№ 2-854/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевскийрайонный суд города Иркутска Иркутской области в составе:
председательствующегосудьи Глуховой Т.Н.,
при секретареКудреватых А.В.,
с участием истцаКравченко Л.В.,
рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Л. В. кКравченко Н. Г., Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутскойобласти о признании утратившим права пользования жилым помещением и снятии срегистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Кравченко Л.В.обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что на основаниидоговора купли-продажи в 2000 году она приобрела жилое помещение по адресу: г.Иркутск, ул. N., дом ххх, квартира 34, свидетельство о государственной регистрацииправа собственности хх-А № ххххххх от xx.12.2000 года. В указанной квартиревместе с ней проживала и была зарегистрирована её дочь – Кравченко Н.Г. В мае2009 года дочь уехала в г. Киев и обратно не вернулась. В городе Киеве дочьпроживает в квартире своего отца – Кравченко Г.П. по адресу: (адрес исключен).
xx.01.2011 годаКравченко Н.Г. получила «вид на жительство» и право на постоянное проживание наУкраине, в связи с чем возвращаться в Россию не собирается. xx.03.2011 годаКравченко Н.Г. зарегистрирована по вышеуказанному адресу, как по меступостоянного проживания.
Как указываетистица, да настоящего времени Кравченко Н.Г. вселиться в квартиру по адресу: г.Иркутск, ул. N., 121-34, не пыталась, её вещей в квартире нет, оплату за жильёответчица не производит, в связи с чем истица полагает что Кравченко Н.Г.утратила право пользования данным жилым помещением. Регистрация ответчицы вспорной квартире препятствует реализации правомочий истицы как собственника, всвязи с чем она просит суд признать Кравченко Н.Г. утратившей право пользованияжилым помещением по адресу: г. Иркутск, ул. N., 121-34, и обязать УФМС Россиипо Иркутской области снять ответчицу с регистрационного учета по указанномуадресу.
В судебномзаседании истица Кравченко Л.В., исковые требования поддержала в полном объемеи просила суд их удовлетворить.
В соответствии счастью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принял решение по заявленным истицейтребованиям.
ОтветчикКравченко Н.Г., будучи надлежащим образом извещена о месте и времени судебногоразбирательства в суд не явилась, направив заявление с просьбой о рассмотрениидела в ёё отсутствие. Также в заявлении ответчик Кравченко Н.Г. просилаудовлетворить исковые требования в полном объеме. Суд на основании части 5статьи 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное гражданское дело вотсутствие ответчика.
Представительответчика Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области в судне явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Вадресованном суду заявлении просил рассмотреть данное дело в его отсутствие,при этом каких-либо возражений по иску не представил. Кроме того, в своемзаявлении представитель ответчика указал, что регистрирующие органысамостоятельно не могут регистрировать и снимать с регистрационного учетаграждан по месту жительства либо месту пребывания, если нет соответствующегозаявления от гражданина и иных правоустанавливающих документов, в связи с чемобратился к суду с ходатайством о замене ненадлежащего ответчика и привлеченииУправления в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требованийотносительно предмета спора. Суд, в соответствии с требованиями части 5 статьи167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушавобъяснения истицы, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные судуписьменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, полагаетисковые требования Кравченко Л.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судомустановлено, что на основании договора купли-продажи от хх ноября 2000 года,заключенного между Кононенко Г.В. и Кравченко Л.В., последняя приобрела всобственность 24/100 доли в праве общей долевой собственности надевятикомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Иркутск, ул. N., 121, кв.30-35, данное обстоятельство подтверждается указанным договором. Также правособственности Кравченко Л.В. на указанное жилое помещение подтверждаетсясвидетельством о государственной регистрации права серии хх А № ххххххх от ххдекабря 2000 года.
Из домовой книгидля прописки граждан, справки ООО «Сибирская» от хх марта 2011 года,поквартирной карточки, выданной ООО «Сибирская», следует, что в жилом помещениипо адресу: г. Иркутск, ул. N., дом ххх, кв. 34, собственником которого являетсяКравченко Л.В., зарегистрирована кроме собственника жилого помещения её дочь –Кравченко Н. Г. с xx.06.2001 года.
