РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2011 года | г. Иркутск. |
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Ханхалаева К.А.,
при секретаре Колибабчук А.М.,
с участием представителя истца по доверенности Ветровой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1127/2011 по иску Казанцевой С. Н. к Администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Казанцева С.Н. обратилась в суд с иском, указав в обоснование, что является собственником одноэтажного каркасно-засыпного жилого дома литер А, общей площадью хх,х кв.м., 1951 года постройки, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 16 на основании договора дарения от xx.02.1987 года. Право собственности на указанный дом зарегистрировано хх марта 2010 года. Данный жилой дом расположен на земельном участке мерою ххх кв.м., закрепленном за прежним владельцем на основании решения Иркутского городского Совета народных депутатов от xx.01.1987 г № 15/41. Она постоянно проживает в указанном доме с 1987 года со своей семьей и имеет постоянную регистрацию по указанному адресу. В связи с невозможностью проживания всей семьей в старом доме из-за его ветхости и небольшой площади она в 2009 году в границах предоставленного под старый дом земельного участка за свой счет построила новый одноэтажный жилой дом из пескоблоков, литер Б общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м.. При строительстве нового дома она разрешение на строительство не получала, проект дома с контролирующими органами не согласовывала. Истица просит признать за ней право собственности на самовольно построенный жилой дом из пескоблоков, литер Б, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., 16.
В судебном заседании представитель истца Ветрова В.П., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Истица Казанцева С.Н., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направив заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика - администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно исковых требовании суду не представил, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Обосновывая исковые требования, представитель истца Ветрова В.П. пояснила, что Казанцева С.Н. является собственником жилого, общей площадью 49 кв.м., расположенном по адресу: г.Иркутск, ул. N. 16. В 2009 году истица своими силами в границах земельного участка построила новый дом, общей площадью хх,х кв.м. на принадлежащие ей денежные средства. Дом является самовольной постройкой, однако он пригоден для проживания, соответствует всем строительным, пожарным, санитарным нормам и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, допросив свидетелей и исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Казанцевой С.Н. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Аналогичные положения о единстве судьбы земельного участка и расположенного на нем строения содержала и статья 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действия Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов от ххянваря 1987 года №15/41 «о рассмотрении заявлений граждан», принято решение выдать регистрационное удостоверение на имя Стреловой Феоктисты А. вместо справки на предмет права собственности от xx.12.1944 г. Полезная площадь дома хх,х кв.м., в т.ч. жилая хх,х кв.м. Площадь земельного участка ххх кв.м. по адресу N., 16.
Согласно нотариально заверенного договора от ххфевраля 1987 года Стрелова Феоктиста А. подарила Казанцевой С. Н. домовладение, находящееся в г. Иркутске, 60а квартале, по улице N. №16, состоящее из одного жилого каркаснозасыпного дома, полезной площадью хх,х кв.м., из них жилой площади хх,х кв.м., четырех сараев и ограждения, расположенного на земельном участке мерою xxxxx.м..
Согласно свидетельства о государственной регистрации права хх АД хххххх от хх марта 2010 года собственником жилого дома, общей площадью 49 кв.м., инв.№ хх:ххх:ххх:ххххххххх, лит.А, по адресу: г.Иркутск, ул. N., д.16 является Казанцева С. Н., xx.хх.хххх г.р., уроженка г. Иркутска.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что за прежним собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 16, был закреплен земельный участок под существующий дом и данный дом не рассматривался как самовольная постройка, и с приобретением права собственности на жилой дом у Казанцевой С.Н. возникло и право пользования земельным участком, занятым этой недвижимостью в соответствии со ст.552 ГК РФ.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ш. А.В. показал, что проживает по соседству с Казанцевой С.Н. на протяжении многих лет и поэтому ему достоверно известно, что истица вместе с мужем построили на территории земельного участка второй жилой дом по адресу: город Иркутск, улица N.,16. Споров по поводу построенного дома, а также по поводу границ земельного участка с соседями нет. Дом никому не мешает, интересы других лиц не нарушаются.
Свидетель Ч. Ж.И. также проживающая по соседству с истицей, дала аналогичные показания.
Суд находит показания свидетелей правдивыми, поскольку не установлено какой-либо их заинтересованности в исходе дела, их показания подтверждаются другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Из технического паспорта на жилой дом составленного xx.10.2010 г. МУП БТИ г. Иркутска и заключения БТИ г.Иркутска от xx.10.201 года следует: жилой дом, расположенный по адресу г. Иркутск, улица N. номер дома 16 литер Б, 2009 года постройки, общая площадь – хх,х кв.м., жилая площадь – хх,х кв.м., выполнен из пескоблоков. Пользователем жилого дома является Казанцева С.Н.
Согласно ответа на запрос ГУ МЧС России по Иркутской области отдела по надзорной деятельности г. Иркутска от ххмая 2011 года за № х-хх-хххх следует, что отдел по надзорной деятельности г. Иркутска, проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: город Иркутск, улица N., 16 литера «Б», сообщает, что указанное строение соответствует требованиям пожарной безопасности.
Из заключения ООО «ВСКБ им. А.А. Якушева» о техническом состоянии жилого дома (лит.Б), расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 16, следует, что жилой дом (лит.Б), общей площадью хх,х кв.м., является пригодным для постоянного использования по назначению, с учетом отделочных работ. Здание имеет II (нормальный) уровень ответственности (ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований»). Конструктивные решения отвечают требованиям СНиП, СанПиН, обеспечивающим безопасность при эксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих угрозу жизни и здоровья людей – не обнаружено. Права и законные интересы других граждан не нарушаются.
По сообщению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» №хх-хх.хх/хххх от хх мая 2011 года индивидуальный жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом 16, общей площадью хх,х кв.м., жилая площадь хх,х кв.м. соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Новая редакция», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Статья 42 Земельного кодекса РФ гласит, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от хх ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от хх декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий, сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что спорный жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., из них жилой хх,х кв.м. является самовольной постройкой, однако, возведен без отступлений от градостроительных норм, соответствует строительным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности. Право пользования земельным участком, на котором расположено самовольное строение, перешло истице на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника дома. Следовательно, суд находит возможным, признать за Казанцевой С.Н. право собственности на самовольную постройку – жилой дом из пескоблоков, литер Б, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., 16.
На основании изложенного и руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Казанцевой С. Н. удовлетворить.
Признать за Казанцевой С. Н. право собственности на одноэтажный жилой дом из пескоблоков, литер Б, общей площадью хх,х м2, в том числе жилой площадью хх,х м2, расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., 16.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья | К.А. Ханхалаев. |