГЖС в 2002 году, в 2003 году, в 2004 году, что также объективноподтверждается и копиями списков кандидатов на получение ГЖС за указанные годы.

Из содержанияответа начальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» войсковая часть в/ч-2 №ххх от хх февраля 2010года, на запрос заявителя Ляпунова А.П. от хх января 2010 года , следует, что ЛяпуновА.П. и члены его семьи были кандидатами на получение ГСЖ, как граждане,подлежащие переселению из закрытого военного городка, однако распоряжениемПравительства РФ № хххх-р от хх декабря 2005года Иркутск-78( микрорайон Зеленыйв городе Иркутске) был исключен из перечня закрытых военных городковВооруженных сил РФ, в связи с чем отсутствуют основания для включения в спискикандидатов на получение ГЖС, предусмотренного постановлением Правительства №153 от хх марта 2006года.

Решениемжилищной комиссии войсковой части в/ч-1 от хх ноября 2010 года , усматривается,что в связи с исключением из перечня закрытых военных городков Вооруженных СилРФ микрорайона Зеленый-Иркутск-78 ( постановление Правительства РФ № хххх-р отхх декабря 2005 года) (звание) запаса Ляпунов А.П. исключен из спискакандидатов на получение государственного жилищного сертификата, чтоподтверждается копией протокола №10 заседания жилищной комиссии войсковой частив/ч-1 от хх ноября 2010 года.

Данныеобстоятельства в судебном заседании стороны не оспорили.

Возражая, противуказанных доводов заинтересованных лиц, заявитель Ляпунов А.П. суду пояснил,что как лицо, нуждающееся в получении жилья, в связи с увольнением из армии,проживая в общежитии, расположенном в закрытом военном городке, он получилправо на участие в программе ГЖС по отселению граждан из закрытых военныхгородков,. Решение о включении его и членов его семьи в список кандидатов наполучение ГЖС было принято Жилищной комиссией войсковой части в/ч-1,утвержденным командира войсковой части в/ч-1, что было также подтверждено иуведомлением от хх августа 2008 года председателя жилищной комиссии войсковойчасти в/ч-1 Х. .

Допрошенный всудебном заседании в качестве свидетеля Х. А.А. суду пояснил, что военнослужащийЛяпунов А.П. действительно состоял в списках кандидатов на получение ГЖС по2005 год, Впоследствии, в 2008 году, им действительно было направлено письмо вадрес Ляпунова А.П. с целью узнать о возможных у Ляпунова А.П. иных основанияхдля включения его в списки кандидатов на получение ГЖС, однако последний неявился на жилищную комиссию, каких-либо документов, свидетельствующих овозможном изменении оснований для включения в списки кандидатов на получениеГЖС не представил, а так как основания, по которым Ляпунов А.П. ранее включалсяв списки( проживание в закрытом военном городке) отпали, было принято решениеоб исключении его из списков кандидатов на получение ГЖС, которые они готовилиежегодно. Не были Ляпуновым А.П. представлены какие-либо документы дляподтверждения оснований необходимых для включения в списки кандидатов ипозднее, уже после состоявшегося решения суда, которым были признаны действияжилищной комиссии незаконными, они с решением суда согласились и не обжаловалиего.

Из материаловдела также усматривается, что согласно решению 64 Гарнизонного военного суда отхх октября 2003 года Ляпунову А.П. было отказано в удовлетворении исковыхтребований о восстановлении в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий и о предоставлении ему 2-х комнатной квартиры, при этом судом былоустановлено, что Ляпунов А.П. действительно стоял в очереди нуждающихся вулучшении жилищных условий войсковой части в/ч-3, где проходил службу, с 1996года, однако на момент увольнения, и правомерно, в соответствии с действующимзаконодательством (ФЗ «О статусе военнослужащих») был исключен из спискануждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку согласно части 2 статьи 10ФЗ «О статусе военнослужащих» продолжительность военной службы устанавливается вкалендарном исчислении. У Ляпунова А.П. на день увольнения продолжительностьвоенной службы в календарном исчислении составляла 16 лет 04 месяца, когда какв соответствии с требованиями статьи 15 пункту 13 ФЗ «О статусе военнослужащих»военнослужащий не может быть исключен из списка нуждающихся в улучшениижилищных условий без его согласия, исключительно только в том случае, еслипродолжительность военной службы в календарном исчислении превышает 20 лет.Судом также было установлено, что истец Ляпунов А.П. мог быть уволен с военнойслужбы без обеспечения жилым помещением, исходя из оснований увольнения(истечение срока контракта) и продолжительности военной службы, так как статьи15 и 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» такого права за Ляпуновым А.ЯП. не закрепляют.

