ЗАОЧНОЕРЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевскийрайонный суд г. Иркутска в составе:
председательствующегосудьи Алсыковой Т.Д.,
при секретареМохове А.А.,
с участиемпредставителя истца Кирильчук Н. Н.,
рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело № 2-426/2011 по иску Администрацииг. Иркутска к Кресс Т. А. о продаже с публичных торговжилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ИстецАдминистрация г. Иркутска обратился в суд с иском опродаже с публичных торгов жилого помещения, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 17,18,19. В обоснование иска указал, что собственником указанных квартирявляется Кресс Т.А. В декабре 2009 года в комитет по управлению Правобережнымокругом г. Иркутска обратились жильцы дома № ххх поул. N. г. Иркутска с просьбой принять меры к собственнику квартир № 17,18,19,поскольку Кресс Т.А. нарушает их права, используя жилые помещения не поназначению. В январе 2010 года специалисты отдела ЖКХ установили, что вквартирах № 17,18,19 собственником произведена перепланировка, жилое помещениеиспользуется под гостиницу. Разрешительных актов на перепланировкуАдминистрация г. Иркутска не выдавала. Собственникувыдано предписание об устранении нарушения. Информация о самовольнойперепланировке хх января 2010 года направленаруководителю Службы государственного жилищного контроля. Данное нарушениевыявлено службой государственного жилищного контроля и строительного надзораИркутской области. В соответствии с постановлением Службы государственногожилищного контроля и строительного надзор Иркутской области от хх февраля 2010 года Кресс Т.А. привлечена кадминистративной ответственности по ч.ч 1,2 ст. 7.21 КоАП РФ. Ответчик указанные предписания и постановлениеполучила лично. Однако Кресс Т.А. продолжает нарушать права и интересы соседей,используя жилое помещение не по назначению.
Представительистца Кирильчук Н.Н., действующаяпо доверенности от хх апреля 2010 года № ххх-хх-ххх/хх, в судебномзаседании иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Ответчик КрессТ.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена путем направления в ее адрес судебной повестки, телеграммы.В нарушение требований части 1 статьи 167 ГПК РФ ответчик не известила суд опричинах неявки и не представила письменные доказательства уважительности этихпричин, заявлений с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие в суд непоступало.
С учетомсогласия представителя истца, суд на основании статьи 233 ГПК РФ рассмотрелдело в порядке заочного производства в отсутствие неявившегосяответчика.
Третье лицо настороне истца Цуканова А.Д. в судебное заседание неявилась, об его месте и времени извещена надлежащимобразом, о причинах неявки суду не сообщила.
На основаниитребований статьи 167 суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегосятретьего лица.
Заслушавобъяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные письменныедоказательства в их совокупности, суд считает иск Администрации г. Иркутска подлежащим удовлетворению.
В соответствиисо статьей 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства,определяет какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установленыи какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какойзакон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В этой связи,исходя из заявленных требований и их оснований, суд применяет к правоотношениямсторон нормы Гражданского кодекса РФ о праве собственности и других вещныхправах на жилые помещения, нормы Жилищного законодательства РФ и положенияспециального законодательства в части соблюдения обязательных требований попользованию жилыми помещениями.
Согласно положениямстатьи 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилыепомещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, котороеявляется недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан(отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, инымтребованиям законодательства).
В соответствии спунктом 2 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относитсяквартира.
Пункт 3 названной статьи гласит, что квартирой признаетсяструктурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающеевозможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме исостоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательногоиспользования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иныхнужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии счастями 1,2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат прававладения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношениипринадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и инымправовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передаватьим, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряженияимуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,распоряжаться им иным образом.
Судомустановлено, что Кресс Т.А. является собственником жилых помещений впятикомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв.кв.17,18,19.
Указанноеобстоятельство подтверждается представленными суду доказательствами:
Из свидетельствао государственной регистрации права серии хх АД № ххххх от хх ноября 2009 годаусматривается, что Кресс Т. А. является собственником 2-х комнат №№ 7,8 вкоммунальной квартире, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 17,18,19, на 1-ом этаже, кадастровый номер хх:хх:хххххх:хх:х-ххх-ххх/Д:хх/хх/хх(х/х).