Из карточкилицевого счета на жилое помещение по адресу: г. Иркутск, ул. N., 121-34, такжеследует, что владельцем данного жилого помещения является Кравченко Л.В., вквартире зарегистрировано 2 человека, в том числе Кравченко Н.Г., коммунальныеплатежи начисляются с учетом всех зарегистрированных лиц.
Поддерживаядоводы иска в судебном заседании, истица Кравченко Л.В. дала пояснения,аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении о том, что её дочьКравченко Н.Г. в мае 2009 года уехала на Украину и там осталась проживать вквартире своего отца. В 2011 году дочь получила вид на жительство и разрешениена постоянное проживание на территории Украины, также получила регистрацию поместу жительства, возвращаться в г. Иркутск дочь не намерена. Она (истица)также желает уехать на постоянное место жительства на Украину, в связи с чемсобирается продать квартиру, которая ей принадлежит, однако наличие регистрацииКравченко Н.Г. в этой квартире препятствует ей в реализации своего права.
Доводы истицыподтверждаются следующими доказательствами:
Допрошенная всудебном заседании свидетель Хохлова Т.П. суду показала, что с истицейКравченко Л.В. она знакома по-соседски, поскольку на протяжении 8 лет проживаетпо адресу: г. Иркутск, ул. N. 121, кв. 30, и имеет общую кухню с истицей.Поэтому ей достоверно известно, что дочь истицы – Н. около 2 лет назаддобровольно выехала из квартиры матери и в настоящее время проживает в г.Киеве. С того времени Кравченко Н.Г. обратно не возвращалась, вселиться вквартиру не пыталась, её вещей в квартире нет.
Свидетель К.Ю.И. суду показал, что знакома с семьей Кравченко, так как с ответчицейКравченко Н.Г. они вместе учились в институте, знакомы с 2006 года и понастоящее время поддерживают приятельские отношения. Поэтому ей достоверноизвестно, что ответчица Кравченко Н.Г. уехала из г. Иркутска, где она проживалав квартире своей матери по адресу: ул. N. 121-34, на Украину и в настоящеевремя проживает в г. Киеве. Там она устроилась на работу, получила разрешениена постоянное проживание. Возвращаться в г. Иркутск Кравченко Н.Г. не намерена.
У суда неоснований сомневаться в правильности показаний допрошенных свидетелей посколькуне установлено их личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходедела, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомоложных показаний, а кроме того, их показания согласуются с инымидоказательствами по делу.
Такпредставленные суду проездные документы Кравченко Н.Г. свидетельствуют о том,что последняя xx.04.2009 года выехала из г. Иркутска в г. Москву и далеепроследовала до г. Киева.
Из заявленияКравченко Н. Г. от хх февраля 2011 года удостоверенного государственнымнотариусом Первой киевской государственной конторы, и адресованного судуследует, что Кравченко Н.Г. просит снять её с регистрационного учета по адресу:г. Иркутск, ул. N., дом ххх, кв. 34, в связи с выездом на постоянное местопроживания в Украину. Также из данного заявления следует что Кравченко Н.Г. –гражданка Российской Федерации имеет регистрацию в городе (адрес исключен). 31,о чем хх января 2011 года выдано временное свидетельство на постоянноепроживание серии КИ № хххххх/10-371а. Также суду представлена копия указанногосвидетельства на имя Кравченко Н.Г.
Статья 209 ГК РФгласит, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжениясвоим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношениипринадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и инымправовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передаватьим, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряженияимуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,распоряжаться им иным образом.
В силу статьи288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряженияпринадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилыепомещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилогопомещения может использовать его для личного проживания и проживания членов егосемьи.
Статья 35Конституции РФ гласит, что право частной собственности охраняется законом.Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться ираспоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто неможет быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно статье304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права,хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Кроме того,поскольку между сторонами сложились жилищные правоотношения, которыерегулируются нормами действующего жилищного законодательства.
В соответствиисо статьей 4 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство регулируетотношения пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда.
Статья 11 ЖК РФгласит о том, что защита жилищных прав осуществляется путем, в том числе ипрекращения или изменения жилищного правоотношения.