Данное решениесуда Ляпуновым А.П. обжаловано не было, вступило в законную силу 10 ноября 203года.

Оценивисследованные в суде доказательств в совокупности применительно требованиямстатьи 67 ГПК РФ, а также с учетом действующего законодательства, суд приходитк выводу, что для признания за истцом Ляпуновым А.П. права на участие вподпрограмме в качестве кандидата на получение государственного жилищногосертификата, а следовательно на включение в списки кандидатов необходимоналичие следующих оснований: проживание гражданина в закрытом военном городке;увольнение Ляпунова А.П. с военной службы, по достижению им предельноговозраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы,которого в календарном исчислении составляет 10 и более лет, и признанного вустановленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судомустановлено, что на основании Распоряжения правительства РФ №хххх-р от хх декабря2005 года закрытый военный городок –Иркутск-78 исключен из перечня закрытыхвоенных городков с декабря 2005 года, что свидетельствует о том, что внастоящее время истец Ляпунов А.П. и его семья не являются гражданами,проживающими в закрытом военном городке и подлежащими отселению из него.

Установлено всудебном заседании, и это не оспаривалось самим истцом, что уволился истце своенной службы по истечению срока действия контракта, при этом не имело местобыть увольнение по организационно-штатным мероприятиям, ни по достижениюпредельного возраста, ни по состоянию здоровья, при этом не был истец признан вустановленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судом такжеустановлено, что исключение истца Ляпунова А.П. из списка кандидатов наполучение государственного жилищного сертификата произведено ответчиками вустановленном законом порядке.

При такихобстоятельствах, суд считает, что отсутствие законных оснований для признанияправа на участие в подпрограмме в качестве кандидата на получениегосударственного жилищного сертификата, не могут свидетельствовать о наличии уЛяпунова А.П. в настоящее время права на включение его в списки кандидатов, апоэтому в удовлетворении исковых требований Ляпунову А.П. следует отказать.

Доводы истца вчасти, что он ранее был включен в списки кандидатов на получениегосударственного жилищного сертификата, а следовательно имеет право продолжатьбыть включенным в указанные списки, не могут поколебать выводы суда, посколькуисходя из действующего законодательства такие списки формировались ежегодно,кроме того судом бесспорно установлено, что включение Ляпунова А.П. в спискикандидатов на получение государственного жилищного сертификата было поединственному основанию- проживание гражданина в закрытом военном городке,подлежащим отселению, которое с 2006 года отпало в связи с исключениеммикрорайона Зеленый- Иркутск-78 из списка закрытых военных городков.

Вместе с тем, всудебном заседании установлено, что с 2010 года истец Ляпунов А.П. встал наочередь на улучшение жилищных условий в соответствии с действующимзаконодательством в органах местного самоуправления, в связи с чем, можетреализовать свое право на получение жилья в порядке, установленном законом длявоеннослужащих, в том числе и путем получения государственного жилищногосертификата.

На основанииизложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

В удовлетворенииисковых требований о признании права на участие в подпрограмме в качествекандидата на получение государственного жилищного сертификата Ляпунову А. П.отказать в полном объеме.

Решение можетбыть обжаловано в Иркутский областной суд лицами участвующими в деле черезКуйбышевский районный суд города Иркутска в течение 10 дней с момента получениярешения в окончательной форме.

 

 

Председательствующий:

Н.Н. Акимова