Согласносвидетельству о государственной регистрации права серии 38 АД № ххххх от хх ноября 2009 годаКресс Т. А. является собственником 2-х комнат №№ 30,31 в коммунальной квартире,назначение: жилое, общей площадью 45,5 кв.м., на 1-ом этаже, расположенной поадресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 17,18,19,кадастровый номер хх:хх:хххххх:хх:х-ххх-ххх/Д:хх/хх/хх(хх/хх).
Из свидетельствао государственной регистрации права серии 38 АД № ххххххот хх ноября 2009 года усматривается, что Кресс Т. А.является собственником комнаты № 5 в 5-комнатной коммунальной квартире,назначение: жилое, общей площадью 21 кв.м., на 1-ом этаже, расположенной поадресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 17,18,19,кадастровый номер хх:хх:хххххх:хх:х-ххх-ххх/Д:хх/хх/хх(х).
Согласно частям1,3 статьи 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживанияграждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав изаконных интересов проживающих в этом жилом помещенииграждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических,экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии справилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченнымПравительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье17 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных ПостановлениемПравительства РФ от хх января 2006 года № 25 (далеепо тексту – Правила) собственник жилого помещения в многоквартирном доме (далее- собственник) пользуется жилым помещением по назначению и в пределах,установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пункты а,б,в статьи 19 Правил гласят, чтов качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: использовать жилоепомещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексомРоссийской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживатьнадлежащее состояние жилого помещения.
В соответствии счастью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещенияосуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему направе собственности жилым помещением в соответствии с его назначением ипределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Из части 4названной статьи явствует, что собственник жилого помещения обязан поддерживатьданное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственногообращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правилапользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имуществасобственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного судаРФ от хх июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах,возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РоссийскойФедерации» законом установлены пределы осуществления права собственности нажилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан:использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан(часть 1 статьи 17 ЖК РФ, пункт 2 статьи 288 ГК РФ),поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допускаябесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей,правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общегоимущества собственников помещений в многоквартирном доме. Использованиежилого помещения для осуществления профессиональной деятельности илииндивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдениемположений, установленных частями 2 и 3 статьи 17 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 288 ГКРФ.
Нарушениеустановленных законом пределов осуществления права собственности на жилоепомещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности,предусмотренных законодательством, например, административной в видепредупреждения или штрафа (статьи 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения правасобственности на жилое помещение (статья 293 ГК РФ).
Статья 293Гражданского кодекса РФ гласит, что, если собственник жилого помещенияиспользует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допускаяего разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника онеобходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения -также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения (абз. 1).
Если собственникпосле предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей илииспользовать жилое помещение не по назначению либо безуважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органаместного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торговтакого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средствза вычетом расходов на исполнение судебного решения (абз.2).
Из толкованияназванной нормы закона следует, что в данном случае установлены трисамостоятельных основания принудительного прекращения права собственности нажилое помещение. К их числу относятся: а) использование жилого помещения не поназначению; б) систематическое нарушение прав и интересов соседей; в)бесхозяйственное обращение с жильем, влекущее его разрушение.
Истец в исковомзаявлении ссылается на то, что Кресс Т.А., несмотря на предупрежденияАдминистрации г. Иркутска, привлечение ее кадминистративной ответственности, продолжает нарушать права и интересы соседей,используя жилое помещение не по назначению.
Подиспользованием жилого помещения не по назначению понимается его использованиене для проживания, без предварительного перевода жилого помещения в нежилое.
В соответствии счастью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилоепомещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органомместного самоуправления.