В соответствиисо статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения,пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилымпомещением в соответствии с его назначением и пределами его использования,которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправепредоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на правесобственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договорабезвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований,установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно требованиямчасти 1 статьи 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятсяпроживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жиломпомещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другиеродственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иныеграждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселенысобственником в качестве членов своей семьи. Согласно части 4 указанной статьи,в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения правопользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этогожилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением междусобственником и бывшим членом его семьи.
Таким образом,именно собственник жилого помещения вправе проживать в квартире с членамисемьи, к которым закон относит супруга, детей и родителей, а также другимилицами, которые ведут с ним общее хозяйство. Указанным лицам предоставленоправо пользования жильем, которое возникает у них с момента вселения ихсобственником на жилую площадь, если при вселении иное не было установленосоглашением.
При этом правопользования занимаемым жилым помещением возникает у членов семьи не из договорас собственником, а исключительно на основе доверительных семейных связей ссобственником жилого помещения, то есть является самостоятельным, хотя ипроизводным основанием возникновения именно вещных, а не обязательственныхправ.
Применяявышеперечисленные нормы материального права при оценке представленных судудоказательств, суд приходит к выводу, что ответчица Кравченко Н.Г. выехав вапреле 2009 года из спорного жилого помещения, принадлежащего на правесобственности Кравченко Л.В., совместно с собственником жилого помещения непроживает, общего хозяйства не ведет, оплату платежей за содержание жилья неосуществляет. Выехав из указанного жилого помещения на постоянное местожительства в другое место, ответчица, тем самым, утратила право пользованияданным жилым помещением, вследствие чего исковые требования Кравченко Л.В.подлежат удовлетворению.
Кроме того, наосновании статьи 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданинпостоянно или преимущественно проживает.
В соответствиисо статьей 7 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от хх июня 1993 года,снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по местужительства производится органом регистрационного учета, в случае признаниягражданина утратившим право пользования жилым помещением - на основаниивступившего в законную силу решения суда.
В судебномзаседании установлено, что ответчик Кравченко Н.Г. не проживая в спорном жиломпомещении в установленный законом срок в регистрирующие органы добровольно сзаявлением о снятии с регистрационного учета по этому адресу не обращалась. Непроживая в спорном жилом помещении и сохраняя регистрацию, ответчик, в данномслучае, нарушает права и охраняемые законом интересы Кравченко Л.В., каксобственника жилого помещения. Оснований для сохранения регистрации ответчика вспорном жилом помещении суд не усматривает, поскольку, полагает, что, такихоснований не имеется ни с учетом требований закона, ни с учетом обстоятельствдела, установленных судом. Доказательств обратного суду не представлено.
В связи с этимсуд полагает необходимым обязать Управление Федеральной миграционной службыРоссии по Иркутской области снять ответчика Кравченко Н.Г. с регистрационногоучета по указанному выше адресу.
Довод представителяответчика о том, что УФМС России по Иркутской области не является надлежащимответчиком по данному спору суд находит несостоятельным, поскольку всоответствии с действующим законодательством РФ в компетенцию УФМС входитснятие и постановка граждан на регистрационный учет по месту жительства илиместу пребывания, в том числе и по решению суда. Поскольку, истцом заявленыисковые требования о возложении обязанности на УФМС России по Иркутской областиснять ответчика с регистрационного учета по спорному адресу, а возложениеобязанности на третье лицо противоречит действующему процессуальномузаконодательству, суд приходит к выводу о том, что УФМС России по Иркутскойобласти является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.
На основанииизложенного и руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковыетребования Кравченко Л. В. удовлетворить.
ПризнатьКравченко Н. Г. утратившей право пользования жилым помещением – квартирой,расположенной по адресу: город Иркутск, улица N., дом ххх, квартира 34.
ОбязатьУправление Федеральной миграционной службы по Иркутской области снять КравченкоН. Г. с регистрационного учета по адресу: город Иркутск, улица N., дом ххх,квартира 34.
Решение можетбыть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд черезКуйбышевский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня принятиярешения судом в окончательной форме.
Председательствующий: | Т.Н. Глухова |