Настаивая на удовлетворениииска, представитель истца Кирильчук Н.Н. пояснила,что спорные квартиры являются жилыми помещениями. Однако вдекабре 2009 года в комитет по управлению Правобережным округом г. Иркутскаобратились жильцы дома № ххх по ул. N. г. Иркутска спросьбой принять меры к собственнику квартир № 17,18,19, поскольку Кресс Т.А.нарушает их права, используя жилые помещения не по назначению – в качествегостиницы, что было установлено, в дальнейшем – в январе 2010 года,специалистами отдела ЖКХ. Кроме того, было установлено, что Кресс Т.А.самовольно произвела перепланировку, разрешение на которую не выдавалось.Ответчику выдано предписание об устранении нарушения, однако указанныепредписания до настоящего времени не исполнены, Кресс Т.А. продолжает нарушатьправа и интересы соседей, используя жилое помещение не по назначению. КрессТ.А. не является индивидуальным предпринимателем, перевод спорного жилогопомещения из жилого в нежилое не производился.
В обоснованиесвоих доводов сослалась на следующие доказательства:
Из ответа МИФНС№ 17 по Иркутской области от хх мая 2010 годаусматривается, что Кресс Т.А. в Едином государственном реестре индивидуальныхпредпринимателей не значится.
СогласноОбращению жильцов квартир № 20-31 дома № ххх по ул.N. г. Иркутска от хх ноября 2010 года жильцыназванных квартир просят принять меры к собственнику квартир № 17,18,19,поскольку Кресс Т.А. нарушает их права, используя жилые помещения не поназначению. Также в обращении указано на произведенную перепланировку названныхквартир, в каждой из 7 комнат находятся отдельныедушевая и туалет.
Из сообщенияи.о. начальника ОУУМ ОМ-6 УВД по г. Иркутску от ххдекабря 2010 года № хх/хх/х-ххххх следует, что сотрудниками ОМ-6 УВД по г. Иркутскупо заявлению Цукановой А.Д. в порядке ст.ст. 144, 145УПК РФ проведена проверка комнат отдыха, расположенных в доме № ххх по ул. N. г. Иркутска, в ходекоторой установлено, что в квартирах № 17,18,19 названного дома расположеныкомнаты отдыха. На момент неоднократных выездов в указанные комнаты отдыханикакого нарушения общественного порядка выявлено не было.
В соответствии сзаключением МУП БТИ г. Иркутска от ххоктября 2009 года в пятикомнатной коммунальной квартире по адресу: г. Иркутск,ул. N., д. ххх, кв. 17-19, на момент техническойинвентаризации хх октября 2009 года произведенаперепланировка: демонтированы перегородки и возведены новые, установленысанитарно-технические приборы, снесены печи. Общая площадь квартиры послеперепланировки составляет 133,3 кв.м., жилая – 77,5 кв.м.
Данная перепланировкаподтверждается также техническим паспортом, составленным по состоянию на хх октября 2009 года.
Из сообщения ОАО«Восточное управление жилищно-коммунальными системами» от ххдекабря 2010 года № 1943 следует, что помещения № 17,18,19 в доме № ххх по ул. N. г. Иркутска числятся как жилые. Начислениеплаты за коммунальные услуги – холодное и горячее водоснабжение, непроизводится, поскольку в указанных жилых помещениях нет зарегистрированныхграждан. В ОАО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами»собственник квартир Кресс Т.А. за выдачей разрешения на подключение семитуалетов не обращалась.
Отсутствиеначисления платы за коммунальные услуги – холодное и горячее водоснабжение, вспорных жилых помещениях подтверждается представленными карточками лицевогосчета Кресс Т.А. № ххххххх за декабрь 2010 года.
Согласно актуосмотра от хх января 2010 года специалист ЖКХКомитета по управлению Правобережным округом г.Иркутска в присутствии сотрудника ОУУМ ОМ-6 УВД по г. Иркутску, двоих понятыхустановил, что в квартирах № 17-19 дома № ххх по ул.N. г. Иркутска выполнена перепланировка: демонтированы межкомнатныеперегородки, смонтированы новые, произведено объединение квартир. Вобъединенном помещении расположено 7 комнат, в каждой из которых оборудовансанузел. Помещение используется под гостиницу.
Заместителеммэра – председателем Комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска Гришаком Д.В. хх января 2010 годавынесено предписание № ххх-хх-ххх/х о незамедлительномустранении нарушений собственником квартир № 17-19 дома № хххпо ул. N. г. Иркутска Кресс Т.А. и приведением помещений в прежнее состояние.
Одновременно с вынесенным предписанием ГришакД.В. обратился к руководителю Службы государственного жилищного контроля истроительного надзора Иркутской области В. Д.А. с просьбой о принятии мерадминистративного воздействия в отношении собственника спорной квартиры засамовольную перепланировку жилого помещения, поскольку разрешительныхдокументов на проведение перепланировки у Кресс Т.А. не имеется.
Согласно сообщению руководителя Службы государственного жилищногоконтроля и строительного надзора Иркутской области В. Д.А. от хх февраля 2010 года № хх-хх-хххх/хх названной Службой проведена проверка жилого помещения,расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх,кв. № 17-19, по результатам которой установлено, что Кресс Т.А. произведенасамовольная перепланировка и переоборудование названного жилого помещения:перенесены и заменены межкомнатные перегородки, дверные проемы,оборудованы дополнительные санузлы с установкой сантехнических приборов.
По факту проведения указанной перепланировки в отношении Кресс Т.А.возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1,2ст. 7.21 КоАП РФ, что подтверждается актом проверки приГосударственном жилищном контроле № хххх/хх от хх февраля 2010 года,постановлением № х-хх/хх поделу об административном правонарушении от хх февраля2010 года. На Кресс Т.А. за самовольную перепланировку и переустройствожилого помещения в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст. 7.21 КоАП РФ наложен штраф в размере х ххх рублей.
Таким образом,оценивая в совокупности вышеприведенные доказательства, судом достоверноустановлено, что помещения, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 17-19, являются жилыми, в установленном закономпорядке не переведены в нежилые. Собственник названныхпомещений Кресс Т.А. самовольно, без получения разрешения уполномоченныхорганов, осуществила перепланировку в данных жилых комнатах, используетпереоборудованные помещения не по назначению – в качестве комнат отдыха(гостиницы), то есть для временного пребывания в них иных граждан. Послевынесения Администрацией г. Иркутска предписания обустранении существующих нарушений Кресс Т.А. названное предписание неисполнила, по настоящее время продолжает использовать спорные жилые помещенияне по их назначению.
Указанныеобстоятельства подтверждаются совокупностью относимых и допустимыхдоказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Доказательств обратногоответчик Кресс Т.А., в нарушение требований статьи 56Гражданско-процессуального кодекса РФ, суду не представила.
Анализируяперечисленные нормы закона, установленные юридически значимые обстоятельства поданному делу, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, судприходит к обоснованному выводу, что ответчик Кресс Т.А., являясь собственникомжилых помещений, расположенных по спорному адресу, использует их не поназначению. Истец исполнил обязанность по предупреждению собственника онеобходимости устранить нарушения, однако предписание органа местногосамоуправления об устранении нарушений ответчик не исполнила. В этой связи уистца возникло право на обращение в суд с иском о продажетаких жилых помещений с публичных торгов с выплатой собственникувырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебногорешения.
Следовательно,иск Администрации г. Иркутска о продаже жилыхпомещений, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх,кв. 17,18,19, подлежит удовлетворению в полном объеме.
С учетомизложенного, руководствуясь требованиями статей 193-199, 233 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
ИскАдминистрации города Иркутска удовлетворить.
Продать спубличных торгов жилые помещения, расположенные по адресу: город Иркутск, улицаN., дом ххх, квартиры № 17,18,19.
Ответчик вправеподать в Куйбышевский районный суд г.Иркутсказаявление об отмене настоящего решения суда в течение семи дней со дня врученияему копии этого решения.
Заочное решениесуда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течениедесяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этогорешения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти днейсо дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: | Т.Д. Алсыкова |